Воспитатель в группах детей с ОВЗ – важный партнёр в реализации комплексной реабилитации и в успешной их социализации в общество

Корнева В. А. – заместитель директора по педагогической работе

Федорова С. В. – старший воспитатель ГКУ СО «ОРЦДИ»

Столярова Г. И – Доцент кафедры логопедии Поволжской            

государственной социально-гуманитарной академии

Для решения задач по успешной интеграции детей дошкольников с особыми потребностями в общеобразовательное пространство требуется слаженная кропотливая работа, как специалистов, участвующих в процессе реабилитации, так и родителей. Воспитатели в группах с детьми с ОВЗ являются полноправными партнёрами в реализации методов и приёмов взаимодействия с ребёнком.

В условиях РЦ для детей проводится комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция с активным участием воспитателей групп, которые хорошо знают особенности каждого ребёнка, создают позитивный эмоциональный фон, окружают вниманием ребёнка и его семью, что является важным моментом для последующей социализации детей с особыми потребностями. Сложность и разнообразие имеющихся у детей нарушений требуют от воспитателя индивидуального личностного подхода к каждому ребёнку. Овладение каждым ребёнком с ограниченными возможностями различными видами деятельности побуждает воспитателя к творческому подходу в создании предметно-развивающей среды. Эта среда предполагает вариативность на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровне. Воспитатель организует свою работу так, чтобы максимально сделать доступной зону ближайшего окружения ребёнка: для формирования его самостоятельности в быту, для возможности реализовать свой замысел в игре, для формирования коммуникативных навыков и умений, для решения коррекционно-развивающих задач в комплексной программе реабилитации.

Решать воспитательные задачи в рамках реабилитационного процесса можно посредством создания специальных психолого-педагогических условий, организации занятий и через организацию режимных моментов.

Остановимся на режиме.

К приёму детей в группу воспитатель готовит не только помещение, согласно требованиям санитарных норм, но и готовится сам. Встреча детей с нарушениями интеллектуального или физического развития требует творческого подхода, здесь помимо возрастных особенностей детей учитывается личностно-ориентированный подход не только к ребёнку, но и к его родителям. Поэтому беседа с родителями о самочувствии, о настроении ребёнка с утра, обращение к самому ребёнку с положительными эмоциями и настроением будет являться фундаментом к началу дня. Зная особенности заболевания, воспитатель выбирает приёмы введения ребёнка в группу. Кого-то привлекает интересной игрушкой или занятием, кого-то занимает беседой, кого-то просто берёт за руку. Не забывает также о сопровождении каждого своего практического действия инструкцией, комментариями, объяснением.

Например: ребёнка с нарушением интеллекта можно увлечь яркой игрушкой, приветливой речью, улыбкой, дать руку для приветствия, напомнить о сверстниках и способах взаимодействия с ними. Ребёнку с ДЦП можно предложить руку или помочь пройти в группу, помочь выбрать себе объект для занятия или игры, если ребёнок проявляет самостоятельность, похвалить его. К детям с аутичным поведением нужен специфический подход, чаще всего они сами заходят в группу, со своей игрушкой. И воспитателю достаточно поприветствовать ребёнка, от его имени обратиться с приветствием к детям, объясняя необходимость общения и вызывая интерес к окружающему миру, пытаясь таким образом снизить порог страха у детей с таким заболеванием ко всему новому.

Для овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками опрятности при посещении туалета и при подготовке к приёму пищи воспитатель организует режимный момент так, чтобы в поле зрения и воздействия был каждый ребёнок. При мытье рук  воспитатель помогает действием ребёнку с ДЦП, даёт инструкцию и показывает последовательность действий ребёнку с интеллектуальной недостаточностью, с синдромом Дауна; контролирует действия и даёт инструкцию ребёнку с расстройствами аутистического спектра. Естественно, что в проведении таких моментов воспитателю помогает младший воспитатель или медсестра, однако исключаются элементы гиперопеки.

При организации и приёме пищи проговариваются и показываются действия со столовыми приборами, особое внимание уделяется культуре поведения во время приёма пищи. Оказывается непосредственная помощь в приёме пищи детям с тяжелыми нарушениями. Поощряется стремление к самостоятельности,  культуре поведения и аккуратности.

 При организации игровой и учебной деятельности воспитатель уделяет внимание предметно – развивающей среде в группе, как уже было сказано выше, с учётом доступности окружающих предметов и возможности их использования в коррекции нарушений, т.е. учитывается информационная направленность дидактического материала. Например, уголок по развитию мелкой моторики, игровые уголки по обучению игре и т.д. Коррекционно-педагогическая работа направлена на развитие познавательной активности ребёнка, его самостоятельности, навыкам коммуникативного поведения, развития и коррекции активной речи, на развитие движений. Предметная окружающая среда учитывает наличие специфического оборудования и приспособлений (поручней) для облегчения «врастания ребёнка в социум». Воспитатель учитывает режим нагрузок, время проведения игр и занятий, их чередование, то есть смену деятельности, следит за уровнем шума, за осанкой детей, за зрительной нагрузкой. Частота смены деятельности и быстрая утомляемость детей, потеря интереса к предмету или занятию, побуждает воспитателя быть непосредственным участником в любой деятельности, а в игровой в первую очередь. Стимулируя и напоминая о возможностях и способах действия с предметами, показывая наглядно последовательность действий и проговаривая их, способствует закреплению знаний, навыков и умений. При переключении с одного вида игр на другой воспитатель напоминает о необходимости поддержания порядка в игровой зоне, что помогает ориентироваться в пособиях и не затрудняет свободное передвижение по группе других детей, таким образом, прививаются бытовые навыки и правила культуры поведения, общения, помощи друг другу.Таким образом, в каждом моменте прослеживается повышение уровня социальной активности, адаптированной к сверстникам и социально-коммуникативной компетентности детей. Занятия проводятся по составленному комплексному плану всех специалистов, согласно общим задачам строится работа воспитателей. Организация занятий требует от воспитателя помнить о мотивации, т.е. о желаниях и возможностях. Желание, как известно, возникает, если есть интерес, поэтому наглядность и то, что можно ощутить реально, является главным средством при мотивации к учебной деятельности детей с нарушениями в развитии. Способов вызвать интерес очень много, воспитатель руководствуется тем, что учитывает психологию каждого и понимает, за что ребёнок готов работать. Например, для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, с ДЦП  хорошим стимулом может быть желание порадовать маму, сделать ей подарок, получить жетончик и т.д. Важным является также итог занятия детей: цель должна быть достигнута, поэтому степень оказываемой помощи в выполнении задания со стороны воспитателя, будет разной. Кому - то достаточно подсказать, кому - то показать порядок выполнения, кому - то образец, кому - то требуются совместные действия «рука в руке». Детям с ограниченными возможностями необходимо чувствовать собственную успешность, это позволяет формировать познавательный интерес и позитивное отношение к занятиям.

Учитывая, что в течение первой половины дня ребёнок получает комплекс медицинского воздействия и занятия специалистов, участвует в коллективной жизни группы, воспитатель уделяет особое внимание организации дневного отдыха детей. Перед сном, до обеда, детям предлагаются более спокойные игры, можно почитать детям, рассмотреть картинки, альбомы, организовать просмотр мультфильма.

При подготовке ко сну особое внимание уделяется формированию навыков самообслуживания последовательности их выполнения, аккуратности, самостоятельности. Воспитатель весь процесс контролирует и руководит им. Проговаривает  все действия: названия одежды, её элементов, последовательность действий, объясняет значение и необходимость соблюдения аккуратности. Наиболее значимым приёмом в формировании умений у детей будет являться показ способа выполнения.Однако воспитатель помнит, что ребёнку с ДЦП нужна конкретная действенная помощь, а ребёнок проявивший самостоятельность, но не справившийся с аккуратностью, однозначно заслуживает похвалу.

Сон важный режимный момент, поэтому если по какой-то причине ребёнок не спит, воспитатель следит за тем, чтобы он не мешал отдыху других детей: можно предложить просто полежать, взять в постель игрушку, посидеть рядом с ребёнком.

Вторая половина дня в режиме реабилитационного центра также насыщена различными видами деятельности детей. Воспитатель продолжает организовывать и руководить режимными моментами.

Уход детей домой требует особого внимания воспитателя. Если в течение всего дня ребёнок испытывал положительные эмоции в играх, во время занятий, в общении со сверстниками и с взрослыми, встреча с родителями будет такой же эмоционально окрашенной. Восторг, радость от встречи, желание поделиться с родителями своими успехами воспитатель подкрепляет своими комментариями, в это времяс родителямиобговариваются моменты, на которые необходимо обратить внимание дома.Прощаясь с ребёнком, воспитатель обязательно делает акцент на дальнейшее сотрудничество.

 

Источники.

Малафеев Н.Н. «Особый ребёнок – обычное детство» Журнал «Дефектология» № 6, 2010г.

Е.А.Стребелева, А.В.Зацепина, Е.А.Кинаш «Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта» Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №7, 2013 г.

С.В.Шалиманова «Организация и содержание психолого-педагогической работы с дошкольниками, страдающими ДЦП в условиях стационара» Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 1,2011 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: