Председатель, или искусство продолжается

Ирина Владимировна Зотова

 кандидат искусствоведения, член ВТОО "СХР",

член Коломенского отделения ВТОО "СХР" (г. Коломна)

Коломенское отделение ВТОО "СХР" и его

председатель, или искусство продолжается

 

Михаил Григорьевич Абакумов был активным членом Коломенского отделения Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России".

В 2018 году исполнилось 25 лет как была сформирована эта общественная структура. Юбилейная дата дала повод подвести некоторый итог деятельности сообщества и определить его масштабы в рамках города и государства.

За этот период было организовано около 400 коллективных выставок произведений искусства, около 250 персональных. Кроме того, члены отделения участвовали в 13 Всероссийских, в 15 региональных, в 20 областных и в 30 зарубежных выставках. 25 вернисажей было организовано как отчетные ежегодные. Большая работа проводилась в сфере образования и воспитания молодежи.

Коллектив отделения участвовал и продолжает участвовать в различных благотворительных акциях. Многочисленные произведения коломенских художников, в том числе и Михаила Абакумова, находятся в музеях нашей страны, в частных коллекциях в России и за рубежом, во многих общественных, муниципальных и частных организациях города Коломны, в кабинетах городских руководителей, в квартирах горожан. Большинство из художников хорошо известны в городе. Они принимали участие в оформлении улиц, в оформлении интерьеров и экстерьеров отдельных домов, дворцов культуры, зданий школ, интернатов и различных городских объектов; реставрировали, восстанавливали памятники культурного, духовного и культово-религиозного значения. Искусство художников Коломны неотделимо от истории и культуры города и его жителей, не отделимо от истории и культуры всей страны и от Русского искусства в целом. Вся их работа, творчество, вся жизнь направлены на создание произведений искусства и служение Отечеству. От созданного, и ими в том числе, зависит художественная структура окружающего настоящего и будущего, значимость Российского наследия в международных рамках. От созданного, и ими в том числе, зависит — будут ли потомки гордится своим городом, страной и тем, что они родились и живут в России. Работа художника (и тем более в провинции) это не всегда сиюминутная отдача и результат, часто это признание, известность и "жизнь" только в будущем.

С января 2000 года и по сей день председателем Коломенского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» является Зотов Александр Евгеньевич, 1956 года рождения, коренной житель города Коломны Московской области. В организацию он приходит в июне 1994 после окончания Московского Государственного Академического художественного института им. В.И.Сурикова. Ранее, в 1982 году он заканчивает Рязанское художественное училище, за диплом награждается серебряной медалью ВДНХ.

В 1995 году Александр Зотов вступает во Всероссийскую творческую общественную организацию «Союз художников России». К этому времени он уже зрелый, опытный художник. С 1982 года участвует в Международных, Всероссийских, Региональных, Областных и Городских выставках, организует персональные. С 1981 по 1983 год работает в рязанском театре юного зрителя художником-декоратором. С 1983 по 1986 год — в рязанском областном театре драмы художником-постановщиком.

Александр Евгеньевич Зотов на сегодняшний день (февраль 2019) в профессии более 40-ка лет. Работает в станковой живописи — в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета; в графике (станковая, книжная иллюстрация, разработка рекламного оформления). Репродукции с работ Александра Зотова напечатаны в ряде учебных пособий для студентов высших художественных учебных заведений, в ряде журналов для практикующих художников и любителей искусств. Он имеет солидный опыт в написании икон, храмовых настенных росписей, а также в реставрационных работах различных объектов храмового искусства.

Его преданность изобразительному искусству, мастерство и яркая творческая индивидуальность делают полотна автора уникальными и узнаваемыми. Его выставочная экспозиция повествует о красоте человеческого бытия, о необычайной разумности окружающего мира, о гармоничном сосуществовании в природе живой и неживой предметности. Творческая линия художника заключается в создании особой поэтики и духовной созерцательности в изображении реального, в создании любимых образов глубоко оптимистичных и художественно прекрасных.

Любовь, как животворящее чувство, объединяет все работы художника Зотова. Утонченность и лиризм, осторожное проникновение в тайну натуры — характерны творческим изысканиям мастера. Осознанно выбранный им реалистический изобразительный язык, принадлежит академической школе русской живописи и на прямую связывает его со старыми мастерами. В нем много от традиций живописи золотого XIX века и московской школы XX века. В основе же всей изобразительной деятельности Александра Зотова — непосредственное общение с людьми и природой. Как результат — здесь всегда предполагается откровенный, доверительный диалог со зрителем, с нашим культурным прошлым и будущим, где нет места поблажкам, конъюнктуре и популизму. Такова специфика профессии для профессионала.

Среди его работ, прозвучавших на выставках, многочисленные картины-натюрморты. В них автор раскрывается как творец особого прекрасного мира, отражающего действительность, преломленную через собственное восприятие. Этим работам присуща глубокая гармонизация чувств, объединенных идеей и художественным образом. Все это художник организует посредством синтеза живописной палитры красок, насыщенной смысловой композиции и определенного ритма в построении и подаче предметов.

«Натюрморт в Успение». В нем ощущается мягкая, легкая радость и скромное очарование полевых растений. Небольших размеров полотно несет в себе спокойное умиротворение, любовь и светлую печаль религиозного праздника.

Натюрморт "Праздничный». Здесь изображены роскошные благородно бордовые георгины на длинных метровых стеблях с изумрудными изящными листьями. Они пленяют своей очаровательной реальностью. Аристократическая красота растений на полотне торжественно-праздничная и, в то же время, какая-то сдержанная. Мастер эмоционально, но точно фиксирует характерное - продолговатые лепестки, чуть растрепанную общую форму соцветий, что придает всему букету живую обаятельную непосредственность. Звонко-прозрачное стекло и вода в сосудах с яркими бликами подчеркивают хрупкость и преходящую временность этих великолепных созданий.

 Трогательная и оптимистичная работа «Зимний натюрморт» построена на особенности восприятия контраста. Картина дает почувствовать нам приятные ощущения обычной теплой комнаты с роскошной южной зеленью, когда за окном - промозглый зимний день и мертвая в снегу застывшая природа.

Натюрморт является любимым жанром художника, особенно с полевыми цветами и травами. В натюрмортах Александра Зотова мягко и не навязчиво, красиво и тихо проплывает вечность и прекрасный миг жизни человека, растянутый до бесконечности. В них всегда поражает изящная прелесть садовых сорняков и утонченная изысканность луговых колючек. Сделать так вот просто, как дыхание, и написать простое на холсте так естественно – очень сложно. В натюрмортах же Александра тайным образом присутствует жизнь и особая светлая поэтичность.

И мы обнаруживаем в картине «Букет лета» изъеденный насекомыми и похожий на кружево огромный лист лопуха. Луговые васильки серебристой зеленью и краплачными пушистыми цветками оттеняют его привлекательное изящество, внося в постановку мощный звук природы. Гибкие ветви барбариса и вишни переплетаются с душистыми травами клевера, осоки, тысячелистника и вьюнка. Сквозь воду и стекло сосуда просматриваются крепкие стебли. Их жизненный ритм зрительно подчеркивается складками сиреневой драпировки — с одной стороны безмятежно струящимися, с другой напряженно закрученными. Гладкий кувшин с дутым туловом привлекает взор своей чистой прозрачностью. Букет луговых трав на табурете художника дает ощущение тихой радости от жизни и красоты и привкус грусти от хрупкости всего живого.

И снова удивительное кружево листьев репейника на картине « Вторая половина лета». Художник в натюрморте раскрывает свои переживания и терпкие ощущения от признаков уходящего лета. На полотне торжественные, уже отцветающие нежные мальвы на грациозно вытянутых стеблях. Уютно расположившись возле «пики» остролистой жгучей крапивы, они смягчают ее агрессивную притягательность. Но пышные юбочки цветков, грустя, уступают холодной зелени своих тугих круглых плодов, стремящихся брызнуть созревшими семенами. И мы наблюдаем жизнь и ее угасание, прекрасное вечное и остроту борьбы сиюминутного. Простая красота шероховатой глиняной крынки поддерживается мерцанием небольшого стеклянного сосуда с изысканным ростком колючего чертополоха. Фабулу картины раскрывает не спор, не борьба, а именно поддержка, во всем дополнение, содружество прекрасных по-своему предметов, как созданных природой, так и человеком. Человек и природа. Наша извечная тяга к гармонии — то к чему стремится все живое и каждый из нас.

Произведения Александра — это пробуждающие чувства импульсы, помогающие нам сильно ощутить красоту и хрупкость нашей жизни. 

Зритель и коллеги отмечают его пейзажи, часто драматически-суровые, изысканные по цвету, очень органичные по композиции и ритмическому звучанию, насыщенные духом и состоянием природы, с богатой психологической окрашенностью ["Холодная весна 93"; "Ростов Великий"; "Страж"; "Касимов. Овраг"].

Среди, созданных художником, портретов наших современников выделяются: "Гавинская Нина Михайловна — ветеран Великой Отечественной войны"; "Схимонахиня Израилия (Огурцова)"; "Портрет Романа"; "Художник Петрович" — Губарев Владимир Петрович - ветеран Великой Отечественной войны" — портрет самодеятельного художника, ветерана Великой Отечественной войны, большого по жизни приятеля М.Г.Абакумова. И это портрет простого очень стойкого и сильного человека с трагической судьбой.

Все портреты отличает мастерство передачи личности портретируемого, его характерных черт и особенностей натуры.

Очень интересны, с художественно-изобразительной точки зрения, автопортреты А.Е.Зотова, на которых художник будто внимательно вглядывается с картинной плоскости в реальность, создавая невидимый, но настойчиво-активный контакт со зрителем.

Образ серьезного, талантливого художника дополняют графические листы Зотова А.Е. Это, как правило, его рабочие эскизы, картоны для монументальной росписи интерьеров храмов и светских залов, многочисленные рисунки и зарисовки обнаженной фигуры, натюрморты с цветами, изображения лошадей.

 Натюрморты с цветами в графическом исполнении Александра Зотова не менее богаты содержанием тонкого психологизма ["Букет лилий"; "Лилии»]. Но изобразительный язык в них возвышенно аристократичен. И основным средством выразительности служит изысканный, артистичный рисунок и виртуозно звучащая линия. Они поражают своей чарующей реальностью и правдивостью передачи особенностей растения, точностью подмеченных, характерного абриса и изгибов стеблей и лепестков.

Артистизм рисунка отмечается и в графическом исполнении людей ["Святая равноапостольная Мария Магдалина"; "Воин племени массаи"; "Лежащая обнаженная"]. В них притягивает природная гармония и ощущение приятного живого тепла. Их художественный образ не затмевается реалистической подачей. Красота человека, созданная «одухотворенной» линией художника, делает его изображение произведением высокого искусства.

В своем творчестве художник Зотов часто обращается к такому жанру как "ню" [зарисовки обнаженной натуры; "За туалетом"]. Ему удается каким-то неведомым способом создать трогательные, духовно чистые образы. Обнаженность здесь воспринимается естественным созданием природной красоты. В ней — любовь, безмятежность, беззащитность, хрупкость цветка, непосредственная ранимость, родное тепло человека и философия жизни вселенной.

Работы художника Александра Евгеньевича Зотова были приобретены Рязанским государственным областным художественным музеем имени И.П. Пожалостина. А также его произведения находятся в Великоустюгском государственном историко-архитектурном, художественном музее-заповеднике Вологодской области, в Домом-музее И.П. Пожалостина в поселке Солотча Рязанской области, в администрации города Касимов Рязанской области, в Черкизовском центре досуга и культуры Коломенского района, в Культурных центрах "Лига" и "Дом Озерова" города Коломны.

В 2011 году Зотов Александр Евгеньевич был награжден Золотой медалью ВТОО "СХР" "Духовность. Традиции. Мастерство".

Являясь руководителем общественной организации в трудные для нее годы экономических перемен и всевозможных реформ в государстве, А.Е. Зотов делает все, чтобы Коломенское отделениеВТОО «Союз художников России» продолжало успешно функционировать. Им осуществляется (на общественных началах) делопроизводство, организация выставок, вернисажей и встреч со зрителями, проводится работа с молодыми художниками и художниками-любителями. Он занимается пропагандой и популяризацией изобразительного искусства среди студенческой аудитории, посильно помогает и поддерживает художников пенсионного возраста.

Как художник и руководитель коллектива Александр Евгеньевич Зотов часто выступает в качестве организатора и непременного участника многочисленных выставок художественных работ. Среди них региональные, областные, городские (ежегодные), а также международные (Франция — октябрь, 1993г.; Германия и Венгрия — выставки, организованные МГАХИ им. В.И. Сурикова в 1990–1992гг.). Особое место в деятельности Зотова как руководителя и художника принадлежит персональным и групповым выставкам (среди них групповая выставка в Академии художеств в январе 1994).

В качестве ведущего художника Александр Евгеньевич Зотов участвовал в оформлении города к торжественным мероприятиям и празднествам (это юбилеи города, городские и всероссийские праздники). Он принимал участие в реставрационных работах по восстановлению или осуществлению новых росписей храмовых интерьеров (Кафедральный Успенский собор и Богоявленский храм города Коломны; церковь села Красная Пойма Луховицкого района); принимал участие в работах по реставрации икон, по восстановлению росписи на башне крепостной стены (роспись Пятницких ворот — исторического памятника XVII в.); создал оформление и проиллюстрировал ряд научных и художественных изданий.

Как руководитель организации художников тесно сотрудничал и сотрудничает с работниками выставочного зала Культурного Центра «Дом Озерова» Коломны, проводит целенаправленную работу по организации и созданию художественной галереи в городе.

Кроме того, Зотовым Александром Евгеньевичем ведется большая общественная работа в городе. Он являлся членом городского общественного художественно-архитектурного совета при администрации городского округа Коломна Московской области. Им и под его руководством студентами проводились в городе конкурсы на лучший рисунок среди детей с ограниченными возможностями. В качестве председателя или члена жюри он участвует в различных межзональных и городских конкурсах, например, в ежегодном городском конкурсе "Красота своими руками"; в Межзональном открытом фестивале-конкурсе детского творчества "Юные таланты" (посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне), проходившем в городе Коломне. Как руководитель и организатор он принимал участие в создании выставок студенческих работ Коломенского пединститута. Как имеющего признание коллег живописца, его приглашали в качестве члена жюри на городские художественные конкурсы изобразительного искусства в городе Рязани и рецензентом дипломных работ студентов на выпускные экзамены в Рязанское художественное училище.

Среди благотворительных действий Александра Евгеньевича Зотова — проект памятника «Жертвам радиационных аварий и катастроф», который был признан одним из лучших среди подобных монументов в РФ; проект мемориальной доски посвященной педагогу-просветителю, заслуженному работнику культуры РФ, художнику Н.И. Бодрягину; помощь картинами в оформлении внутренних помещений специализированной школы № 27 города Коломны (школа для детей с ограниченными возможностями здоровья); участие и помощь в создании школьной галереи (школа № 30, г. Коломна); а также — оформление сцены, проекты буклетов, изданий и программ для конференций кафедры музыки Коломенского государственного пединститута (1991, 1998, 1999, 2003 гг.). Его живописные работы в качестве подарков от КО ВТОО «Союз художников России» находятся во многих организациях города.

В заключение хочется сказать, художники коломенской организации вышли из грандиозной эпохи академического соцреализма, мужественно выдержали лихие годы "смутных – 90-х", революционный авантюризм которых гулким эхом аукается до сих пор. Стараясь не сдавать позиций продолжают шагать и в наше время — в период молодых, энергичных, бесшабашных креативщиков, смелых новаторов модных тенденций.

Что будет дальше и как все проявится в историческом контексте — время покажет. Искусство продолжается!

 

февраль 2019 г.

 

1. Общая фотография с открытия ежегодной выставки работ.

2. Фотография А.Е.Зотова.

3. "Натюрморт в Успение", 60х80, х.м., 1990.

4. " Праздничный", 120х70, х.м., 1995.

5. " Зимний натюрморт", 80 х 80, х.м., 1993 г.

6. "Букет лета", 85х97, х.м., 2005г.

7. "Вторая половина лета", 99х63, х.м., 2008г.

8. "Холодная весна 93",50х60, х.м., 1993.

9. "Ростов - Великий", 50х60, х.м., 1990.

10. "Страж", 50х70, х.м., 2017.

11. "Касимов. Овраг", 70х60, х.м., 1995.

12. "Гавинская Нина Михайловна - ветеран ВОВ", 60х50, х.м., 2010.

13. "Схимонахиня Израилия (Огурцова)", 60х50, х.м., 2012.

14. "Портрет Романа", 65х55, х.м., 2018.

15. "Художник - Петрович" - Губарев Владимир Петрович - ветеран ВОВ", 60х50, х.м., 2012.

16. "Автопортрет", 44х37, бум.сангина, 2002.

17. "Автопортрет", 28х21, х.м., 2002.

18. "Букет лилий", 52х44, бум.сангина, 2001. 

19. " Лилии», 60х40, бум.сангина, 2006,

20. "Святая равноапостольная Мария Магдалина", 169х89, бум.сангина, 2000.

21. "Воин племени массаи", 106х49, бум.сангина, 2003.

22. "Лежащая обнаженная", 60х80, бум.сангина, 1991.

23. - 24. Зарисовки обнаженной натуры.

24. "За туалетом", 95х70, х.м., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: