Диагностическая работа по обществознанию

Практикум по теме: «Человек и общество».

Часть I.

А1. Общество в узком смысле слова - это:

1) определённый этап исторического развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3) совокупность элементов живой и неживой природы

4) способ отношения человека к внешнему миру

 

А2. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?

А. Природа является частью общества.

Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1) верно только А                                              2) верно только Б

3) верны оба суждения                                     4) оба суждения неверны

 

А3. В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.?

1) информационное                                         2) индустриальное

3) постиндустриальное                                   4) аграрное      

 

А4. Какой признак характеризует понятие «личность»:

1) биологические потребности                              2) сознательные цели

3)физиологические особенности                           4) природные задатки

 

А5. В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?

1) принуждение             2) соперничество          3) сглаживание           4) компромисс

А6. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.

Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других.

1) верно только А                                             2) верно только Б

3) верны оба суждения                                    4) оба суждения неверны

 

А7. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности:

1) политической                                              2) интеллектуальной               

3) художественной                                          4) государственной

А8. Что свойственно обществу индустриального типа?

1) механизация и автоматизация производства

2) преобладание сельского хозяйства в экономике

3) господство церкви и армии в политической сфере общества

4) сословная структура общества

 

А9. Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?

А. НТР сокращает зависимость человека от техники.

Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования.

1) верно только А                                             2) верно только Б

3) верны оба суждения                                    4) оба суждения неверны

 

А10. Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире?

А. Единство мира означает устранение различий между народами.

Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов.

1) верно только А                                             2) верно только Б

3) верны оба суждения                                    4) оба суждения неверны

 

А11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?

1) является формой деятельности человека                            2) предполагает наличие цели

3) даёт человеку опыт действия с предметами                       4) может носить коллективный характер

 

А12. К формам самопознания не относится (-ятся):

1) ведение личного дневника                                     2) заполнение профориентационной анкеты

3) выполнение психологических тестов                   4) написание сочинения по литературе

 

А13. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира.

Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.

1) верно только А                                             2) верно только Б

3) верны оба суждения                                    4) оба суждения неверны

А14. Человек как один из людей:

1) индивид           2) гражданин         3) индивидуальность                    4) личность

А15. Верны ли суждения о социализации?

А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;

Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?

1) верно только А                                  2) верно только Б

3) оба суждения верны                          4) оба суждения неверны

А16. Верны ли суждения о реформе?

А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.

Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества.

1) верно только А                                   2) верно только Б

3) оба суждения верны                          4) оба суждения неверны

 

А17. К числу основных сфер общественной жизни относится:

1) материальное производство         2) экономика          3) конституционное право                4) государство

А18. Верны ли суждения о конформизме?

А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.

1) верно только А                                   2) верно только Б

3) оба суждения верны                          4) оба суждения неверны

 

А19. Общей чертой общества и природы является:

1) существование независимо друг от друга                              2) наличие признаков системы

3) сознательная и волевая деятельность                                     4) действие в качестве создателя культуры

 

А20. Признаком общения не является:

1) обмен информацией            2) обмен опытом 3) обмен сувенирами                               4) обмен впечатлениями

Часть II.

В1. Ученик М. выступая с докладом на уроке о межличностных отношениях, подробно остановился на деловых и личных отношениях. Сравните два вида межличностных отношений, упомянутых в уловии задания, - деловые и личные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) носят официальный характер

2) строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей

3) возникают как среди больших, так и среди малых социальных групп

4) складываются на основе частных взаимоотношений

Ответ:

Черты сходства Черты отличия
   

В2. Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА           ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

А) алкоголь, курение                                                        1) биологические

Б) признание в обществе, общение                                 2) социальные

В) пища, одежда                                                                3) духовные

Г) творчество, знания                                                        4) ложные

Д) самореализация, самоутверждение                                               

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В античной философии господствовало представление о том, что общество с прогрессом цивилизации деградирует. (Б) Существуют также теории, рассматривающие историю как поступательное развитие общества. (В) Представляется, что оно осуществляется посредством перехода от низших к более совершенным формам жизни.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

 

 

Учёные опросили 20-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Какой фактор вы считаете основным в формировании личности?». Через 20 лет учёные вновь задали это вопрос тем же опрошенным. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:

 

В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) основными факторами развития личности опрошенные в 20-летнем возрасте признают семью и родственников, а также влияние друзей.

2) основным фактором развития личности половина опрошенных 40-летнего возраста считают семью и родственников.

3) основным фактором развития личности каждый четвёртый опрошенный, независимо от возраста, называет школу.

4) основным фактором развития личности большая доля 20-летних, по сравнению с 40 летними, считают наследственность.

5) основным фактором развития личности одинаковый процент опрошенных, независимо от возраста, признают деятельность СМИ.

 

В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственновытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Граждане страны Z. мало читают.

2) Среди опрошенных преобладают те, кто плохо учился в школе

3) По мере взросления опрошенные более высоко стали ценить роль семьи в процессе формирования личности.

4) С возрастом люди начинают больше доверять своим близким.

5) Люди правильно понимают, что личность формируется под влиянием многих факторов.

Ответ:______________

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Человек и общество».

КЛЮЧ

Часть I

1 – вариант 2 – вариант

А1

1 3

А2

2 1

А3

4 2

А 4

2 1

А5

3 4

А6

3 4

А7

2 2

А8

1 4

А9

2 3

А10

1 3

А11

3 2

А12

4 2

А13

3 1

А14

1 3

А15

3 2

А16

2 2

А17

2 3

А18

1 1

А19

2 2

А20

3 3

Часть II

В1

2314 – 1 балл 2314– 1 балл

В2

42132 – 2 балла 12221 2 балла

В3

112– 1 балл 112– 1 балл

В4

125– 1 балл 23– 1 балл

В5

35 - – 1 балл 45 -– 1 балл

Часть III

С1

Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

1) сущность глобальных проблем современности;

2) основные причины возникновения глобальных проблем современности;

3) последствия современного этапа научно – технического прогресса;

4) условие, углубляющее глобальные проблемы современности;

5) взаимообусловленность связей глобальных проблем друг с другом;

6) основные группы глобальных проблем.

 

Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты: 1) сущность понятия «малая социальная группа»; 2) значимость изучения малой социальной группы; 3) основные признаки малой социальной группы; 4) количественные показатели малой социальной группы; 5) виды малых социальных групп.   Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.  
С2

Правильные ответ должен содержать следующие элементы:

1) сущность глобальных проблем современности: небывалое обострение и углубление в современных условияхсуществовавших ранее противоречий в системе «человек- общество – природа».

2) основные причины возникновения глобальных проблем современности: совершенствование и развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества; результат социального прогресса.

 

 

Правильные ответ должен содержать следующие элементы: 1) определение малой социальной группы: объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми; 2) обстоятельства, обусловливающие значимость изучения малой социальной группы: - в малой группе в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; - в малой группе можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются в более крупных объединениях.
С3

Может быть приведён следующий ответ на вопрос: глобальные проблемы носят системный характер: каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как «элемент» структуры всей системы глобальных проблем.

Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. Основные качественные признаки: 1. Контактность 2. Целостность Количественные показатели Нижняя граница размеров группы-3 человека. Оптимальный размер группы –5-12 человек. Верхняя граница размеров группы –20-30 человек.
С4

Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу.

1) Общемировые - проблемы предотвращения мировой ядерной войны, развития экономической интеграции.

2) Ресурсные – экологическая, демографическая проблемы.

3) Общечеловеческие - проблемы здравоохранения, образования.

Могут быть даны другие примеры глобальных проблем современности.

Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. Формальные– школьный класс, футбольная команда. Неформальные –клуб любителей бардовской песни, болельщики клуба «Зенит». Временные– участники одной конференции, соседи в вагоне поезда. Стабильные– семья, сотрудники одного отдела фирмы. Могут быть даны другие виды малых социальных групп.
С5

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) ответ на вопрос: например: в тексте отражена вторая точка зрения (Г. В. Плеханова) – возможность использования естественно – научных знаний для господства над природой.

Ответ на вопрос может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:     

- «Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности»;

- «Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) признаки и количественные показатели, позволяющие сделать вывод о том, что речь идёт о малой социальной группе: - совместная деятельность; - эмоциональная близость; - осознание принадлежности к группе (отличительные особенности); - целостность; - контактность; - размер группы 9 18-20 человек).  Указанные признаки могут быть даны в иных близких по смыслу формулировках.   2) фрагмент текста, например:      - «Объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми»; - «Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое»; - «Верхняя граница малой группы (..) обычно не превышает 20—30 человек».
С6

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением.

2) два аргумента (объяснения) например:

В случае согласия может быть указано:

- решение глобальных проблем современности предполагает остановку научно-технического и экономического развития (замедлить рост населения, отказаться от технологического прогресса, снизить уровень потребления и т.д.), что на практике означает невозможность поступательного, прогрессивного развития общества в целом.

В случае несогласия может быть указано:

- решение глобальных проблем современности возможно через практическое использование научно-технических открытий и технических новаций с учётом социальных интересов людей, что получает всё большее развитие в мире.

 

Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением. 2) два аргумента (объяснения) например: В случае согласия может быть указано: - от членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя; В случае несогласия может быть указано: - группа формирует в человеке конформизм, т.е. индивид, осознанно расходясь в мнениях с группой, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких либо соображений.   Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.
       

 

С1 – 2 балла

С2 – 2 балла

С3 – 2 балла

С4- 3 балла

С5- 2 балла

С6 – 2 балла

 

ИТОГО – 39 баллов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: