Методические рекомендации по организации воспитательной работы
В современных условиях возрастает роль учащейся молодежи как наиболее активной части общества. Социальное становление и развитие молодежи, более полная реализация ее потенциала в интересах всего общества актуализируют необходимость повышения качества воспитания. Повышение роли учащейся молодежи как социального субъекта должно происходить в условиях использования более широких возможностей для саморазвития, самореализации, жизненного самоопределения и успешности каждого молодого человека. Педагоги помогают каждому учащемуся максимально задействовать свой внутренний потенциал. Необходимо сформировать у молодых людей положительное представление о самих себе, которое им предстоит реализовать в личных и общественных отношениях, подготовить их к жизни в демократическом обществе, профессиональной деятельности.
Современный педагог строит свою деятельность на научной основе
Научно-методическое обеспечение воспитания включает:
· методическую документацию, к которой относятся методики воспитания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма;
· учебно-методические пособия;
· комплексное методическое обеспечение по направлениям воспитания,
· методические (информационно-методические) материалы
· информационно-аналитические материалы (материалы, справки, отчеты, информационные письма, содержащие статистическую и аналитическую информацию, доклады и иные материалы по организации воспитательной работы)
Совершенствование воспитательной компоненты - процесс, который не может осуществляться спонтанно и автономно образовательная программа делает акцент в личностном развитии на интеллектуальную сферу, то воспитательная программа акцентирует педагогические усилия на духовно-нравственном развитии личности, формировании у ребенка:
· активной гражданской позиции;
· готовности подростка к самостоятельной нравственному выбору;
· системы духовных ценностей и способности реализовать их в практической деятельности;
· потребности в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях особое внимание уделяется формированию целостной системы воспитания. Сегодня воспитательная система школы – педагогическая основа воспитания, охватывающая весь образовательный процесс, интегрирующая учебные занятия, внеурочную деятельность, влияние социальной, предметно-эстетической среды.
Воспитательная система школы – это целостная структура, которая способствует успешной деятельности воспитания. Она должна быть открытой, способной к эффективной саморегуляции, управляемой, постоянно развивающейся.
Приоритетным в воспитательной работе школы являются:
· реализация личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе;
· привлечение молодежи к региональной и мировой культуре;
· сохранение морального и физического здоровья подрастающего поколения;
· воспитание патриотизма, общественных качеств личности;
· обеспечение педагогических условий для социализации школьников, воспитание в них жизненной компетентности.
Гражданско-патриотическое воспитание должно строиться на воспитании у молодежи любви к Родине, гордости за славное прошлое и настоящее своего Отечества. Одним из важных аспектов являются примеры героизма и самопожертвования, проявленные в годы Великой Отечественной войны нашими земляками. Особую значимость в работе по формированию гражданственности и патриотизма приобретает подготовка к празднованию 70-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Необходимо уделить внимание оформлению на базе музеев тематических выставок, экспозиций, уроков мужества, лекций, семинаров, организации встреч с ветеранами, продолжить работу по благоустройству и наведению порядка у памятников воинской славы и мемориалов, в местах захоронений жертв войны, проведению других мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащейся молодежи. Важно, чтобы все мероприятия воспитательного процесса были направлены на формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национального самосознания учащихся. Важно не увеличить количество воспитательных мероприятий, но с учетом качественного уровня их проведения, наполнить их актуальным содержанием, притягательным для молодежи.
Весомым фактором гражданского и патриотического воспитания являются музеи общеобразовательных учреждений, материалы экспозиций которых рекомендовано использовать в оформлении стендов и мини-экспозиций в классах, аудиториях и библиотеках, и посвящать их известным людям и событиям.
В системе работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся целесообразно использовать программу воспитательного курса «Донеччиноведение». Программа воспитательного курса рассчитана на учащихся 1-11 классов и делится на краеведческую, природоведческую и обществоведческую составляющие, реализуемые через микросферы «Я - житель Донетчины», «Природа Донетчины» и «Культура Донетчины». Курс направлен на формирование у учащихся потребности к познанию мира и человека в нем, усвоению нравственных ценностей в познавательной, нравственной, деятельностно-волевой, эмоциональной и коммуникативной сферах на основе краеведческого материала.
Сегодня очень важно вовлекать молодежь в общественно значимую социальную деятельность с целью формирования активной гражданской позиции и получения опыта конструктивного решения социальных проблем. Эффективной формой гражданско-патриотического воспитания является участие учащихся в реализации социальных проектов.
В новом учебном году работа по воспитанию правовой культуры, формированию ценностного отношения к социуму среди учащейся молодежи должна быть направлена на повышение степени правовой защищенности учащихся, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений, формирование социально приемлемого поведения. Особое внимание следует уделять профилактике табакокурения, пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Формированию социальной зрелости учащихся способствует правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения. Главная цель педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения учащихся – это создание в учреждениях образования воспитывающей среды, способствующей снижению количества правонарушений, препятствующих распространению в молодежной среде негативных социальных явлений. В связи с этим, должна быть развернута интенсивная превентивная и профилактическая работа.
Формирование здорового образа жизни является важнейшей составляющей воспитательной работы по сохранению и укреплению физического, психического, социального и духовного здоровья учащихся. В новом учебном году важно продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, скорректировав цели и задачи на основе достигнутых за предыдущие годы результатов. При этом приоритет следует отдавать созданию здоровьесберегающей среды, направленной на формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей как важнейшей ценности.
В новом учебном году необходимо продолжить проведение мероприятий по профилактике употребления наркотических, токсических веществ: единые дни информирования, тематические вечера, конкурсы и выставки плакатов и рисунков, тематических буклетов, тематические родительские собрания с приглашением специалистов: психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов, демонстрации соответствующих видеоматериалов, акции «Молодежь против наркотиков!», интернет-конференций, дискуссий по правовой тематике, работа клубов, для вхождения в которые необходимо быть свободным от разного рода зависимостей и т.д.
Антинаркотической профилактике в учреждениях образования будет способствовать проведение творческих мероприятий, которые приурочены Дню борьбы с наркотиками (1 марта), Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня).
Педагогическую и родительскую общественность волнует не только физическое здоровье, но и психологическое состояние детей волнует сегодня. Изучение проблемы суицидов показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство, чтобы обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы. Причины, приводящие к суицидам, имеют психологический характер, поэтому работа по профилактике и предупреждению суицидов заключается, прежде всего, в укреплении психологического здоровья. Основную роль в этом играет социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования. В целях предотвращения суицидального поведения необходимо усилить индивидуальную работу с учащимися. Рекомендуется проводить образовательные программы для учащихся, педагогов и родителей, направленные на получение знаний о признаках кризисного состояния и предупреждение возможного суицида среди детей и подростков (тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса; психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, повышение уровня самоконтроля; классные часы по проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношению к самому себе с привлечением психолога; совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений; психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с детьми и др.).
Можно выделить внешние и внутренние защитные факторы профилактики суицидального поведения детей и молодежи. Среди внешних эффективными являются:
· привлечение учащихся к участию в общественной деятельности (клубы, общества, союзы и т.п.), внеклассной и внешкольной работе (спортивные секции, различные кружки, студии и т.п.);
· доброжелательные и уравновешенные отношения со сверстниками в учебном заведении;
· хорошие отношения с учителями и другими взрослыми;
· поддержка со стороны близких людей.
На создание бесконфликтного доброжелательного воспитательной среды влияет уклад образовательного учреждения. Уклад – не только синоним уклада жизни, а какая глубинная, ментальная его качество, существенно влияет на формирование личности. Можно выделить 4 основные аспекты уклада:
· Ценностно-мотивационный, определенный ведущей идеей жизнедеятельности учебного заведения.
· Содержательно-технологический, который задает содержание и способы организации деятельности, общения и отношения членов школьного сообщества.
· Ресурсно-экологический, определяющий предметно-пространственное и социальную среду, условия быта членов общества, которые отражают расширение возможностей, создаваемых для школьников через разработку законов жизни школы, работу органов управления и самоуправления.
· Результативный, он характеризует влияние уклада на все сферы жизнедеятельности школьного коллектива и развитие его членов.
Осознание уклада школьной жизни и наличие представлений о сущности, состав и структуру этого социально-педагогического феномена позволяет руководителям и педагогам вести целенаправленную работу по формированию благоприятной эмоционально-психологической и духовно-нравственной атмосферы в учебном заведении и его структурных подразделениях, желаемого духа и уклада жизни школьного (классного) сообщества.
Защитным внешним фактором профилактики суицидального поведения для подростка является его семья. В частности, развитые навыки общения в семье, хорошие, сердечные, искренние отношения между всеми членами семьи, поддержка детей и подростков со стороны семьи.
К внутренним защитным факторам профилактики детских суицидов можно отнести:
· развитые коммуникативные навыки;
· уверенность в себе, своих силах;
· уверенность в способности к достижению жизненных целей;
· умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей;
· стремление советоваться с взрослыми при принятии важных решений;
· открытость мыслей и опыта других людей и ко всему новому;
· способность усваивать новые знания.
Обязательным условием сохранения и укрепления здоровья учащихся является создание положительного эмоционального фона в школьном коллективе. Психоэмоциональный микроклимат в коллективе должен помочь раскрыть внутренние резервы и возможности учащегося, направить их на максимальное развитие его таланта, склонностей, способностей и личности ребенка в целом.
Превентивное воспитание является приоритетным направлением деятельности всех воспитательных институтов и составляющей системы воспитания. Превентивная работа проводится с детьми и молодежью, начиная от дошкольного периода и до завершения обучения в высших учебных заведениях. Можно выделить некоторые проблемы в этой сфере деятельности, заключающиеся в отсутствии налаженного сотрудничества между различными субъектами профилактики, в применении преимущественно групповых и массовых форм работы и ненадлежащей внимании кинтерактивных методов (тренингов, ролевых игр и т.д.), которые способствуют лучшему усвоению информации детьми.
Учитывая цели, задачи и функции превентивного воспитания можно выделить следующие приоритетные направления превентивного воспитания в образовательной среде:
· Профилактика вредных привычек и формирование мотивации на здоровый образ жизни.
· Предупреждение ВИЧ/СПИДа и инфекций, передающихся половым путем (ИППП).
· Информирование относительно репродуктивного здоровья и ответственного родительства.
· Формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации.
· Просвещение и информирование о правах и обязанностях детей в обществе.
· Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и формирования правовой культуры учащейся молодежи.
· Предупреждение и преодоление различных видов насилия в детской среде, небрежного и жестокого обращения с детьми, противодействие торговле людьми.
· Развитие личностных ресурсов, жизненных компетентностей, выработки адаптивной стратегии поведения.
· Повышение социальной компетентности молодежи, формирование ответственного поведения.
Рекомендуем следующие пути реализации указанных приоритетных направлений превентивного воспитания в 2014-2015 учебном году.
1. Внедрение в учебно-воспитательный процесс в качестве вариативной составляющей, во внеклассную и внешкольную воспитательную работу различных учебных превентивных программ («Равный-равному», «Защити себя от ВИЧ», «Молодежь на перепутье. Твой выбор», «Полезные привычки», «Предотвращение торговли людьми и эксплуатации детей», «Личное достоинство. Безопасность жизни. Гражданская позиция», «Семейный разговор», «Семейные ценности», «Мы – разные, мы – равные»,«Взрослей на здоровье»).
2. Внедрение в общеобразовательных учебных заведениях факультативных курсов, которые ориентированы на усиление психологической составляющей в воспитании детей и учащейся молодежи.
3. Использование активных форм и методов воспитательного воздействия на учащихся, основанные на демократическом стиле взаимодействия, способствуют формированию критического мышления, инициативы и творчества: сюжетно-ролевые, проблемно-ситуационные и деловые игры, дискуссии, диспуты, дебаты, диалоги, брифинги, проблемные столы, акции, ситуационные практикумы, тренинги, моделирование жизненных ситуаций, общественных процессов и процедур, работа в малых группах, интерактивные и социальные театры, открытые трибуны, кейс-технологии, молодежные лекторские группы, спикерские группы и т.д.. Рекомендуем в общеобразовательных учебных заведениях начать создание тематических видеотек с соответствующими медиа-ресурсами.
Действенным инструментом превентивной работы является технология «Социальный интерактивный театр». Театральная технология удовлетворяет потребности подростка в проживании различных ролей, эмоций, помогает получить опыт преодоления личностных и социальных проблем, отраженных в социальной роли, сформировать свое отношение, позицию до социального факта, который проигрывается, стать автором и актером собственной стратегии поведения в сложной социальной ситуации. Созданный образ поможет подростку глубже раскрыться, больше внимания уделить собственной внутренней реабилитации, пересмотреть взгляды, сделать переоценку ценностей, найти необходимый и часто не заметен в реальной жизни выход. Решение проблем личности через театрального персонажа безопаснее для ребенка. Кроме этого, театральная технология позволяет организовать управляемую дискуссию, которая проходит после просмотра спектакля.
Полезным педагогам и воспитателям будет опыт работы Шаталовой Т.А. –руководителя театральной студии социального направления «Оле-Лукойе», которая существует на базе филиала «Фортуна» БДЮ Кировского района г. Донецка. Репертуар студии постоянно пополняется новыми социальными пьесами, в ходе проигрывания которых дети и подростки находят ответы на вопросы, которые их волнуют, и имеют возможность найти новые варианты решения собственных проблем.
Свою эффективность по развитию жизненных навыков учащейся молодежи, предотвращения распространения ВИЧ/СПИДа и формирование ответственного безопасного поведения показал «Маршрут Безопасности» - современный коммуникативный инструмент с вопросам репродуктивного здоровья, который состоит из передвижной интерактивной выставки по методу «равный-равному».
4. Внедрение интерактивных форм работы по учебно-методическому пособию «Организация работы по решению проблем насилия в школе» (Дубровская Е.В. и Ясеновская М.Е.) с целью профилактики и устранения явлений дискриминации и насилия в ученической среде, создание безопасной среды в учебных заведениях.
5. Создание в учебных заведениях Школьных служб согласия (Школьных медиации), где работают дети-медиаторы – посредники в разрешении конфликтов. Деятельность этих служб позволяет формировать у школьников навыки сотрудничества, строить эффективную систему решения конфликтных ситуаций в заведении, обеспечивать психологически здоровую среду в коллективе. Школьные службы взаимопонимания способствуют улучшению общего микроклимата, снижению количества конфликтов и случаев проявления насилия среди учащихся, усилению роли и участия родителей в процессе воспитания детей. Главное преимущество школьных медиации – это формирование ответственности человека и общества за собственное поведение и поведение других, готовность прийти на помощь, решить конфликт.
6. Организация работы с детьми, нуждаются в усиленном психолого-педагогическомсопровожденим, разработка программ такого сопровождения с участием психолога, классного руководителя, учителей-предметников, родителей. Применение новых более эффективных приемов и методов воздействия на таких детей, поскольку традиционные методы воздействия на учащихся с осложненной поведением не дают желаемого результата. Особенно эффективными педагогическими приемами есть пример, дискутирования, поощрения, создания проблемных ситуаций, в процессе решения которых ученик вынужден придерживаться определенных моральных норм.
7. Усиление роли органов школьного самоуправления в учебно-воспитательном процессе, привлечение ученических лидеров к организации и проведению профилактической работы.
Проведенный в 2013 году областной конкурс моделей органов самоуправления детей и учащейся молодежи показал разнообразие и действенность органов ученических самоуправлений в учебных заведениях области, их эффективность и способность к решению проблем превентивного воспитания и воздействия на сверстников. На I (заочном) этапе конкурса рассмотрено 83 материалы.
8. Взаимодействие педагогической общественности с родительской общиной через использование интерактивных форм и методов работы, привлечение родителей к превращению учебных заведений вроде демократического правового пространства и положительного микроклимата. Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями: тренингов, заседаний семейных клубов, проведения родительских рингов, организация деятельности родительских университетов, психолого-педагогические практикумов, online-общения, деловых и ролевых игр и т.д..
9. Привлечение правоохранителей к совместных мероприятий досуга детей (спортивных соревнований, конкурсов) и для проведения сюжетно-ролевых игр с целью ознакомления с работой правоохранительных органов.
10. Активное привлечение к общественной, кружковой и клубной работы в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях детей из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Для совершенствования работы по формированию у учащихся экологической культуры, расширения знаний о глобальных проблемах современности и необходимости перехода на путь устойчивого развития общества целесообразно:
• активизировать воспитательную работу по формированию у молодежи гражданских качеств, необходимыми для решения национальных задач в области экологического воспитания и формирования готовности к деятельности в интересах устойчивого развития;
• проводить целенаправленную работу по просвещению педагогических работников и учащихся в направлении осведомленности в области устойчивого развития и экологической грамотности (ответственность за природу, рациональное использование ресурсов, разумная достаточность, равенство, активная гражданская позиция, а также технические навыки для сокращения потребления ресурсов и защиты окружающей среды).
При организации работы необходимо отдавать предпочтение интерактивным формам (групповое и совместное обучение, активное обучение в проектах, обучение в реальных контекстах: круглые столы, дискуссии, экологические игры, тренинговые занятия, экологические акции и др.), содействовать развитию проектной деятельности учащихся в направлении практического применения полученных знаний в интересах устойчивого развития общества.
В новом учебном году необходимо также активизировать эколого-туристскую деятельность, способствующую воспитанию подрастающего поколения в области окружающей среды и природопользования, формированию сознательного, бережного и заинтересованного отношения к природе, осмыслению взаимодействия общества и природы и осознанию значимости своей практической помощи природе.
Практика показывает, что часто в важных жизненных ситуациях ученикам не хватает четкости убеждений, единства слова и дела, общественной активности, которые заслоняют корыстолюбие, болезненное стремление развлечений, несформированность эстетических вкусов. Это означает, что заученное ними еще не стало осмысленным, осознанным, не трансформировалось в основные ценности жизни. Такие черты проявляются и у достаточно развитых интеллектуально детей, которые теоретически обосновывают все правильно. Поэтому педагог призван создать условия для осознанного осмысления и применения фундаментальных морально-этических знаний в повседневной жизни, которые являются стержнем для становления гармоничной личности, имея в виду, что воспитание является сложным, многогранным процессом, в котором тесно переплетены внутренние (касающихся личности воспитанника) и внешние (касаются воспитательной среды) противоречия.
Внутренние противоречия процесса воспитания:
· между неограниченными возможностями развития человека и ограничивающими условиями социальной жизни. Рекомендуем для преодоления противоречий в этом вопросе усилить сотрудничество и взаимодействие педагогического коллектива с родителями по созданию оптимальных условий (бытовых, психологических, организацию учебно-воспитательного процесса) для развития, жизнедеятельности ребенка;
· между возрастающими социально значимыми задачами, которые нужно решать воспитаннику, и возможностями, ограничивающих его действия, направленны на их решение. Классному руководителю и учителям необходимо в процессе осуществления воспитательного воздействия на учащихся ставить перед ними новые, усложненные задачи. Иначе развитие личности может приостановиться;
· между внешними воздействиями и задачами воспитания. Воспитательный процесс нужно строить так, чтобы его содержание и формы реализации не вызывали сопротивления у воспитанника.
Внешние противоречия:
· несоответствие между воспитательными воздействиями школы и семьи;
· столкновение организованного воспитательного воздействия школы со стихийным влиянием окружения на детей;
· между отдельными воздействиями учителей, работающих в одном и том же классе;
· между приобретенным негативным опытом поведения и новыми условиями жизни и деятельности.
Внешние противоречия являются временными, но они могут снижать эффективность воспитательного процесса. Поэтому учителя должны сосредоточить внимание на их выявлении, устранении и профилактике. С этой целью рекомендуем использование разнообразных форм и методов обучения, ориентированных на активизацию учебно-познавательных действий, развитие самостоятельности, творчества, а именно: семинаров в форме диалога, интеллектуальных разминок, сократовских бесед, «мозговой атаки», «круглого стола» деловых и ролевых игр для моделирования и проигрывания возможных жизненных ситуаций. Целесообразным будет использование тренинговых и тестовых методик, способствующих развитию навыков эффективного общения и рационального поведения в конфликте, формированию у воспитанников умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия.
Важной задачей классного руководителя является привлечение родителей к участию в педагогическом процессе. Подготовка молодежи к семейной жизни - это один из приоритетных аспектов этой работы. Перед учреждениями общего среднего образования стоит задача активизировать воспитательную деятельность семьи, оказать ей необходимую социально-психолого-педагогическую поддержку, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер.
С целью просвещения родителей в вопросах воспитания рекомендуется как можно шире использовать информационные технологии. Целесообразно расширить практику проведения областных, районных и городских родительских собраний, семинаров, вебинаров, «круглых столов», конференций с участием родителей по актуальным вопросам воспитания, создания «школы для родителей» с привлечением опытных специалистов-практиков, ученых, используя накопленный опыт.
Наряду с традиционными родительскими собраниями (университетами, лекториями и т.п.) по различным вопросам семейного воспитания актуальными формами работы являются тренинги, «ток-шоу», фестивали и бенефисы семейных профессий (династий, достижений и т.п.), индивидуальные консультации, классные часы с участием родителей, экскурсии на предприятия, гостевые уроки и т.п.
Педагоги и родители совместными усилиями должны помочь обучающимся правильно определиться в своих интересах и склонностях, в ситуации на рынке труда, выборе будущей профессии. Одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору, задача учреждения образования – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и жизненном самоопределении детей.
Особое внимание необходимо уделить профориентационной работе, которая должна представлять собой целостную систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение престижа профессионально-технического и среднего специального образования, повышению имиджа рабочих профессий, мотивации к профессиональной деятельности и формирование у учащихся осознанного принятия решения о выборе профессионального пути. Поэтому, важное значение приобретает поиск современных подходов к организации профориентации путем формирования имиджа профессии, т.е. образа профессии, раскрывающего новый социально-психологический облик рабочего и специалиста, способного успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде, к профессиональному росту и личной ответственности за результаты труда. В целях активизации процесса профессионального самоопределения выпускников необходимо продолжить организацию профориентационной деятельности с использованием традиционных и инновационных форм работы. Особое внимание следует уделить системному планированию профпросвещения с использованием интерактивных форм, нацеленных на повышение престижности профессии, формирование профессиональных интересов, намерений и перспектив, используя возможности IT-технологий, потенциал интернет-ресурсов, теле- и радиостудий учреждений образования, СМИ.
Социально-воспитательная работа в учреждениях образования требует постоянного внимания и системного подхода, отсутствия формализма в реализации всех её направлений, дальнейшей оптимизации процессов планирования, контрольно-аналитической деятельности. Необходимо совершенствовать модели воспитания, шире использовать информационные технологии, совершенствовать работу по формированию у воспитанников качеств гражданина-патриота.






