Каллиграфия как искусство и как наука

ТЕМА ЛЕКЦИИ: ОСНОВЫ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА.

1. Каллиграфия как искусство и как наука.

2. Психология овладения письмом.

 

Литература

1. Сухонина Н.С. Каллиграфия. Иллюстрированный курс: учебное наглядное пособие / Н.С. Сухонина. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020 – 176 с.

2. Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебно-методическое пособие / авт–сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. – Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64 с.

3. Руссков С.П. Учимся писать красиво / С.П. Руссков. – Чебоксары: Чувашский педуниверситет имени И.Я. Яковлева, 2005. – 175 с.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Учебное пособие для высших учебных заведений / А.В. Семенович. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 250 с.

5. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лапшина, В.А. Левченко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 50 с.

6. Каллиграфия и развитие функций головного мозга https://www.wsj.com/articles/SB10001424052748704631504575531932754922518

 

Каллиграфия как искусство и как наука.

 

Слово «каллиграфия» имеет греческое происхождение – kalligraphia – в переводе означает «красивое письмо». Если быть точнее, то два слова легли в основу происхождения данного существительного: kallos – красота, grapho – пишу. Уже в древнерусском языке данное слово было заимствовано и имело ряд таких производных, как «каллиграфический», «каллиграф». Японское понимание каллиграфии – Shodō (Сёдо) – означает «путь письма». В арабских странах Khatt ul-Yad (Хатт ул-Йад) – переводится как «красивое письмо», а понимание каллиграфии на иврите вмещает искусство красивого и элегантного письма.

В современном мире существуют разные сообщества каллиграфов. Так, среди американских каллиграфов можно отметить Мэри Харт, Гэри Кэрдока, Джейн Парилло, Синтию Рудольф, Анну Белкину, Линду Соломон, Эми Винер и др. Среди европейских мастеров можно отметить Мечтилд Харткопф, Бригитт Хернедир, Дитмар Вех, Антона Вулферта, Элизабет Вогель, Сильвию Кайзер, Херту Зингер, Мерле Нойманн и др. Японские мастера – это, в первую очередь, Кэйдзи Онодэра, Сёэн Ивао, Суйсэн Накатани, Тэссэн Сасаки, Сюко Янагидзава и др. каллиграфы Китая – Ван Чунли, Чжоу Чжигао,Фан Чуаньсинь, Чжуан Синьсин, Чжоу Пин, Линь Е, Ян Гуаньлинь, Шэн Пэйфан, Чэн Сян и др.

Каждый мастер своей страны видит в искусстве каллиграфии особу ноту своей национальной аутентичности. Так, современный малайзийский каллиграф, художник исламской каллиграфии отмечает: «Красота арабской каллиграфии состоит в том, чтобы понять движение руки каллиграфа, уловить то, как письмо наслаивается одно на другое, а движения и плавные линии последовательны и выдержаны. Существуют различные типы арабской каллиграфии, и владеть ими может только мастер.

Норвежский каллиграф и скульптор Ванс Джулия ушла от традиционного понимания каллиграфии на бумаге в плоскость мрамора и бронзы: «В моих буквах-скульптурах я стараюсь запечатлеть движение линий, подчеркнуть меняющиеся направления и связи. Я могу так представить фигуру, что её форма станет совершенно неузнаваема. Благодаря своим скульптурам я изучаю значение слов, которые несут в себе целые истории. Это могут быть совсем простые слова: «люблю», «хватит», «мы» и «нет».

    Е.М. Дробязин отмечает: «Каллиграфия – высокое искусство, но ещё и золушка в монфоконовском пантеоне палеографии. Она, бедная, обречена бороться с той многовековой архивной пылью на том многовековом нагромождении рукописей с робкой надеждой обрести шедевры истинного вкуса и аристократизма, того утраченного языка веера на балу удачи, который только оттенял настоящее и неподдельное чувство».

    Каллиграфия, по мнению Д.В. Лотарева, – это не только искусство красивого письма, но и нечто большее. Где-то глубоко в подсознании дремлет ваше истинное «я». Это та сущность со своей, присущей только ей индивидуальностью, некая клеточка, частица единого целого, называемого Мирозданием. У многих это некое «я» так и не проявляет себя в течение жизни. Всему виной неспособность человека противостоять внешнему воздействию негативных проявлений окружающего мира. К сожалению, зачастую мир отягощён насилием, жаждой власти, эгоизмом и страхом. Такой мир нельзя назвать здоровым. Это общество агрессивно воздействует на ваше истинное «я» через СМИ, систему образования, идеологию, религию, политику. В итоге человек перестает думать и совершать поступки самостоятельно. Общественное сознание становится для него его собственным. Каллиграфия помогает осознать собственную индивидуальность и уникальность, побуждает думать и анализировать вашу жизнь. Воспитывает характер и силу воли, раскрывает колоссальный творческий потенциал, который есть в каждом из нас.

В истории развития каллиграфии наблюдаются интересные факты.

А.С. Пушкин в обязательном порядке работал над каллиграфией и отдельно посвящал этому время.

В мусульманской культуре Кораном запрещено любое изображение людей и животных. В силу этого искусство каллиграфии в данном русле приняло на себя роль складывания слов в рисунки, что не нарушало данного запрета.

Происхождение каллиграфии восходит в глубину веков. Так, возникновение каллиграфии в Древней Руси безусловно связано с именами святых Кирилла и Мефодия, которые положили начало славянской письменности.

    Известные буквы русского алфавита Ж, Ц, Ч, Ш и Щ имеют еврейское происхождение. Однако буквы иврита выражают собой не более, чем согласованный знак, а сам алфавит называется «ашурским» или «ассирийским» шрифтом.

Европейская каллиграфия насчитывает многовековую историю. В нее входят Шумерская клинопись (4-е тыс. до н. э.), египетское иероглифическое письмо (4-е тыс. до н. э.), Греческое капитальное письмо (III в. до н. э.), Маюскульный и минускульный римские курсивы (I—VI вв.), Римское капитальное письмо (I—V вв.), Унциальное письмо (IV—VIII вв.), Полуунциальное письмо (VI—IX вв.), Меровингское и вестготское письма (VIII—IX вв.), Староиталийское письмо (IX—XIII вв.), Готика, текстура (XI—XV вв.), Ротунда, швабское письмо (XV в.).

История русского шрифта проделал путь от Глаголицы (X–XI вв.) через Устав (Кирилица XI в.), Полуустав (XIV в.) до Скорописи (XV–XVII вв.).

Однако каллиграфия – это не только искусство, но и наука. В мире существует множество школ каллиграфии. На просторах современного интернет-пространства есть большое количество специальных предложений быстрому обучению каллиграфии даже в онлайн-режиме. У каждого «мастера» каллиграфии есть своя специфическая черта и подходы к обучению. Однако есть и общие черты. Здесь мы приведем выводы, сделанные С.П. Руссковым в своем труде «Учимся и учим писать красиво»:

– каллиграфия – искусство писать четким и красивым почерком, направленное на улучшение культуры общения между людьми с помощью графических средств;

– каллиграфия способствовала развитию письменности, грамотности и образования;

– каллиграфия всегда была и остается предметом эстетики искусства шрифта у всех школ. Каллиграфы всегда старались, чтобы в шрифте было слияние удобочитаемости, красоты и выразительности;

– каллиграфия – древняя и современная – это область интерпретации, область специфического человеческого творчества;

– каллиграфия способствовала сохранению опыта, знаний и развитию письменной литературы и письменности, письменной культуры;

– каллиграфия стала одним из условий существования науки и культуры.

Таким образом, «каллиграфия – это многофункциональная наука – аналитическая, художественно-проективная, конструктивная, прогностическая».

Выполняя аналитическую функцию, каллиграфия изучает практическое и теоретическое наследие прошлого и настоящего, определяет и объясняет сущность, противоречия, закономерности развития процесса сложной области человеческой деятельности – обучения людей красиво писать. Кроме того, каллиграфия, как наука, анализирует, обобщает опыт многих народов в области обучения письму и представляет свои обобщения в виде методических рекомендаций для использования их в практике подготовки будущих специалистов в этой области.

Художественно-проективная и конструктивная функции каллиграфии направлены на разработку новых шрифтов и инструментов, методов и средств художественно-эстетического воспитания будущих специалистов и подготовки их к самостоятельной творческой деятельности, на внедрение художественно-творческих разработок в практику – прикладную графику например; на научно-методическое обеспечение управления процессом подготовки будущих специалистов.

Прогностическая функция каллиграфии направлена на определение цели и задач, планирования и развития каллиграфии как науки и искусства.

В ходе проведения многочисленных исследований доказано, что занятия каллиграфией положительно влияют на работу и продуктивность головного мозга, улучшают моторику.

 

2. Психология овладения письмом

    Проблема изучения процесса письма в психологии, несмотря на свою достаточную степень изученности, и сегодня продолжает открывает новые закономерности. Многими специалистами в области психологии и психотерапии доказаны факты благоприятного воздействия процесса письма. А если быть точнее, эмоциональное спокойствие в момент письма приводят к соматическим изменениям в теле: замедление дыхания, уменьшение числа сердечных сокращений, нормализация кровяного давления и др.

    У детей с умственной отсталостью в ходе лечения ККП было отмечено повышение концентрации внимания, интеллектуальной деятельности, способности к умозаключениям. У пациентов с синдромом Альцгеймера наблюдались улучшения кратковременной памяти, концентрации внимания, ориентации в пространстве, положительные изменения моторной координации. У здоровых людей пожилого возраста также отмечались улучшения памяти и способности ориентирования в пространстве.

Однако следует уточнить, что занятия каллиграфией и положительный результат на здоровье детей и взрослых разных нозологий обусловлен использованием не традиционной шариковой ручки или карандаша, а мягкой кисти, которая создает трехмерные движения во время письма, в свою очередь, влияющие на перцептивные, когнитивные и даже физиологические изменения личности пишущего. Исследование, проведенное Као Генри Ш.Р., основано применении китайского каллиграфического письма – шуфа – и представляет собой письмо китайских иероглифов с помощью мягкой кисти.

    Процесс письма представляет собой сложную форму деятельности, в которой принимают участие различные межсистемные связи: речеслуховая, рече-двигательная, зрительная. Трудности, возникающие в ходе овладения письмом связаны с многоуровневостью данного процесса. В отличие от устной речи, которая с самого начала используется как средство коммуникации, письменная речь требует определенного уровня как психической, так и в физической зрелости.

Письмом называется способ перекодирования, то есть набор правил перехода от одной системы символов к другой (от звукового языка к письменному языку), именуемый правописанием.

Уже в первом классе ребенок сталкивается с определенными трудностями, именуемыми четырьмя системами знаков, которые называются аллографами. Младший школьник вынужден научиться различать между собой рукописные и печатные аллографы, которые в свою очередь подразделяются на прописные и строчные. Таким образом существуют четыре системы знаков: рукописные прописные, рукописные строчные, печатные прописные, печатные строчные. И первоклассник на уроках письма запоминает четыре символа.

Рассмотрим более детально письмо как навык.Акт письма по мнению А.Н. Корнева представляет собой навык и вид графомоторной деятельности. Навык письма, хотя и связан с устной речью и ее закономерностями, имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, обеспечивающую практическую реализацию всех форм письма. А.Н. Леонтьев отмечает, что письмо включает три основные операции:

1) символическое обозначение звуковой структуры речи, т.е. фонем;

2) моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов;

3) графомоторные операции.

Каждая из них является самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение. Рассмотрим более детально последовательность данных трех операций письма.

1). Навык символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к символизации более широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и др. Кроме того, необходимой его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания.

Появление символической игры с характерными для нее действиями игрового замещения предметов и предметного изображения в рисунках является первым проявлением способности к символической деятельности в онтогенезе. Переходит от каракулей к изображению форм, которым ребенок дает названия знаменует начало развития графического символизма. В отличие от письма это символизм первого порядка (т.е. означает конкретные предметы, а не слова, которые сами являются знаками). Овладение рисованием – это освоение знаковой деятельности. На ранних этапах развития ребенок сначала изображает что-то, а потом придумывает этому название. Лишь позже, когда созревает способность к рисованию по замыслу, можно говорить о появлении элементарных знаковых операций. Прогресс в детализации рисунков есть проявление динамики усвоения языка графических символов. Незрелость подобных способностей даже при достаточном умственном развитии затрудняет овладение графемами.

2). Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв. Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа:

1 этап –выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, другими словами определяется очередность фонем, из которых состоит данное слово.

2 этап – производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв. Процесс трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем протекает у ребенка практически параллельно с фонематическим анализом и графо-моторными операциями записи букв. Это требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов и, что особенно важно, оптимальной концентрации и распределения внимания во время их протекания. Следует отметить, что и фонематический анализ, и буквенная запись слов являются сукцессивными процессами, которые представляют собой легкоуязвимую предпосылку интеллекта и страдают даже при легких резидуально-органических поражениях ЦНС. Если способность к удержанию в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов у ребенка нарушена, это неизбежно сказывается на овладении письмом.

3). Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции. Их формирование в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности.

Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уход на овладение произвольной регуляцией движений руки. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6–8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости». В ряде случаев несформированность графо-моторных навыков служит причиной особого вида нарушений – моторной или кинетической дисграфии.

Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций.

Сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок письма, представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы.

     Нейропсихологический анализ письма показывает, что в функциональную систему письма входят следующие компоненты:

– процесс переработки слухоречевой информации (звуковой анализ услышанного, слухоречевая память);

– дифференциация звуков на основе кинестетической информации;

– актуализация зрительных образов;

– ориентация элементов буквы; буквы и строки в пространстве;

– моторное (кинетическое) программирование графических движений;

– планирование, реализация и контроль акта письма;

– поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: