Экологические факторы

Среда обитания. Экологические факторы. Экосистемы

Цель: формировать представление об экологии, среде обитания организмов и ее факторах; способствовать изучению влияния экологических факторов на живые организмы

Задачи:

ü Содействовать развитию мыслительных способностей, умения синтезировать и анализировать полученные знания, речь, память;

ü Продолжать формировать умения и навыки работа в группе;

ü Способствовать воспитанию экологической культуры.

Учебно-методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличие дежурных. Организация внимания учащихся. Наличие учебных принадлежностей.

Проверка домашнего задания

С учащимися проводится «Биологический диктант»

1. Совокупность организмов разных видов, совместно оби­тающих на одной территории, это... (Биоценоз, или сообщество живых организмов); 2. Последовательный ряд видов организмов, в котором каждый предыдущий вид служит источником пищи для последующего, называется… (Цепь питания); 3. В начале цепи питания, находятся автотрофные растения, которые называют… (Производители); 4. Организмы, разлагающие органические вещества остатков животных, отмершие растения и их части до минеральных веществ, называются…. (Организмы-разрушители); 5. Строительство гнезд, рыхление почвы, опыление растений это пример…. (Непищевых взаимодействий); 6. Приведите примеры животных, относящихся к потребителям 1 порядка … (Растительноядные животные); 7. Организм, имеющий только ему присущие особенности строения, называется…. (Вид); 8. Совокупность организмов разных видов, совместно оби­тающих на одной территории, это …. (Биоценоз, или сообщество живых организмов); 9. Приведите примеры животных, относящихся к потребителям 2 порядка … (Хищные животные); 10. Используя организмы, записанные на доске, составьте цепь питания. На доске: волк, заяц, клевер; аист, лягушка, кузнечик, трава; мышь, пшеница, кошка; тля, сосна, паук, божья коровка, синица, коршун.

Целемотивационный этап

Мир огромный и бескрайний

Окружает нас с тобой,

Небо, Солнце, птички, рыбы -

Мир живой и неживой…

Изучая биологию, с представителями каких царств живой природы мы познакомились? (растениями, животным, грибами)

Что окружает представителей этих царств? (окружающая среда, внешняя среда и т.п.). Окружающая среда, внешняя среда являются синонимами понятия "среда обитания".

Изучение нового материала

Чтение отрывки из повести Кира Булычева «Путешествие Алисы»:

- Первоначально планета была без разумной жизни, но с атмосферой, водой, растительностью и животными. Много лет назад п земному летоисчислению на ней разбился автоматический космический корабль с универсальными служебными роботами, которые пережили крушение и сумели обжиться на планете, строя там свою инфраструктуру, которая в основном свелась к тому, что роботы строили завод, на котором изготовились другие роботы, а те, в свою очередь, тоже строили аналогические заводы. В конченом итоге атмосфера и полезные ископаемые на планете были «исчерпаны»: кислород сожжен в топках, а из ископаемых роботы сделали множества роботов. Воду роботы частично израсходовали на охлаждение механизмов и двигателей, частично ликвидировали специально, чтобы не ржаветь.

В результате их деятельности Шелезяка стала представлять собой ровный серый шар: без гор, воздуха и океанов, с покрытой пылью поверхностью.

4.2. Учащиеся отвечают на вопрос: «Подумайте, чем отличаются условия среды обитания роботов на планете Шелезяка от тех условий, в которых живем мы с вами на нашей уникальной планете?»

Подведем итог «Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них влияние, называется средой обитания.»

4.3. Запись темы урока. Определение среда обитания учащиеся записывают в тетрадь.

4.4. Работа в парах.

Вопрос: какие признаки характерны для каждой среды обитания?

Задание: заполните таблицу.

Сравнение условий жизни в разных средах

Условия жизни Наземно-воздушная среда Водная среда Почвенная среда
Кислород атмосферный достаточно растворенный достаточно атмосферный недостаточно
Влажность не всегда достаточно избыток не всегда достаточно
Температура изменяется значительно изменяется незначительно изменяется незначительно
Свет достаточно уменьшается с глубиной отсутствует
Плотность невысокая высокая очень высокая
Представители кошка щука крот

Существует еще одна среда обитания – тела самих живых организмов. Ее освоили животные-паразиты.

Вопрос: какие приспособления для жизни в данных средах обитания имеют животные? (ответ по плану: конечности, органы дыхания и зрения, внешний покров).

Физкультминутка

Продолжение изучения нового материала

6.2. Для обитания в природе живым организмам необходимы определенные условия.

 

Компоненты среды, воздействующие на организм, называются экологическими факторами. (запись в тетрадь)

Экологические факторы

 (факторы неживой природы)  ( факторы живой природы)  ( воздействие человека)
температура, влажность, свет взаимодействие между особями в группах и между группами связаны с деятельностью человека

В одной и той же среде обитания одновременно живет множество организмов. Например, в лесу обитают медведи, лисы, волки, зайцы, птицы, насекомые, растения. Несмотря на то, что в одних и тех же условиях, для жизни им нужны разные факторы. Так, птицы для питания употребляют семена растений, плоды, насекомых; лиса питается мышами, зайцами; волк охотится на более крупных животных. Таким образом, в природе живые организмы находятся в сложнейших взаимоотношений с разными  факторами природы.

  6.3.   Работа с классом. Игра. Учитель предлагает учащимся угадать, что лежит у него в коробке:

- здесь находится объект, который лучше всего передает суть отношений организмов друг с другом. Это цепь- символ взаимосвязи, единства. Если убрать одно звено, нарушится целостность всей цепочки. Существует наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой – называется экологией.

6.4. Изучение круговорота веществ в экосистеме (использование рисунка 67, стр. 94)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: