Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

Какие философские методы зародились в античной философии при познании окружающего мира?

Какова общая тенденция эволюции гносеологической проблематики в античной философии?

9. Основателем даосизма считается: а) Конфуций; б) Лао Цзы; в) Мо Цзы; г) Мэн Цзы.

10. Как звали Будду до того, как он стал пробужденным»? а) Махавира Вардхамана Джина; б) Тит Лукреций Кар; в) Сидтхарата Гуатама Шакьмуни.

11. Общественный идеал Конфуция - а) государство – это семья, в которой император – отец, а подданные – его дети; б) общественная собственность и демократическое управление; в) возврат к «золотому веку предков» - натуральному хозяйству и отсутствию государства; г) опора не на религию и мораль, а на практические интересы государства.

12.   Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?

а) жизнь – это страдание;

б) причина страданий – жажда жизни;

г) путь избавления от страданий – жажда жизни;

д) у страдания есть причина.

13. В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы…

а) происхождения и структуры бытия;

б) отношения к традициям предков;

в) добродетели, долга, чести, благородства;

г) надлежащего управления государством.

14. Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению были: а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:

1) конфуцианство; 2) легизм; 3) ньяя; 4) моизм; 5) буддизм; 7) вайшешика; 8) веданта; 9) йога; 10) джайнизм.

Каким философским учениям и школам Древнего Востока соответствуют принципы и идеи, содержащиеся во втором столбце таблицы?

Конфуцианство Строгий аскетизм и следование принципу ахимсы
Буддизм Религиозное освящение логико-философского мышления
Джайнизм Человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не существует
Даосизм Совместная эволюция материи и сознания приводит к положительному или отрицательному взаимодействию мира и человека
Санкхья Главное средство спасения – психический тренинг
Йога Мир вечен и неподвижен, движение – иллюзия, безличным все определяется принципом мира
Ньяя Принцип «не – деяния»
Легизм Идеал человека – «благородный муж» - «человек политический»
Чарвака (локаята) Учение об освобождении от страданий и праве каждого на спасение

Какие из перечисленных черт являются характерными для: философствования Древней Индии; Древнего Китая; общими для обоих исторических типов?

1) признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания;

2) учение о карме как нравственном регулятиве повседневной жизни;

3) влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимающихся медитацией;

4) мысль о тождестве индивидуальной и мировой души;

5) созерцание, погружение в себя как религиозно-философского мироощущения;

6) признание круговой динамики чередования активности и пассивности – взаимодействия противоположностей, образующих основу жизни;

7) рассмотрение Неба и Земли как родителей человека;

8) ориентация в основном на нравственные проблемы;

9) поиск способов совпадения «пути человека» и «пути Неба»;

10) религиозное освещение логико-философского мышления;

11) трактовка социальных изменений в старых социокосмических образах родового сознания;

12) четкое определение нравственных отношений государя и подданного;

13) гуманистический настрой философской мысли;

14) проповедь принципа ахимсы /ненасилия/.

17. Укажите автора каждого из высказываний и философское направление (концепцию, школу), которое он представляет:

1) Вещи – тени идей 1) Аристотель 1) материализм
2) Человек – мера всех вещей 2) Демокрит 2) идеализм
3) В одну и ту же реку нельзя войти дважды 3) Фалес 3) антропоцентризм
4) Все тела состоят из атомов 4)Анаксагор 4) скептицизм
5) Я знаю, что я ничего не знаю 5) Сократ 5) стоицизм
6) Человек – общественное животное 6) Зенон 6) метафизика
7) Движения нет, так как его нельзя выразить в понятиях 7) Платон 7) диалектика
8) Многознание не научает быть мудрым 8) Гераклит 8) натурфилософия
9) Познай самого себя 9) Протагор 9) атомизм
10) Минимум потребностей, максимум совершенства 10) Сенека 10) дуализм
  11) Эпикур 11) аскетизм
  12) Анаксимен 12) прагматизм

Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?

а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия);

б) атомы – мельчайшие неделимые частицы;

в) атомы делимы до бесконечности;

г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре.

Какая черта была наиболее характерна для античной философии?

а) теоцентризм; в) пантеизм;

б) космоцентризм; г) эмпиризм

20.  Поиском первоосновы бытия, «праматери», из которой произошло все сущее, в античной философии занимались…

а) Парменид, Платон, Аристотель;

б) Сократ, Протагор, Горгий;

в) Демокрит, Левкипп, Эпикур

г) Фалес, Гераклит, Анаксимен.

В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?

а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит;

б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель.

в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ;

г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид.

Взгляды, каких философов наиболее сходны между собой в понимании структуры бытия?

а) Сократа и Парменида;

б) Демокрит и Левкипп;

в) Платона и Аристотеля;

г) Фалеса и Протагора.

В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

В чем Аристотель видел сущность вещей?

В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

Прокомментируйте слова философов.

Гераклит:

- «Многознание уму не научит».

- «Лучшие люди одно предпочитаю всему, вечную славу – бренным вещам, а большинство объедаются, как скоты».

- «Все течет, все изменяется».

Демокрит:

- «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».

- «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

- «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

Фалес:

- «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».

Пифагор:

- «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

- «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей – врагами».

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев – с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию – оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем – философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia – мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2007. – 368 с.

2. Марков Б.В. Философия [текст] учебник для бакалавров и специалистов/Б.В. Марков. - Рекомендовано УМО. - СПб.: Питер, 2013. - 432 с.

3. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Рекомендовано Научно-метод. советом. - М.: Академия, 2011. - 320 с. - (Бакалавриат).

4. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник (Гриф Минобразования РФ) / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 480 с.

5. Философия: учебное пособие (Гриф Минобразования РФ) / под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 574 с.           

6. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие (Гриф) / В. Д. Губин. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 288 с.   

7. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. – М.: Дашков и К, - 2004. — с. 672.

8. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

9. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

10. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

11. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. – М.: Идея-Пресс, 2001.

12. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Для вузов. — М.: Высш. школа, 1999.

13. История русской философии: Для вузов / Ред.-сост. П.П.Апрышко. М.: Республика, 2001.

14. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001.

15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

16. Ортега-и-Гacceт X. Что такое философия? М., 1991

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: