Роль, задачи и организационная структура ГО Республики Беларусь

Введение.

Вопросы:

1. Что такое ЗНиТЧС?

2. Законодательство РБ в области ЗНиТЧС и гражданской обороны (ГО).

3. Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Гражданская оборона.

 

1.1. Чрезвычайная ситуация – обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного и иного бедствия, повлекшая за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

1.2. ЗНиТЧС – деятельность, направленная на предотвращение (ликвидацию) аварий, катастроф, стихийных бедствий, которые могут привести к гибели людей, утрате здоровья, экологическим бедствиям, значительным материальным потерям.

 

2.1. Законы: «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О ЗНиТотЧС природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», «О гражданской обороне».

Указы Президента:

«О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям».

Постановления Совета Министров:

«О порядке сбора информации в области ЗНиТотЧС природного и техногенного характера и обмена этой информацией», «Об утверждении Перечня аварийно-спасательных работ»,

«Об утверждении Положения о государственном надзоре и контроле в области ЗНиТотЧС природного и техногенного характера», «Об утверждении Положения и порядке временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы»

Закон РБ «О ЗНиТотЧС природного и техногенного характера» (статья 20).

Граждане Республики Беларусь в области ЗНиТотЧС имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества;

- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, предназначенные для защиты населения от ЧС;

- на информацию о риске, которому могут и о мерах необходимой безопасности;

- участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

- на бесплатное медицинское обслуживание, компенсации и льготы;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при исполнении обязанностей по ЗНиТотЧС,

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца.

Граждане РБ в области ЗНиТотЧС ситуаций обязаны:

- соблюдать законодательство в области защиты населения и территорий от ЧС;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

- изучать основные способы ЗНиТотЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

- оказывать при необходимости содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Лица, виновные в несоблюдении законодательства в области ЗНиТотЧС, создании условий и предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей, несут ответственность в соответствии с законодательством РБ.

3.1. Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС -система, осуществляющая управление в сфере предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности и ГО.

Основу структуры ГСЧС составляют: Комиссии по ЧС (правительственные, областные, городские, районные, ведомственные, объектовые); - Министерство по ЧС; - Силы наблюдения и контроля природной среды и объектов; - Силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств.

Основные задачи ГСЧС:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗНиТотЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗНиТотЧС;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТотЧС;

- ликвидация ЧС;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области ЗНиТотЧС.

ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень ГСЧС имеет: координирующие органы, органы управления по ЧС, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов.

Режим функционирования ГСЧС:

- режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрологической обстановке.

- режим повышенной готовности – при ухудшении этих составляющих или получении прогноза о возможной ЧС.

 -  режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.

К ликвидации ЧС по решению Президента РБ могут привлекаться Вооруженные силы РБ, другие воинские формирования.

Силы ликвидации ЧС: подразделения по ЧС; невоенизированные формирования ГО; организации и подразделения экстренной медицинской помощи Минздрава; организаций ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства с/х и продовольствия; аварийно- спасательные службы республиканских органов госуправления, подчиненных Правительству РБ.

Средства ликвидации ЧС: средства связи и управления, аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение, имущество, методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и другим неотложным работам при ликвидации ЧС, информационные базы данных и др. средства.

Система мониторинга и прогнозирования ЧС: структуры Министерства природных ресурсов и ООС, Департамента по гидрометеорологии Минприроды, Комитета по атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здравоохранения, Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства с/х и продовольствия и др.

Роль, задачи и организационная структура ГО  Республики Беларусь

Гражданская оборона - составная часть оборонных мероприятий РБ по подготовке к защите и по защите населения, материальных   и историко-культурных ценностей на территории РБ от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Задачи гражданской обороны: обучение населения способам защиты от опасностей; подготовка и переподготовка руководящего состава органов управления и сил ГО, создание и совершенствование учебной базы ГО; создание и поддержание в постоянной готовности органов управления и сил ГО, средств и объектов ГО; создание, накопление, хранение резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС и использование их при выполнении мероприятий ГО; обеспечение устойчивого функционирования экономики и ее отдельных объектов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения в военное время; оповещение населения, государственных органов об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий; временное отселение населения, укрытие в защитных сооружениях, предоставление средств индивидуальной защиты; эвакуация материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от опасностей, возникших при ведении военных действий, водой, продуктами питания, оказание медицинской помощи и принятие других необходимых мер; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание территорий, техники, зданий и других объектов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению; поддержание общественного порядка в районах, пострадавших от опасностей, возникших при ведении военных действий.

Организационная структура гражданской обороны:

Руководство ГО в РБ осуществляет Совет Министров РБ.

Начальником ГО РБ является Премьер-министр РБ.

Руководство ГО в административно- территориальной единице осуществляет руководительместногоисполнительного и распорядительного органа, являющийся по должности начальником гражданской обороны административно-территориальной единицы.

Начальники ГО: - утверждают отраслевые, территориальные, местные, объектовые планы ГО;

- принимают нормативные правовые акты по вопросам ГО.

В военное время органами управления ГО  являются штабы ГО, создаваемые на базе Министерства по ЧС, областных и Минского городского управлений Министерства по ЧС, а также районных (городских) отделов по ЧС областных и Минского городского управлений Министерства по ЧС, других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ.

Гражданские формирования ГО создаются на предприятиях, организациях в мирное время и привлекаются для ликвидации ЧС в случаях, когда сил быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного положения они становятся основными силами для ликвидации ЧС военного времени.

В их состав входят: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины – от 15 до 55 лет, за исключением беременных и имеющих детей до 8 лет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: