Государственные реформы
· Обещание править по законам Екатерины II.
· Отмена наиболее одиозных решений Павла I: восстановление дворянских собраний, освобождение дворян от телесных наказаний, упразднение Тайной канцелярии, ослабление цензуры.
Государственное строительство
| Дата | Событие |
| 1801–1803 гг. | Работа Негласного комитета для разработки государственных реформ. |
| 1801 г. | Образование Непременного совета (совещательного органа). |
| 1802 г. | Восстановление в правах Сената (высший судебно-административный орган и «хранитель законов»). Фактически −− толкование ранее изданных законов. |
| 8 сентября 1802 г. | Образование восьми министерств. |
Отличие коллегий и министерств
| Критерии | Коллегии | Министерства (по состоянию на 1811 г.) |
| Способ управления | Коллегиальный | Единоличный |
| Связь с периферией империи | Слабая | Единая вертикаль власти |
| Ответственность | Ответственность перед императором (на первых порах важна роль Сената) | Ответственность перед императором (министры входят в состав Сената по должности) |
| Разграничение функций | Коллегии часто дублировали функции друг друга | Строгое разграничение функций министерств |
| Охват сфер государственной деятельности | Не охвачены полиция, просвещение, почта | Стремление охватить все сферы госуправления |
| Консультации специалистов | Не использовались | Активно применялись |
Крестьянский вопрос
| Дата | Решение |
| 1801 г. | Запрет размещения в газетах публикаций о продаже дворовых крестьян. |
| 12 декабря 1801 г. | Предоставление права покупки земель всем сословиям (в т. ч. государственным крестьянам). Разрушение монополии дворян на землю. |
| 1803 г. | Указ о вольных хлебопашцах, призванный поощрить выкуп крестьян из крепостной зависимости при сохранении их крепостного состояния. |
| 1804–1805 гг. | Положение о лифляндских крестьянах (в 1805 г. распространено на Эстонию). Крестьяне −− пожизненные и наследственные владельцы своих земель, за которые они обязаны отбывать барщину или оброк. Положение не распространяется на безземельных крестьян. |
Преобразования в области образовании и печати
Реформа народного образования
| Дата | Решение |
| 1802 г. | Образование Дерптского университета |
| 1803 г. | Образование университета в Вильно |
| 1803 г. | Указ «Об устройстве училищ» |
| 1804 г. | Образование Петербургского педагогического института (университет с 1819 г.), приравненного к университетам |
| 1804 г. | Университетский устав |
Принципы реформ:
· бессословность и бесплатность начального образования;
· преемственность разных ступеней образования;
· ключевая роль университетов в учебных округах;
· образование −− ключевой критерий при получении должности;
Содержание реформы 1803 г.:
· установление единой системы образования: приходская школа (1 класс) −− уездное училище (3 класса) −− губернская гимназия (шесть классов) −− университет;
· образование шести учебных округов при руководящей роли университетов в них.
Содержание университетской реформы:
· автономия университетов (университетский суд, выборность ректора и профессуры, невмешательство администрации в дела университета);
· унификация университетского образования (четыре отделения: нравственных и политических наук, физики и математики, медицины (восточный факультет в Петербургском педагогическом), словесности);
· образование лицеев (привилегированных средних учебных заведений), приравненных к университетам: 1805 г. −− Демидовский лицей в Ярославле, 1809 г. −−Ришельевский в Одессе, 1811 г. −− Царскосельский.
Устав о цензуре 1804 г:
· цензурные комитеты образуются из преподавателей университетов и гимназий при общем руководстве Министерства народного просвещения;
· цензорам рекомендуется проявлять снисхождение: при двояком толковании текста отдавать предпочтение тому, который выгоден автору;
· поощрение издательской деятельности.







