Функция – объективно необходимая, относительно самостоятельная часть целенаправленной деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, особой формой осуществления

Тема 2: Сущность управления правоохранительными органами.

Сущность управления правоохранительных органов.

Цели, формы и методы управления.

Сущность управления правоохранительных органов.

            В теории сущность управления рассматривается как реальное воздействие субъекта на объект управления, Такое определение в относится к деятельности ОВД, управление которой представляет собой непрерывный процесс упорядочения работы всей системы ОВД.

Под субъектом управления понимается должностное или юридическое лицо, от которого исходит целенаправленное воздействие. Если, например, субъектом управления выступает государство, то речь идет о государственном управлении. ОВД представляют собой подсистему государственного аппарата и в этом качестве служат одним из рычагов государственного управления.

Таким образом, управление в ОВД - это особый, осуществляемый на основе и во исполнение законов вид государственной профессиональной деятельности субъектов управления по выработке и реализации научно обоснованных регулирующих, организующих и практических воздействий на подчиненные органы и их подразделения, направленных на упорядочение, согласование и совершенствование действий прокурорских работников, организацию эффективного взаимодействия между структурными подразделениями и аппаратами прокуратуры для достижения стоящих перед ОВД целей и задач, укрепления законности и правопорядка.

Цели, формы и методы управления.

Теория управления рассматривает цель в качестве системообразующего признака организации, то есть цель выступает как связующее звено организации и общества. Соответственно, изучение любых процессов управления тесно связано целями общественно значимой деятельности.

Цель организации – это установленный человеком в соответствии с общественными потребностями предполагаемый итог деятельности, к которому следует стремиться, необходимо осуществить, достигнуть. Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов.

Цель определяется субъектом управления осознанно, поэтому наряду с рациональным моментом всегда содержит и субъективный, ценностный ориентир (установки, влечения, интересы).

В теории управления выработаны научные принципы целеполагания:

· Реальность цели.

· Обоснованность.

· Конкретность цели.

· Обеспеченность цели.

· Преемственность цели

Цели организаций, реализуемые в тех или иных сферах деятельности, можно классифицировать по различным признакам. В частности:

· по значимости – это глобальные (например, в деятельности Организации Объединенных Наций), генеральные (например, в деятельности органов государственных власти), частные (например, в деятельности отраслевых министерств);

· по уровням системы управления – это высшие (принадлежат организации в целом), низшие (подчинены первым и принадлежат отдельным структурным звеньям системы);

· по степени сложности – стратегические (определяют общую направленность деятельности), тактические (соответствуют способам решения отдельных задач);

· по времени их достижения – долгосрочные (как правило, свыше 5 лет), среднесрочные (как правило, в течение одного календарного года) и оперативные (решение текущих неотложных задач);

· по содержанию – цели-задания (определяются субъектом управления), цели-ориентации (устанавливаются отдельными членами коллектива), собственные цели системы (принадлежат коллективу в целом).

Наиболее важной характеристикой целей является их содержательная сторона. Поэтому рассмотрим цели-задания, цели-ориентир ы и цели собственно системы по отношению к деятельности органов внутренних дел.

Целями-заданиями в органах внутренних дел является перечень задач, решаемых в повседневной деятельности. Они определяются законодательством и в наиболее общей правовой форме сформулированы в Законе Российской Федерации «О полиции. Постановка целей-заданий является началом процесса управления по их достижению.

Цели-ориентации направлены на участников процесса управления (в органах внутренних дел – сотрудников), которые преследуют также свои собственные интересы.

Собственные цели системы сводятся к стремлению укрепить целостность сложившихся социальных статусов и по возможности обеспечить развитие системы.

В деятельности органов внутренних дел приоритетом являются цели-задания. Средством их реализации служит организация всего процесса управления, которая помогает уточнить отдельные этапы достижения цели, их временные границы, способы деятельности, вопросы обеспечения и пр.

Функции управления

В общественных науках под понятием «функция» обычно понимают круг деятельности, обязанность, работу.

Функция – объективно необходимая, относительно самостоятельная часть целенаправленной деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, особой формой осуществления.

Место, отведенное функциям в управлении любой организацией, принято обозначать через взаимную обусловленность основных категорий социального управления: цель – задача – функция – структура.

К числу общеуправленческих функций относят:

1. Учет – это систематический сбор информации о статике (структуре) и динамике (изменении) состояния объекта управления и внешней среды. Данная функция осуществляется путем регистрации, сравнения и сопоставления фактов, характеризующих в количественных и качественных параметрах состояние и развитие социальных процессов. Знание фактического положения дел позволяет наиболее успешно решать все задачи деятельности.

2. Анализ – познавательный вид деятельности, который заключается в обработке и осмыслении информации, осуществляется в целях объективной оценки состояния объекта управления. Он дает возможность правильно определить форму, время и интенсивность необходимого управляющего воздействия.

3.Прогнозирование представляет собой получение информации о предполагаемом будущем состоянии какого-либо объекта, явления, проблемы посредством анализа его состояния в прошлом и настоящем.

В органах внутренних дел применяются: 

· социально-экономический прогноз,

· криминологическое прогнозирование,

· организационно-управленческое прогнозирование,

· организационно-техническое прогнозирование и т.п.

4. Планирование – этопроцесс, в котором конкретизируются пути и способы достижения целей, решения практических задач в течение установленного периода времени посредством координации. Функция планирования представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений. Управленческие решения могут иметь разную форму – директивы, приказы, программы и т.д.

5. Организация является центральной в системе функций управления. В качестве некоторого процесса понятие организации может иметь как содержание статики – состояние объекта как целостной структуры на некоторый фиксированный момент времени.

6. Регулирование – общая функция управления, в процессе реализации которой производится своего рода «подстройка» деятельности к изменяющимся условиям. В деятельности органов внутренних дел функция регулирования заключается:

· в организации оперативного управления, то есть в налаживании повседневной работы подразделений и сотрудников,

· в обеспечении взаимодействия структурных звеньев, а также координации их деятельности,

· в обучении и воспитании кадров.

7. Контроль представляет собой процесс, обеспечивающий соответствие результатов целям организации. Данная функция связана с необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность. В деятельности органов внутренних дел исполнение общих функций управления возлагается на соответствующие органы управления (например, аппарат МВД-ГУВД-УВДТ).

Любую целенаправленную деятельность невозможно осуществлять без ее полного обеспечения. Именно для этого предназначены обеспечивающие функции. К числу основных обеспечивающих функций обычно относят:

· правовое обеспечение (возлагается на подразделения, группы правого обеспечения);   кадровое обеспечение (возлагается на кадровые подразделения); материально-техническое, вещевое, продовольственное, финансовое и медицинское обеспечение (возлагается на службы тыла, ресурсного обеспечения); документационное обеспечение (возлагается на секретариаты); информационное обеспечение (возлагается на информационные центры).

Методы управления

Управление социальными системами предполагает использование множества способов, подходов и приемов практического осуществления функций управления. В совокупности они выступают как методы управления. Вместе с тем, каждая конкретная деятельность по осуществлению функций управления обладает своими специальными методами.

В системе управления значимую роль играют руководящие работники, поскольку от них зависит применение этих методов, хотя как система управления, так и кадры не свободны в их выборе. Соответственно в управлении ключевой фигурой остается человек, лицо, принимающее решение. Эффективность применения того или иного метода зависит от ситуации, в которой он используется. Методы и средства, которые с успехом применимы в среде с относительно низким уровнем квалификации работников, окажутся неэффективными в коллективе, состоящем из людей с широким кругозором, эрудированных, инициативных. Для руководителя очень важно правильно не только выбрать, но и сочетать методы управления, учитывая деловые и личные особенности подчиненных, состав коллектива, его нынешнее и завтрашнее социально-психологическое состояние.

Методы управления не только применяются руководителями, но и имеют обратное воздействие. Они участвуют в формировании руководителей. Нередко можно встретить ситуацию, когда сформировавшиеся в условиях преобладания каких-нибудь одних методов руководители или кадры аппарата управления постепенно становятся носителями только этих методов, пытаются их сохранить, всячески препятствуя внедрению новых, более совершенных методов управления.

Методы управления тесно связаны между собой. Они образуют систему, то есть совокупность способов воздействия субъекта управления на управляемый объект. Методы управления не могут воздействовать в целом на организацию как объект управления. Они всегда адресованы человеку как центральному звену любой организации.

В зависимости от содержания решаемой задачи методы могут иметь свою форму выражения: правовую или неправовую.

1. Правовая (юридическая) форма документирует факт применения метода – повышение по должности, делегирование исполнителю дополнительных полномочий, издание приказа, утвердившего план работы и т.д.

2. Неправовая форма не связана с действиями, противоречащими законодательству. В данной форме проявляется управленческая деятельность, которая не отражается в официальных документах – проведение оперативного совещания руководителей, устное согласование действий, передача осведомительной информации, создание условий работы, и т.д.

Из вышеизложенного следует, что: Метод управления – это отражение технологии (способа, приема, формы) управленческой деятельности, которая направлена на создание правил и (или) условий надлежащего исполнения поставленных задач в соответствии с принципами управления.

В органах внутренних дел наиболее универсальными организационными методами выступают методы принуждения и убеждения. В качестве мер дисциплинарного наказания и поощрения в органах внутренних дел они регламентированы в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Метод принуждения следует рассматривать как «крайнее» средство, которое применяется в качестве следствия неправильных (неправомерных) действий. По своему содержанию – это меры наказания, само применение их не создает правил поведения, деятельности. Применение их направлено на корректировку ценностных ориентиров человека. В организационной деятельности органов внутренних дел меры дисциплинарного взыскания применяются последовательно и дифференцированно: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел.

В процессе организационной деятельности органов внутренних дел важными являются методы убеждения. Основными средствами (мерами) убеждения являются: разъяснение (уточнение способа деятельности), обсуждение (согласование, выбор способа), агитация (склонение большинства исполнителей в пользу некоторого способа), предостережение (указание на нежелательные последствия рекомендуемого способа).

Организационная деятельность в органах внутренних дел основана не только на применении принуждения и убеждения. Наряду с ними используются и другие методы.

Метод оперативного руководства предполагает быструю оценку ситуации и безотлагательное принятие и реализацию определенных решений.

Метод выбора основного звен а базируется на глубоком знании обстановки и расстановке сил и средств. Он предполагает своевременное определение в той или иной ситуации наиболее важного участка, чтобы сконцентрировать на нем усилия подчиненных, не ослабляя, впрочем, другие направления деятельности.

Административный метод основан на властно-распорядительных полномочиях руководителя, (приказ, распоряжение, указание, инструкция и т.д.); Использование данного метода не должно подавлять инициативу исполнителя, его необходимо применять в сочетании с другими методами.

Экономический метод стимулирования создает условия материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. В органах внутренних дел существует система материального стимулирования: «вилка» должностного оклада, дифференциация доплаты за специальное звание, выслугу лет; а также доплата за напряженность, секретность работы и т.д. Практикой установлено, что он хорошо сочетается с моральным стимулированием и некоторыми другими методами.

В зависимости от направленности действия к социально-психологическим методам можно отнести: методы повышения служебной активности (обмен опытом, новаторство, почин и т.д.); методы социальной преемственности (посвящение в профессию, присяга);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: