Специфика деятельности педагога дополнительного образования с подростками девиантного поведения

План

1. Возрастные особенности подростков.

2. Приёмы педагогического воздействия на трудных подростков.

3. Методика работы с детьми с девиантным поведением в учреждениях дополнительного образования.

 

1) Возрастные особенности подростков – изучить самостоятельно!

 

2) Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи, в особенности, среди подростков. Причем появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. Уже это свидетельствует, что молодёжь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и учителей. Но коррекция поведения современного трудного обучающегося возможна, если сам педагог хорошо разбирается в психологии трудного ребёнка и в способах педагогического общения с ним. В образовательных учреждениях часто наблюдается ситуация, когда на разных трудных школьников – ленивых, недисциплинированных, грубых и т.д. – оказываются одинаковые воздействия, главным образом административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на педагогическом совете. Понятно, что подобные методы не способствуют воспитанию свободной и творческой личности. Они не решают проблему устранения возникающих конфликтов, а загоняют их внутрь. Поэтому нужно искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Остановлюсь на некоторых приёмах педагогического воздействия на трудных детей, указав их сущность.

1. Приёмы, способствующие накоплению социально – положительного опыта:

организация успехов в обучении (заключается в организации помощи ребёнку, пока он не добьётся успешности в обучении);

моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета воспитанника среди сверстников, а также в укреплении веры в себя);

убеждение (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);

доверие (заключается в том, чтобы поручать воспитаннику ответственные задания);

ожидание лучших результатов (педагог заявляет подростку, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к занятиям);

2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:

просьба (способствует повышению авторитета воспитанника в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);

поощрение - похвала, награда, одобрение;

авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого блага, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ребёнок ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);

обходное движение (подразумевает отведение от воспитанника заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);

проявление огорчения (пробуждает у подростка чувство стыда);

прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый обучающимся проступок);

поручительство (взятие виновного воспитанника на поруки, обещание от своего имени, что ребёнок будет достойно себя вести);

проявление умений и превосходство педагога (воспитанники уважают своего педагога, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).

3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:

констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);

осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);

наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)

приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)

предупреждение (заключается в раскрытии перед подростком неприятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)

разоблачение или выявление виновного.

4. Приёмы со скрытым действием:

параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из воспитанников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося);

намёк (ребёнку дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию);

ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания);

мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки воспитанника словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)

ирония (выставляют провинившегося ребёнка в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)

 

3) Одним из главных моментов в работе с трудными подростками является изменение содержания и характера общения. Изменению характера межличностных отношений противопоставляющих себя коллективу детей помогает включение их в такую деятельность, где они смогут проявить себя с лучшей стороны, взять на себя ведущую роль. Такая деятельность возможна, прежде всего, в учреждениях дополнительного образования.

В подростковый период ребёнок склонен переходить на личности: указывать взрослому промахи, недочёты в работе, частая тема разговора – необъективность, несправедливость. Эти особенности не случайны, а также весьма характерны для периода особой чувствительности ребёнка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес педагогов дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, в том числе и преподавателей. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нём думают, и в целом – составить представление о себе через взгляд окружающих. Абсолютно, неэффективны диалоги в тематике, предлагаемой ребёнком. Лучше перевести спор в иной контекст – более общий, менее однозначный. Как и при негативизме в адрес родителей, осмысленно обсудить взаимные права и обязанности, содержание требований.

Во избежание неблагополучия во взаимоотношениях с трудными подростками следует соблюдать принцип педагогической этики, доброжелательно относиться ко всем детям, стараться доступно и интересно строить свои занятия, учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся. Не предъявлять свои требования к ученикам в грубой форме, чтобы не оскорбить их человеческого достоинства. Общение, перерастающее в дружбу, положительно влияет на нравственное развитие личности трудного школьника, имеющего отклонения в поведении.

Перевоспитание трудного подростка происходит по мере того, как накопившийся у него отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным. Это происходит в процессе общения и в процессе деятельности. Основными видами деятельности является учебная, трудовая и по интересам. В учреждения дополнительного образования дети приходят в соответствии со своими интересами. В объединениях педагоги вовлекают воспитанников с отклонениями в поведении к организации общих дел. Общественная работа улучшает характер межличностных отношений трудных подростков с товарищами. Вовлечь трудных детей в общественную работу непросто. Им необходимы разовые или постоянные поручения, где они смогут проявить себя, добиться похвалы и уважения. Это формирует у них положительные морально-волевые качества: ответственность за свои поступки, товарищество, коллективизм, самодисциплину, навыки подчинения сознательной дисциплине, позволяет получить признание окружающих людей и обрести уверенность в себе.

Успехи в одном из видов деятельности порождают у подростка стремление к утверждению себя и в других видах.

Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность детей с девиантным поведением, если формы и методы воспитательного воздействия дифференцируются в зависимости от конкретных условий жизни ученика. Прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами.

Условием эффективности индивидуального подхода является соблюдение педагогического оптимизма, уважение к школьнику, понимание его душевного состояния, раскрытие внутренних мотивов и внешних обстоятельств, проступков. Подобное отношение пробуждает у детей ответное, тёплое чувство, желание доставить радость педагогу, не причинять ему неприятностей своими проступками. Постоянная же грубость и неуважение к учащимся, проявляемая педагогами, порождают в ответ обиду и стремление сделать всё наперекор. В итоге учащиеся перестают считаться даже со справедливыми требованиями педагогов. Общеизвестно, что наказание за неблаговидный проступок должно быть своевременным и справедливым. Эффективность индивидуального подхода определяет также соответствие меры наказания характеру совершённых проступков и особенностям личности провинившихся.

В психолого-педагогической литературе существует описание многих методов общепедагогического влияния, которые довольно эффективны в работе с трудными детьми. Так, например, метод игнорирования уместно применять к исключительным по характеру детям, которым никоим образом нельзя показывать, что в них видят исключительность. В коррекции недостатков характера таких детей метод игнорирования даёт хорошие результаты: их рисовка, театральность, всяческое стремление обратить на себя внимание вскоре поддаются сначала смягчению, а потом исчезновению.

Американскими физиологами и психологами установлено громадное, ежечасное и ежеминутное значение в жизни человека вообще и в частности ребёнка здорового смеха, радости, весёлого настроения. Шутки, прибаутки, загадки также веселы и забавны и потому весьма полезны в деле коррекции ребёнка, отклоняющегося от нормы. “Хороший педагог систематически пользуется методом культуры здорового смеха”, - говорит психолог Московского университета коррекционной педагогики Кащенко В.П.

В работе с детьми с отклоняющимся поведением иногда наблюдаются ситуации, когда ребёнок находится в состоянии сильного возбуждения. В этом случае педагог силой своей личности и, умеющей влиять на детей, может справиться с проявлением аффекта. Если же такого авторитета нет, то преподавателю лучше не применять наказания, т.к. ребёнок находится в безответственном состоянии. Самого возбуждённого следует оградить от окружающих его. Таких детей в момент сильного возбуждения гораздо действеннее не замечать, игнорировать, но не оставлять без надзора. Учитывая описанные приёмы, эффективнее добавить метод бесед. В условиях доброжелательной беседы педагогу легче и проще интимно подойти к ребёнку и глубже понять его поведение.

 

Таким образом, дети с девиантным поведением относятся к группе “трудных”. Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с детьми, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.

Сила современного педагога в признании и уважении личности ребёнка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.

Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками. Особенно важно самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо Личность воспитывается Личностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: