Практикум по теме: «Человек и общество».
Часть I.
А1. Общество в узком смысле слова - это:
1) определённый этап исторического развития человечества
2) часть окружающей среды, которая создана человеком
3) совокупность элементов живой и неживой природы
4) способ отношения человека к внешнему миру
А2. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?
А. Природа является частью общества.
Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.?
1) информационное 2) индустриальное
3) постиндустриальное 4) аграрное
А4. Какой признак характеризует понятие «личность»:
1) биологические потребности 2) сознательные цели
3)физиологические особенности 4) природные задатки
А5. В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?
1) принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4) компромисс
А6. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.
Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности:
1) политической 2) интеллектуальной
3) художественной 4) государственной
А8. Что свойственно обществу индустриального типа?
1) механизация и автоматизация производства
2) преобладание сельского хозяйства в экономике
3) господство церкви и армии в политической сфере общества
4) сословная структура общества
А9. Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?
А. НТР сокращает зависимость человека от техники.
Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире?
А. Единство мира означает устранение различий между народами.
Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?
1) является формой деятельности человека 2) предполагает наличие цели
3) даёт человеку опыт действия с предметами 4) может носить коллективный характер
А12. К формам самопознания не относится (-ятся):
1) ведение личного дневника 2) заполнение профориентационной анкеты
3) выполнение психологических тестов 4) написание сочинения по литературе
А13. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира.
Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А14. Человек как один из людей:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А15. Верны ли суждения о социализации?
А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;
Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А16. Верны ли суждения о реформе?
А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.
Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А17. К числу основных сфер общественной жизни относится:
1) материальное производство 2) экономика 3) конституционное право 4) государство
А18. Верны ли суждения о конформизме?
А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.
Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А19. Общей чертой общества и природы является:
1) существование независимо друг от друга 2) наличие признаков системы
3) сознательная и волевая деятельность 4) действие в качестве создателя культуры
А20. Признаком общения не является:
1) обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями
Часть II.
В1. Ученик М. выступая с докладом на уроке о межличностных отношениях, подробно остановился на деловых и личных отношениях. Сравните два вида межличностных отношений, упомянутых в уловии задания, - деловые и личные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) носят официальный характер
2) строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей
3) возникают как среди больших, так и среди малых социальных групп
4) складываются на основе частных взаимоотношений
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
А) алкоголь, курение 1) биологические
Б) признание в обществе, общение 2) социальные
В) пища, одежда 3) духовные
Г) творчество, знания 4) ложные
Д) самореализация, самоутверждение
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В античной философии господствовало представление о том, что общество с прогрессом цивилизации деградирует. (Б) Существуют также теории, рассматривающие историю как поступательное развитие общества. (В) Представляется, что оно осуществляется посредством перехода от низших к более совершенным формам жизни. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Учёные опросили 20-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Какой фактор вы считаете основным в формировании личности?». Через 20 лет учёные вновь задали это вопрос тем же опрошенным. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:
В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) основными факторами развития личности опрошенные в 20-летнем возрасте признают семью и родственников, а также влияние друзей.
2) основным фактором развития личности половина опрошенных 40-летнего возраста считают семью и родственников.
3) основным фактором развития личности каждый четвёртый опрошенный, независимо от возраста, называет школу.
4) основным фактором развития личности большая доля 20-летних, по сравнению с 40 летними, считают наследственность.
5) основным фактором развития личности одинаковый процент опрошенных, независимо от возраста, признают деятельность СМИ.
В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственновытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) Граждане страны Z. мало читают.
2) Среди опрошенных преобладают те, кто плохо учился в школе
3) По мере взросления опрошенные более высоко стали ценить роль семьи в процессе формирования личности.
4) С возрастом люди начинают больше доверять своим близким.
5) Люди правильно понимают, что личность формируется под влиянием многих факторов.
Ответ:______________
Диагностическая работа по обществознанию.
Тема: «Человек и общество».
КЛЮЧ
Часть I | 1 – вариант | 2 – вариант | |
А1 | 1 | 3 | |
А2 | 2 | 1 | |
А3 | 4 | 2 | |
А 4 | 2 | 1 | |
А5 | 3 | 4 | |
А6 | 3 | 4 | |
А7 | 2 | 2 | |
А8 | 1 | 4 | |
А9 | 2 | 3 | |
А10 | 1 | 3 | |
А11 | 3 | 2 | |
А12 | 4 | 2 | |
А13 | 3 | 1 | |
А14 | 1 | 3 | |
А15 | 3 | 2 | |
А16 | 2 | 2 | |
А17 | 2 | 3 | |
А18 | 1 | 1 | |
А19 | 2 | 2 | |
А20 | 3 | 3 | |
Часть II | |||
В1 | 2314 – 1 балл | 2314– 1 балл | |
В2 | 42132 – 2 балла | 12221 2 балла | |
В3 | 112– 1 балл | 112– 1 балл | |
В4 | 125– 1 балл | 23– 1 балл | |
В5 | 35 - – 1 балл | 45 -– 1 балл | |
Часть III | |||
С1 | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) сущность глобальных проблем современности; 2) основные причины возникновения глобальных проблем современности; 3) последствия современного этапа научно – технического прогресса; 4) условие, углубляющее глобальные проблемы современности; 5) взаимообусловленность связей глобальных проблем друг с другом; 6) основные группы глобальных проблем.
Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) сущность понятия «малая социальная группа»; 2) значимость изучения малой социальной группы; 3) основные признаки малой социальной группы; 4) количественные показатели малой социальной группы; 5) виды малых социальных групп. Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
С2 | Правильные ответ должен содержать следующие элементы: 1) сущность глобальных проблем современности: небывалое обострение и углубление в современных условияхсуществовавших ранее противоречий в системе «человек- общество – природа». 2) основные причины возникновения глобальных проблем современности: совершенствование и развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества; результат социального прогресса.
| Правильные ответ должен содержать следующие элементы: 1) определение малой социальной группы: объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми; 2) обстоятельства, обусловливающие значимость изучения малой социальной группы: - в малой группе в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; - в малой группе можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются в более крупных объединениях. | |
С3 | Может быть приведён следующий ответ на вопрос: глобальные проблемы носят системный характер: каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как «элемент» структуры всей системы глобальных проблем. | Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. Основные качественные признаки: 1. Контактность 2. Целостность Количественные показатели Нижняя граница размеров группы-3 человека. Оптимальный размер группы –5-12 человек. Верхняя граница размеров группы –20-30 человек. | |
С4 | Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. 1) Общемировые - проблемы предотвращения мировой ядерной войны, развития экономической интеграции. 2) Ресурсные – экологическая, демографическая проблемы. 3) Общечеловеческие - проблемы здравоохранения, образования. Могут быть даны другие примеры глобальных проблем современности. | Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. Формальные– школьный класс, футбольная команда. Неформальные –клуб любителей бардовской песни, болельщики клуба «Зенит». Временные– участники одной конференции, соседи в вагоне поезда. Стабильные– семья, сотрудники одного отдела фирмы. Могут быть даны другие виды малых социальных групп. | |
С5 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) ответ на вопрос: например: в тексте отражена вторая точка зрения (Г. В. Плеханова) – возможность использования естественно – научных знаний для господства над природой. Ответ на вопрос может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 2) фрагмент текста, например: - «Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности»; - «Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях». | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) признаки и количественные показатели, позволяющие сделать вывод о том, что речь идёт о малой социальной группе: - совместная деятельность; - эмоциональная близость; - осознание принадлежности к группе (отличительные особенности); - целостность; - контактность; - размер группы 9 18-20 человек). Указанные признаки могут быть даны в иных близких по смыслу формулировках. 2) фрагмент текста, например: - «Объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми»; - «Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое»; - «Верхняя граница малой группы (..) обычно не превышает 20—30 человек». | |
С6 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением. 2) два аргумента (объяснения) например: В случае согласия может быть указано: - решение глобальных проблем современности предполагает остановку научно-технического и экономического развития (замедлить рост населения, отказаться от технологического прогресса, снизить уровень потребления и т.д.), что на практике означает невозможность поступательного, прогрессивного развития общества в целом. В случае несогласия может быть указано: - решение глобальных проблем современности возможно через практическое использование научно-технических открытий и технических новаций с учётом социальных интересов людей, что получает всё большее развитие в мире.
Могут быть приведены и иные аргументы. | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением. 2) два аргумента (объяснения) например: В случае согласия может быть указано: - от членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя; В случае несогласия может быть указано: - группа формирует в человеке конформизм, т.е. индивид, осознанно расходясь в мнениях с группой, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких либо соображений. Могут быть приведены и иные аргументы. | |
С1 – 2 балла
С2 – 2 балла
С3 – 2 балла
С4- 3 балла
С5- 2 балла
С6 – 2 балла
ИТОГО – 39 баллов