Рекомендации по проведению эффективного мастер-класса

Организация мастер-класса в ДОУ

Мастер-класс – форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.

Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что-то новое, неизвестное для себя.

 

Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых, является отличной формой передачи опыта коллегам.

Преимущества такого подхода:

- высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;

- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;

- развитие гибкости мышления;

- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.

Цели мастер-класса

    Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

    Для того чтобы организовать мастер-класс в ДОУ, необходимо четко определить цель данной формы общения. Она двояка. В первую очередь, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся своими профессиональными секретами, которые могут помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной профессии.

    Также это обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. Благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в ДОУ.

    К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и начинающие работать в своей области специалисты. Эффективное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

    Возможный предмет деятельности во время мастер-класса

- обзор актуальных проблем и технологий;

- различные аспекты и приемы использования технологий;

- авторские методы применения технологий на практике;

- тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.

    Деятельность участников мастер-класса

- изучение разработок по теме мастер-класса;

- участие в обсуждении полученных результатов;

- постановка вопросов, получение консультаций;

- обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;

- предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.

    При организации мастер-класса в ДОУ нужно руководствоваться формулой: «Как? Для кого? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенными, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.

    Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нем могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя.

    Разрабатывая, свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен:

- для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;

- педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием и т п.;

- педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности.

    Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует четко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.

    Мастер-класс предполагает:

- описание общего алгоритма работы;

- практическая деятельность по освоению конкретных приемов с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности;

- обратную связь для участников;

- ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.

Организация мастер-класса в ДОУ

    Продумав содержание мастер-класса, можно перейти к его организационной части, которая имеет несколько особенностей.

    Продолжительность мастер-класса не является постоянной. Обычно – от нескольких часов до целого дня, в зависимости от числа участников, помещения, оборудования, климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Кроме того, при организации мастер-класса должно быть обязательно предусмотрено следующее:

- удобное для проведения занятий помещение; канцелярские принадлежности (листы ватмана, цветные маркеры и т.д.); необходимое методическое оборудование и т.д.

 

Рекомендации по проведению эффективного мастер-класса

(из письма Министерства образования и науки Пермского края)

 

Мастер-класс –

•   форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных
в группы по определенной актуальной теме), знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника;

•   наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе;

•   одна из форм учебного занятия, на котором учитель-мастер, вовлекая
в творческую совместную деятельность каждого ученика, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятельной организации обучения, деятельностного освоения нового;

•   это «изюминка», которую нужно представить творчески, чтобы было актуально и интересно;

•   одна из форм познания посредством активной деятельности участников, решающих индивидуально и совместно поставленную перед ними задачу; признаком данной формы является использование максимального потенциала каждого при создании творческого продукта и взаимодействии всех;

•   это кухня, на которой шеф-повар учит поварят очень «простым» рецептам, которые позволяют общаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться, чтобы достичь высот мастерства.

 

Характерные особенности мастер-класса:

•   Передача и обмен опытом.

•   Деятельностный подход (Активная деятельность участников).

•   Глубокое сочетание теории и практики.

•   Смена деятельности.

•   Наглядность.

•   Образность.

•   Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися).

•   Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов).

•   Проводит яркая личность.

•   Нет назидательности.

•   Вызывает желание сделать, как мастер.

•   Сделать лучше.

•   Простота.

•   Доступность.

•   Творчество.

•   Инициативность.

•   Мозговой штурм.

•   Исполнение различных ролей.

•   Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей.

•   Возможность получить «толчок» к творческой деятельности.

•   Рефлексивная деятельность.

 

Структура мастер-класса:

•   Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач).

•   Тренинг или разминка (активизация деятельности).

•   Блок учебной информации. Основные элементы опыта.

•    Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Образная интерпретация.

•   Рефлексия.

 

Организация мастер-класса:

•   Идея.

•   Подготовка, постановка цели, задач.

•   План.

•   Найти личность мастера (подбор команды).

•   Подбор информации.

•   Реализация проекта.

•   Показ своей презентации (методов, приемов работы).

•   Привлечение параллельно участников к активной деятельности.

•   Рефлексия.

 

Деятельность мастера:

•   работа под девизом «Знаешь сам – научи другого»;

•   умение владеть вниманием аудитории;

•   максимальное вовлечение участников;

•   развитие умения работать индивидуально и в группах;

•   использование новых нетрадиционных форм и методов работы;

•   высокий уровень педагогического мастерства;

•   большое желание работать творчески;

•   проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: