Конспект
Подгруппового занятия в старшей логопедической группе по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши»
Подготовила:
Учитель-логопед Кудряшова Н.Г.
Цели:
– закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных;
– активизировать активный словарный запас по теме, развивать словообразовательную функцию речи;
– закрепить умение сравнивать части тела домашних животных и выделять отличительные признаки с помощью опорных схем;
– закрепить умение составлять простые распространенные предложения;
– учить составлять рассказ-описание по плану-схеме;
– развивать память, слуховое внимание, логическое мышление.
Предварительная работа:
1. Повторение названий домашних животных.
2. Отгадывание и разучивание загадок о домашних животных.
3. Рассматривание картинок с изображением домашних животных (называние и показ частей тела, детенышей, где живут, чем питаются).
4. Рисование домашних животных.
Оборудование:
– картинки с изображением домашних животных и их детенышей,
|
|
– дидактическая игра «Кто, где живёт?», мяч,
– дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?»,
опорные схемы для сравнения домашних животных, схема для составления описательного рассказа, наборное полотно.
Оргмомент
Логопед: - К нам сегодня на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им.
Дидактическая игра – упражнение «Угадай животное»
Логопед: - Сядет тот, кто угадает животное:
Лохматая, пятнистая, злая – собака.
Большая, спокойная, рогатая – корова.
Сильная, резвая, стройная – лошадь.
Толстая, неторопливая, ленивая – свинья.
Кудрявая, тонконогая, пугливая – овца.
Маленькая, пушистая, ласковая – кошка.
Рогатая, бородатая, бодливая – коза.
По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением домашних животных на наборное полотно.
Логопед: – Молодцы. Сядем правильно.
Постановка учебной цели
Логопед: - О ком были загадки?
Дети: - О домашних животных.
Логопед:- Почему их называют «домашними»?
Дети: - Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает, и приносят ему пользу.
Логопед: - Сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед: - Назовём домашних животных ласково.
Корову мы назовём – коровушкой.
Дети: - Лошадь мы назовём лошадкой.
Козу мы назовём – козочкой.
Свинью мы назовем – свинкой.
Собаку мы назовём - собачкой.
Кошку мы назовём – кошечкой.
Овцу мы назовём - овечкой.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Логопед: - Давайте вспомним, где живут домашние животные, и расселим их по их домам.
|
|
Дети:
– Корова живет в коровнике,
– лошадь живет в конюшне,
– овца и коза живут в хлеве,
– свинья живет в свинарнике,
– собака живёт в конуре,
– кошка живёт вместе с хозяином в доме.
Логопед: - Молодцы, вы правильно расселили всех животных.
5. Дидактическая игра «Кто чем питается?» Употребление творительного падежа имен существительных.
Кошка чем питается? – Кошка питается молоком.
Корова чем питается? – Корова питается травой.
Коза чем питается? – Летом коза питается исключительно травой, а в зимнее время года в основном питаются сеном.
Собака чем питается? – Собака питается сосисками, мясом, кормом, а еще грызет кости.
Лошадь чем питается? – Лошадь питается сеном, травой, яблоками, овсом, черным хлебом с солью.
Кот чем питается? – Кот питается также сосисками, мясом, рыбой.
Динамическая пауза
Логопед:
«Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Её шерстка развернулась».
(Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот)
Логопед: - Займите свои места за столами.
Дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?»
Логопед: - Вспомним, как домашние животные помогают людям? Кошка…
Дети: Кошка – ловит мышей, поднимает настроение.
Логопед: Собака…
Дети: Собака – сторожит дом и человека.
Лошадь: Лошадь …
Дети: Лошадь – возит грузы.
Логопед: Овца и коза …
Дети: Овца и коза – дают шерсть.
Логопед: – Что дают Корова, коза, лошадь, овца?
Дети: - Корова, коза, лошадь, овца дают молоко.
Логопед: -Что дают свинья, лошадь, коза, овца…?
Дети: - Свинья, лошадь, коза, овца дают мясо.
-Молодцы, правильно ответили на вопросы.
8. Игры со счетными палочками – «Кошка». Уметь развивать внимание и воображение детей, познакомить с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Построить кошку счетными палочками по схеме.
9. «Составь рассказ» (Составление рассказа описания с опорой на схему).
Логопед: - Составим о домашних животных рассказ. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме (Логопед перечисляет схему).
Схема:
Кто это?
Где живет?
Внешний вид (Отличительные признаки)
Чем питается?
Как называют детёнышей?
Какую пользу приносит?
Л.: -Послушайте, какой рассказ составлю я.
Это корова. Корова домашние животное. Корова живет в сарае, в коровнике. У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы - теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и мясо.
Л.: - Кто попробует составить рассказ о своем животном.
Д.: - Я расскажу о лошади.
1) Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.
Д.: - Я расскажу о свинье.
2) Это свинья. Свинья домашнее животное. Свинья живет в сарае, в свинарнике. У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи - поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.
Д.: - Я расскажу о кошке.
3) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки - котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.
Д.: - Я расскажу о собаке.
4) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки - щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.
|
|
Д.: - Я расскажу о козе.
5) Это коза. Коза домашнее животное. Коза живет в сарае, в хлеве. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом. Детеныш козы - козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Д.: - Я расскажу об овце.
6) Это овца. Овца домашнее животное. Овца живет в сарае, в хлеве. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Молодцы, хорошие рассказы составили.
Итог занятия
Логопед: – О каких животных мы сегодня говорили на занятии?
Дети: - О домашних животных.
Логопед: - Почему их так называют?
Дети: - Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает, и приносят ему пользу.
Логопед - Понравилась вам занятие?