Паспорт
Мультимедийной игры по экологии
для детей старшего дошкольного возраста
«В гости к Леснику»
Разработали педагоги: Неволина Наталья Анатольевна Аксенова Ольга Васильевна |
Череповец, 2020
Пояснительная записка
1. | Автор (ФИО, должность) | О.В. Аксенова, воспитатель Н.А. Неволина, воспитатель |
2. | Вид ресурса | Компьютерная игра по экологиидля детей старшего дошкольного возраста |
3. | Название ресурса | «В гости к Леснику» |
4. | Цель и задачи ресурса | Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре. Задачи: 1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, закрепить знания об обитателях леса. 2. Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление. 3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. 4. Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами. |
5. | Возраст воспитанников, для которых предназначен ресурс | старший дошкольный возраст, младший школьный возраст |
6. | Программа, в которой создан ресурс | Microsoft Office Word 2010, Microsoft Office Rower Point 2016 |
7. | Методические рекомендации по использованию ресурса | Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО как в образовательном процессе, так и игровой, досуговой деятельности со старшими дошкольниками, а также учителями начальных классов на уроках «Окружающий мир», внеурочной деятельности. |
|
|
Актуальность.
Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Почему так происходит? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то о чем еще недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Неоспоримо, что прогресс принёс на нашу планету много незаменимых и очень практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения?
О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». В глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе.
|
|
Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.
Значимый признак экологической воспитанности ребёнка это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе.
Экологическое воспитание - относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.
Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюдение, экспериментальная деятельность,экологические квест-игры, и т.д.
А можно организовать учебно-игровую деятельность с помощью мультимедийных игр, в процессе которых, у ребенка повышается заинтересованность в самостоятельном решении проблемы.
Эта идея и привела к созданию данной методической разработки. Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.
Форма проведения: мультимедийная игра..
Используемые методы и приемы:
игровой: игры-загадки, ребусы.
наглядный: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;
словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей.
Словарная работа: развитие звуко – буквенного анализа слов, активизация словарного запаса.
Оборудование: мультимедийный проектор или ноутбук.
Демонстрационный материалы: видео слайды.
Музыкальное сопровождение: звуки птичьих голосов.
Предварительная работа: данная методическая разработка не требует особой предварительной работы - реализация программного материала ДОО или НОО.
|
|
Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, закрепить знания об обитателях леса.
2. Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
4. Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами.
Содержание игры «В ости к Леснику»
Слайд № 1 Титульный лист (слайд приветствие).
Слайд № 2 «Кто живет в этом чудесном лесу»
Ребятам необходимо отгадать загадки, чтоб узнать, кто живет в лесу.
Слайд № 3 Конверт с пазлом.
Слайд № 4 Задания «Разгадай ребус и узнаешь, какой цветок спрятан».
Слайд № 5 Конверт с пазлом.
Слайд № 6 «С какого дерева лист»
Необходимо соединить лист с деревом
Слайд № 7 Конверт с пазлом.
Слайд № 8 «Посади насекомое на схему слова»
Ребятам необходимо соединить слово со звуковой схемой. Например,
ОСА (
Слайд № 9 Конверт с пазлом.
Слайд № 10 «Найди и собери в корзину съедобные грибы»
Слайд № 11 Конверт с пазлом.
Слайд № 12: «Узнай птицу по голосу»
Слайд № 13 Конверт с пазлом.
Слайд № 14 «Собери мусор»
Слайд № 15 Конверт с пазлом.
Слайд № 16 «Собери картинку»
Необходимо собрать картинку из частей пазла.
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. «Педагогическое общество России», М.: 2007
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. «Академия», М.: 2002
3. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М.:1996
4. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005
Интернет-ресурсы:
Подбор иллюстративного материала.