Связи конституции человека с его психологическими особенностям. Соматотип и психотип

Существует множество бытовых мнений о связи конституции человека с его психологическими особенностям. Часть этих мнений правильны, другие – предрассудки. Но несомненно, что такая связь имеется. В разные времена и в разных странах существовало много попыток создать типологию характеров на основании внешнего строения тела.

С амая простая и обобщенная принадлежит У. Шелдону. Он считал, что имеется 3 соматотипа. Они ведут свое происхождение еще из раннего эмбрионального развития человека. Дело в том, что на ранней стадии развития эмбрион состоит из 3 зародышевых листков. Позднее из одного развиваются внутренние органы, из другого – мышцы, из третьего – нервная системы. У. Шелдон считал, что это развитие происходит неравномерно, и у каждого человека одна из систем развита лучше других, а на этой основе формируются соматотип. Каждому соматотипу соответствует психотип:

1. У человека с э ндоморфным соматотипом наибольшее развитие имеют внутренние органы. Внешне его тело рыхлое, с относительно слабой мускулатурой и избытком жировой ткани, в осанке и движениях, как правило, заметна расслабленность. Его психотип характеризует:

замедленная реакция;

любовь к комфорту, способность испытывать безмятежную удовлетворенность жизнью;

пристрастие и требовательность к еде, умение получать удовольствия от пищеварения;

 любовь к компаниям, общению, дружеским застольям, приветливость со всеми, жажда любви и одобрения окружающих, ориентация на других людей, эмоциональная ровность, терпимость,

 хороший сон;

отсутствие взрывных эмоций и поступков, легкость в обращении и выражении чувств;

 общительность и расслабленность в состоянии опьянения,

потребность в людях в тяжелую минуту;

 ориентация на детей и семью.

2. Мезоморфный соматотип формируется тогда, когда ведущу роль в развитии играет мышечная система. Такой человек обладает стройной, мускулистой фигурой. Его психотип отличает:

· уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности, энергичность, потребность в движениях и удовольствие от них;

·  потребность в доминировании, склонность к риску и игре случая, решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность;

·  психологическая нечувствительность, отсутствие сострадания;

·  нелюбовь тесных пространств и закрытых помещений до клаустрофобии;

·  громкий голос, шумное поведение;

·  спартанское безразличие к боли,

· объективное и широкое мышление (направленное вовне);

· агрессивность и самодовольство в состоянии опьянения;

·  потребность в действиях в тяжелую минуту;

·  ориентация на юношеские цели и занятия.

3. Человек эктоморфного соматотипа формируется при ведущем развитии нервной системы и мозга. Его тело тонкое, хрупкое, с длинными конечностями плоской грудной клеткой. Соответствующий психотип отличают:

· заторможенность в движениях, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность (побледнение, покраснение, дрожание голоса, нарушения координации движений при стрессе и т.п.), повышенная скорость реакций;

·  склонность к уединению, склонность к рассуждениям, внимательность к деталям жизни;

·  скрытность чувств, эмоциональная заторможенность, самоконтроль мимики;

· избегание широкого общения, нелюбовь к большим компаниям, заторможенность в общении;

· боязнь открытого пространства – агорафобия;

· тихий голос, боязнь вызвать шум;

·  чрезмерная чувствительность к боли;

·  недостаточный сон, хроническая усталость;

· избегание стандартных действий, непредсказуемость установок (поведения);

·  юношеская живость субъективного мышления, концентрированное, скрытое и субъективное, возможно, оригинальное мышление;

·  устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов;

· потребность в уединении в тяжелую минуту;

· ориентация на стиль поведения более пожилого возраста.

Другие типологии более сложны, выделяют больше типов, но принципы остается близкими.

Конституциональная типология Кречмера основана на выделении 4-х типов телосложения:

1. Астеник - человек хрупкого телосложения с плоской грудной клеткой, относительно узкими плечами и удлиненными конечностями, вытянутым лицом. Люди с астеническим телосложением имеют часто шизотимический тип личности.

 Они замкнуты, склонны к размышлениям и абстракции, с трудом приспосабливаются к окружению, чувствительны и ранимы. У них происходят колебания между чувствительностью и холодностью. По преобладанию одной из этих особенностей выделяются две разновидности шизотимиков:

а) идеалисты и моралисты, чувствительные к чужим проблемам,

б) деспоты и фанатики, а также люди холодного расчета, доктринеры, равнодушные и отчужденные, лишенные понимания конкретных ситуаций и проблем других людей.

2. Пикник - человек малого или среднего роста с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, большим животом и круглой головой на короткой шее. Их тип личности обычно - циклотимик. У такого человека настроения часто колеблются между радостью и печалью. Эти люди очень активны, имеют здравый смысл, лишены скрупулезности, фанатизма и доктринерства. Они могут быть просто веселыми болтунами или действительно активными практиками.

2. 3. Атлетик - человек с крепким скелетом, пропорционального телосложения, развитой мускулатурой, широким плечевым поясом. Этот тип телосложения имеют искотимики - люди мало впечатлительные с невысокой гибкостью мышления. Но если они все-таки реагируют, то могут быть уверенными в себе, энергичными, резкими, даже агрессивными.

4. Дипластик - человек с неправильным телосложением, о психическом типе которого ничего определенного сказать нельзя.

 Связи формы и отдельных черт лица человека с его характером.

    Сознательное, произвольное внимание при знакомстве с человеком концентрируется наиболее долго на лице. Опишем здесь типы лиц людей (Весна 2001, Зазыкин 1997). Желание узнать характер человека по его лицу существует у людей очень давно. В множестве книг разбирается каждая черточка лица. Трудно найти другую область, в которой накопилось бы столько разнообразных предрассудков, и они были бы так перемешаны с реальными обоснованными знаниями. Из многочисленной литературы мы выбрали только то, что имеет хоть какое-то антропологическое и психологическое обоснование. Приведенные описания относится только к людям с европейским типом внешности.

По форме традиционно выделяют 5 типов лиц. Схематично они изображены на рисунке.

Эталоном считается овальное лицо. Такое идеальное лицо имеет правильные пропорции, и кажется, что его обладатель должен был бы иметь идеальный характер. Увы, в жизни такие лица встречаются крайне редко, а идеальные характеры не встречаются вообще. Большинство лиц скорее тяготеет к тому или иному типу, сочетая в себе и признаки других.

Продолговатое лицо — так называемый аристократический тип. Считается, что продолговатая форма свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности, особенно если эта форма достигается за счет высокого лба. Такие люди обладают организаторским талантом и ярко выраженной целеустремленностью.

Человек с треугольным лицом, вероятно, обладает высокой чувствительностью, нередко — одаренностью, неординарностью мышления и тягой к новым впечатлениям.

Круглое лицо традиционно ассоциируется с добродушием, миролюбием, мягкостью и обаянием. Считается, что круглолицые любят комфорт, вкусную еду и приятную компанию. Житейские обобщения порой заставляют считать круглолицего человека недалеким и простоватым. Кроме того, круглое лицо сейчас «не в моде». Наверное, поэтому многие женщины с таким лицом стремятся изменить его форму, чтобы оно выглядело более овальным (поэтому для этой цели разработано множество косметических и парикмахерских приемов).

Квадратное лицо, форма которого создается квадратным подбородком и выдающимися скулами, характерно для людей во всем склонных видеть материальные причины, энергичных, прямолинейных и жестких. Они могут быть очень дисциплинированными и исполнительными или, наоборот, мятежными бунтарями. Такие лица часто используются в рекламе и непритязательных фильмах как образцы «суровой мужественности».

Форма лица во многом определяется формой подбородка, поэтому рассмотрим признаки характера, которые обычно связывают с этой частью лица. Широкий подбородок считается свидетельством волевых качеств, склонности человека решать многие проблемы силовым путем и повышенным вниманием к материальной стороне жизни. Не исключено, что он может быть резким и грубым. А если к тому же у него большая голова, то это может быть проявлением упрямства и упорства. 

Другой тип подбородка - закругленный, указывает на то, что его обладатель - человек чувствительный и разумный. Острый подбородок наводит на мысль о хитрости и, возможно, хорошем потенциале предпринимательских качеств. Выдающийся вперед подбородок может ассоциируется с волевыми качествами и уверенностью. Это, кстати, отмечается и в поведенческих реакциях: если человек хочет продемонстрировать уверенность и решительность, он обычно выдвигает подбородок вперед, чуть его приподняв, иногда, правда, это проявление заносчивости. Скошенный вниз подбородок воспринимается как указывающий на недостаток волевых качеств (иногда "трудный характер"). Раздвоенный подбородок у мужчин считается признаком страстной натуры, недаром такие мужчины часто пользуются успехом у женщин.

«Осмотр» других деталей лица начнем сверху. Кое-что можно сказать о человеке по форме его лба. Принято считать, что высокий и широкий лоб ("сократовский") свидетельствует об уме человека, его склонности к интеллектуальным видам деятельности. Не даром интеллектуалов иногда называют «высоколобыми». Круглая линия волос при высоком лбе указывает на независимость характера. Но иногда трудно отличить действительно высокий лоб от облысения, начавшегося со лба.

 Наоборот, человек, у которого низкий, угловатый и скошенный лоб воспринимается как имеющий низкий интеллект и часто это действительно так. Узкий лоб при низкой линии волос указывает на посредственность, даже примитивность "натуры". Именно такой грим делают обычно актерам, которые должны играть подобных персонажей. (Вспомните, например, грим актера, который играл Шарикова в фильме «Собачье сердце».)

Некоторую информацию о человеке несет форма его губ. Тонкие губы воспринимаются как признак эмоциональной холодности, расчетливости. Чем больше выпрямлена линия губ, тем более сух и расчетлив человек, а если они образуют как бы прямую линию, то принято считать, что от такого человека можно ожидать энергичных и решительных действий.

Толстые, как бы выдвинутые вперед оцениваются как признак чувствительности и хорошего аппетита. Несомкнутые, расслабленные губы являются признаком нерешительности. Слабая и относительно плохо развитая верхняя губа при выпяченной нижней губе рассматривается как признак самомнения и тщеславия. Если же вперед выдвинута верхняя губа, да к тому же она немного припухшая, это может быть свидетельством хорошего, неконфликтного характера.

 Если уголки губ спускаются вниз, то это признак того, что для человека привычно плохое настроение, пессимистический взгляд на мир. Вероятно, его характеру свойственна эгоцентричность и капризность. Губы, слегка кривящиеся в одну сторону, являются признаком нервозности и постоянной неудовлетворенности жизнью.

В завершение "осмотра" лица остановимся на общей подвижности мимики. По силе и скорости движений мимических мышц, по быстроте смен выражений лица можно судить о быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, об активном восприятии происходящего. Сильно подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Обычно, она характерна для людей с импульсивным поведением. Малоподвижная мимика в принципе указывает на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся, устойчивом настроении. Такая мимика ассоциируется со спокойствием, рассудительностью, надежностью и уравновешенностью.

Впрочем, учитывать особенности мимики можно, но в выводах нужно быть осторожными, потому, что каждый человек на протяжении всей жизни учится владеть своим лицом, произвольно регулировать его выражение. Это может ввести в заблуждение чересчур доверчивого наблюдателя. Кроме того, подвижность мимики зависит от национальных особенностей. У народов северной Европы лица относительно малоподвижные, а у народов южной Европы и Латинской Америки – более подвижные. Мимика народов Востока и, тем более, людей других рас вообще малопонятна большинству российских наблюдателей.

Очень важны для общения глаза. По данным многих психологов, собеседники, находясь на расстоянии одного-двух метров, смотрят друг на друга не менее 50-70% времени общения при длительности одного взгляда от 1 до 8 секунд.

Интерес к глазам как «зеркалу души» в отечественной культуре широко известен, например, Л. Н. Толстой сумел описать более 85 оттенков взгляда. Филологический анализ около 100 фразеологизмов русского языка и обнаружилось, что 36,3% из них имели ключевое слово «глаза». Однако, не совсем верно, что они – «зеркало души». В эксперименте людям предлагали определять особенности характера и настроения человека только по глазам, закрыв остальное лицо маской. Из этого ничего не получилось. Сами по себе глаза мало что выражают. Значимым является соотношение глаз с другими частями лица, а также движения глаз, направление взгляда.

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые ("вытаращенные") глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание наблюдение, либо, в сочетании со взглядом сбоку - коварство, хитрость. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу (при склоненной голове) указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо при согнутой спине/ на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз /при откинутой голове/ обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Важная социальная функция взгляда состоит в том, что мерой симпатии людей друг к другу и мерой их взаимосвязи является количество и продолжительность взоров, которыми они обмениваются. Основой для успешного общения служит контакт глаз, точнее – взглядов. Было установлено, что если человек нечестен или скрывает что-то, его взгляд задерживаются на глазах партнера менее чем 1/3 часть всего времени общения (отведение взгляда или «бегающие глаза»). Правда, возможно, это очень скромный человек, который просто не решается смотреть партнеру в глаза. Подсознательно такой человек все равно вызывает недоверие.

Если взгляд человека встречается с глазами партнера более 2/3 времени, то это может означать либо заинтересованность, увлеченность общением (тогда зрачки обычного размера или слегка расширены), либо враждебность, невербальный вызов (зрачки очень расширены или сужены). Обычно советуют, чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, взгляд должен встречаться с его взглядом немного больше половины всего времени общения. Существует миф об «открытом, честном прямом взгляде глаз, которые не могут солгать». Иногда он, наверное, встречается. Но и обманщики пользуются им достаточно часто.

Есть уловка, позволяющая имитировать заинтересованный взгляд, не рискуя показаться агрессивным или выдать собственную скуку. Нужно смотреть не в глаза партнеру, а в область переносицы.

При деловых переговорах, и вообще при любом общении, предполагающем доверие, не следует надевать темные очки, потому что у других появится неприятное ощущение, что человек что-то скрывает. Партнер в этом случае чувствует себя неловко и в результате будет нарушена атмосфера общения. Обычные очки, особенно в красивой оправе, придают лицу солидность и традиционно ассоциируются с серьезностью и компетентностью. Но если линзы очень толстые и за ними форма глаз кажется искаженной, человек выглядит подслеповатым и даже жалким, таких очков следует избегать тем, кто заботится о деловом имидже.

Способность общаться и выражать эмоции с помощью взглядов унаследована человеком от животных, но восприятие значения долготы взгляда зависит и от традиций культуры, к которой принадлежит партнер. Для жителей Южной Европы характерна более высокая частота смены направления взгляда (как и вообще более быстрые движения), чем для жителей Северной Европы. Японцы при беседе вообще считают неприличным и даже оскорбительным для других прямой взгляд, они смотрят скорее в шею, чем на лицо.

Вообще, для создания хорошего впечатления, для успешности общения важны не только продолжительность и частота взгляда, но и та часть лица и тела, на которую направлен взгляд. Исследования показали, что можно выделить деловой, социальный и интимный взгляд.

Деловой взгляд – направление глаз несколько выше переносицы, на центральную часть лба собеседника. Такой взгляд создает серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что Вы настроены по-деловому. Это создает условия для того, чтобы управлять ходом переговоров.

Социальный взгляд, направленный на центральную область лица на уровне от глаз до подбородка, задает атмосферу социального общения. Он предполагает доброжелательное, доверительное общение. Взгляд на этом же уровне, но искоса воспринимается как повышенная заинтересованность или враждебность. Он создает напряженность и может прервать общение.

    Интимным взгляд становится тогда, когда глаза опущены ниже уровня рта, от подбородка до уровня узла галстука. У людей европейской культуры он допустим только при близком, очень доверительном общении, а при других условиях считается не совсем приличным, особенно в отношении женщин. Японцы, же предпочитают именно такое направление взора при деловых переговорах.

 

  Некоторые "автоматизированные " привычные движения как источник психологической информации.

Кое-что о характере человека и о его состоянии говорят «автоматизированные» привычки человека. Физиологи называют их «динамическими стереотипами» - их особенности малозаметны для самого человека и их трудно (хотя и можно) сознательно изменить.

 Наблюдая за человеком, полезно обратить внимание на его походку. Люди, которые ходят быстро, слегка размахивая руками, скорее всего энергичны, имеют ясные цели и готовы действовать немедленно. Но если человек с такой походкой говорит: "Извини, некогда, очень, очень занят, потом как-нибудь...", то это скорее имитация бурной деятельности, нежели действительно деловитость. Сам человек, может быть и верит, что на этот раз он точно доведет дело до конца, а раньше ему просто не везло...Но более детальное выяснение особенностей его личности возможно другими методами, например с помощью тестов.

Быстрая и неровная походка свидетельствует о том, что ее обладатель – скорее всего, холерик, увлекающаяся натура, способная быстро «загораться» каким-либо делом и почти столь же быстро терять к нему интерес и переключаться на что-то другое. Спокойная, неторопливая походка может указывать на то, что человеку свойственна уверенность, возможно и самоуверенность. Неуверенная походка, наоборот, отражает наличие психологических проблем, заниженной самооценки. Если человек находящихся в подавленном состоянии, при походке у него опущены плечи, они глядят себе под ноги. Однако, отдельное наблюдение не дает возможности понять, является ли это состояние кратковременным кризисом или свойственно человеку постоянно.

Некоторое представление о позиции человека в общении дает стиль его рукопожатие. Выделяют три типа рукопожатия: доминирующее (когда рука сверху, а ладонь развернута вниз), покорное (когда рука снизу, а ладонь развернута вверх), равноправное (когда обе руки остаются в вертикальном положении). Пожатие прямой, не согнутой рукой — признак неуважения. При этом человек стремится сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве. Пожатие кончиков пальцев аналогично пожатию прямой, не согнутой рукой. Инициатор такого рукопожатия хочет держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии. Пожатие с применением обеих рук выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру. Необходимо отметить, что сказанное относится, в основном, к мужчина, поскольку для женщин рукопожатие не является объязательным и многие предпочитают обходиться без него.

Смех человека отражает его текущее эмоциональное состояние, но, если это состояние является для человека привычным, постоянным, смех может становится проявлением характера (также, как некоторые другие сигналы состояний, описанные в следующей главе). Громкий свободный смех, как бы от души, говорит об открытости натуры, силе и, возможно, веселом нраве. Отрывистый, сухой принадлежит людям нервным, напряженным. Беззвучный смех, скорее всего, указывает на то, что человек расчетлив, осторожен и скрытен. Грубый смех дает основание предполагать эгоизм и грубость натуры. Если смех оканчивается вздохом - возможна высокая тревожность. Интересны и такие наблюдения за особенностями смеха: смех на -а "ха-ха" совершенно открытый, ищущий от сердца, облегчающий и беззаботный; смех на –е" хе-хе"- не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый; смех на и "хи-хи" одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства; смех на -о "хо-хо" звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий; смех на –у " ху-ху" указывает на скрытый страх, боязливость.

Степанов С. приводит своеобразный тест [19] "Как вы смеетесь?" Авторы этого теста считают, что соответствует характеру человека. Предлагаются десять наиболее распространенных «видов» смеха. "Вам нужно найти в этом десятке и свою манеру смеяться и узнать о своем характере немного нового".

1. Типично ли для вас при смехе касаться мизинцем своих губ? Если да, то...

...Это означает, что у вас имеются собственные представления о хорошем тоне, грации и элегантности и что вы твердо следуете этим представлениям всегда и везде. Вам нравится быть в центре внимания.

2. Прикрываете ли при смехе рот рукой? Если да, то...

...Вы несколько робки и не слишком уверены в себе. Часто смущаетесь, предпочитаете оставаться в тени и, как говорят, «не раскрываться». Совет: не увлекайтесь самоанализом и чрезмерной самокритикой.

3. Часто ли при смехе вы запрокидываете голову? Если да, то...

...Вы, очевидно, доверчивы и легковерны, но в то же время у вас широкая натура. Иногда совершаете неожиданные поступки, согласуясь лишь со своими чувствами. А стоит, пожалуй, больше полагаться на разум..

4. Касаетесь ли при смехе рукой лица или головы? Если да, то...

...Скорее всего вы мечтатель и фантазер. Это, конечно, неплохо, но надо ли стараться так настойчиво осуществлять свои грезы, порой совсем нереалистичные? Больше трезвости в решении жизненных проблем!

5. Морщите ли вы нос, когда смеетесь? Если да, то...

...Ваши чувства и взгляды быстро и часто меняются. Вы — человек эмоциональный и, видимо, капризный. Легко поддаетесь минутному настроению, что создает трудности и для вас, и для окружающих...

6. Смеетесь громко с раскрытым ртом? Если да, то...

...Вы принадлежите к людям темпераментным. Немножко сдержанности, умеренности вам не помешало бы. Вы умеете говорить, но умейте и послушать!

7. Наклоняете голову прежде, чем тихонько рассмеяться? Если да, то...

...Вы из людей добросердечных, совестливых, привыкших приспосабливаться к обстановке и людям. Ваши чувства и поступки всегда под контролем. Никого никогда не огорчите, не расстроите.

8. Держитесь ли при смехе за подборо-док? Если да, то...

...Каким бы ни был ваш возраст, совершенно очевидно, что в своем характере вы сохраняете черты юности. И, наверное, поэтому часто поступаете без долгих раздумий (не слишком ли порой опрометчиво?).

9. Прищуриваете ли веки, когда смеетесь? Если да, то...

...Это свидетельствует об уравновешенности, вашей уверенности в себе, незаурядном уме. Вы деятельны и настойчивы, иногда, может быть, больше, чем нужно.

10. У вас нет определенной манеры смеяться. Если да, то...

...Очевидно, вы принадлежите к индивидуалистам: во всем и всегда руководствуетесь собственными мнениями и суждениями, часто пренебрегая взглядами других. Пожалуй, это многим из вашего окружения не нравится...

 

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке - его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

1. скорость речи:

· оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

·  спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

· заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

2. громкость:

· сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений жизненной силе либо кичливости;

·  тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека;

·  резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

3. артикуляция:

· ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости;

· расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

4. высота:

· фальцет дословно «головной голос" присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта,

· грудной голос - мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно;

· высокий пронзительный голос - признак страха и волнения,

· низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

5. режим и течение речи:

· ритмичное говорение ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении;

·  строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств;

· округло текучая манера говорить типична для общения на пикниках свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально;

·  угловато-отрывистая манера речи характеризует трезвое, целесообразное мышление.

 Специалисты по «Нейролингвистическому программированию» (НЛП), считают (Воедилов 2007), что каждый человек имеет наиболее удобную, подходящую для него форму познании и описании мира. Эта форма отражается в оборотах его речи. Выявить ее сразу довольно трудно, но возможно, если приложить усилия и попытаться провести "мини-контент-анализ". Нужно прислушаться и выявить, какие cлова, особенно глаголы, предпочитает использовать человек.

Согласно теории НЛП, люди, предпочитающие визуальные (зрительные) сигналы используют слова, говорящие о видении, внешнем виде, цвете и т.п. Например: «Эта работа выглядит...», «Это все выглядит таким туманным.», «Это проясняет мои планы.» «Все это кажется мне плоским и бессмысленным,» «Мы сможем рассмотреть этот план.», «Я счастлив, что мы с Вами смотрим на это одними глазами.», «Нельзя представлять все в черно-белом свете.» и т.п.

Те люди, для которых главной является аудиальная (слуховая) система познания, постоянно упоминают о звучании или слушании. Например: «Делу нужно придать ритм», «Это предложение хорошо звучит.» «У нас слишком большие разногласия.», «Это дело слишком монотонно.» «Кричащие разногласия...» и т.п.

Некоторые люди создают образ мира с помощью кинестетической (телесную – двигательной и осязательной) системы. В этом случае в их речи много слов о том, что связано с телесными ощущениями – о движении, пространстве, температуре, твердости или мягкости и т.п. Например: «Это вызывает скользкие чувства.», «Он горячий поклонник...», «Она холодна, как рыба.», «На нас оказывают давление», «Я пытаюсь балансировать...», «Эту тему следует развивать», «Сдвинуть вопрос...», и т.п.

Есть люди, которые мало внимания уделяют восприятию мира, для них главное – логические рассуждения. Они обычно говорят очень правильно, «как по писаному». Их иногда называют «компьютерами». В обычных условиях излюбленного типа слов у них нет, но он может проявиться в состоянии стресса, особенно в совершенно новой для них обстановке.

Было показано, что люди наилучшим образом понимают собеседника и наиболее склонны к взаимодействию тогда, когда с ними говорят на «их языке», используют сходные обороты речи. «Отзеркаливание» типа и темпа речи – эффективное средство для создания благоприятной атмосферы взаимопонимания, только если оно не производит впечатления передразнивания. Конечно, нельзя копировать недостатки и погрешности речи.

В конечном итоге разнообразные психологические исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятное впечатление производят люди, поведение которых свидетельствует об их доброжелательности и уме.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: