КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На 2020 / 2021 учебный год
По дисциплине Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Специальности 54.02.05 Живопись (Станковая живопись)
Для __ 3 ___ курса, группы А___
Преподаватель: ________ Коновалова Анна Игоревна
(фамилия, имя, отчество)
Максимальная учебная нагрузка по рабочему учебному плану на дисциплину 174 час.
В том числе:
Самостоятельная учебная нагрузка 80 час.
Обязательные учебные занятия 94 час.
Количество часов по учебному плану на 2018/2019 учебный год 122 час.
Уроки комбинированные __ 20 ____ час. Уроки сообщения новых знаний 10 час. Уроки повторения ________________час. Лекции ___________ 3 _____________час. Семинары __________ 4 _____________час. | Практические занятия ____ 23 _______час. Лабораторные работы _____________ час. Консультации по курсовой работе __ час. Экскурсии ________________________час. Диспуты _________________________час. Конференции ______________________час. |
Составлен в соответствии с учебной рабочей программой, утвержденной «__»___ 201__г.
________________________________________________________________________________________(кем утвержденная программа)
Рассмотрен на заседании предметно-цикловой комиссии ____________________________
________________________________________________________________________________
Протокол № ____ от «____» _______________ 20 1__г.
Председатель предметно-цикловой комиссии __________ ___________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
№ за нятия | Наименование разделов, тема занятия | Кол-во часов | Календарные сроки изучения (месяц) | Вид занятия | Наглядные пособия | Занятия для с/р | Примечания | |||||
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | ||||||||||||
V семестр | ||||||||||||
РАЗДЕЛ I. Методика преподавания изо. Основные положения | ||||||||||||
1 | Тема 1.1 Методика как предмет изучения. | 1 | Сентябрь | Лекция | Схемы, таблицы | Выписать в рабочую тетрадь определения понятия «методика», «метод обучения» |
| |||||
2 | Классификация методов обучения | 1 | Сентябрь | Практическое | Схемы, таблицы | 1. Подготовить сообщение о выбранной классификации методов обучения (1. Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант; 2. М.А. Данилов, Б.П. Есипов; 3. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; 4. Ю.К. Бабанский; 5. М.И. Махмутов) 2. На основе изученных классификаций составить собственную классификацию методов обучения |
| |||||
3 | Тема 1.2 Прием, метод, средство обучения | 1 | Сентябрь | Комбинированный урок | Схемы, таблицы | 1. Проанализировать понятия, сопоставить их между собой 2. Из предложенной ситуации выписать что является методом, что средством, что приемом обучения |
| |||||
4 | Тема 1.3 Принципы обучения | 1 | Сентябрь | Лекция | Схемы | Привести примеры из собственного опыта на каждый принцип обучения |
| |||||
РАЗДЕЛ II. Зарубежные методы обучения ИЗО | ||||||||||||
5 | Тема 2.1 Методика обучения ИЗО в Древнем мире. (Древнем Египте, Древней Греции) | 1 | Сентябрь | Комбинированный урок | Презентация, методические пособия | Подготовить сообщение в паре с одногруппником о методике обучения ИЗО в Древнем Египте, Древней Греции (на выбор) с примерами заданий, упражнений |
| |||||
6 | Тема 2.2 Методика обучения ИЗО в Средневековой Европе | 1 | Сентябрь | Комбинированный урок | Презентация | Подготовить сообщение в паре с одногруппником о методике обучения ИЗО в Средневековой Европе с примерами заданий, упражнений |
| |||||
7 | Тема 2.3 Методика обучения ИЗО в эпоху Возрождения | 1 | Октябрь | Комбинированный урок | Презентация | Подготовить сообщение в паре с одногруппником о методике обучения ИЗО в эпоху Возрождения с примерами заданий, упражнений |
| |||||
8 | Тема 2.4 Методика обучения ИЗО в период становления Академической системы обучения | 1 | Октябрь | Комбинированный урок | Презентация, методические пособия | Подготовить сообщение в паре с одногруппником о методике обучения ИЗО в период становления академической системы обучения с примерами заданий, упражнений |
| |||||
9 10 | Тема 2.5 Современная система художественного образования за рубежом. Обобщение по разделу | 2 | Октябрь | Комбинированный урок | Презентация | 1. Подготовить сообщение в паре с одногруппником о методике обучения ИЗО за рубежом (страну на выбор) с примерами заданий, упражнений. 2. На основе изученного материала составить таблицу |
| |||||
РАЗДЕЛ III. Методика обучения ИЗО в России | ||||||||||||
11 | Тема 3.1 Методика обучения ИЗО на Руси | 1 | Октябрь | Комбинированный урок | Презентация | Подготовить сообщение в паре с одногруппником о методике обучения ИЗО на Руси с примерами заданий, упражнений |
| |||||
12 | Тема 3.2 Методика обучения ИЗО в период становления и расцвета Академической системы | 1 | Октябрь | Комбинированный урок | Презентация, методические пособия | Подготовить сообщение в паре с одногруппником о методике обучения ИЗО в рамках академической системы обучения с примерами заданий, упражнений конкретного педагога |
| |||||
13 14 | Тема 3.3 Современные методы обучения ИЗО. (игровые м.о., проблемный м.о., проектный м.о, мастер-класс как м.о., малых групп, портфолио и др) | 2 | Октябрь | Комбинированный урок | Презентация, схемы | 1. Подготовить сообщение о методике обучения ИЗО с примерами заданий, упражнений 2. На основе изученного материала составить таблицу |
| |||||
РАЗДЕЛ IV. Цели и задачи обучения ИЗО | ||||||||||||
15 | Тема 4.1 Цели и задачи обучения ИЗО в общеобразовательной и художественной школах | 1 | Октябрь | Комбинированный урок | Таблицы, схемы, методические пособия | Составить таблицу-сравнение целей и задач обучения ИЗО в общеобразовательной и художественной школах |
| |||||
16 | Тема 4.2 Особенности детского творчества. | 1 | Октябрь | Комбинированный урок | Таблицы, схемы, методические пособия | Составить таблицу «Основные стадии изобразительной деятельности» |
| |||||
РАЗДЕЛ V. Урок как основная форма организации учебного процесса | ||||||||||||
17 | Тема 5.1 Классификация уроков. Вид, тип урока | 1 | Ноябрь | Лекция | Таблицы, схемы, методические пособия | Выучить классификацию уроков |
| |||||
18 | Тема 5.2 Организация рабочего места ученика | 1 | Ноябрь | Комбинированный урок | Таблицы, схемы, методические пособия | 1. Составьте перечень необходимого оборудования для проведения уроков в СОШ и ДХШ 2. Составьте схему рабочего места ученика в СОШ и ДХШ 3. Сформулируйте правила заполнения классных журналов |
| |||||
19 | Тема 5.3 Структура урока ИЗО в общеобразовательной школе | 1 | Ноябрь | Комбинированный урок | Таблицы, схемы, методические пособия | Составьте схему структуры урока |
| |||||
20 | Тема 5.4 Структура урока ИЗО в ДХШ | 1 | Ноябрь | Комбинированный урок | схемы, методические пособия | Составьте схему структуры урока |
| |||||
21 22 | Тема 5.5 Составление плана-конспекта урока | 2 | Ноябрь | Комбинированный урок | Таблицы, схемы, методические пособия | Составить 4 плана-конспекта уроков |
| |||||
РАЗДЕЛ VI. Методика ведения уроков ИЗО в общеобразовательной школе | ||||||||||||
23 | Тема 6.1 Методика ведения урока «Рисование на тему…» в общеобразовательной школе | 1 | Ноябрь | Практическое занятие | Методические пособия | Подготовить и провести пробный урок |
| |||||
24 | Тема 6.2 Методика ведения урока-беседы об изобразительном искусстве | 1 | Ноябрь | Практическое занятие | Методические пособия | Подготовить и провести пробный урок |
| |||||
25 | Тема 6.3 Методика ведения урока ДПИ в общеобразовательной школе | 1 | Декабрь | Практическое занятие | Методические пособия | Подготовить и провести пробный урок |
| |||||
26 | Тема 6.4 Методика ведения урока по моделированию, макетированию в общеобразовательной школе | 1 | Декабрь | Практическое занятие | Методические пособия | Подготовить и провести пробный урок |
| |||||
27 | Тема 6.5 Методика ведения урока по аппликации, коллажу в общеобразовательной школе | 1 | Декабрь | Практическое занятие | Методические пособия | Подготовить и провести пробный урок |
| |||||
28 | Тема 6.6 Методика ведения урока в нетрадиционной форме (Урок-игра, урок-викторина, урок-экскурсия) | 1 | Декабрь | Практическое занятие | Методические пособия, презентация | Подготовить и провести пробный урок |
| |||||
РАЗДЕЛ VII. Методика ведения уроков в детской художественной школе | ||||||||||||
29 | Тема 7.1 Основные виды уроков в ДХШ | 1 | Декабрь | Урок сообщения новых знаний | Методические пособия | Выписать методику ведения работы (этапы) в ДХШ |
| |||||
30 | Тема 7.2 Специфика ведения уроков в ДХШ | 1 | Декабрь | Урок сообщения новых знаний | Методические пособия | Составить «портрет» ученика ДХШ |
| |||||
31 | Тема 7.3 Составление план-конспекта урока в ДХШ | 1 | Декабрь | Практическое занятие | Методические пособия | Составить план-конспект урока в ДХШ |
| |||||
32 | Обобщающее занятие по курсу | 1 | Декабрь | Практическое занятие |
| |||||||
VI семестр | ||||||||||||
33 | Тема 7.4 Методика ведения уроков живописи | 1 | Январь | Урок сообщения новых знаний | Таблицы, методические пособия, компьютер | Выписать цели и задачи предмета «Станковая живопись» из ФГТ |
| |||||
34 | Специфика ведения уроков живописи в ДХШ и ДШИ. | 1 | Январь | Урок сообщения новых знаний | Таблицы, методические пособия, компьютер | Выписать методику ведения натюрморта в любой технике |
| |||||
35 | Формирование навыков планирования и проведения уроков живописи. | 1 | Февраль | Семинар | Таблицы, методические пособия, компьютер | Составить план-конспект урока по живописи |
| |||||
36 | Применение методик преподавания на уроках живописи. | 1 | Февраль | Практическое занятие | Таблицы, методические пособия, компьютер |
| ||||||
37 | Тема 7.5 Методика ведения уроков рисунка. | 1 | Февраль | Урок сообщения новых знаний | Таблицы, методические пособия, компьютер | Выписать цели и задачи предмета «Рисунок» из ФГТ |
| |||||
38 | Три основных этапа работы над рисунком. | 1 | Февраль | Семинар | Таблицы, методические пособия, компьютер | Выучить этапы ведения работы над рисунком |
| |||||
39 | Формирование навыков планирования и проведения уроков рисунка | 1 | Март | Практическое занятие | Таблицы, методические пособия, компьютер | Составить план-конспект урока по рисунку «Гипсовые фигуры» |
| |||||
40 | Тема 7.6 Методика ведения урока рисунка «Гипсовые части лица». | 1 | Март | Урок сообщения новых знаний | Таблицы, методические пособия, компьютер | Написать методику ведения рисунка «Гипсовые части лица» |
| |||||
41 | Тема 7.7 Методика ведения урока «Знакомство с изобразительными средствами рисунка». | 1 | Март | Урок сообщения новых знаний | Таблицы, методические пособия, компьютер | Выписать изобразительные средства рисунка |
| |||||
42 | Формирование навыков планирования и проведения уроков с учётом специфики поставленных задач.. | 1 | Март | Практическое занятие | Таблицы, методические пособия, компьютер | Составить план-конспект урока по рисунку посвящённых пятну, линии и штриху |
| |||||
43 | Тема 7.8 Методика ведения уроков скульптуры. | 1 | Март | Урок сообщения новых знаний | Таблицы, методические пособия, компьютер | Выписать цели и задачи предмета «Скульптура» из ФГТ |
| |||||
44 | Формирование навыков планирования и проведения уроков скульптуры | 1 | Март | Практическое занятие | Таблицы, методические пособия, компьютер | Записать методику ведения работы над круглой скульптурой |
| |||||
45 | Формирования перечня оборудования, необходимого для проведения занятий по скульптуре. | 1 | Апрель | Практическое занятие | Таблицы, методические пособия, компьютер | Составить список необходимого оборудования для проведения занятий |
| |||||
46 | Составление планирования уроков скульптуры. | 1 | Апрель | Практическое занятие | Таблицы, методические пособия, компьютер | Составить план-конспект урока по скульптуре |
| |||||
47 | Тема 7.9 Методика ведения пленэра. | 1 | Апрель | Урок сообщения новых знаний | Таблицы, методические пособия, компьютер | Выписать цели и задачи предмета «Пленэр» из ФГТ |
| |||||
48 | Формирование навыков планирования и проведения пленэра. | 1 | Апрель | Практическое занятие | Таблицы, методические пособия, компьютер | Составить план-конспект урока по пленэру |
| |||||
РАЗДЕЛ VIII. Основы планирования учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству | ||||||||||||
49 | Тема 8.1 Нормативно-правовое обеспечение образования. Федеральный закон об образовании в РФ | 1 | Апрель | Комбинированный урок | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Изучить предложенные документы |
| |||||
50 | Концепция духовно-нравственного развития | 1 | Апрель | Семинар | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Письменно ответить на вопросы |
| |||||
51 | Тема 8.2 Документы, отражающие содержание образования РФ: ФГОС, учебная программа, учебный план | 1 | Апрель | Урок-сообщение новых знаний | Электронные ресурсы | Изучить ФГОС НОО, ФГОС ООО предметную область «Искусство», «Изобразительное искусство» |
| |||||
52 | Тема 8.3. Основы планирования учебно-воспитательной работы по ИЗО | 1 | Апрель | Комбинированный урок | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Выписать основные цели и задачи планирования |
| |||||
53 | Составление плана учебно-воспитательной работы. | 1 | Апрель | Практическое занятие | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Составить план учебно-воспитательной работы |
| |||||
54 | Тема 8.4 Использование модулей при учебно-воспитательной работе. | 1 | Апрель | Комбинированный урок | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Подготовить сообщение об учебной программе по ИЗО автор на выбор (Б.М. Неменский, В.С. Кузин, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов, Ю.А. Полуянов) |
| |||||
55 | Тема 8.5 Учебные программы для общеобразовательных и художественных школ. Особенности учебных программ | 1 | Май | Семинар | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Составить классификацию образовательных программ |
| |||||
56 | Тема 8.6 Разработка учебной программы по ИЗО. | 1 | Май | Комбинированный урок | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Изучить программы по ИЗО |
| |||||
57 | Формирование общего представления об учебных программах. | 1 | Май | Практическое занятие | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Составить таблицу-сравнение учебных программ по ИЗО для общеобразовательных школ |
| |||||
58 | Формулирование целей и задач программы. | 1 | Май | Практическое занятие | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Составить образовательную программу по ИЗО |
| |||||
59 | Формирование критериев оценивания результатов | 1 | Май | Практическое занятие | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Сформулировать критерии оценивания результатов освоения образовательной программы |
| |||||
60 | Формирование перечня учебно-методического обеспечения | 1 | Май | Практическое занятие | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Сформировать перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса |
| |||||
61 | Составление календарно-тематического плана для образовательной программы | 1 | Май | Практическое занятие | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Составить КТП |
| |||||
62 | Оформление образовательной программы, согласно предъявляемым требованиям | 1 | Май | Практическое занятие | Схемы, таблицы, электронные ресурсы | Оформить образовательную программу |
| |||||
63 | Итоговый контроль | 1 | Июнь |
| ||||||||
64 | Обобщение по курсу | 1 | Июнь |
| ||||||||
Итого | 64ч |
|
| |||||||||
|
|
| ||||||||||
№ заня тия | Наименование разделов, тема | Кол-во часов | Задания для с/р | Примечание | ||||||||
Самостоятельная работа студентов | ||||||||||||
РАЗДЕЛ I. Методика преподавания изо. Основные положения | ||||||||||||
2 | Классификация методов обучения | 2 | Подготовить сообщение о выбранной классификации методов обучения (1. Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант; 2. М.А. Данилов, Б.П. Есипов; 3. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; 4. Ю.К. Бабанский; 5. М.И. Махмутов) |
| ||||||||
2 | Классификация методов обучения | 2 | На основе изученных классификаций составить собственную классификацию методов обучения |
| ||||||||
РАЗДЕЛ II. Зарубежные методы обучения ИЗО | ||||||||||||
5 | Тема 2.1 Методика обучения ИЗО в Древнем мире. (Древнем Египте, Древней Греции) | 3 | Подготовить сообщение о методике обучения ИЗО в Древнем |
| ||||||||
6 | Тема 2.2 Методика обучения ИЗО в Средневековой Европе | 3 | Подготовить сообщение о методике обучения ИЗО в Средневековой Европе с примерами заданий, упражнений |
| ||||||||
7 | Тема 2.3 Методика обучения ИЗО в эпоху Возрождения | 3 | Подготовить сообщение о методике обучения ИЗО в эпоху Возрождения с примерами заданий, упражнений |
| ||||||||
8 | Тема 2.4 Методика обучения ИЗО в период становления Академической системы обучения | 3 | Подготовить сообщение о методике обучения ИЗО в период становления академической системы обучения с примерами заданий, упражнений |
| ||||||||
9
| Тема 2.5 Современная система художественного образования за рубежом. | 3 | Подготовить сообщение о методике обучения ИЗО за рубежом (страну на выбор) с примерами заданий, упражнений.
|
| ||||||||
10 | Обобщение по разделу | 2 | На основе изученного материала составить таблицу «Методика обучения изо за рубежом» |
| ||||||||
РАЗДЕЛ III. Методика обучения ИЗО в России | ||||||||||||
11 | Тема 3.1 Методика обучения ИЗО на Руси | 3 | Подготовить сообщение о методике обучения ИЗО на Руси с примерами заданий, упражнений |
| ||||||||
12 | Тема 3.2 Методика обучения ИЗО в период становления и расцвета Академической системы | 3 | Подготовить сообщение о методике обучения ИЗО в рамках академической системы обучения с примерами заданий, упражнений конкретного педагога |
| ||||||||
13
| Тема 3.3 Современные методы обучения ИЗО. | 3 | Подготовить сообщение о современных методах обучения ИЗО с примерами заданий, упражнений
|
| ||||||||
14 | Тема 3.3 Современные методы обучения ИЗО | 2 | На основе изученного материала составить таблицу «Методика обучения ИЗО в России» |
| ||||||||
РАЗДЕЛ IV. Цели и задачи обучения ИЗО | ||||||||||||
15 | Тема 4.1 Цели и задачи обучения ИЗО в общеобразовательной и художественной школах | 2 | Составить таблицу-сравнение целей и задач обучения ИЗО в общеобразовательной и художественной школах |
| ||||||||
16 | Тема 4.2 Особенности детского творчества. | 2 | Составить таблицу «Основные стадии изобразительной деятельности» |
| ||||||||
РАЗДЕЛ V. Урок как основная форма организации учебного процесса | ||||||||||||
21-22 | Тема 5.5 Составление плана-конспекта урока | 4 | Составить 4 плана-конспекта уроков для общеобразовательной школы: по тематическому рисованию, моделированию, уроке-беседе об искусстве, уроке в нетрадиционной форме |
| ||||||||
РАЗДЕЛ VII. Методика ведения уроков в детской художественной школе | ||||||||||||
31 | Тема 7.3 Составление план-конспекта урока в ДХШ | 2 | Составить план-конспект урока в ДХШ по композиции |
| ||||||||
33 | Тема 7.4 Методика ведения уроков живописи | 2 | Составить план-конспект урока по живописи |
| ||||||||
37 | Тема 7.5 Методика ведения уроков рисунка. | 2 | Составить план-конспект урока по рисунку |
| ||||||||
43 | Тема 7.8 Методика ведения уроков скульптуры. | 2 | Составить план-конспект урока по скульптуре |
| ||||||||
47 | Тема 7.9 Методика ведения пленэра. | 2 | Составить план-конспект урока по пленэру |
| ||||||||
РАЗДЕЛ VIII. Основы планирования учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству | ||||||||||||
55 | Тема 8.5 Учебные программы для общеобразовательных и художественных школ. Особенности учебных программ | 2 | Составить таблицу-сравнение образовательных программ по Изо |
| ||||||||
56 | Тема 8.6 Разработка учебной программы по ИЗО. | 6 | Разработать учебную программу по ИЗО |
| ||||||||
| Итого | 58 |
|
| ||||||||