Содержание
1) Как возникла геометрия?................................................................. 3
2) Геометрия в жизни человека............................................................4
3) Геометрия в начальной школе.........................................................5
4) Методика изучения объемов геометрических тел в курсе геометрии...........................................................................................6
5) Анализ учебников…..........................................................................8
6) Список литературы.........................................................................43
Методика изучения объема геометрических тел в процессе изучения геометрического материала
Как возникла геометрия?
Геометрия-это одна из самых древних наук. Её возникновение вызвано потребностью человека измерять землю. Слово «геометрия» означает землемерие. На заре своего развития, несколько тысяч лет тому назад, геометрия Египта и Вавилона состояла из отделенных правил, полученных опытным путем и предназначавшихся главным образом для вычисления площадей и границ земельных участков.
В последующие века в связи с развитием торговли и ремесла развивается и геометрия, содержание которой значительно усложняется. Перед геометрией возникли новые задачи, связанные с измерением емкости сосудов, вычислением объектов различных тел, задачи, связанные с формой, размерами и взаимным расположением различных предметов [1].
|
|
В измерениях и построениях египтяне пользовались веревками. Если сделать на веревке 12 узелков на равных расстояниях и натянуть её в форме треугольника, то получится прямой угол. Это было очень важно для правильной разметки плодородных земель.
Большая роль в дальнейшем развитии геометрии принадлежит древнегреческим учёным (Фалес, Демокрит, Пифагор, Евклид), которые в значительной степени развили геометрическое учение египтян и наконец в III веке до н. э, придали ей современную форму и содержание. Особенно большая роль в истории развития геометрии принадлежит древнегреческому ученому Евклиду, который в III веке до н.э, обобщил и собрал воедино разрозненные геометрическими сведения своих современников и предшественников, дополнив их своими собственными исследованиями, и дал их систематическое изложение в своих тринадцати геометрических книгах, известных под общим названием «Начала».
«Начала» Евклида является первой удачной попыткой научного построения геометрии. Насколько большой авторитет имели и имеют теперь «Начала» Евклида, видно из того, что вся последующая учебная литературная по элементарной геометрии или дословного копирует Евклида, или написана под большим его влиянием [1].
Геометрия возникла в результате практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни [1].
|
|
Геометрия в жизни человека.
Посмотрите вокруг - всюду геометрия! Современные, космические станции, интерьеры квартир - всё имеет геометрическую форму. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужна ли нам геометрия?»
Геометрия присутствует практически во всех сферах нашей жизни: нас окружают круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, кубические, цилиндрические, конические и другие объекты [2].
Геометрия в быту
Стены, пол и потолок являются прямоугольниками. Многие вещи напоминают окружность, например, обруч, кольцо. Предметов, имеющих форму цилиндра в окружающем нас мире очень много: трубы, бочки, стаканы.
Геометрия в природе
В самой природе много замечательных геометрических форм. Необыкновенно красивы и разнообразны многоугольники, созданные природой. Кристаллы горного хрусталя напоминают отточенный карандаш. Кристалл соли имеет форму куба. Обычная горошина, капельки росы – имеют форму шара. Совершая прогулку в лес, мы наблюдали за природой. Стволы деревьев - цилиндры, ель - конус.
Геометрия в архитектуре
В современной архитектуре смело используются самые разные геометрические формы. Многие жилые дома украшаются колоннами. Геометрические фигуры различной формы можно увидеть в постройке соборов и конструкциях мостов.
Геометрия в начальной школе.
Геометрия – это раздел математики, изучающий геометрические фигуры и их свойства.
Школьный курс геометрии состоит из двух частей: планиметрии и стереометрии. В планиметрии изучаются свойства геометрических фигур на плоскости. Стереометрия- это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве. Слово «стереометрия» происходит от греческих слов «стереос» - объемный, пространственный и «метрео» - измерять [4].
В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Он не выделяется в самостоятельный раздел, а включается в программу каждого года обучения. Но, к сожалению, изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства.
Основная цель состоит в том, чтобы дать учащимся начальные геометрические представления, развить логическое мышление и пространственное воображение детей, сформировать умения узнавать геометрические фигуры и их части, делить геометрические фигуры на составные части, изображать фигуры на чертеже.
Изложение геометрического материала проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. Задания располагаются в порядке усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера.
Учащиеся знакомятся с геометрическими телами и их элементами; развертками геометрических тел. Дети учатся решать задачи на нахождение периметра, площади и объема фигур; знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль и др.
В программе учитываются возрастные особенности детей и материал представляется в форме интересных заданий, сказочных путешествий, дидактических игр, игровых ситуаций, используются стихи, сказки, считалки, загадки, ребусы.
Методика изучения объемов геометрических тел в курсе геометрии.
Объем – это положительная величина той части пространства, которую занимает геометрическое тело.
Понятие объема фигуры вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Первоначальное представление об объеме фигуры связывается у учащихся с подсчетом числа кубиков, длина ребра которых равна линейной единице измерения, заполняющих эту фигуру. Такое представление об объеме позволяет посмотреть в школьном курсе геометрии вопрос об объеме куба и параллелепипеда, вывести формулу для его нахождения. Далее изучается объем призмы, затем объем пирамиды, далее объемы других многогранников.
|
|
Куб - правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат.
Параллелепипед - это четырёхугольная призма, основанием которой являются параллелограммы.
Призма - это многогранник, две грани которого являются равными многоугольниками, лежащими в параллельных плоскостях, а остальные грани - параллелограммами, имеющими общие стороны с этими многоугольниками.
Пирамида - многогранник, одна из граней которого (называемая основанием) — произвольный многоугольник, а остальные грани (называемые боковыми гранями) — треугольники, имеющие общую вершину [4].
Рассматривая УМК «Школа России» М. И. Моро и др. величину «объем» называют «емкостью» и изучают только в 1 классе, во 2 части стр. 38. Объема геометрических тел в данной программе не находится.
По другим программам детей знакомят с понятием объем при рассмотрении трехмерных или объемных фигур.
По программе УМК «Гармония» Н.Б.Истомина и др. в конце 3 класса, во 2 части, стр. 72 вводят куб, рассматривают модели куба и готовят детей к сравнению кубов по объему, продолжают в 4 классе.
При введении понятия объем, дети вспоминают изученные величины, которые вместе с объемом характеризуют размер предметов: длина, площадь.
Учитель объясняет, что кубы сравнивают по объему и предлагает разные способы:
1) сравнить «на глаз»
2) если можно поместить куб полностью внутрь другого.
Объем первого куба < объема второго куба
Учитель должен продемонстрировать, взяв два куба разных размеров с откидными крышками. (Кроме кубов можно использовать другие объемные геометрические фигуры. Призмы, пирамиды, конусы, цилиндры.)
|
|
3) использование мерок.
Показываем, что для сравнения объема используют кубические меры.
1 см³ - это объем куба, длина ребра которого равна 1 см. (1 дм³ - объем куба со стороной 1 дм)
По программе УМК «Система Занкова» И.И.Аргинская и др. рассматривают правила нахождения объема куба и прямоугольного параллелепипеда.
Формула: V=a*b*c где, а-длина, b-ширина, с-высота
Для вывода этого правила используют модель, составленную из кубиков.
Анализ учебников:
УМК «Гармония» Н.Б.Истомина и др.
М4И 2 часть, стр. 34
На странице 34 рассказывают, что такое кубический дециметр
М4И 2 часть, стр. 35
Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, нужно умножить длину на ширину и высоту.
Например, 1) (4*3)*3=36 (см)
УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» И.И.Аргинская и др.
М4А 2 часть, стр. 11
Вводится значение объема
М4А 2 часть, стр. 11
Чтобы сравнить, нужно найти объем каждой фигуры
М4А 2 часть, стр. 13
Выбор и использование произвольных мерок для измерения объема
М4А 2 часть, стр. 14
Выбор и использование произвольных мерок для измерения объема
М4А 2 часть, стр. 16
Введение общепринятых единиц измерения объема
М4А 2 часть, стр. 18
Знакомство с косвенными способами измерения объема прямоугольного параллелепипеда, как результат умножения его длины, ширины и высоты
М4А 2 часть, стр. 26
Правила нахождения объема прямоугольной призмы
Формула: V=a*b*c где, а-длина, b-ширина, с-высота
М4А 2 часть, стр. 36
Результат умножения площади основания на длину бокового ребра и получение формул объема
М4А 2 часть, стр. 38-39
М4А 2 часть, стр. 49
Для начала нам нужно найти количество кубиков на каждом этаже. После их сложить (получилось 30). Затем находим объем одного кубика (5*5*5=125 см). Теперь находим объем всей фигуры (125*30=3750 см)
М4А 2 часть, стр. 77
Чтобы вычислить объем, нужно сначала найти площадь шестиугольника
М4А 2 часть, стр. 108
Для начала находим площадь четырехугольника, после объем призмы
УМК «Перспективная начальная школа» А.Л.Чекин
М3Ч 1 часть, стр. 23
Знакомят с геометрической фигурой – куб
М4Ч 1 часть, стр. 90
Чтобы назвать номер фигуры, нужно вычислить объем каждой
М4Ч 1 часть, стр. 91
Объемными фигурами являются: шар, конус, цилиндр, куб, пирамида
М4Ч 1 часть, стр. 91
Куб с ребром 2 см состоит из 8 кубиков, а куб с ребром 1 см из одного кубика. Значит, объем одной фигуры больше другой в 8 раз
М4Ч 1 часть, стр. 92
Площадь равна: 1*1=1 см²
Объем равен: 1*1*1=1 см³
Кубический сантиметр, потому что ребро куба умножают 3 раза.
Объем куба с ребром 2 см: 2*2*2=8 куб. см
М4Ч 1 часть, стр. 92
В первом сосуде 10 куб. см
Во втором сосуде 30 куб см
В третьем сосуде 70 куб. см
М4Ч 1 часть, стр. 92
Нужно умножить длину, ширину и высоту. 10*5*4=200 куб. см.
Значит, в коробку можно вместить 200 кубиков
М4Ч 1 часть, стр. 93
Нужно:
1) измерить объем без шарика 2) положить в сосуд шарик и измерить объем воды с шариком 3) Вычесть из второго результата первый – это и будет объем самого шарика
М4Ч 1 часть, стр. 93
Объем данной фигуры 24 куб. см, т.к фигура состоит из 24 кубиков с ребром 1 см
(4*3)*2=24 куб. см
М4Ч 1 часть, стр. 94
В 1 дм – 10 см
В 1 дм² - 10*10=100 см²
В 1 дм³ - 10*10*10=1000 см³
М4Ч 1 часть, стр. 100
1 ф. – 11 кубиков
2 ф. – 10 кубиков
3 ф. – 12 кубиков
4 ф. – 12 кубиков
Следовательно, одинаковый объем у фигур 3 и 4
М4Ч 1 часть, стр. 101
Нужно добавить еще 5 кубиков
По формуле, (5*3)*2=30 куб. см
М4Ч 1 часть, стр. 101
Нужно найти объем коробки: (8*5)*3=120 куб. см
Вместится 12 брусков
М4Ч 2 часть, стр. 82
Квадрат – не имеет объем, куб имеет
Имеют объем: 1,3,6,8,9
М4Ч 2 часть, стр. 89
По формуле, (5*3)*1=15 куб. м
УМК «Учусь учиться» Л.Г.Петерсон
М1П 1 часть, стр. 39, 43
В данной программе, уже в 1 классе на стр. 39 и 43 знакомят с объемными фигурами
М2П 2 часть, стр. 46
Подробное знакомство с кубом и прямоугольным параллелепипедом
М2П 3 часть, стр. 40
Единицы измерения объема – литр
М2П 3 часть, стр. 40
Измерение объема с помощью мерок
М2П 3 часть, стр. 40
На стр. 40 вводится определение объема фигуры
М2П 3 часть, стр. 41
На стр. 41 вводятся единицы измерения объема
М2П 3 часть, стр. 41
Нужно определить, какие числа пропущены и найти объем коробки
(5*2)*3=30 куб. см
М2П 3 часть, стр. 41
На стр. 41 вводится формула для нахождения объема
М2П 3 часть, стр. 42
Чтобы найти объем, нужно умножить длину на ширину, а затем полученный результат умножить на высоту
Умножать длину, ширину и высоту в любом порядке
М2П 3 часть, стр. 44
Нужно длину умножить на ширину и получившее на высоту
Например, решим под а) (3*3)*3=27
М2П 3 часть, стр. 49
С помощью нахождения объема, объясняют свойства умножения (переместительное и сочетательное)
М2П 3 часть, стр. 58
В данном задании нужно найти объем двух прямоугольных параллелепипедов и сравнить их. Второй больше на 20 дм
М2П 3 часть, стр. 66
Мы можем сосчитать открытые кубики, у первой фигуры получается длина 5 см, ширина 2 см, высота 3 см:(5*2)*3=30 куб. см
Так же находим у второй фигуры и сравниваем
М2П 3 часть, стр. 104
По формуле находим объем первой фигуры: (5*4)*3=60 куб. дм
Объем второй:
(4*4)*4=64 куб. дм
Сравниваем фигуры:
64-60=4 куб. дм
М2П 3 часть, стр. 105
В каждом ряду по 3 кубика, нужно (3*3)*3=27 (дм³) и получим объем прямоугольного параллелепипеда
М2П 3 часть, стр. 105
Находим по формуле, (5*4)*3=60 куб. м
М3П 1 часть, стр. 105
По формуле, 1) (2∗3)∗1=6 (куб. см) −объем первой фигуры;
2) (2∗3)∗2=12(куб. см) − объем второй фигуры;
3) (2∗3)∗4=24(куб. см) − объем третьей фигуры;
4) (5∗2)∗3=30(куб. см)− объем четвертой фигуры.
М3П 2 часть, стр. 89
Введение формулы
М3П 2 часть, стр. 90
Правила прочтения формулы
М3П 2 часть, стр. 90
Нахождение по формуле,
а) (8*10)*9 = 720 (куб. см)
б) (30*20)*70 = 420000 (куб. м)
Под буквой в) нужно дм перевести в см
в) (20*70)*50 = 70000 (куб. см)
М3П 2 часть, стр. 91
Нахождение по формуле, (3*4)*7 = 84 (куб. м) − объем комнаты
М3П 2 часть, стр. 96
Нахождение по формуле,
А) 6 * 2 * 3 = 36 (куб. см)
Б) 4 * 3 * 2 = 24 (куб. см)
В) 4 * 4 * 4 = 64 (куб. см)
М3П 3 часть, стр. 6
Нахождение по формуле, 50 * 30 * 40 = 60000 (куб. см) − объем аквариума
М3П 3 часть, стр. 36
1) 87 * 43 * 56 = 209496 (см3)
− объем первой фигуры;
2) 62 * 62 * 62 = 238328 (см3)
− объем второй фигуры;
3) 209496 < 238328 − значит второй параллелепипед вместительнее.
М4П 2 часть, стр. 35
Нахождение по формуле,
1) 2 * 3 * 2 = 12 (см3)
2) 1 * 2 * 3 = 6 (см3)
3) 9 * 1 = 9 (см3)
4) 3 * 3 + 2 * 2 + 1 = 14 (см3)
М4П 2 часть, стр. 87
Нужно найти объем каждой комнаты, по формуле и затем сравнить
3*7*3=63 куб. м
5*3*4=60 куб. м
6*4*3=72 куб. м
Третья комната имеет больший объем
УМК «Школа 2100» Т.Е.Демидова и др.
М3Д 1 часть, стр. 24
Знакомство с параллелепипедом и кубом
М3Д 1 часть, стр. 26
Вводят единицу измерения объема – кубический сантиметр и утверждают, что прямоугольный параллелепипед – это объемная фигура
М3Д 1 часть, стр. 26
Под буквой а) можно посчитать кубики или сделать быстрее, найти площадь, значит 4*3=12 (куб.)
Под б) по 12 кубиков 2 ряда, 4*3*2=24
М3Д 1 часть, стр. 27
Введение формулы определения объема
М3Д 1 часть, стр. 27
Нахождение по формуле,
А) 4*1*2=8 (куб. см)
Б) 3*3*3=27 (куб. см)
М3Д 1 часть, стр. 27
Если коробки перевернуть, то длина может стать высотой, а высота – шириной. Чтобы найти объем коробки, нужно умножить длину, ширину и высоту в любом порядке
М3Д 1 часть, стр. 27
Нахождение по формуле, 5*2*1=10 (куб. см)
М3Д 1 часть, стр. 28
Подведение к новой единицы измерения
М3Д 1 часть, стр. 28
Вводят кубический дециметр и кубический метр
М3Д 1 часть, стр. 28
Нахождение по формуле,
А) 4*2*2=16 куб. дм
Б) 3*2*3=18 куб. м
М3Д 1 часть, стр. 31
Площадь квадрата находится по формуле а*а, значит, 4 см²=2 см*2 см. Значит длина грани 2 см.
Находим объем: 2*2*2=8 (куб. см)
М3Д 1 часть, стр. 37
Нахождение по формуле,
3*2*2=12 (куб. дм)
М3Д 1 часть, стр. 51
Нужно разделить фигуру на две части, квадрат и прямоугольник.
1) 2*2*3=12 (куб. дм)
2) 2*4*3=24 (куб. дм)
3) 12+24=36 (куб. дм) – вся фигура
М3Д 1 часть, стр. 71
Можно определить на глаз,
Денис – синяя
Костик – зеленая
Мишка - желтая
М3Д 1 часть, стр. 81
Для начала нужно найти объем комнаты: 6*2*2=24 (куб. м)
Объем шкафа – 24:4=6 (куб. м) т.к. четвертая часть
М3Д 2 часть, стр. 4
Разделили фигуру на 2 прямоугольника, у каждого получилось длина – 3 м, ширина 2 м
Значит, 3*2*2=12 (куб. м) – объем одного прямоугольного параллелепипеда.
Т.к прямоугольника 2, значит, 12*2=24 (куб. м) – объем контейнера
М3Д 2 часть, стр. 59
Раз шкаф занимает тридцатую часть и объем шкафа 2 куб. м, значит, 2*30=60 (куб. м) – объем всей комнаты
М3Д 2 часть, стр. 79
Если сложить два треугольника, то получится квадрат, равный квадрату в центре
3*3=9 (кв. м) – площадь одного квадрата
9*2=18 (кв. м) – площадь двух квадратов
500 см - это 5 м
18*5=90 (куб. м) – объем всего бассейна
М4Д 2 часть, стр. 4
Объем фигуры
1дм³*12=12дм³=12*1000=12000см³
М4Д 2 часть, стр. 19
Если сторона каждого куба равна 3 м, то объём одного куба: 3 * 3 * 3 = 27 м³.
В первой, второй и третьей фигуре 5 кубов, у них одинаковый объём: 27 * 5 = 135 м³ - в каждой. Только в последней фигуре 6 кубов, это фигура и есть лишняя: 27 * 6 = 162 м³
М4Д 2 часть, стр. 69
1) 2*2*2=8(куб.м)-объем 1 куба, из которых состоит вся фигура.
т.к таких кубов (судя по рисунку) 12 штук, то
2) 8*12=96(куб.м) - объем всей фигуры
Проанализировав учебники, можно сделать вывод, что заданий на объем достаточно, но не в каждой программе есть задания на определение объема геометрических тел. По программе «Школа России» величину «объем» называют «емкостью» и изучают только в 1 классе, нет задач на определение объема геометрических фигур. Больше всего заданий по программе «Учусь учиться» Л.Г.Петерсона. В данной таблице приведено количество заданий в каждом классе.
Класс/кол-во заданий | «Гармония» | «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» | «Перспективная начальная школа» | «Учусь учиться» | «Школа 2100» |
1 класс | - | - | - | - | - |
2 класс | - | - | - | 12 | - |
3 класс | - | - | 1 | 6 | 12 |
4 класс | 2 | 10 | 16 | 2 | 3 |
Список литературы
1. https://myalfaschool.ru/articles/istoriya-razvitiya-geometrii
2. https://infourok.ru/geometriya-v-nashey-zhizni-1011444.html
3. Аргинская И.И.и др. УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
4. Атасян Л. С. и др. Геометрия 7-9 классы – М.: Просвещение, 2014г.
5. Демидова Т.Е. и др. УМК «Школа 2100»
6. Истомина Н.Б. и др. УМК «Гармония»
7. Моро М.И. и др. УМК «Школа России»
8. Петерсон Л.Г. УМК «Учусь учиться»
9. Чекин А.Л. УМК «Перспективная начальная школа»