Реформа народного образования

Государственные реформы

· Обещание править по законам Екатерины II.

· Отмена наиболее одиозных решений Павла I: восстановление дворянских собраний, освобождение дворян от телесных наказаний, упразднение Тайной канцелярии, ослабление цензуры.

Государственное строительство

Дата Событие
1801–1803 гг. Работа Негласного комитета для разработки государственных реформ.
1801 г. Образование Непременного совета (совещательного органа).
1802 г. Восстановление в правах Сената (высший судебно-административный орган и «хранитель законов»). Фактически −− толкование ранее изданных законов.
8 сентября 1802 г. Образование восьми министерств.

Отличие коллегий и министерств

Критерии Коллегии Министерства (по состоянию на 1811 г.)
Способ управления Коллегиальный Единоличный
Связь с периферией империи Слабая Единая вертикаль власти
Ответственность Ответственность перед императором (на первых порах важна роль Сената) Ответственность перед императором (министры входят в состав Сената по должности)
Разграничение функций Коллегии часто дублировали функции друг друга Строгое разграничение функций министерств
Охват сфер государственной деятельности Не охвачены полиция, просвещение, почта Стремление охватить все сферы госуправления
Консультации специалистов Не использовались Активно применялись

Крестьянский вопрос

Дата Решение
1801 г. Запрет размещения в газетах публикаций о продаже дворовых крестьян.
12 декабря 1801 г. Предоставление права покупки земель всем сословиям (в т. ч. государственным крестьянам). Разрушение монополии дворян на землю.
1803 г. Указ о вольных хлебопашцах, призванный поощрить выкуп крестьян из крепостной зависимости при сохранении их крепостного состояния.
1804–1805 гг. Положение о лифляндских крестьянах (в 1805 г. распространено на Эстонию). Крестьяне −− пожизненные и наследственные владельцы своих земель, за которые они обязаны отбывать барщину или оброк. Положение не распространяется на безземельных крестьян.

Преобразования в области образовании и печати

Реформа народного образования

Дата Решение
1802 г. Образование Дерптского университета
1803 г. Образование университета в Вильно
1803 г. Указ «Об устройстве училищ»
1804 г. Образование Петербургского педагогического института (университет с 1819 г.), приравненного к университетам
1804 г. Университетский устав

Принципы реформ:

· бессословность и бесплатность начального образования;

· преемственность разных ступеней образования;

· ключевая роль университетов в учебных округах;

· образование −− ключевой критерий при получении должности;

Содержание реформы 1803 г.:

· установление единой системы образования: приходская школа (1 класс) −− уездное училище (3 класса) −− губернская гимназия (шесть классов) −− университет;

· образование шести учебных округов при руководящей роли университетов в них.

Содержание университетской реформы:

· автономия университетов (университетский суд, выборность ректора и профессуры, невмешательство администрации в дела университета);

· унификация университетского образования (четыре отделения: нравственных и политических наук, физики и математики, медицины (восточный факультет в Петербургском педагогическом), словесности);

· образование лицеев (привилегированных средних учебных заведений), приравненных к университетам: 1805 г. −− Демидовский лицей в Ярославле, 1809 г. −−Ришельевский в Одессе, 1811 г. −− Царскосельский.

Устав о цензуре 1804 г:

· цензурные комитеты образуются из преподавателей университетов и гимназий при общем руководстве Министерства народного просвещения;

· цензорам рекомендуется проявлять снисхождение: при двояком толковании текста отдавать предпочтение тому, который выгоден автору;

· поощрение издательской деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: