Военные и послевоенные годы

Биография Дмитрия Шостаковича.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович  (1906 -1975) – крупнейший представитель отечественного искусства эпохи революций и войн, массового героизма и неисчислимых трагедий, великих побед и человеческих страданий. Его творчество – правдивая художественная летопись жизни народа, судеб миллионов людей, какими их видел и «слышал» чуткий художник с чистой совестью и огромным талантом. Шостакович – продолжатель лучших традиций музыкального искусства прошлого и смелый новатор. Трагедия, сатира и лирика в музыке Шостаковича; гуманистическая направленность его искусства.

Детство и юность

Шостакович появился на свет 25 сентября 1906 года в Петербурге. Его отец был инженером-химиком, а мать до замужества училась игре на фортепиано. В доме Шостаковичей часто собирались гости, они играли трио и квартеты. Именно тогда Шостакович познакомился с величайшими сочинениями Чайковского, Рахманинова, Бетховена. Мать начала обучать Дмитрия игре на рояле. Обучение шло очень легко – мальчик был очень музыкален и запоминал фортепианные произведения наизусть без заучивания. Поняв, что у сына большой талант, родители отдали его в музыкальную школу.

В музыкальной школе И. Гляссера Шостакович обучился азам фортепианного искусства. Там же были созданы первые сочинения – пьесы «Солдат» и «Гимн свободе». Позже композитор писал, что уже в своих детских сочинениях стремился «как-то отражать жизнь».

Годы обучения в консерватории

В 1909 году Шостакович поступил в консерваторию на фортепианный факультет в класс профессора А. Розановой, а позже перешел в класс профессора Л. Николаева. Параллельно он стал заниматься композицией с профессором М. Штейнбергом. Шостакович жадно поглощал знания, которые получал в консерватории. Годы обучения Дмитрия Дмитриевича в консерватории пришлись на Первую мировую войну, это было время голода и разрухи. Многие студенты и педагоги не ходили на занятия. Шостакович же регулярно посещал все занятия, а если педагог на занятии отсутствовал, композитор шел к нему домой.

Когда Шостакович был на 4-м курсе, умер его отец. Чтобы прокормить семью, Шостакович пошел на работу – он был тапером в кинотеатре. Там он оттачивал искусство импровизации. Работая в кинотеатре, композитор получил бесценный опыт, хотя эта работа казалась ему скучной. В 1925 году Шостакович закончил консерваторию в качестве композитора и пианиста. Дипломным сочинением стала симфония №1 фа минор. Вскоре Первая симфония стала известна за пределами Советского Союза. В 1927-м Шостакович участвовал в I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. Один из членов жюри конкурса, дирижер и композитор Бруно Вальтер, попросил Шостаковича прислать партитуру симфонии ему в Берлин. Ее исполнили в Германии и США. Через год после премьеры Первую симфонию Шостаковича играли оркестры всего мира.

Творческий путь

После окончания консерватории Шостакович вел активную творческую жизнь и был членом объединения «Ассоциация современных композиторов». В эти годы композитор работает над циклом пьес для ф-но «Афоризмы» и симфонией «Посвящение Октябрю».

В 30-е годы состоялась постановка оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Опера раскрывала трагическую судьбу главной героини и обличала насилие и произвол. Премьера имела успех, однако «вождю народов» она пришлась не по душе. Через время в одной из петербургских газет вышла разгромная статья, где оперу назвали «сумбуром вместо музыки».

В 1943 г. композитор переезжает в Москву и до 1948 г. преподает в Московской консерватории. В числе прочего у него обучались А. Д. Гаджиев, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский.

 

Военные и послевоенные годы

В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. Он работал профессором в Консерватории, служил в добровольной пожарной дружине — тушил зажигательные бомбы на крыше Консерватории. Во время дежурств Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний — Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года.

Впервые симфонию исполнил в марте 1942 года эвакуированный в Куйбышев оркестр Большого театра. Через несколько дней композицию сыграли в Колонном зале московского Дома союзов.

В августе 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Чтобы сыграть композицию, написанную для двойного состава оркестра, музыкантов отзывали с фронта. Концерт длился 80 минут, из зала Филармонии музыку транслировали по радио — ее слушали в квартирах, на улицах, на фронте.

Ленинградская симфония стала известна всему миру. В Нью-Йорке вышел номер журнала Time с Шостаковичем на обложке. На портрете композитор был в пожарной каске, подпись гласила: «Пожарный Шостакович среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы». В 1942–1943 годах Ленинградскую симфонию более 60 раз играли в разных концертных залах США.

В 1948 году в Консерватории, на доске объявлений был приказ: «Шостакович Д.Д. более не является профессором по классу композиции в связи с несоответствием профессорской квалификации...»

Наступили тяжелые времена для композитора, невыносимые условия для свободной творческой деятельности, запрет в публичном исполнении музыки.

Через год запрет официально сняли, композитора отправили в США в составе группы деятелей культуры Советского Союза. В 1950 году Дмитрий Шостакович был членом жюри в Конкурсе имени Баха в Лейпциге. Он вдохновлялся творчеством немецкого композитора: «Музыкальный гений Баха мне особенно близок. Мимо него невозможно пройти равнодушно... Каждый день я играю одно из его произведений. Это моя насущная потребность, и постоянный контакт с музыкой Баха дает мне чрезвычайно много». После возвращения в Москву Шостакович стал писать новый музыкальный цикл — 24 прелюдии и фуги.

В 1943 г. композитор переезжает в Москву и до 1948 г. преподает в Московской консерватории. В числе прочего у него обучались Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский.

В 1957 году Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, в 1960 году — Союза композиторов РСФСР (в 1960–1968 — первый секретарь). В эти годы Анна Ахматова подарила композитору свою книгу с посвящением: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».

В середине 60-х годов в советские оркестры и театры вернулись сочинения Дмитрия Шостаковича 20-х годов, в том числе опера «Катерина Измайлова». Композитор написал Симфонию № 14 на стихи Гийома Аполлинера, Райнера Марии Рильке, Вильгельма Кюхельбекера, цикл романсов на произведения Марины Цветаевой, сюиту на слова Микеланджело. В них Шостакович иногда использовал музыкальные цитаты из своих ранних партитур и мелодий других композиторов.

Кроме балетов, опер и симфонических произведений Дмитрий Шостакович создавал музыку к кинокартинам — «Простые люди», «Молодая гвардия», «Гамлет», и мультфильмам — «Танцы кукол» и «Сказка о глупом мышонке».

В последние годы жизни композитор тяжело болел. Дмитрий Шостакович умер в Москве в августе 1975 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

 

 

 

 

 

Некоторые из произведений Шостаковича:

· 15 симфоний, среди которых — наиболее известные Пятая, Седьмая («Лениградская»), Восьмая, Одиннадцатая («1905 год»).

· оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»);

· балеты «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей»;

· оратория «Песнь о лесах»;

· кантата «Казнь Степана Разина»;

· концерты (по два) для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром;

· камерная инструментальная музыка, в том числе 15 струнных квартетов, Фортепианный квинтет, Фортепианное трио № 2 (памяти Соллертинского);

· камерная вокальная музыка, в том числе «Антиформалистический раёк», цикл «Из еврейской народной поэзии», Сюита на стихи Микеланджело (для баса и фортепиано);

· «24 прелюдии и фуги для фортепиано», «Семь танцев кукол», «Три фантастических танца» и др. фортепианные сочинения;

· музыка к кинофильмам (всего 35), в том числе «Песня о встречном» (из музыки к фильму «Встречный»), «Романс» (из музыки к фильму «Овод»), к фильму «Гамлет»; музыка к драматическим спектаклям; оркестровый фрагмент «Интервидение» (1971, использовался на ЦТ СССР в заставке к передачам «Интервидения» с марта 1971 года)[37];

· оперетта «Москва, Черёмушки», по ней в 1962 снят фильм «Черемушки» Г. Раппопорта.

· «Таити-трот», для оркестра (по песне «Tea for two» В. Юменса).

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: