Технология интеграции

Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Суть межпредметной интеграции в поиске единого объединяющего начала, присущего разнохарактерному содержанию, и, как следствие, создание нового интегрированного содержания, которое дает больше возможностей для формирования целостной системы знаний и умений, развития мотивации, познавательного интереса, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся.

Взаимодействие БЖ с другими учебными предметами осуществляется как на уроках, так и во внеучебной деятельности и может быть реализовано через следующие формы интеграции:

· через использование межпредметных связей, за счет эпизодического включения в содержание урока (занятия) материала другого предмета; при этом сохраняется самостоятельность предмета со своими целями, программой, структура урока не меняется. Выделяют:

- предшествующие связи, когда при раскрытии того или иного вопроса, учитель опирается на знания учащихся, полученные при изучении других предметов;

- сопутствующие связи, когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно изучается в курсе другого предмета;

- перспективные (опережающие) – когда изучение материала по предмету опережает их рассмотрение по другим предметам.

Возможно: конструирование и проведение урока двумя или более учителями разных дисциплин; одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; создание интегрированных тем, разделов.

Например, и спользование таких уроков по физической культуре позволило бы осуществлять общефизическую подготовку учащихся к действиям в опасных ситуациях, направленную на развитие силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений, а также специальную физическую подготовку к экстремальным ситуациям (спускаться по веревке, проходить по бревну через овраг, ручей, преодолевать препятствия, применять приемы самообороны и т.д.). Для этого выполняя то или иное упражнение, ученик должен понимать, где ему могут пригодиться данные навыки. Также можно использовать соревнования, игровые задания, моделирующие поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях.

· посредством проведения интегрированных уроков (занятий), которые направлены на рассмотрение комплексных проблем (например, сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью учащихся, значение физической культуры и спорта для человека и т.п.), требующих привлечения знаний из разных предметов.

Возможно проведение:

- уроков на базе одной дисциплины, другая выступает в роли вспомогательной;

- уроков, в которых вклад дисциплин одинаков;

- уроков, в которых учебные дисциплины группируются вокруг определенной учебной проблемы.

Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;

в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке;

г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи;

д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.

· через проведение бинарных уроков, в которых участвуют несколько учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать их взаимосвязь; при этом материал предметов складывается чисто автоматически.

Возможно проведение:

- одного урока совместно двумя учителями разных предметов;

- уроков, на которых последующая учебная тема одного предмета вытекает из предыдущей темы другого.

Например, в 9 классе по программе ОБЖ изучается тема Профилактика травм в школьном возрасте (З ч), в рамках которой рассматриваются Причины травматизма на уроках физической культуры и во время занятий спортом. Виды спорта с высокой степенью травматического риска. Профи­лактика травматизма на уроках физической культу­ры и на занятиях спортом. Одежда, обувь и защитное снаряжение. Данные уроки могут быть проведены совместно двумя учителями

Изучая тему Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях учитель ОБЖ расскажет о Правилах поведения при встрече с ху­лиганами и насильниками, а учитель физкультуры покажет Подручные средства самообороны и отработает спосо­бы самозащиты.

· путем проблемно-интегративного обучения, при котором учитель организует самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы внутри и межпредметных учебных проблем. (примером такого обучения может служить организация проектной, исследовательской деятельности во внеурочное время, например, работа ученика над индивидуальным проектом, который может иметь междисциплинарный характер)

Под межпредметной учебной проблемой понимается форма практической реализации, возникшей в обучении проблемной ситуации межпредметного характера, побуждающей к межпредметному синтезу знаний и способов действий для своего решения проблемы.

· через организацию интегрированных курсов, которые характеризуются блочной подачей материала, выстраивается на объединении нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы. Такие курсы представляют собой систему интегрированных уроков, а также дополнительно игровых, проблемных.

Взаимодействие БЖ с другими предметами во внеучебное время может осуществляться через:

· организацию кружков, секций,

· проведение походов, экскурсий, соревнований, игр, конференций, конкурсов, праздников, викторин, школьных олимпиад,

· организацию встреч со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, школьными психологами, медицинскими работниками, представителями МЧС, ГИБДД, полиции, родителями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: