Комплект перевозочных документов во внутреннем ж.д. сообщении. Правила заполнения и значения каждого листа
Комплект перевозочных документов включает в себя: оригинал ж.д. накладной, дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости, квитанция о приёме груза. Бланки этих четырех документов одинаковы по размеру и расположению общих граф и реквизитов, что дает возможность заполнять их на пишущей машинке под копировальную бумагу, одновременно весь комплект. Н а к л а д н а я — основной перевозочный документ, сопровождающий груз до станции назначения. Она заполняется грузоотправителем на каждую отправку и при выдаче груза вручается получателю. От правильного заполнения накладной во многом зависит сохранность грузов и выполнение сроков его доставки. Точное составление накладной способствует обеспечению безопасности движения поездов, ускорению оборота вагонов и правильности расчетов за перевозки. Накладная имеет юридическое и расчетное значение, поэтому ее графы должны заполняться отправителем отчетливо на пишущей машинке без подчисток и помарок, а изменения сведений, внесенных в накладную железной дорогой, должны быть заверены подписью работника дороги и штемпелем станции. Д о р о ж н а я в е д о м о с т ь — документ расчетно-финансового значения — содержит данные о сроке доставки груза, о проследовании пунктов перехода с дороги на дорогу (календарные штемпели станций перехода) и др. Дорожная ведомость вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения. На станции назначения получатель расписывается в ней о получении груза. Затем с отчетом о выданных грузах ведомость высылают в технологический центр по обработке документов (ТехПД), а оттуда — в информационный вычислительный центр дороги (ИВЦ). По дорожным ведомостям определяют выполненный дорогами объем перевозок, доходы от них, правильность расчетов, выполнение сроков доставки грузов. Квитанция о приеме груза — юридический документ, подтверждающий прием дорогой груза к перевозке от отправителя, которому она выдается. Корешок дорожной ведомости - служит основным документом для определения платы за перевозку при централизованных расчетах и для учета и отчетности о выполнении плана перевозок. Он остается на станции отправления, которая с отчетом об отправленных грузах пересылает его в ТехПД, а оттуда — в ИВЦ дороги отправления для обработки и составления статистических данных.
|
|
Комплект грузовых перевозочных документов для железнодорожного транспорта
в прямом и смешанном сообщении
Перевозочный документ – транспортная железнодорожная накладная (далее накладная) состоит из 4 листов:
|
|
Лист 1 – оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);
Лист 2 – дорожная ведомость (составляется для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры – один экземпляр для входной ж.д. станции, второй для выходной станции из инфраструктуры);
Лист 3 – корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);
Лист 4 – квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).
Лист 1 – форма ГУ 0 27, лист 2.3.4 – машинопечатная форма ГУ – 29 у – ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем и передается перевозчику для дальнейшего заполнения. Листы 2, 3, 4 заполняются перевозчиком компьютерным способом на основании листа 1.
В современный период в практике перевозочных отношений начинают применяться электронная накладная (ЭН).
Маркировка
Предъявляемые к перевозке грузоотправителем тарные и штучные грузы должны иметь транспортную маркировку. Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была видна и сохранилась до конца перевозки. Различают товарную, отправительскую, специальную, транспортную и железнодорожную маркировки.
На тарно-упаковочные и штучные грузы отправитель обязан нанести транспортную маркировку. Маркировка должна соответствовать ГОСТу 14192 – 96 «Маркировка грузов».
Транспортная маркировка состоит из основных, дополнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.
Основные надписи должны содержать:
- полное или сокращенное наименование грузополучателя;
- полное наименование станции назначения;
- число грузовых мест в отправке и порядковый номер внутри отправки (указывается дробью: в числителе – порядковый номер места в отправке; в знаменателе - число мест в отправке).
Дополнительные надписи должны содержать:
- наименование пункта отправления с указанием станции отправления и перевозчика;
- железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке МО, в виде дроби: числитель – марка перевозчика и через тире – число мест в отправке; знаменатель – код станции отправления согласно тарифному руководству.
Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем до предъявления грузов к перевозке в местах общего пользования.
Информационные надписи должны содержать:
- массу брутто и нетто грузового места в кг. Допускается указывать количество изделий в шт.;
- габаритные размеры грузового места в см. Такие размеры не указываю, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м – при перевозке в открытом подвижном составе и 1,2 м – в крытом подвижном составе.
Манипуляционные знаки – изображения, указывающие на способы обращения с грузом.
Грузы, на упаковке которых имеются манипуляционные знаки должны грузиться в вагоны с соблюдением требований этих знаков, надписей.
Транспортная маркировка должна наносится на каждое грузовое место. Основные, дополнительные и информационные надписи допускается наносить не на все места, но не менее, чем на 4, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками. В этом случае замаркированные грузовые места размещают:
в крытых вагонах – по два места у каждой двери маркировкой наружу;
в открытом подвижном составе – в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борота маркировкой вверх. Нанесение этих надписей на грузы, перевозимые в контейнерах, не обязательно. При перевозке грузов насыпью и наливом без тары транспортная маркировка на груз не наносится.
|
|
Погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, возможность механизации ПРР, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.
Грузы должны загружаться в вагоны, контейнеры с учетом технических норм погрузки, но не выше грузоподъемности согласно трафарету на вагоне, контейнере. Грузы, на которые технические нормы погрузки не установлены, загружаются до полной вместимости вагонов, контейнеров.