Использование digital-инструментов на уроке иностранного языка

Научно-технический прогресс с каждым десятилетием набирает все большие обороты. Современный мир развивается в эпоху информационного общества, включая формирование глобальной среды международной коммуникации, цифровизацию экономической и социальной жизни общества. Важным направлением этой революции является цифровизация в сфере образования, включающая в себя создание информационно-образовательной среды (далее – ИОС). Согласно ФГОС, под ИОС следует понимать открытую педагогическую систему, сформированную на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий.

Основными элементами ИОС являются:

· информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;

· информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;

· информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;

· вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура и др.

С первым элементом ИОС педагоги привыкли работать на протяжении многих десятилетий. Однако современный педагог ежедневно сталкивается с реалиями «цифрового» мира и необходимостью применения в образовательной деятельности электронных средств. Данный факт актуализирует тему, посвященную использованию электронных технологий и инструментов в образовательном процессе. Далее детально рассматривается возможность применения подобных средств на уроке иностранного языка в средней общеобразовательной школе.

В данной статье информационно-образовательные ресурсы условно разделены на следующие группы:

1) информационно-справочные материалы (электронные энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);

2) методические материалы (разработки уроков, методические рекомендации и др.);

3) Интернет-ресурсы (приложения, платформы, сайты, включающие демонстрационные материалы, презентации, видео, проекты);

4) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, развивающие игры).

Электронные энциклопедии и справочники:

· https://www.wikipedia.org – Свободная универсальная энциклопедия, статьи которой размещены на 301 языке.

· https://www.britannica.com – Британо-американская универсальная энциклопедия.

· https://kids.britannica.com – Детская британо-американская универсальная энциклопедия.

Электронные словари:

· https://ru.pons.com/перевод – Онлайн-словарь для 22 языков.

· https://www.duden.de – Орфографический словарь немецкого языка.

· https://dictionary.cambridge.org – Самый популярный словарь и тезаурус для изучающих английский язык.

Электронные журналы:

· https://www.vitaminde.de – «Vitamin de». Молодежный журнал для изучающих немецкий язык.

· https://www.deutsch-perfekt.com – «Deutsch perfekt». Немецкий журнал, рассчитанный на массовую аудиторию.

· https://www.firstlife.de – «f1rstlife». Онлайн-журнал для молодежи на немецком языке.

· https://learnenglishteens.britishcouncil.org – «British Council». Онлайн-журнал для подростков на английском языке.

· https://www.mentalfloss.com – «Mental Floss». Удивительно интересный журнал на английском языке для самых любознательных читателей.

· https://www.esquire.com – «Esquire». Один из старейших и известнейших ежемесячных журналов на английском языке.

· https://www.cosmopolitan.com – «Cosmopolitan». Идеальный журнал на английском языке для женской половины обучающихся.

Электронные газеты:

· https://www.faz.net – «Frankfurter Allgemeine Zeitung». Самая читаемая газета в Германии.

· https://www.sueddeutsche.de – «Süddeutsche Zeitung». Общенациональная газета Германии.

· https://www.bild.de – «Bild». Бульварная газета, самая популярная «желтая» газета в ФРГ.

· https://www.welt.de – «Die Welt». Наиболее консервативная газета Германии.

· https://www.zeit.de – «Die Zeit». Влиятельнейшая еженедельная газета в Германии.

· https://www.thesun.co.uk – «The Sun». Крупнейший британский таблоид, содержащий истории из жизни звезд и политиков, новости спорта и поп-культуры.

· https://www.dailymail.co.uk – «Daily Mail». Массовая английская ежедневная газета.

· https://www.independent.co.uk – «The Independent». Популярное британское интернет-издание.

· https://www.thetimes.co.uk – «The Times». Ежедневная газета в Великобритании, одна из самых известных мировых газет.

· https://www.mirror.co.uk – «Daily Mirror». Популярный британский таблоид, содержащий последние новости и сплетни о знаменитостях.

Методические материалы, вебсайты и Интернет-платформы:

· https://en.islcollective.com – самый популярный ресурс в мире среди учителей английского, немецкого, французского, испанского, португальского и русского языков. Содержит большое количество рабочих листов, раздаточного материала, настольных игр, презентаций, видеоуроков. Есть возможность подобрать материал в зависимости от изучения определенных тем, грамматических явлений, уровня владения языком и возраста обучающихся.

· https://www.dw.com/de/deutsch-lernen/s-2055 – сайт известной немецкой международной общественной телерадиокомпании. Во вкладке «Deutsch lernen» содержатся бесплатные мультимедийные курсы немецкого языка с рабочими листами, текстами, видео- и аудиоматериалами и подкастами. Курсы содержат тематические уроки и варьируются по уровням владения языком. Некоторые курсы представлены в виде сериалов.

· https://www.goethe.de/de/spr/unt.html – официальный сайт Goethe-Institut. Во вкладке «Deutsch unterrichten» представлены учебные материалы, планы и курсы, подходящие как урочной, так и внеурочной деятельности. Материалы ориентированы на разные возрастные категории. На сайте также представлены приложения для изучения немецкого языка, игры и викторины, разработанные Goethe-Institut, применение которых возможно непосредственно на уроке.

· https://kinderuni.goethe.de – Немецкий детский онлайн-университет, разработанный Goethe-Institut. На платформе в увлекательной форме рассказывается детям, как устроен мир. По окончании просмотра видео на сайте проекта ученикам предлагается пройти задания, чтобы проверить, насколько они поняли материал. Учиться в университете могут в том числе дети без знаний немецкого языка – лекции переведены на русский, при этом в них в качестве нового материала преподаются отдельные немецкие слова. Можно смотреть лекции и на немецком языке. Также доступны немецкие и русские субтитры. В университете дети смогут выбирать различные направления обучения («факультеты»): «Человек», «Природа» и «Техника». Точнее, определяться с конкретной специализацией не требуется – обучаться можно параллельно на всех факультетах, совсем как в немецком университете. Темы лекций подобраны с учетом интересов школьников: это либо истории о том, как устроен мир и человек, либо обучающие видео, например, практический урок битбокса. Программа университета ориентирована в основном на детей 8-12 лет. Материалы онлайн-университета можно использовать в школьных уроках. Кроме того, на сайте представлены программа внеурочной деятельности с использованием детского онлайн-университета.

· https://www.de-online.ru – сайт для изучения немецкого языка. Интернет-ресурс содержит интересные факты о немецком языке и Германии, учебные материалы для формирования грамматических и лексических навыков, онлайн-уроки, тесты и упражнения, обучающие игры, медиаматериалы, тексты и топики.

· https://www.tefl.net – вебсайт с готовыми планами уроков английского языка и методическими статьями.

· https://busyteacher.org – сайт для учителей английского языка, содержащий полезный материал (игры, раздаточные материалы, презентации) и актуальные статьи о преподавании.

· https://breakingnewsenglish.com и https://listenaminute.com – вебсайты для изучения английского языка, содержащие контент по чтению и аудированию. Весь материал разделен по темам. Сайт содержит планы занятий по предложенным темам.

· http://elllo.org – сайт с коллекцией монологов и диалогов разных говорящих носителей, которые могут быть использованы на уроке английского языка.

Сервисы, приложения и обучающие игры:

· http://kahoot.com – сервис, который позволяет проводить интерактивные викторины в классе; носит соревновательный характер. С Kahoot учитель может одновременно опросить всех учеников. Педагог создает опрос на сайте, ученики отвечают в классе с помощью смартфонов или компьютеров. Учитель вместе с учениками видит статистику ответов. С помощью Kahoot можно создавать не только опросы, но и проводить анкетирование.

· https://quizizz.com – сервис построен по тому же принципу, что и Kahoot: учитель создает опрос, ученики отвечают на него со своих устройств. Но здесь ученики не могут увидеть ответы друг друга – они работают с приложением индивидуально, общую статистику видит только учитель.

· http://www.triventy.com – на данном сервисе школьники создают вопросы самостоятельно. В течение урока учитель предлагает каждому ученику (или группе учеников) придумать вопрос по изучаемой теме, а в конце урока весь класс отвечает на вопросы, которые они придумали сами. Школьники всегда могут взять подсказки: убрать два неправильных ответа или посмотреть, как ответило большинство одноклассников (если ученик затрудняется с ответом).

· https://quizlet.com/ru – сервис по созданию флэш-карточек (словарный материал с картинкой или без) для ввода или закрепления лексики. Создавая карточки со словами, вы получаете возможность закрепления их в 7 разных вариантах. Можно использовать готовые сеты карточек, либо создавать свою базу слов. Также платформа предлагает различные тесты, игры и дополнительные функции. Можно работать всем классом по интерактивной доске, либо давать индивидуальные задания каждому ученику в своем виртуальном классе по ссылке.

· https://learningapps.org – сервис для создания интерактивных обучающих упражнений, викторин, тестов. Для преподавателя есть возможность создать по шаблону более 26 видов упражнений, например, «Пазлы», «Найди пару», «Найди соответствие», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа», «Кроссворд» и многих других.

· https://ru.padlet.com – сервис для создания, сбора и хранения цифровых материалов по теме урока. Материалы на доске можно располагать в различной последовательности, выбирать фон, давать оригинальное название доске. Зарегистрироваться также можно через социальные сети.

· https://classdojo.com – классный журнал с расширенными функциями, такими, как, например, вызов к доске случайных учеников. Интересный подход к оцениванию учащихся: у каждого ученик есть свой профайл, аватар и он может заработать определенное количество баллов.

· http://puzzlemaker.discoveryeducation.com – сервис по созданию кроссвордов.

· https://www.google.ru/maps/ – отличное средство познакомить учащихся с достопримечательностями страны изучаемого языка. Режим просмотра улиц позволяет путешествовать по улицам больших городов повсеместно в Европе и Северной Америке, Австралии и других местах.

· https://www.superteachertools.us – сервис с интерактивными играми.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: