Какие философские методы зародились в античной философии при познании окружающего мира?
Какова общая тенденция эволюции гносеологической проблематики в античной философии?
9. Основателем даосизма считается: а) Конфуций; б) Лао Цзы; в) Мо Цзы; г) Мэн Цзы.
10. Как звали Будду до того, как он стал пробужденным»? а) Махавира Вардхамана Джина; б) Тит Лукреций Кар; в) Сидтхарата Гуатама Шакьмуни.
11. Общественный идеал Конфуция - а) государство – это семья, в которой император – отец, а подданные – его дети; б) общественная собственность и демократическое управление; в) возврат к «золотому веку предков» - натуральному хозяйству и отсутствию государства; г) опора не на религию и мораль, а на практические интересы государства.
12. Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?
а) жизнь – это страдание;
б) причина страданий – жажда жизни;
г) путь избавления от страданий – жажда жизни;
д) у страдания есть причина.
13. В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы…
а) происхождения и структуры бытия;
б) отношения к традициям предков;
в) добродетели, долга, чести, благородства;
г) надлежащего управления государством.
14. Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению были: а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:
1) конфуцианство; 2) легизм; 3) ньяя; 4) моизм; 5) буддизм; 7) вайшешика; 8) веданта; 9) йога; 10) джайнизм.
Каким философским учениям и школам Древнего Востока соответствуют принципы и идеи, содержащиеся во втором столбце таблицы?
Конфуцианство | Строгий аскетизм и следование принципу ахимсы |
Буддизм | Религиозное освящение логико-философского мышления |
Джайнизм | Человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не существует |
Даосизм | Совместная эволюция материи и сознания приводит к положительному или отрицательному взаимодействию мира и человека |
Санкхья | Главное средство спасения – психический тренинг |
Йога | Мир вечен и неподвижен, движение – иллюзия, безличным все определяется принципом мира |
Ньяя | Принцип «не – деяния» |
Легизм | Идеал человека – «благородный муж» - «человек политический» |
Чарвака (локаята) | Учение об освобождении от страданий и праве каждого на спасение |
Какие из перечисленных черт являются характерными для: философствования Древней Индии; Древнего Китая; общими для обоих исторических типов?
1) признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания;
2) учение о карме как нравственном регулятиве повседневной жизни;
3) влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимающихся медитацией;
4) мысль о тождестве индивидуальной и мировой души;
5) созерцание, погружение в себя как религиозно-философского мироощущения;
6) признание круговой динамики чередования активности и пассивности – взаимодействия противоположностей, образующих основу жизни;
7) рассмотрение Неба и Земли как родителей человека;
8) ориентация в основном на нравственные проблемы;
9) поиск способов совпадения «пути человека» и «пути Неба»;
10) религиозное освещение логико-философского мышления;
11) трактовка социальных изменений в старых социокосмических образах родового сознания;
12) четкое определение нравственных отношений государя и подданного;
13) гуманистический настрой философской мысли;
14) проповедь принципа ахимсы /ненасилия/.
17. Укажите автора каждого из высказываний и философское направление (концепцию, школу), которое он представляет:
1) Вещи – тени идей | 1) Аристотель | 1) материализм |
2) Человек – мера всех вещей | 2) Демокрит | 2) идеализм |
3) В одну и ту же реку нельзя войти дважды | 3) Фалес | 3) антропоцентризм |
4) Все тела состоят из атомов | 4)Анаксагор | 4) скептицизм |
5) Я знаю, что я ничего не знаю | 5) Сократ | 5) стоицизм |
6) Человек – общественное животное | 6) Зенон | 6) метафизика |
7) Движения нет, так как его нельзя выразить в понятиях | 7) Платон | 7) диалектика |
8) Многознание не научает быть мудрым | 8) Гераклит | 8) натурфилософия |
9) Познай самого себя | 9) Протагор | 9) атомизм |
10) Минимум потребностей, максимум совершенства | 10) Сенека | 10) дуализм |
11) Эпикур | 11) аскетизм | |
12) Анаксимен | 12) прагматизм |
Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?
а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия);
б) атомы – мельчайшие неделимые частицы;
в) атомы делимы до бесконечности;
г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре.
Какая черта была наиболее характерна для античной философии?
а) теоцентризм; в) пантеизм;
б) космоцентризм; г) эмпиризм
20. Поиском первоосновы бытия, «праматери», из которой произошло все сущее, в античной философии занимались…
а) Парменид, Платон, Аристотель;
б) Сократ, Протагор, Горгий;
в) Демокрит, Левкипп, Эпикур
г) Фалес, Гераклит, Анаксимен.
В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?
а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит;
б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель.
в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ;
г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид.
Взгляды, каких философов наиболее сходны между собой в понимании структуры бытия?
а) Сократа и Парменида;
б) Демокрит и Левкипп;
в) Платона и Аристотеля;
г) Фалеса и Протагора.
В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?
В чем Аристотель видел сущность вещей?
В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?
Прокомментируйте слова философов.
Гераклит:
- «Многознание уму не научит».
- «Лучшие люди одно предпочитаю всему, вечную славу – бренным вещам, а большинство объедаются, как скоты».
- «Все течет, все изменяется».
Демокрит:
- «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».
- «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».
- «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».
Фалес:
- «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».
Пифагор:
- «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».
- «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей – врагами».
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.
Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев – с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.
Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение – это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию – оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.
Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем – философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia – мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).
Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2007. – 368 с.
2. Марков Б.В. Философия [текст] учебник для бакалавров и специалистов/Б.В. Марков. - Рекомендовано УМО. - СПб.: Питер, 2013. - 432 с.
3. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Рекомендовано Научно-метод. советом. - М.: Академия, 2011. - 320 с. - (Бакалавриат).
4. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник (Гриф Минобразования РФ) / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 480 с.
5. Философия: учебное пособие (Гриф Минобразования РФ) / под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 574 с.
6. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие (Гриф) / В. Д. Губин. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 288 с.
7. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. – М.: Дашков и К, - 2004. — с. 672.
8. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
9. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
10. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
11. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. – М.: Идея-Пресс, 2001.
12. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Для вузов. — М.: Высш. школа, 1999.
13. История русской философии: Для вузов / Ред.-сост. П.П.Апрышко. М.: Республика, 2001.
14. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001.
15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
16. Ортега-и-Гacceт X. Что такое философия? М., 1991