Критерии оценивания знаний

Дисциплина: ОДБ.11 Биология

Группа: ТЭЭО-19

Дата: 21.05.2020

Преподаватель: Ларионова Н.К.

Задание: Документ или фото выполненной работы прислать по адресу: kitdistergo@mail.ua

(Название файла с ответами: № занятия, дисциплина, группа, Фамилия, имя, студента).

Например: 17-ОДБ-11 Биология, ТЭЭО-19, Сидоров М.

Сроки выполнения:21.05.2020

Задания для дистанционного обучения будут выдаваться в день проведения занятия, согласно расписанию и подмен по адресу: https://s3320.nubex.ru/5989/ или https://vk.com/id314054111

Занятие № 17

Тема: Биологические процессы, происходящие на различных уровнях организации жизни. Контрольная работа. 

Цель:

Дидактическая

Познакомиться с законами устойчивости и уровнями организации живых систем.

Развивающая

Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов; развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли.

Воспитательная

Воспитание творческого отношения к учебной деятельности. Воспитание бережливого отношения к окружающей среде. Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

 

 

План:

1.Биологические процессы, происходящие на различных уровнях организации жизни.

2.Контрольная работа.

Мотивация

Учёные и философы каждой эпохи пытались осмыслить и дать своё определение понятию «жизнь».

«Жизнь — это чередование всяких комбинаций, их нужно изучать, следить за ними, чтобы всюду оставаться в выгодном положении». Оноре де Бальзак

«Жизнь не находится ни здесь, ни там: она повсюду». Эмиль Дюркгейм

Естествознание как часть культуры (в широком смысле), тоже пытается дать свой ответ на вопрос о том, что такое «жизнь».

В 19 веке жизнь определяют как способ существования белковых тел, основанный на самообновлении химических составных частей и характеризующийся постоянным обменом веществ с окружающей средой.

А Владимир Иванович Вернадский, приходит к выводу, что жизнь на нашей планете – явление космическое.

Попробуем осмыслить сложность феномена жизни и его места в Природе?

Лекция №18

Рассмотрите рисунки 6—9. Из каких частей состоят такие биологические системы, как клетка, организм, сообщество организмов? Вспомните, какие химические соединения входят в состав организмов.

Окружающая нас живая природа представляет собой биологические системы разных уровней организации и сложности. По наличию специфических структурно-функциональных единиц жизни и процессов, происходящих с ними, можно выделить шесть основных уровней живой природы: молекулярно-генетический, органоидно - клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный (рис. 6—10).

Молекулярно-генетический уровень. Любая биологическая система всегда состоит из молекул нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, а также других соединений. Структурно-функциональной единицей этого уровня организации жизни является ген — участок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), несущий наследственную информацию о структуре одного белка.

На молекулярно-генетическом уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности — кодирование, передача и реализация наследственной информации. На этом же уровне организации жизни осуществляется процесс изменения наследственной информации.

Органоидно - клеточный уровень. Структурно-функциональной единицей этого уровня организации жизни служит клетка. Из клеток и межклеточного вещества состоят ткани, а ткани образуют органы и системы органов. Отдельная клетка состоит из органоидов — внутриклеточных структур, образованных молекулами органических и неорганических веществ.

Рис. 6. Органоидно - клеточный уровень

На органоидно - клеточном уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии в клетке, ее рост, развитие и деление. Следует подчеркнуть, что клетка, которая может выступать и как целостный организм, т. е. самостоятельная и автономная живая система.

Организменный уровень. Структурно-функциональная единица этого уровня организации жизни — организм. Он может быть одноклеточным, многоклеточным, или представлять собой колонию.

На организменном уровне протекают процессы жизнедеятельности, обеспечивающие существование каждой особи  как самостоятельной живой системы: питание, дыхание, выделение, размножение, рост, развитие и др. Целостность этой системы, т. е. организма, поддерживается взаимосвязью образующих его частей, выполняющих различные функции.

На этом же уровне организации жизни происходит реализация генетической программы организма и его самовоспроизведение. Взаимодействие со средой приводит к появлению у организмов изменчивости. Размножение организмов, осуществляющееся разными путями, обеспечивает не только самовоспроизведение жизни на этом уровне, но и комбинирует признаки родительских особей, участвовавших в размножении, в соответствии с законами наследственности.

Популяционно-видовой уровень. Структурно-функциональной единицей этого уровня организации жизни служит вид организма, представленный в природе живущими на определенной территории особями, связанными родственными связями — популяциями. В популяциях на основе наследственной изменчивости выживают наиболее приспособленные особи, обладающие полезными при определенных условиях признаками. От этих особей постепенно в ходе исторического развития органического мира образуются новые виды организмов, т. е. происходит видообразование.

Рис. 7. Организменный уровень

Биогеоценотический уровень. Популяции разных видов растений, животных, грибов и микроорганизмов вместе с условиями неживой среды, например светом, влагой, воздухом, образуют биогеоценоз. В нем между живыми организмами и неживой природой устанавливаются различные взаимосвязи. В результате изменений, вызванных деятельностью живых организмов или влиянием неживой природы, постепенно одни биогеоценозы превращаются в другие, т. е. происходят их развитие и смена.

Рис. 8. Популяционно-видовой уровень

Биосферный уровень. Все биогеоценозы нашей планеты образуют — биосферу, т. е. оболочку Земли, населенную и активно преобразуемую организмами. В ней происходят глобальные биогеохимические циклы (круговороты веществ и потоки энергии), а также изменения, связанные с эволюцией живой природы и вызванные деятельностью человека.

Рис. 9. Биогеоценотический уровень

Таким образом, жизнь на нашей планете представляет собой открытые для веществ, энергии и информации саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы различного ранга (ген, клетка, организм, вид, популяция, биогеоценоз, биосфера), объединенные происходящими в них процессами жизнедеятельности и развития.

Рис. 10. Биосферный уровень

Основные источники

Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

 

Домашнее задание.

Ответить письменно на задания контрольной работы.

 

Уровень А

Выберите один правильный ответ

А 1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется …

1) гидросфера    2) литосфера 

3) атмосфера    4) биосфера

А 2. Учение о биосфере было создано …

1) Ж.-Б.Ламарком   2) В.И. Вернадским

3) Э.Зюссом            4) Э. Леруа

А3. Живое вещество – это …

1) совокупность всех растений биосферы

2) совокупность всех животных биосферы

3) совокупность всех живых организмов биосферы

4) нет правильного ответа

А 4. К косному веществу биосферы относятся …

1) нефть, каменный уголь, известняк

2) вода, почва

3) гранит, базальт

4) растения, животные, бактерии, грибы

А 5. Повышение содержания углекислого газа в атмосфере вызывает …

1) парниковый эффект

2) накопление углекислого газа в тканях животных

3) появление «озонового экрана»

4) накопление углекислого газа в тканях растений

А 6. Ноосфера – это …

1) сфера прошлой жизни 2) сфера разумной жизни

3) сфера будущей жизни 4) правильного ответа нет

А 7. Термин «биосфера» был предложен:

1) Ж.-Б. Ламарком 3) В.И. Вернадским

3) Э. Зюссом   4) Э. Леруа

А 8. К биокосному веществу биосферы относятся …

1) нефть, каменный уголь, известняк

2) почва

3) гранит, базальт

4) растения, животные, бактерии, грибы

А 9. Слово «биосфера» в переводе означает …

1) природная сфера 2) пространство, заполненное жизнью

3) сфера жизни человека 4) окружающая среда

А 10. Способность организмов поглощать одни газы и выделять другие в ходе

фотосинтеза и дыхания – это функция живого вещества …

1) концентрационная 2) газовая  3) биохимическая

А 11. Круговорот веществ в биосфере регулируется …

1) энергией солнечного света

2) деятельностью живых организмов

3) только деятельностью человека

4) процессом фотосинтеза

А 12. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы

принадлежит

1) бактериям    2) растениям

3) космосу      4) человеку

А 13. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует

1) сохранение биоразнообразия

2) вселение новых видов в экосистемы

3) создание агроэкосистем

4) расширение площади земель, занятых культурными растениями

Уровень  В

В 1. Установите соответствие

 

Примеры

Вещество

 
 

1) лава вулканов

2) метеориты

3) кислород

4) базальт

5) каменный уголь

 6) нефть

А. Биогенное вещество 

Б. Косное вещество

 

         

 

 

В 2. Почему не все оболочки Земли могут населяться живыми организмами?

Объясните на примерах.

В 3. Рассмотрите рисунок «Круговорот веществ и превращение энергии в

биосфере», ответьте на вопрос: Почему круговорот веществ и

превращение энергии это основа существования биосферы.

 

 

Уровень  С

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

В.И. Вернадский писал: «Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом в научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетие, переживаем научные достижения, равных которым не видели долгие поколения наших предков. Стоя на переломе, охватывая взором раскрывающееся будущее, мы должны быть

счастливы, что нам суждено это пережить, в создании такого будущего

участвовать». Каким видел будущее В.И. Вернадский?

 

 

Критерии оценивания знаний.

5 баллов – за развернутый, точный и уникальный ответ в пределах оговоренного задания;

4 балла – за неточный, неуникальный или излишне длинный ответ;

3 балла – за попытку ответить хотя бы что-то на поставленный вопрос;

2 балла – за несоответствие ответа заданию;

1 балл – за невнятные символы вместо ответа;

0 баллов – за полное отсутствие ответа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: