Дисциплина: ОДБ.11 Биология
Группа: ТЭЭО-19
Дата: 21.05.2020
Преподаватель: Ларионова Н.К.
Задание: Документ или фото выполненной работы прислать по адресу: kitdistergo@mail.ua
(Название файла с ответами: № занятия, дисциплина, группа, Фамилия, имя, студента).
Например: 17-ОДБ-11 Биология, ТЭЭО-19, Сидоров М.
Сроки выполнения:21.05.2020
Задания для дистанционного обучения будут выдаваться в день проведения занятия, согласно расписанию и подмен по адресу: https://s3320.nubex.ru/5989/ или https://vk.com/id314054111
Занятие № 17
Тема: Биологические процессы, происходящие на различных уровнях организации жизни. Контрольная работа.
Цель:
Дидактическая
Познакомиться с законами устойчивости и уровнями организации живых систем.
Развивающая
Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов; развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли.
Воспитательная
Воспитание творческого отношения к учебной деятельности. Воспитание бережливого отношения к окружающей среде. Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
|
|
План:
1.Биологические процессы, происходящие на различных уровнях организации жизни.
2.Контрольная работа.
Мотивация
Учёные и философы каждой эпохи пытались осмыслить и дать своё определение понятию «жизнь».
«Жизнь — это чередование всяких комбинаций, их нужно изучать, следить за ними, чтобы всюду оставаться в выгодном положении». Оноре де Бальзак
«Жизнь не находится ни здесь, ни там: она повсюду». Эмиль Дюркгейм
Естествознание как часть культуры (в широком смысле), тоже пытается дать свой ответ на вопрос о том, что такое «жизнь».
В 19 веке жизнь определяют как способ существования белковых тел, основанный на самообновлении химических составных частей и характеризующийся постоянным обменом веществ с окружающей средой.
А Владимир Иванович Вернадский, приходит к выводу, что жизнь на нашей планете – явление космическое.
Попробуем осмыслить сложность феномена жизни и его места в Природе?
Лекция №18
Рассмотрите рисунки 6—9. Из каких частей состоят такие биологические системы, как клетка, организм, сообщество организмов? Вспомните, какие химические соединения входят в состав организмов.
Окружающая нас живая природа представляет собой биологические системы разных уровней организации и сложности. По наличию специфических структурно-функциональных единиц жизни и процессов, происходящих с ними, можно выделить шесть основных уровней живой природы: молекулярно-генетический, органоидно - клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный (рис. 6—10).
|
|
Молекулярно-генетический уровень. Любая биологическая система всегда состоит из молекул нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, а также других соединений. Структурно-функциональной единицей этого уровня организации жизни является ген — участок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), несущий наследственную информацию о структуре одного белка.
На молекулярно-генетическом уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности — кодирование, передача и реализация наследственной информации. На этом же уровне организации жизни осуществляется процесс изменения наследственной информации.
Органоидно - клеточный уровень. Структурно-функциональной единицей этого уровня организации жизни служит клетка. Из клеток и межклеточного вещества состоят ткани, а ткани образуют органы и системы органов. Отдельная клетка состоит из органоидов — внутриклеточных структур, образованных молекулами органических и неорганических веществ.
Рис. 6. Органоидно - клеточный уровень
На органоидно - клеточном уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии в клетке, ее рост, развитие и деление. Следует подчеркнуть, что клетка, которая может выступать и как целостный организм, т. е. самостоятельная и автономная живая система.
Организменный уровень. Структурно-функциональная единица этого уровня организации жизни — организм. Он может быть одноклеточным, многоклеточным, или представлять собой колонию.
На организменном уровне протекают процессы жизнедеятельности, обеспечивающие существование каждой особи как самостоятельной живой системы: питание, дыхание, выделение, размножение, рост, развитие и др. Целостность этой системы, т. е. организма, поддерживается взаимосвязью образующих его частей, выполняющих различные функции.
На этом же уровне организации жизни происходит реализация генетической программы организма и его самовоспроизведение. Взаимодействие со средой приводит к появлению у организмов изменчивости. Размножение организмов, осуществляющееся разными путями, обеспечивает не только самовоспроизведение жизни на этом уровне, но и комбинирует признаки родительских особей, участвовавших в размножении, в соответствии с законами наследственности.
Популяционно-видовой уровень. Структурно-функциональной единицей этого уровня организации жизни служит вид организма, представленный в природе живущими на определенной территории особями, связанными родственными связями — популяциями. В популяциях на основе наследственной изменчивости выживают наиболее приспособленные особи, обладающие полезными при определенных условиях признаками. От этих особей постепенно в ходе исторического развития органического мира образуются новые виды организмов, т. е. происходит видообразование.
Рис. 7. Организменный уровень
Биогеоценотический уровень. Популяции разных видов растений, животных, грибов и микроорганизмов вместе с условиями неживой среды, например светом, влагой, воздухом, образуют биогеоценоз. В нем между живыми организмами и неживой природой устанавливаются различные взаимосвязи. В результате изменений, вызванных деятельностью живых организмов или влиянием неживой природы, постепенно одни биогеоценозы превращаются в другие, т. е. происходят их развитие и смена.
Рис. 8. Популяционно-видовой уровень
Биосферный уровень. Все биогеоценозы нашей планеты образуют — биосферу, т. е. оболочку Земли, населенную и активно преобразуемую организмами. В ней происходят глобальные биогеохимические циклы (круговороты веществ и потоки энергии), а также изменения, связанные с эволюцией живой природы и вызванные деятельностью человека.
|
|
Рис. 9. Биогеоценотический уровень
Таким образом, жизнь на нашей планете представляет собой открытые для веществ, энергии и информации саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы различного ранга (ген, клетка, организм, вид, популяция, биогеоценоз, биосфера), объединенные происходящими в них процессами жизнедеятельности и развития.
Рис. 10. Биосферный уровень
Основные источники
Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Домашнее задание.
Ответить письменно на задания контрольной работы.
Уровень А
Выберите один правильный ответ
А 1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется …
1) гидросфера 2) литосфера
3) атмосфера 4) биосфера
А 2. Учение о биосфере было создано …
1) Ж.-Б.Ламарком 2) В.И. Вернадским
3) Э.Зюссом 4) Э. Леруа
А3. Живое вещество – это …
1) совокупность всех растений биосферы
2) совокупность всех животных биосферы
3) совокупность всех живых организмов биосферы
4) нет правильного ответа
А 4. К косному веществу биосферы относятся …
1) нефть, каменный уголь, известняк
2) вода, почва
3) гранит, базальт
4) растения, животные, бактерии, грибы
А 5. Повышение содержания углекислого газа в атмосфере вызывает …
1) парниковый эффект
2) накопление углекислого газа в тканях животных
3) появление «озонового экрана»
4) накопление углекислого газа в тканях растений
А 6. Ноосфера – это …
1) сфера прошлой жизни 2) сфера разумной жизни
3) сфера будущей жизни 4) правильного ответа нет
А 7. Термин «биосфера» был предложен:
1) Ж.-Б. Ламарком 3) В.И. Вернадским
3) Э. Зюссом 4) Э. Леруа
А 8. К биокосному веществу биосферы относятся …
1) нефть, каменный уголь, известняк
2) почва
3) гранит, базальт
4) растения, животные, бактерии, грибы
|
|
А 9. Слово «биосфера» в переводе означает …
1) природная сфера 2) пространство, заполненное жизнью
3) сфера жизни человека 4) окружающая среда
А 10. Способность организмов поглощать одни газы и выделять другие в ходе
фотосинтеза и дыхания – это функция живого вещества …
1) концентрационная 2) газовая 3) биохимическая
А 11. Круговорот веществ в биосфере регулируется …
1) энергией солнечного света
2) деятельностью живых организмов
3) только деятельностью человека
4) процессом фотосинтеза
А 12. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы
принадлежит
1) бактериям 2) растениям
3) космосу 4) человеку
А 13. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует
1) сохранение биоразнообразия
2) вселение новых видов в экосистемы
3) создание агроэкосистем
4) расширение площади земель, занятых культурными растениями
Уровень В
В 1. Установите соответствие
Примеры | Вещество | |||
1) лава вулканов 2) метеориты 3) кислород 4) базальт 5) каменный уголь 6) нефть | А. Биогенное вещество Б. Косное вещество
| |||
В 2. Почему не все оболочки Земли могут населяться живыми организмами?
Объясните на примерах.
В 3. Рассмотрите рисунок «Круговорот веществ и превращение энергии в
биосфере», ответьте на вопрос: Почему круговорот веществ и
превращение энергии это основа существования биосферы.
Уровень С
Прочитайте текст и ответьте на вопрос
В.И. Вернадский писал: «Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом в научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетие, переживаем научные достижения, равных которым не видели долгие поколения наших предков. Стоя на переломе, охватывая взором раскрывающееся будущее, мы должны быть
счастливы, что нам суждено это пережить, в создании такого будущего
участвовать». Каким видел будущее В.И. Вернадский?
Критерии оценивания знаний.
5 баллов – за развернутый, точный и уникальный ответ в пределах оговоренного задания;
4 балла – за неточный, неуникальный или излишне длинный ответ;
3 балла – за попытку ответить хотя бы что-то на поставленный вопрос;
2 балла – за несоответствие ответа заданию;
1 балл – за невнятные символы вместо ответа;
0 баллов – за полное отсутствие ответа.