Вариант от 05. 09. 2020

№1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Слово «характер» пришло в русский язык из греческого. В переводе оно значит «особенность». У человека формируется либо сильный, либо слабый характер. Воля и характер тесно связаны.

Как воспитать сильную волю и характер? Через препятствия: внутренние и внешние. Внутренние трудности созданы самим человеком (например, лень и пугливость)... А внешние - другими людьми или сложными задачами.

С чего начинать воспитание сильного характера? С достижения целей. Это даст возможность укрепить веру в себя. Но также важна и систематическая тренировка в преодолении трудностей.

№2

Прочитайте текст.

(1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Утро (предложение 1)

2) Свежо (предложение 2)

3) Вас обдаёт (предложение 3)

4) Небо пышет (предложение 4)

5) Лес стоит (предложение 5)

Пояснение:

1 – верно.

2 – верно.

3 – нет, «обдаёт».

4 – нет, «небо темнеет».

5 – нет, «лес стоит, блестит, алеет».

Ответ: 12.

№3

 

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.

Пояснение:

1 – начало причастного оборота.

2 – нет.

3 – нет.

4 – конец причастного оборота.

5 – перечисление.

6 – перечисление.

7 – начало причастного оборота.

8 – нет.

Ответ: 14567.

№4

Замените словосочетание «картофельных полей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Пояснение: полей (чего?) картофеля.

Ответ: полей картофеля.

№5

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ВЫЧИТАНИЕ — правописание чередующейся гласной в корне не определяется правилом (является исключением).

2) НИЗКИЙ (забор) — в качественном имени прилагательном, которое может иметь краткую форму, пишется суффикс -К-.

3) ВКЛЮЧЁННЫЙ — в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.

4) (отнюдь НЕ) ЗАБОТЛИВЫЙ — причастие с зависимым словом пишется с НЕ раздельно.

5) РАЗЪЯСНИТЬ — буква Ъ пишется в корне слова для обозначения твёрдости предшествующего согласного звука.

Пояснение:

1 – нет, написание корня зависит от суффикса «а».

2 – да.

3 – да.

4 – нет, пишется так из-за «отнюдь не».

5 – нет, так пишется из-за «я».

Ответ: 23.

№6

(1)Всех женщин своей большой семьи, от бабушки до правнучки, прадед называл «доченьками». (2)Всех мужчин – «сыночками». (3)Последние годы он был совсем слеп, отличал только свет от тьмы: видел окно, горящую лампу. (4)Разговаривал он мало, но постоянно что-то шептал так тихо, что было почти неслышно. (5)Видно было только, как двигаются седые усы над провалившимся ртом – за это звали его дети дедом-шептуном.

(6)Братья ходили в школу, все взрослые были на работе, а Дина, самая младшая в семье, оставалась с прадедом. (7)Когда брату Алику исполнилось десять лет, прадед подарил ему часы. (8)Это был невиданно богатый по тем временам подарок. (9)Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

(10)Ни у кого в классе часов не было. (11)А у Алика были. (12)Каждые пять минут он смотрел на часы и всё удивлялся, какие же минуты разные: некоторые длинные, еле тянутся, а другие быстрые, проскакивают незаметно. (13)Вечерами Алик заводил часы и клал их рядом с кроватью на стул. (14)Сколько Дина ни просила, он не давал их даже подержать.

(15)Однажды утром, недели через две после того как подарили часы, Алик ушёл в школу, оставив часы на стуле возле кровати. (16)По дороге он спохватился, но возвращаться было некогда.

(17)После завтрака Дина обнаружила часы. (18)Она осторожно взяла их и надела. (19)Прадед покачал головой.

(20)Во дворе Дину окружили ребята.

— (21)Это Алькины часы, — говорили они.

— (22)Нет, мои! – врала Дина. – (23)Наш прадед был часовщиком, пока не ослеп. (24)У него таких часов сто штук. (25)Он и мне подарил.

(26)Девочка побежала на задний двор. (27)Там ребята играли в волейбол. (28)Она попросилась, её приняли неохотно. (29) Играть толком она не умела. (30)Дина подняла руки с растопыренными пальцами и стала ждать, когда мяч шлёпнется о них. (31)Наконец долгожданный мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье. (32)Часы брызнули в разные стороны: отдельно механизм, отдельно стёклышко. (33)С жалким звоном оно стукнулось о землю и подскочило, сверкнув на солнце.

(34)Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные. (35)Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем. (36)Зажав в ладони то, что осталось от часов, Дина медленно поднялась на крыльцо, прошла сквозь облако солнца, лежащее на ступенях, в прохладную темноту. (37)Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки. (38)Она долго колотила пяткой в дверь, прадед открыл. (39)Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.

— (40)Ничего, ничего, доченька, — сказал он, — не надо было их брать.

(41)И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. (42)Она сунула в маленькую сухую руку прадеда стёклышко и механизм. (43)А когда все слёзы, которые были, вылились, она крепко уснула.

(44)Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла фарфоровая коробочка с инструментами: пинцетами, щёточками, колёсиками и круглым увеличительным стеклом. (45)Дина подошла к нему на цыпочках и прижалась к острому плечу. (46)Он засовывал ремешок в ушки целых часов.

— (47)Деда, ты починил? – не веря своим глазам, спросила Дина.

—(48)Ну вот, а ты плакала. (49)Стёклышка нового у меня нет. (50)Здесь трещинка маленькая, видишь?

— (51)Вижу, – шёпотом ответила Дина. – (52)А ты? (53)Скажи, ты не слепой, да? (54)Ты видишь?

(55)Прадед повернулся к ней. (56)Глаза его были добрыми и блёклыми. (57)Он улыбнулся.

— (58)Пожалуй, кое-что вижу. (59)Но только самое главное, – ответил он и зашептал, как всегда, что-то неслышное.

(60)Прошло много лет, и Дина мало что помнит из того времени. (61)Но то, что помнит, делается с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал её прадед.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Когда все уходили: кто в школу, кто на работу, Дина оставалась с прадедом.

2) Девочка дорожила часами, потому что это был подарок прадедушки на её день рождения.

3) У прадеда было много часов, потому что он был часовщиком.

4) Дина поняла, каким добрым и неравнодушным к людям был её прадед.

5) Алик случайно оставил часы дома, а возвращаться за ними ему было некогда.

Пояснение:

1 – да.

2 – нет, это были часы Алика.

3 – об этом не сказано.

4 – да.

5 – да.

Ответ: 145.

№7

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

2) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

3) Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.

4) Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.

5) Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.

Ответ: 14.

№8

Найдите в тексте синоним к слову ЦИФЕРБЛАТ (предложение 9). Напишите этот синоним.

Ответ: часы.

№9.3

Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Жизненные ценности – это то, во что человек верит, чем дорожит, без чего ему невозможно прожить. У всех людей должны быть ценности, потому что они являются главной составляющей их личности.

В тексте Алик очень дорожил часами, которые ему подарил прадед. Младшая сестра, разбившая их, была очень огорчена содеянным. Но прадед, который был слеп, сумел починить часы. А на вопрос Дины и о том, как ему это удалось, он ответил, что он хоть и слеп, но самое главное увидеть может. Итак, его жизненными ценностями были семья и счастье. Это для него самое главное!

Вспоминается «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца. Здесь автор рассказывает о том, что жизненная ценность любого человека – время. Его надо использовать правилось. Главный герой на собственном опыте познал, что бездельники не заметят, как состарятся – и тогда добиваться чего-то будет уже поздно. Время – это жизненная ценность, которую нельзя растрачивать.

Таким образом, жизненные ценности - это самое важное, что есть у человека. Это то, с чем он идёт всю свою жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: