Среда обитания. Экологические факторы. Экосистемы
Цель: формировать представление об экологии, среде обитания организмов и ее факторах; способствовать изучению влияния экологических факторов на живые организмы
Задачи:
ü Содействовать развитию мыслительных способностей, умения синтезировать и анализировать полученные знания, речь, память;
ü Продолжать формировать умения и навыки работа в группе;
ü Способствовать воспитанию экологической культуры.
Учебно-методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличие дежурных. Организация внимания учащихся. Наличие учебных принадлежностей.
Проверка домашнего задания
С учащимися проводится «Биологический диктант»
1. Совокупность организмов разных видов, совместно обитающих на одной территории, это... (Биоценоз, или сообщество живых организмов); 2. Последовательный ряд видов организмов, в котором каждый предыдущий вид служит источником пищи для последующего, называется… (Цепь питания); 3. В начале цепи питания, находятся автотрофные растения, которые называют… (Производители); 4. Организмы, разлагающие органические вещества остатков животных, отмершие растения и их части до минеральных веществ, называются…. (Организмы-разрушители); 5. Строительство гнезд, рыхление почвы, опыление растений это пример…. (Непищевых взаимодействий); 6. Приведите примеры животных, относящихся к потребителям 1 порядка … (Растительноядные животные); 7. Организм, имеющий только ему присущие особенности строения, называется…. (Вид); 8. Совокупность организмов разных видов, совместно обитающих на одной территории, это …. (Биоценоз, или сообщество живых организмов); 9. Приведите примеры животных, относящихся к потребителям 2 порядка … (Хищные животные); 10. Используя организмы, записанные на доске, составьте цепь питания. На доске: волк, заяц, клевер; аист, лягушка, кузнечик, трава; мышь, пшеница, кошка; тля, сосна, паук, божья коровка, синица, коршун. |
Целемотивационный этап
|
|
Мир огромный и бескрайний
Окружает нас с тобой,
Небо, Солнце, птички, рыбы -
Мир живой и неживой…
Изучая биологию, с представителями каких царств живой природы мы познакомились? (растениями, животным, грибами)
Что окружает представителей этих царств? (окружающая среда, внешняя среда и т.п.). Окружающая среда, внешняя среда являются синонимами понятия "среда обитания".
Изучение нового материала
Чтение отрывки из повести Кира Булычева «Путешествие Алисы»:
|
|
- Первоначально планета была без разумной жизни, но с атмосферой, водой, растительностью и животными. Много лет назад п земному летоисчислению на ней разбился автоматический космический корабль с универсальными служебными роботами, которые пережили крушение и сумели обжиться на планете, строя там свою инфраструктуру, которая в основном свелась к тому, что роботы строили завод, на котором изготовились другие роботы, а те, в свою очередь, тоже строили аналогические заводы. В конченом итоге атмосфера и полезные ископаемые на планете были «исчерпаны»: кислород сожжен в топках, а из ископаемых роботы сделали множества роботов. Воду роботы частично израсходовали на охлаждение механизмов и двигателей, частично ликвидировали специально, чтобы не ржаветь.
В результате их деятельности Шелезяка стала представлять собой ровный серый шар: без гор, воздуха и океанов, с покрытой пылью поверхностью.
4.2. Учащиеся отвечают на вопрос: «Подумайте, чем отличаются условия среды обитания роботов на планете Шелезяка от тех условий, в которых живем мы с вами на нашей уникальной планете?»
Подведем итог «Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них влияние, называется средой обитания.»
4.3. Запись темы урока. Определение среда обитания учащиеся записывают в тетрадь.
4.4. Работа в парах.
Вопрос: какие признаки характерны для каждой среды обитания?
Задание: заполните таблицу.
Сравнение условий жизни в разных средах
Условия жизни | Наземно-воздушная среда | Водная среда | Почвенная среда |
Кислород | атмосферный достаточно | растворенный достаточно | атмосферный недостаточно |
Влажность | не всегда достаточно | избыток | не всегда достаточно |
Температура | изменяется значительно | изменяется незначительно | изменяется незначительно |
Свет | достаточно | уменьшается с глубиной | отсутствует |
Плотность | невысокая | высокая | очень высокая |
Представители | кошка | щука | крот |
Существует еще одна среда обитания – тела самих живых организмов. Ее освоили животные-паразиты.
Вопрос: какие приспособления для жизни в данных средах обитания имеют животные? (ответ по плану: конечности, органы дыхания и зрения, внешний покров).
Физкультминутка
Продолжение изучения нового материала
6.2. Для обитания в природе живым организмам необходимы определенные условия.
Компоненты среды, воздействующие на организм, называются экологическими факторами. (запись в тетрадь)
Экологические факторы
(факторы неживой природы) | ( факторы живой природы) | ( воздействие человека) |
температура, влажность, свет | взаимодействие между особями в группах и между группами | связаны с деятельностью человека |
В одной и той же среде обитания одновременно живет множество организмов. Например, в лесу обитают медведи, лисы, волки, зайцы, птицы, насекомые, растения. Несмотря на то, что в одних и тех же условиях, для жизни им нужны разные факторы. Так, птицы для питания употребляют семена растений, плоды, насекомых; лиса питается мышами, зайцами; волк охотится на более крупных животных. Таким образом, в природе живые организмы находятся в сложнейших взаимоотношений с разными факторами природы.
6.3. Работа с классом. Игра. Учитель предлагает учащимся угадать, что лежит у него в коробке:
- здесь находится объект, который лучше всего передает суть отношений организмов друг с другом. Это цепь- символ взаимосвязи, единства. Если убрать одно звено, нарушится целостность всей цепочки. Существует наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой – называется экологией.
6.4. Изучение круговорота веществ в экосистеме (использование рисунка 67, стр. 94)
|
|