Проблемы эффективности ШОС

Южно-Уральская Модель ШОС 2016

Апреля 2016 года

Совет Глав Государств

 

 

                                        

 

 

Международный факультет

Южно-Уральский Государственный Университет

 

Научно-практический студенческий форум

«Южно-Уральская Модель ШОС»

19 апреля 2016 года

Южно-Уральский Государственный Университет

Международный факультет

Ул. Сони Кривой, д.79 а

Тел./факс: 8 (351) 265 73 22

Доклад подготовлен экспертом Совета Глав Государств Завориной Марией Александровной

Повестка дня

УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ШОС НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

Интерес к ШОС сейчас проявляется во многих странах. Перед организацией стоит задача превратиться в активно работающий по всем направлениям, серьезный международный механизм, сравнимый по влиянию с такими «старшими братьями», как АСЕАН или АТЭС. Усилия ШОС должны быть направлены на комплексное и всеобъемлющее решение афганской проблемы. Еще одна из основных задач ШОС – интенсификация сотрудничества в Центральной Азии. Еще несколько лет назад перед ШОС стояла задача расширения за счет стран, желающих стать полноправным членом этой организации, - Индии, Пакистана, Ирана, Афганистана. В настоящее время  подключение к ШОС таких крупных экономик, как индийская и пакистанская, могут стать стимулирующим фактором дальнейшего развития сотрудничества, дать толчок к началу реализации многосторонних проектов.

В этом, 2016 году, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) исполняется 15 лет. Срок этот для международной организации небольшой, но и не такой уж и малый. За время своего существования ШОС превратилась в активно действующую региональную организацию, интерес к которой проявляется во многих странах. Довольно значительные успехи достигнуты ею в координации усилий стран-членов по обеспечению региональной безопасности.

Ведется военное сотрудничество, проводятся многосторонние антитеррористические учения, спецслужбы государств-членов обмениваются чувствительной информацией, согласовывают общий список террористических организаций, ведут совместную борьбу с наркоторговлей. Кто еще 20 лет назад мог представить такой уровень доверия и сотрудничества между, например, Москвой и Пекином? Определенные достижения есть и в таких областях сотрудничества, как экономика, культура и образование.

В то же время сегодня становится все более очевидно, что время ставит перед Организацией все новые задачи. От того, удастся ли ей ответить на эти вызовы времени, справиться с существующими проблемами, серьезно перестроив работу, зависит ее судьба. Сегодня  для ШОС актуальны следующие вопросы:

— будет ли она представлять собой в той или иной степени клуб лидеров и глав ведомств государств-членов, в котором, в промежуток между их собраниями и громкими заявлениями, ведется довольно мало реальной деятельности?

— или же организация сможет превратиться в активно работающий по всем направлениям, серьезный международный механизм, сравнимый по влиянию с такими влиятельными организациями, как АСЕАН или АТЭС, а, возможно, и превосходящий их?

    Созданная в 2001 году Шанхайская организация сотрудничества прошла довольно долгий путь и вызывает значительный интерес в мире.

В чем причина столь повышенного внимания? ШОС, будучи по своей сути объединением регионального сотрудничества, часто воспринимается как потенциальный центр формирующегося многополярного мира, способный стать альтернативой - или противовесом - США и их союзникам. В этом смысле ШОС заняла ту нишу, которая освободилась после распада СССР, или, по крайней мере, ее часть.

Распад Советского Союза в начале 90-х годов ХХ века вызвал кардинальное изменение баланса сил в международных отношениях. Объединенный Запад все в большей степени пытался взять на себя функции международного арбитра, подменить международное право собственными решениями (конфликты в Ираке, Югославии), что стало одной из причин активизации и укрепления организаций, в которых государства Запада не участвовали: АСЕАН, ШОС, БРИКС.

Вопросы стратегии развития

 

Последнее время многие эксперты полагают, что ШОС не определилась в отношении стратегии развития. Будет ли Организация заниматься в основном вопросами региональной безопасности, экономического сотрудничества или чем-то иным? Каково должно быть ее отношение к активизации политики Запада и Евросоюза в Центральной Азии? Как избежать параллелизма с такими организациями как ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС? Высказывается опасение, что ШОС превращается в дискуссионный клуб лидеров государств, практической же работы между саммитами ведется мало.

Однако согласно мнению ряда экспертов вопросы безопасности всегда были стержнем развития сотрудничества в рамках ШОС. Решаются вопросы об укреплении правовой базы, особенно в таких сферах, как обеспечение региональной стабильности, в частности создание банка антитеррористических данных, проведение антитеррористических учений, развитие контактов по линии министерств обороны: обмен информацией, создание механизма общего реагирования, общей базы данных, подготовка кадров, создание оборонного форума.

 

Проблемы эффективности  ШОС

Ряд участников связывали недостаточную эффективность работы ШОС в период между встречами руководящих органов и наметившуюся тенденцию к ее превращению в «клуб лидеров» с проблемами организации работы внутри ШОС. Как отмучают эксперты, неэффективная работа Секретариата ШОС связана с отсутствием у него достаточного объема прав и финансирования. В то время, как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой по сути занимается Совет национальных координаторов. В результате любой, даже самый мелкий вопрос, сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот – с национальными координаторами других стран.

Секретариату ШОС крайне необходима реформа в этом направлении. Для этого необходимо принять следующие меры:

1) предоставить право Секретариату без оглядки на СМИД и МИДы стран-членов распоряжаться бюджетом ШОС;

2) организовать прием на все должности в Секретариате по конкурсу, создав при нем конкурсную комиссию;

3) принимать на работу в Секретариат по результатам конкурса по контракту, действие которого нельзя прекратить раньше срока его истечения и лишь по решению самого Секретариата в случае невыполнения его условий сотрудником;

 

 Экономическое поле ШОС: смена стратегии

 

 

Еще 5 лет назад ШОС подвергалась критике за крайне медленное развертывание экономического сотрудничества. По сути, в рамках ШОС на тот момент не осуществлено ни одного совместного экономического проекта, отсутствовал и механизм финансирования таких проектов. Как отмечали аналитики, экономическое сотрудничество в рамках ШОС развертывалось крайне медленно, и если ШОС не уделит достаточное внимание экономическому аспекту своей деятельности, то, как международная организация, она будет обречена на провал.

В настоящее время экономическая стратегия ШОС прошла полную переоценку. Активно ведутся переговоры по скорейшему изучению вопросов создания Фонда Развития и Банка Развития ШОС. Пекином активно продвигается мегапроект Экономического пояса Великого Шелкового Пути, который уже получил положительную оценку со стороны руководителей стран ШОС. Следует ожидать новых идей относительно роли деловых и финансовых кругов государств-членов ШОС, Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС в развитии делового, торгового и инвестиционного сотрудничества.

Стратегия расширения

 

Противники расширения ШОС часто приводят аргумент: чем больше членов в организации – тем сложнее управление и менее эффективен ее аппарат. Однако это не всегда так. Аппарат ШОС с самого основания страдает недостаточной эффективностью, а расширеннее организации парадоксальным образом может дать толчок к его реформе. Прием новых членов уже будет означать серьезные изменения, да и эти новые члены посмотрят на устройство постоянных органов свежим взглядом.

Нежелание принимать новых членов до самого последнего времени в ШОС объясняли техническими причинами: отсутствием механизмов присоединения к организации. Однако сегодня такой механизм фактически создан, приняты соответствующие документы, разработана четкая процедура. На заседании СГГ в Ташкенте в июне 2010 года было одобрено Положение о порядке приема новых членов. В результате, на Саммите ШОС в Уфе, который проходил в июле 2015 года, лидеры ШОС дали старт процессу обретения Индией и Пакистаном статуса постоянных членов ШОС. Кроме Индии и Пакистана, новый статус в ШОС получили Беларусь, ставшая страной-наблюдателем, и еще четыре страны - Армения, Азербайджан, Камбоджа и Непал, которые стали партнерами по диалогу.

Однако как отмечают эксперты, после вхождения в ШОС Индии и Пакистана в качестве постоянных членов, процесс принятия решений может быть серьезно осложнен, при условии жесткого консенсусного принципа. Следует так же принять во внимание и то, что у каждого из этих государств отличная от стран ШОС дипломатическая служба.

 

Заключение

Идея формирования мощной региональной организации многопрофильного сотрудничества потребует полного напряжения интеллектуальных, финансовых и организационных усилий. И здесь, разрабатываемая Стратегия развития ШОС 2025, будет нуждаться в соответствующей адаптации. После вхождения в ШОС Индии и Пакистана, процесс принятия решений может быть серьезно осложнен, при условии жесткого консенсусного принципа.

На сегодняшний день внутри ШОС по-прежнему сохраняется понимание того, что Россия продолжает выполнять роль «локомотива» в общем развитии организации, генератора новых идей, способствующих развитию многопрофильного сотрудничества в регионе. Не случайно проект Среднесрочной стратегии развития ШОС до 2025 года, был разработан российской стороной и передан партнерам для совместного согласования.

В сфере региональной безопасности, ШОС неизменно продолжает играть важную роль, внося должный вклад в глобальную борьбу с терроризмом. В экономической сфере следует ожидать новых идей относительно роли деловых и финансовых кругов государств-членов ШОС, Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС в развитии делового, торгового и инвестиционного сотрудничества, в условиях продвигаемого Пекином мегапроекта Экономического пояса Великого Шелкового пути.

Однако только при общих, согласованных усилиях всех государств-членов, ШОС займет достойное место в ряду глобальных международных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: