Проект «Лесная тропа»
по экологическому воспитанию детей
подготовительной к школе группе
г. Сосновоборск
2016 г.
«Охраняя природу- мы охраняем нашу Родину!»
Целевая группа: дети подготовительных к школе групп, выпускники ДОУ, родители, жители города.
Проектная группа:
Педагоги МАДОУ ДСКН №8 г. Сосновоборска, детская библиотека «Лукоморье», Пожарная часть г. Сосновоборска, Государственный природный заповедник «Столбы»
г. Красноярск.
Дата начала и завершения проекта: 01.09.2016 г- 31.05.2017 г
Проблема: Сегодняшняяситуация такова, что ежегоднопо вине людей гибнет лес, растения и животные, засоряется и сжигается наш «зеленый дом».
Актуальность: Дети не видят взаимосвязи природы и человека, не умеют выражать свои чувства к окружающему миру, не видят красоту в самом малом (травинке, одуванчике, птичке), не знают какими способами можно сберечь природу.
Цель: Охрана природы родного края и ПРОдвижение туризма по территории Красноярского края.
Задачи:
1. Знакомить детей с экологическими проблемами региона, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста.
2. Прививать любовь к природе родного края, учить видеть красоту за порогом собственного дома через конкретные дела.
3. Расширять представление детей о значимости леса в жизни людей.
4. Вызывать интерес к жизни растений и животных, развивать любознательность.
5. Учить культуре отдыха, прививать бережное отношение к природе.
6. Наладить сотрудничество с библиотекой, музеем, заповедником, пожарной охраной, молодежной экологической организацией.
7. Доставить детям радость от участия в коллективно- творческом деле.
План- график реализации проекта.
Мероприятия | Описание | Ответственные | Сроки проведения |
Коллективное планирование Старт проекта Поход к реке Есауловка «Идем смотреть Родину!» Фотовыставка «Мы отдыхаем в Красноярском крае!» Изготовление праздничных открыток к «Дню работников заповедного дела» | Сбор идей, отбор лучших предложений, утверждение плана реализации проекта. Встреча с работниками Пожарной части г. Сосновоборска. Цель встречи: раскрытие проблемы лесных пожаров и их избежание. Просмотр социального ролика об охране природы родного края. Ежегодный поход к реке Есауловка в родном городе Отдых наших педагогов, воспитанников вместе с родителями на территории Красноярского края Домашнее задание | Качан О.В. педагоги, родители. Качан О.В. Дети, родители и педагоги Воспитатели групп, родители Дети, родители | 09.09 15.09. Сентябрь Сентябрь до 30.09 |
Клуб любителей чтения- для ума и сердца Клуб выходного дня Осенняя акция «Поздравь работников заповедного дела с профессиональным праздником» (14 октября) | Чтение книги Крутовской Елены Александровны «Были и сказки заповедного леса» (рассказы, стихи, сказки о птицах и зверятах Живого уголка Елены Крутовской) Чтение книги «Красная книга России- От сердца к сердцу», дети Красноярья в защиту природы Том 1 «Млекопитающие» Поход в государственный природный заповедник «Столбы» (маршрут представлен в организационном плане проекта в рамках совместной работы с ФГБУ ГПЗ «Столбы») | Воспитатели групп Качан О.В. дети подг.гр, выпускники ДОУ, родители. | В течении года Октябрь 08.10. |
Праздник зимующих птиц Синичкин день (12 ноября) Участие в городской ресурсосберегающей экологической программе «Зеленый кошелек» Конкурс «Спаси сибирский лес- сдай макулатуру» Клуб любителей чтения- для ума и сердца | Конкурс кормушек для птиц (установление и наполнение кормушек для птиц на территории детского сада и Сосновом бору города) Отправление письма снегирю с приглашение его в птичью столовую. Через несколько дней дети получают ответ от снегиря с благодарностью детям. 1 этап- первичный сбор макулатуры 2 этап- вторичный сбор макулатуры (с участием жителей микрорайона) 3 этап- подведение итогов, награждение лидеров, участников акции. 4 этап- конкурс экологического дизайна «Зеленый кошелек» (оригинальное оформление коробок, куда будет складываться макулатура) 5 этап- создание рейтинга на сайте учреждения Чтение книги «Красная книга России- От сердца к сердцу», дети Красноярья в защиту природы Том 2 «Птицы» | Дети, педагоги, родители ДОУ Дети, педагоги, родители ДОУ, жители микрорайона. Воспитатели групп | 11.11. Ноябрь Ноябрь |
Изготовление новогодних открыток с поздравлениями работникам заповедника Клуб выходного дня Новогодняя акция «Не дадим елочке скучать!» Театрализация экологической сказки «Не дадим елочке скучать!» Клуб любителей чтения- для ума и сердца | Домашнее задание Поход в государственный природный заповедник «Столбы» (маршрут представлен в организационном плане проекта в рамках совместной работы с ФГБУ ГПЗ «Столбы») Показ сказки малышам детского сада. Чтение книги «Красная книга России- От сердца к сердцу», дети Красноярья в защиту природы Том 3 «Растения» | Дети, родители Качан О.В. дети подг.гр, выпускники ДОУ, родители. Дети подготовительных к школе групп Воспитатели групп | Декабрь Декабрь-Январь Декабрь |
Открытие года Экологии в России Клуб любителей чтения- для ума и сердца | Квест-игра «Охраняя природу-мы охраняем нашу Родину!» Площадки: «Заповедники Красноярского края», «Растения и животные занесенные в Красную книгу Красноярского края», «Охрана природы» Чтение книги «Красная книга России- От сердца к сердцу», дети Красноярья в защиту природы Том 4 «Красная книга Красноярского края» | Качан О.В. воспитатели, дети подготовительных к школе групп Воспитатели групп | Январь-Май Январь |
Неделя экологии «Лесные репортажи с места событий» «Красная книга России» «От сердца к сердцу» том 5 (2017 г) | (выход ежедневных репортажей на сайте от каждой группы) ПН- «В лес по загадки» (загадки о деревьях, грибах, ягодах) ВТ-«Найди свое дерево» (каждому знаку зодиака соответствует свое дерево) СР- «Найди свой цветок» (каждому знаку зодиака соответствует свой цветок) ЧТ- «Зеленая аптека» (выпуск стенгазет лекарственных растений) ПТ-«Лесная почта» (в почтовый ящик дети опускают свои творческие работы на конкурс государственного природного заповедника «Столбы». Участие в конкурсе детских работ «Красная книга России-от сердца к сердцу» государственного природного заповедника «Столбы» | Воспитатели Дети, родители и педагоги ДОУ | Январь-Февраль (30.01-03.02.) Февраль |
Клуб выходного дня Весенняя акция, посвященная Всемирному дню птиц (1 апреля) «Подари пернатым дом» Детский интерактив по теме: «Особенности жизни животных Красноярского края» | Поход в государственный природный заповедник «Столбы» (маршрут представлен в организационном плане проекта в рамках совместной работы с ФГБУ ГПЗ «Столбы») Богат животный мир Красноярского края. Здесь, в тайге и тундре, в степях и горах, обитают 342 вида птиц, 89 видов зверей, 12 видов пресмыкающихся и земноводных. В красную книгу Красноярского края внесено: 23 вида млекопитающих, 111 видов птиц, 1 вид рептилий, 3 вида амфибий, 6 видов рыб и 23 вида насекомых, всего 167 видов. Презентация и краткие рассказы о животных Красноярского края, обитающих в разных природных зонах начиная с Арктической пустыни заканчивая горной тайгой, по запросу детей до мероприятия. Ответы на вопросы детей по ходу интерактива. | Качан О.В. Дети подг. гр, выпускники ДОУ, родители. Качан О.В. педагоги, дети, родители | Март Апрель |
Анализ проекта «Лесная тропа» | Для педагогов SWOT-анализ деятельности проекта Сильные стороны (ресурсы)-Возможности Слабые стороны (дефициты)- Угрозы Для родителей анкетирование Дети, родители и педагоги, активно принимающие участие в реализации проекта будут отмечены грамотами на ежегодной церемонии награждения «Парус детства» | Педагоги, родители, дети | Май |
Рефлексия: После каждого прожитогодела писать свои впечатления на сайт учреждения по хештегом #Береги_зеленый_океан (дети, родители, педагоги), дополнять информацию своими рисунками, экологическими памятками, правилами поведения в лесу и т.д.
Ожидаемый результат:
Дети прониклись экологическими проблемами региона, могут объяснить взаимосвязь между состоянием природы и здоровьем человека. Знания детей о живой природе родного края расширились. Дети научились видеть красоту в самом маленьком ее проявлении. Получили новые знания о культуре отдыха и бережном отношении к природе. Сформировалась ответственность за «братьев наших меньших». Научились взаимодействовать с разными структурами, занимающимися проблемами охраны леса.
Узнали о разных красивых местах нашего края, где можно отдохнуть летом вместе с родителями. Эмоциональное и физическое состояние детей улучшилось.