Федеральным государственным образовательным стандартам

Отчет по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет леса» (ФГБОУ ВПО «МГУЛ»)

По направлению подготовки

Информационно-измерительная техника и технологии (УГНС 200000 –Приборостроение и оптотехника)

федеральным государственным образовательным стандартам

Ковальский Владимир Федорович, заведующий кафедрой путевых, строительных машин и робототехнических комплексов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» доктор технических наук, профессор.

 

в соответствии с Распоряжением Рособрнадзора от 19 апреля 2013г. № 1151-06, Гражданско-правовым договором с экспертом по проведению аккредитационной экспертизы образовательных учреждений и научных организаций, государственную аккредитацию которых проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки от 22 апреля 2013 года
№ ДОВГ/2013/12440.

 

Экспертиза содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный университет леса» (ФГБОУ ВПО «МГУЛ»)

по образовательной программе:

 

 

1. 200100.68 – Информационно-измерительная техника и технологии (ФГОС 3)

 

проводилась в период с 06 по 08 мая 2013 г.

 

 

Результаты экспертизы позволяют сделать следующие выводы.


 

 

По указанной программе подтверждено наличие контингента:

 

 

Наименование направления

Код

специальности

 по ОКСО

Контингент
(очное; очно-заочное; заочное; экстернат)

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс 7 курс
1. Информационно-измерительная техника и технологии 022000.68 (ФГОС 3) 14 12 0 0 0 0 0

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 200100.68 – Информационно-измерительная техника и технологии РЕАЛИЗУЕМАЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС, ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ КРИТЕРИЯМИ:

 

Показатель

Рекомендации эксперту

Выявленные несоответствия

Замечания и комментарии

 
 

Структура освоения основной образовательной программы

 
 

1. 100% наличия обязательных дисциплин базовой (обязательной) части в учебном плане, расписании занятий

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, расписания занятий, экзаменационных ведомостей на предмет соответствия разделу 6 «Требования к структуре основных образовательных программ …» соответствующего ФГОС. Перечень обязательных дисциплин содержится во ФГОС непосредственно перед таблицей 2 (пример: Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»). Если перечень обязательных дисциплин отсутствует (во ФГОС магистратуры), то показатель считается соответствующим требованию. Перечень дисциплин, представленный в таблице 2, считается рекомендательным.

 

Проверяется наличие всех обязательных дисциплин базовой (обязательной) части в учебном плане, расписании (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

 

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 200100.68 – Информационно-измерительная техника и технологии

2.Учебный план;

3.Расписание занятий;

4.Экзаменационные ведомости;

5.Отчет по самообследованию;

6.Положение о магистерской подготовке, утверждено ректором

 

Перечень отсутствующих дисциплин (если есть):

Отсутствие обязательных дисциплин базовой (обязательной) части в учебном плане и расписании занятий не выявлено

 

Комментарии:

Проверка учебного плана показала, что в базовой части общенаучного цикла содержатся следующие дисциплины:

–История и методология приборостроения

 

– Деловой иностранный язык;

Проверка учебного плана показала, что в профессиональном цикле содержатся дисциплины: 

–Информационные технологии в приборостроении

–Математическое моделирование в приборных системах;

 

Анализ показал 100 % наличия всех обязательных дисциплин базовой части общенаучного и профессионального циклов, что соответствует требованием ФГОС.

 

 
 

2. 100% наличия рабочих программ дисциплин (модулей) и программ практик

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе сопоставления учебного плана, рабочих программ дисциплин, программ практик. По каждой дисциплине (виду практики), имеющейся в учебном плане, должна быть разработана и утверждена рабочая программа дисциплины (программа практики).

 

Проверяется наличие рабочих программ всех дисциплин (модулей) и программ практик. Если по каким-либо дисциплинам (модулям) либо практикам программы отсутствуют – привести перечень этих дисциплин и практик (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1. Учебный план;

2.Рабочие программы по дисциплинам учебного плана, согласованные с начальником учебно-методического управления и утвержденные деканом факультета электроники и системотехники

3. Комплексная программа практик (научно-исследовательской и научно-производственной), согласованная с начальником учебно-методического управления и утвержденная деканом факультета электроники и системотехники

4.Отчет по самообследованию.

 

Перечень отсутствующих программ дисциплин (модулей) и программ практик (если есть):

Отсутствующих программ дисциплин и практик не обнаружено

 

Комментарии:

Анализ учебного плана и рабочих программ показал 100 % наличие рабочих программ по всем дисциплинам учебного плана и рабочих программ практик, что соответствует требованиям ФГОС. Рабочие программы согласованы с начальником учебно-методического управления и утверждены деканом факультета электроники и системотехники

 

 
 

3. Наличие в учебной программе каждой дисциплины (модуля) четко сформулированных конечных результатов обучения в увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе рабочих программ дисциплин (модулей). В учебной программе каждой дисциплины должны быть указаны конечные результаты обучения – знания, умения, навыки, общекультурные и профессиональные компетенции.

 

Проверяется наличие в программе каждой дисциплины (модуля) конечных результатов обучения – знания, умения, навыки, общекультурные и профессиональные компетенции. Если по каким-либо дисциплинам (модулям) формулировка конечных результатов отсутствует или недостаточна – привести перечень этих дисциплин с пояснением (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Рабочие программы дисциплин;

2.Отчет по самообследованию.

 

Факты, свидетельствующие об отсутствии или недостаточности формулировки конечных результатов обучения (в случае наличия таких фактов):

Факты, свидетельствующие об отсутствии или недостаточности формулировки конечных результатов обучения, не выявлены

 

Комментарии:

Анализ рабочих программ показал, что в каждой программе четко сформулированы результаты обучения, знания, умения, навыки, общекультурные и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС.

 
 

Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы

 
 

4. Выполнение требований по нормативному сроку освоения основной образовательной программы

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ. Нормативный срок должен соответствовать указанному во ФГОС.

 

Проверяется выполнение требования к общему сроку освоения основной образовательной программы. Если имеется несоответствие – указать фактическое значение и отклонение от нормативного значениия.

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы по дисциплинам;

3.Отчет по самообследованию.

 

Фактический срок освоения в сопоставлении с требованием ФГОС (в случае несоответствия):

Несоответствия срока освоения в сопоставлении с требованием ФГОС не выявлено.

 

Комментарии:

Из анализа учебного плана и рабочих программ следует, что срок освоения основной образовательной программы составляет 2 года (104 недели), что полностью соответствует требованиям ФГОС

 
 

5. Выполнение требований к общей трудоемкости освоения основной образовательной программы

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, расписания занятий. Общая трудоемкость должна соответствовать указанной в разделе 3 ФГОС.

 

Проверяется выполнение требования к общей трудоемкости освоения основной образовательной программы. Если имеется несоответствие – указать фактическое значение и расхождение с нормативным значением (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы дисциплин;

3.Расписание занятий;

  4.Отчет по самообследованию.

 

Фактическая общая трудоемкость освоения основной образовательной программы в сопоставлении с требованием ФГОС (в случае несоответствия):

Несоответствие фактической трудоёмкости освоения основной образовательной  программы в сопоставлении с ФГОС не выявлено

 

Комментарии:

Анализ учебного плана, рабочих программ и расписания занятий показал, что общая трудоемкость составляет 120 ЗЕТ, что соответствует разделу III ФГОС

 
 

6. Выполнение требований к трудоемкости освоения основной образовательной программы по очной форме получения образования за учебный год

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, расписания занятий. Трудоемкость за учебный год должна соответствовать указанной в разделе 3 ФГОС.

 

Проверяется выполнение требования к трудоемкости освоения основной образовательной программы по очной форме получения образования за учебный год. Если имеется несоответствие – указать фактическое значение и расхождение с нормативным значением (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы дисциплин;

3.Расписание занятий;

4.Отчет по самообследованию.

 

Фактическая трудоемкость в зачетных единицах (за какой-либо год обучения) в сопоставлении с требованием ФГОС (в случае несоответствия):

Несоответствие фактической трудоёмкости (в зачётных единицах) требованиям ФГОС не выявлено

 

Комментарии:

Из анализа учебного плана, рабочих программ и расписания занятий следует, что трудоемкость за учебный год составляет 60 ЗЕТ, что соответствует требованиям, указанным в разделе III ФГОС

 
 

7. Выполнение требований к трудоемкости освоения учебных циклов и разделов

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, расписания занятий. Трудоемкость освоения учебных циклов и разделов должна соответствовать указанной в разделе 6 ФГОС.

 

Проверяется выполнение требования к трудоемкости освоения учебных циклов и разделов. Если имеется несоответствие – указать соответствующие циклы и (или) разделы, фактические значения трудоемкости и расхождение с нормативными значениями (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы дисциплин;

3.Расписание занятий;

4.Отчет по самообследованию.

 

Перечень нарушений требований к трудоемкости в сопоставлении с требованием ФГОС (в случае несоответствия):

Нарушений требований к трудоёмкости в сопоставлении с ФГОС не выявлено.

Комментарии:

Анализ учебного плана, рабочих программ и расписания занятий показал, что трудоемкость освоения учебных циклов и разделов составляет:

– дисциплины общенаучного цикла – 20 ЗЕТ; (согласно требований ФГОС 10-20 ЗЕТ);

– дисциплины профессионального цикла – 40 ЗЕТ; (согласно требований ФГОС 35-40);

– практики и научно-исследовательская работа – 57 ЗЕТ; (согласно требований ФГОС 57);

- итоговая государственная аттестация – 3 ЗЕТ; (согласно требований ФГОС 3),

что полностью соответствует требованиям, указанным в разделе VI

 
 

8. Выполнение требований к общей трудоемкости каждой дисциплины основной образовательной программы

 

Показатель 2-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, расписания занятий. Трудоемкость каждой дисциплины должна составлять не менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). Требование содержится в разделе 7 ФГОС.

 

Проверяется выполнение требования к общей трудоемкости каждой дисциплины – не менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). Если выявлено нарушение требования – указать соответствующие дисциплины и их трудоемкости (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы дисциплин;

3.Расписание занятий;

  4.Отчет по самообследованию.

 

Перечень нарушений требования к общей трудоемкости каждой дисциплины (в случае несоответствия):

Нарушений требований к общей трудоёмкости каждой дисциплины не выявлено.

 

Комментарии:

Из анализа учебного плана, рабочих программ и расписания занятий следует, что трудоемкость по каждой дисциплине составляет не менее 2 ЗЕТ, что соответствует разделу VII ФГОС

 
 

9. Выполнение требований к объему факультативных дисциплин за весь период обучения

 

Показатель 2-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, расписания занятий. Объем факультативных дисциплин должен быть не более указанного в разделе 7 ФГОС. В некоторых ФГОС ограничение на объем факультативных дисциплин отсутствует, в этом случае показатель считается выполненным.

 

Проверяется выполнение требования ФГОС к объему факультативных дисциплин за весь период обучения. Если выявлено нарушение требования – указать соответствующие фактический объем и расхождение с нормативным значением. Если данное требование отсутствует во ФГОС по данному направлению подготовки, этот факт указывается в Отчете, а показатель считается соответствующим требованию (также требуется пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы дисциплин;

3.Расписание занятий.

 

Фактический объем факультативных дисциплин в сопоставлении с требованием ФГОС:

ФГОС (раздел VII) не содержит обязательного требования наличия  факультативных дисциплин

 

Комментарии:

Анализ учебного плана, рабочих программ и расписания занятий показал отсутствие факультативных дисциплин. В то же время, учитывая высокий потенциал профессорско-преподавательского состава, целесообразно предлагать магистрантам 1-2 факультативных курса, отражающих научные интересы профессоров факультета.

 
 

10. Выполнение требований к часовому эквиваленту зачетной единицы

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин. Требования к часовому эквиваленту зачетной единицы – от 32 до 38 ак. часов (согласно Информационному письму Минобрнауки России от 13 мая 2010 г. № 03-956).

 

Проверяется выполнение требования к часовому эквиваленту зачетной единицы – от 32 до 38 ак. часов (согласно Информационному письмо Минобрнауки России от 13 мая 2010 г. № 03-956). Указать также фактическое значение часового эквивалента зачетной единицы (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы дисциплин;

3.Отчет по самообследованию.

 

Фактический часовой эквивалент зачетной единицы:

 

1 ЗЕТ – 36 академических часов

 

Комментарии:

Анализ учебного плана, рабочих программ показал, что эквивалент зачетной единицы составляет 36 академических часов, что соответствует Информационному письмо Минобрнауки России от 13 мая 2010 г. № 03-956

 
 

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

 
 

11. Выполнение требований к проценту занятий, проводимых в активных и интерактивных формах

 

Показатель 2-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, учебно-методических материалов. Суммарное количество часов (по всем дисциплинам) на активные и интерактивные формы занятий (деловые и ролевые игры, компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и пр.) должно составлять от общего объема аудиторных занятий (за весь период обучения) процент не менее указанного в разделе 7 ФГОС.

 

Проверяется выполнение требования ФГОС к проценту занятий, проводимых в активных и интерактивных формах (за весь период обучения), также указать фактическое значение и расхождение с нормативным значением (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы дисциплин;

3.Учебно-методические материалы;

4.Отчет по самообследованию;

  5.Посещение занятий, проводившихся в интерактивной форме.

 

Фактический процент занятий, проводимых (по всем дисциплинам) в активных и интерактивных формах (деловые и ролевые игры, компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и пр.), в сопоставлении с требованием ФГОС, а также исходные данные для расчета (общий объем аудиторных занятий (за весь период обучения), объем занятий в активных интерактивных формах):

 

Общий объем аудиторных занятий за весь период обучения – 1103 часа, объем занятий в активных и интерактивных формах – 441 часа, что составляет 40,1%.

 

Комментарии:

Анализ учебного плана, рабочих программ и учебно-методических материалов показал, что суммарное количество часов (по всем дисциплинам) на активные и интерактивные формы занятий (деловые и ролевые игры, компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и пр.) составляет 40,1%, что соответствует требованиям раздела VII ФГОС (не менее 40%).

 
 

12. Выполнение требований к проценту занятий лекционного типа по отношению к объему аудиторных занятий

 

Показатель 2-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, расписания занятий. Суммарное количество часов на занятия лекционного типа должно составлять от общего объема аудиторных занятий (за весь период обучения) процент не менее указанного в разделе 7 ФГОС.

 

Проверяется выполнение требования ФГОС к проценту занятий лекционного типа, также указать фактическое значение и расхождение с нормативным значением (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы дисциплин;

3.Расписание занятий;

  4.Отчет по самообследованию.

 

 

Фактический процент занятий лекционного типа, в сопоставлении с требованием ФГОС, а также исходные данные для расчета (общий объем аудиторных занятий (за весь период обучения), объем занятий лекционного типа):

Объем аудиторных занятий за весь период обучения – 1103 часа, объем занятий лекционного типа – 130 часа, что составляет 19,3 %.

 

Комментарии:

Анализ учебного плана, рабочих программ и расписания занятий показал, что суммарное количество часов на занятия лекционного типа от общего объема аудиторных занятий составляет 11,8 %, что соответствует разделу VII ФГОС (не превышает 20%).

 
 

13. Выполнение требований к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения

 

Показатель 2-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, расписания занятий, подтверждающих выбор документов, экзаменационных ведомостей, интервью со студентами. Студентам должна быть предоставлена реальная возможность выбора. Доля суммарной трудоемкости дисциплин по выбору должна составлять не менее указанной в разделе 7 ФГОС доли вариативной части по всем циклам.

 

Проверяется выполнение требования ФГОС к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения, также указать фактическое значение и расхождение с нормативным значением (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы дисциплин;

3.Расписание занятий;

4.Экзаменационные ведомости;

5.Отчет по самообследованию.

 

Фактическая доля дисциплин по выбору (в зачетных единицах) в сопоставлении с требованием ФГОС, а также исходные данные для расчета (общий объем вариативной части, объем дисциплин по выбору):

Общий объем вариативной части – 42 ЗЕТ, объем дисциплин по выбору –

14 ЗЕТ, что составляет 33,3 %.   

 

Комментарии:

Анализ учебного плана, рабочих программ, расписания занятий и экзаменационных ведомостей показал, что доля суммарной трудоемкости дисциплин по выбору составляет 33,3 % от вариативной части по всем циклам, что соответствует разделу VII ФГОС (не менее 30%).

 
 

14. Выполнение требований к объему аудиторных учебных занятий в неделю (очная и очно-заочная (вечерняя) формы получения образования) или в учебном году (заочная форма получения образования)

 

Показатель 2-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, календарного учебного графика, расписания занятий. Объем часов аудиторных учебных занятий в неделю (для очной и очно-заочной (вечерней) формы получения образования) или в учебном году (заочная форма получения образования) не должен превышать указанного во ФГОС и в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71).

 

Проверяется выполнение требования к среднему объему аудиторных занятий студента в неделю (очная форма получения образования), объем аудиторных занятий в неделю (очно-заочная (вечерняя) форма получения образования), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма получения образования). Если имеется несоответствие – указать фактическое значение и расхождение с нормативным значением (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Календарный график;

3.Расписание занятий;

4.Отчет по самообследованию.

 

Фактический средний объем аудиторных занятий студента в неделю (очная форма), объем аудиторных занятий в неделю (очно-заочная (вечерняя) форма), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма) в сопоставлении с требованием ФГОС (в случае несоответствия):

Фактический средний объём аудиторных занятий студента в неделю по очной форме обучения составляет 20 часов.

 

Комментарии:

Анализ учебного плана, календарного учебного графика, расписания занятий показал, что объем часов аудиторных учебных занятий в неделю по очной и форме обучения соответствует требованиям ФГОС.

 
 

15. Выполнение требований к максимальному объему учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, календарного учебного графика, расписания занятий, интервью со студентами. Максимальный объем учебных занятий обучающихся в неделю не должен превышать указанного в разделе 7 ФГОС.

 

Проверяется выполнение требования к максимальному объему учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины. Если имеется несоответствие – указать фактическое значение и отклонение от нормативного значения (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Календарный график;

3.Расписание занятий;

  4.Отчет по самообследованию.

 

Фактический максимальный объем учебных занятий в неделю в сопоставлении с требованием ФГОС (в случае несоответствия):

Несоответствия максимального объёма учебных занятий в неделю требованиям ФГОС не выявлено.

 

Комментарии:

Анализ учебного плана, календарного учебного графика и расписания занятий показал, что максимальный объем учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы составляет 52 часа, что соответствует разделу VII ФГОС (не более 54).

 
 

16. Выполнение требований к общему объему каникулярного времени в учебном году

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, календарного учебного графика, расписания занятий, зачетно-экзаменационных ведомостей. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен соответствовать указанному в разделе 7 ФГОС.

В вузах, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы (см. ст. 30 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237)).

 

Проверяется выполнение требования к общему объему каникулярного времени в учебном году. Если имеется несоответствие – указать фактическое значение (и номер соответствующего учебного года) и расхождение с нормативным значением (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Календарный график;

3.Расписание занятий;

4.Зачетно-экзаменационные ведомости;

5.Отчет по самообследованию.

Фактическая продолжительность каникул в сопоставлении с требованием ФГОС (в случае несоответствия):

Несоответствия продолжительности каникул требованиям ФГОС не выявлено

 

 

Комментарии:

Анализ учебного плана, календарного учебного графика, расписания занятий и зачетно-экзаменационных ведомостей показал, что общий объем каникулярного времени в учебном году на   1-м курсе магистратуры составляет 7 недель, на  2-м курсе магистратуры  - 9 недель, и из них не менее 2 недель в зимний период,  что соответствует разделу VII ФГОС (7-10 недель и не менее 2 недель в зимний период).

 
 

17. Выполнение требований к объему часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе по объему практической подготовки, реализуемой при очной форме получения образования

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочей программы дисциплины «Физическая культура», календарного учебного графика, расписания занятий. Объем часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе объем практической подготовки, реализуемой при очной форме получения образования, должен соответствовать указанному в разделе 7 ФГОС. Допустимым объемом часов по дисциплине рекомендуется считать значения из интервала 380–420 часов.

 

Проверяется выполнение требования к объему часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе по объему практической под-готовки, реализуемой при очной форме получения образования. Если имеется несоответствие – указать фактическое значение и расхождение с нормативным значением (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

 

Фактический объем часов по дисциплине «Физическая культура», а также объем часов на практическую подготовку, в сопоставлении с требованием ФГОС:

 

Комментарии:

Дисциплина «Физическая культура» не предусмотрена ФГОС магистерской подготовки и реализуется в учебном плане бакалавриата.

 
 

18. Выполнение требований к наличию лабораторных практикумов и/или практических занятий по дисциплинам (модулям) базовой части циклов

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебного плана, рабочих программ дисциплин, календарного учебного графика, расписания занятий. По всем дисциплинам (модулям), для которых в разделе 7 ФГОС наличие лабораторных практикумов и/или практических занятий, эти занятия должны быть реализованы в образовательной программе.

 

Проверяется выполнение требования ФГОС к наличию лабораторных практикумов и/или практических занятий. Если имеется несоответствие – указать дисциплины, при реализации которых, в нарушение требования ФГОС, отсутствуют лабораторные практикумы и/или практические занятия (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Учебный план;

2.Рабочие программы;

3.Календарный график;

4.Расписание занятий;

5.Отчет по самообследованию;

6.Посещение лабораторий, в которых проводятся занятия с магистрантами: «Оптоволоконные измерительные системы», Математическое моделирование в приборных ситемах

7. Беседы с магистрантами И.Клюевым, Д.Гинкулом, П.Конниковым. Д.Фоминым. А.Радугиным. А Староконь, К.Лакшиным

 

 

Перечень дисциплин, при реализации которых, в нарушение требования ФГОС, отсутствуют лабораторные практикумы и/или практические занятия (если есть):

Не выявлены дисциплины, при реализации которых отсутствуют лабораторные практикумы или практические занятия

 

Комментарии:

Результаты анализа учебного плана подготовки магистров, рабочих программ дисциплин, календарного учебного графика и расписания занятий свидетельствуют о наличии лабораторных практикумов и практических занятий по дисциплинам базовой и вариативной частей, что соответствует разделу VII ФГОС. Уровень оснащения лабораторий оборудованием в целом соответствует современному состоянию науки и техники

 
 

Результаты освоения основной образовательной программы

 
 

19. Доля обучающихся, освоивших обязательные дисциплины базовой части цикла ФГОС ВПО для каждой укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) (далее - УГС) не менее 60%

 

Показатель 1-ой группы

Форма проверки (устный опрос, собеседование и т.п.) и количество проверяемых студентов (не более 10) определяется экспертом и реализуется в случае невозможности провести компьютерное тестирование. Если компьютерное тестирование проводится, используются его результаты.

 

Проверяется выполнение требования к доле студентов, освоивших предусмотренные учебным планом дисциплины ООП ВПО – не менее 60%, также указать фактическое значение доли студентов (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования). Для компьютерного тестирования доля студентов, освоивших дисциплины ООП ВПО, должна составлять не менее 50%.

Несоответствий
не выявлено

Форма проверки:

Тестирование не проводилось в связи с отсутствием АПИМ.

Выборочное собеседование с магистрантами 2 курса Д.Гинкулом, П.Конниковым. Д.Фоминым. А.Радугиным. А Староконь, Лакшиным

 

Фактические доли студентов, освоивших предусмотренные учебным планом дисциплины ООП ВПО (по дисциплинам):

Были заданы вопросы по изученным магистрантами дисциплинам: История и методология приборостроения, Информационные технологии в приборостроении, Операционные системы, языки и среды программирования Приборное обеспечение экологического мониторинга Собеседование с магистрантами Д.Гинкулом, П.Конниковым. Д.Фоминым. А.Радугиным. А Староконем, Лакшиным

 

показало высокий уровень освоения общенаучных и профессиональных дисциплин.

 

Комментарии:

В результате проведения собеседования с магистрами установлено, что доля обучающихся, освоивших обязательные дисциплины базовой части цикла, превышает 60 %, что соответствует требованиям ФГОС ВПО.

 
 

20. Тематика не менее 90% курсовых работ (проектов) соответствует профилю основной образовательной программы

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе просмотра приказов об утверждении тем курсовых работ, а также выборочного просмотра курсовых работ (проектов).

 

Проверяется выполнение требования к доле курсовых работ (проектов), соответствующих профилю дисциплин по основной образовательной программе – не менее 90%. Следует указать фактическое значение доли курсовых работ (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

 

Если ООП не предусматривает подготовку курсовых работ (проектов) показатель считается выполненным.

 

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Протоколы заседаний кафедры о рассмотрении тем курсовых работ;

2.Протоколы заседаний Ученого совета факультета об утверждении тем курсовых работ;

3.Курсовые работы магистрантов.

 

 

Фактическая доля соответствующих профилю основной образовательной программы курсовых работ (проектов), примеры несоответствующих (в случае их наличия):

Несоответствие курсовых работ профилю основной образовательной программы не выявлено

 

Комментарии:

Выборочный анализ курсовых работ магистрантов 2-го курса по дисциплине «Сети и системы передачи информации»

- Лукьянова И.М. «Последовательная передача данных между ЭВМ и периферийным устройством».

Радугин А.П. «Шина PCI»

Шапран Д.С. «Модульные системы GPIB и VXI»

а также анализ протоколов заседаний Ученого совета факультета электроники и системотехники об утверждении тем курсовых работ

свидетельствуют о 100% соответствии тематики курсовых работ профилю основной образовательной программы направления подготовки, что соответствует требования ФГОС.

 

 
 

21. Обеспечение документами не менее 100% всех видов практик по основной образовательной программе

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе документов образовательного учреждения, регламентирующих проведение практик. При выборочной проверке наличия утвержденных программ практик и форм отчета по этим практикам делает вывод о наличии таковых в учебном процессе и об особенностях их организации.

Наличие договоров с местами проведения практик (выборочная проверка) позволяют эксперту судить о достоверности сведений, зафиксированных в плановых документах.

Проверка наличия и качества содержания отчетов студентов по практикам (выборочно), а также отчеты (рецензии) руководителей практик дает возможность увидеть уровень готовности студентов к практической реализации знаний.

 

Проверяется выполнение требования к обеспечение документами всех видов практик по основной образовательной программе. Если имеется несоответствие – описать его (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Договоры о прохождении практик;

2.Комплексная программа практик;

3.Отчеты студентов по практике;

4. Приказ о направлении студентов на научно-исследовательскую практику от 08.04.2013 №198-д;

5.Отчет по самообследованию.

Фактическая доля обеспеченных документами видов практик, примеры необеспеченных (в случае их наличия):

Не обеспеченных документами видов практик не выявлено

 

 

Комментарии:

Анализ документов образовательного учреждения, регламентирующих проведение практик, показал 100 % обеспечение всех видов практик по основной образовательной программе (научно-исследовательской и научно-производственной), что соответствует требованиям ФГОС.

Утвержденные программы практики раскрывают содержание и последовательность овладения магистрантами всеми видами профессиональной деятельности. По всем видам практик имеются методические указания, в которых определены цели, задачи, порядок организации и проведения практик.

По всем видам практик отмечено наличие договоров с организациями, предоставляющими места проведения практик.

Выборочная проверка отчетов по видам практик показала, что отчеты соответствуют требованиям ФГОС.

Требования, предъявляемые к структуре и содержанию отчетов по практике, соответствуют требованиям ФГОС.

 
 

22. Обеспечение документами по организации государственной (итоговой) аттестации (итоговой аттестации) выпускников

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа итоговых квалификационных работ студентов, отчетов председателей ГАК (ИАК), заключений ГАК (ИАК) по образовательным программам, указанным в задании, за аккредитационный период.

В процессе работы эксперт выборочно проверяет наличие итоговых квалификационных работ студентов, наличие заключений ГАК (ИАК). В его задачу входит также подтверждение соответствия распределения оценок выпускных квалификационных работ, указанного в отчете о самообследовании и заключениях ГАК (ИАК). Одной из задач эксперта является также анализ уровня выполнения работ, актуальности и соответствия тематики требованиям рынка труда и т.п.

Производится проверка соответствия председателей ГАК, указанным в приказах о составах ГАК, с утвержденным в установленном порядке списком председателей.

В случае первого выпуска по ООП показатель не проверяется.

 

Проверяется выполнение требования к обеспечению документами по организации государственной (итоговой) аттестации выпускников. Если имеется несоответствие – описать его (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1. Положение о магистерской подготовке, утверждено ректором 28.05.2007 г.;

2. Положение о выпускных квалификационных работах бакалавра,, магистра в Курском государственном университете, утверждено ректором 04.03.2008 г.;

3.Приказы об утверждении председателей ИАК, состава и графика работы итоговой аттестационной комиссии;

4.Приказ об утверждении тем выпускных квалификационных работ и назначении руководителей.

 

 

Пробелы в обеспеченности документами (в случае их наличия):

Пробелы в обеспеченности документами не выявлены.

 

Комментарии:

Государственная аттестация еще не проводилась.

На основании предоставленных документов и их визуального осмотра сделан вывод о выполнении требованиям ФГОС. Программы итоговой государственной аттестации студентов полностью соответствуют требованиям ФГОС.

Тематика выпускных квалификационных работ на 100% соответствует требования ФГОС и отвечает актуальности.

Председатель ИАК, указанный в приказах о составе ИАК, соответствует утвержденным в установленном порядке спискам.

 
 

23. Не менее 80% студентов по основной образовательной программе имеют положительные оценки по результатам государственной (итоговой) аттестации

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе представленных экзаменационных ведомостей.

В случае первого выпуска по ООП показатель не проверяется.

 

Проверяется выполнение требования к доле студентов, имеющих положительные оценки по государственным экзаменам (итоговым эк-заменам) за последние 6 лет – не менее 80%, также указать фактическую долю студентов (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1. Положение о магистерской подготовке, утверждено ректором 28.05 2007 г.;

2. Положение о выпускных квалификационных работах бакалавра, утверждено ректором 04.03.2008 г.

Фактическая доля студентов, имеющих положительные оценки по государственным экзаменам (итоговым экзаменам) за последние 6 лет и исходные данные для ее расчета (общее количество сдававших студентов; количество студентов, получивших положительную оценку):

Итоговая и государственная аттестации еще не проводились.

 

Комментарии:

Итоговая и государственная аттестации еще не проводились.

 

 
 

Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы

 

24. 100% обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе анализа учебно-методических комплексов по указанной в задании образовательной программе. Проверюятся все дисциплины присутствующие в учебных планах за период экспертизы на наличие учебно-методической документации. В соответствии с письмом Рособрнадзора от 17.04.2006 №02-55-77 ин/ак «О составе учебно-методического комплекса», учебно-методический комплекс дисциплины является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки, и в него входят:

а) рабочая учебная программа дисциплины, содержащая:

-      цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания;

-      содержание дисциплины, структурированное по видами учебных занятий с указанием их объемов;

-      учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания студентам;

-      требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля;

б) материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

 

Кроме того, эксперт производит проверку наличия учебно-методической документации по организации и проведению лабораторных и самостоятельных работ, лекций, курсовых работ (проектов) и анализирует их соответствие перечню этой учебно-методической документации, указанному в рабочих программах дисциплин (курсов) на каждый год обучения.

 

Проверяется наличие учебно-методической документации по всем видам занятий дисциплин учебного плана. Если имеются пробелы в обеспеченности, следует указать их (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

 

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1. Рабочие программы дисциплин и фонды оценочных средств;

2. Учебно-методическая документация по дисциплинам.

 

Перечень пробелов в учебно-методическом обеспечении реализуемой основной образовательной программы (если есть):

Пробелы в учебно-методическом обеспечении реализуемой основной образовательной программы не выявлены.

 

 

Комментарии:

Изучена учебно-методическая документация и проведены беседы с преподавателями, осуществляющими подготовку магистрантов.

Подтверждается наличие учебно-методической документации по всем видам занятий дисциплин учебного плана. Все дисциплины учебного плана обеспечены УМК.

Состав УМК соответствует письму Рособрнадзора от 17.04.2006 №02-55-77 ин/ак «О составе учебно-методического комплекса» (проверено выборочно).

Экспертом изучены РПД и ФОС по всем дисциплинам, преподаваемым на выпускающей кафедре общей биологии и экологии. Содержание РПД обсуждены с заведующей кафедрой Информационно-измерительных систем и технологий приборостроения д.т.н. Комаровым Е.Г. на предмет наличия учебно-методической документации по организации и проведению лабораторных и самостоятельных работ, лекций, курсовых работ и соответствие перечню этой учебно-методической документации, указанному в рабочих программах дисциплин (курсов) на каждый год обучения.

 
 

25. Наличие возможности доступа всех обучающихся к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступ к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе данных о библиотечном фонде, договоров о предоставлении доступа к электронно-библиотечной системе.

 

Проверяется

1)    укомплектованность фондов библиотеки образовательного учреждения печатными и/или электронными изданиям основной учебной литературы по дисциплинам всех циклов по ООП, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние пять лет), фондов дополнительной литературы;

2)    наличие и доступность электронно-библиотечной системы, сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

 

Если имеются пробелы в обеспеченности или доступности – указать их (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1.Отчет по самообследованию;

2.Договоры с правообладателями электронно-библиотечных систем;

3.Положение о научной библиотеке МГУЛ, утверждено ректором 26.05.2011 г.;

4. Положение о формировании фонда библиотеки университета, утверждено ректором 28.04.2003 г.;

5. Положение об электронном каталоге библиотеки МГУЛ утверждено ректором 28.04.2003 г.

 

 

Перечень пробелов в укомплектованности фондов библиотеки (если есть):

Пробелов в укомплектованности фондов библиотеки не выявлено.

 

Для каждого договора с поставщиком электронно-библиотечной системы:

1) реквизиты договора (номер, дата заключения, срок действия);

2) ссылка на сайт ЭБС;

3) сумма договора;

4) количество ключей (пользователей);

5) характеристики библиотечного фонда, доступ к которому предоставляется договором (либо название тарифа).

1. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения № 54-12/3к от 20.11.12 г. Сроком на 1 год. http://cliss.rsl.ru. 199420 руб. Количество пользователей не ограничено. 760 000 документов.

2. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения № 1219/226 от 26.03.13 г. Сроком на 1 год. http://e.lanbook.com. 190000 руб. Количество пользователей не ограничено.1300 документов.

3. Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения № 1560/226 от 22.04.13 г. Сроком на 1 год. http://book.ru  117810  руб. Количество пользователей не ограничено. 3835 документов.

 

Комментарии:

Укомплектованность фондов библиотеки образовательного учреждения печатными и/или электронными изданиям основной учебной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, по ООП, изданными за последние 5 лет, фондов дополнительной литературы полностью соответствует требованиям ФГОС. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и Интернет-ресурсам.

 

 
 

Обеспечение реализуемой основной образовательной программы научно-педагогическими кадрами

 
 

26. Соответствие требованиям ФГОС ВПО доли преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин по основной образовательной программе

 

Показатель 1-ой группы

Проверяется на основе изучения личных дел преподавателей кафедр, ведущих занятия по образовательной программе. Доля таких преподавателей должна составлять не менее 50 % (исходя из учебной нагрузки преподавателей в рамках образовательной программы).

Соответствие базового образования и профиля дисциплины рекомендуется определять следующим образом:

а) определяется направление подготовки, которому соответствует дисциплина (напр., дисциплине "Математика" соответствует направление подготовки 010100 "МАТЕМАТИКА");

б) определяется УГС, соответствующая направлению подготовки (напр., направлению подготовки 010100 "МАТЕМАТИКА" соответствует УГС 010000 "ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ");

в) определяется УГС, соответствующая специальности преподавателя по диплому;

г) соответствие считается установленным в случае совпадения УГС, определенных в пп. б) и в).

 

Проверяется фактическое значение доли преподавателей с соответствующим базовым образованием (следует пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).

Несоответствий
не выявлено

Перечень документов, предоставленных ОУ по данному критерию:

1. Личные дела преподавателей, привлекаемых к ведению занятий по основной образовательной программе;

2. Отчет по самообследованию.

 

СПИСОК преподавателей, ведущих занятия по программе, с указанием для каждого из них следующей информации:

1) ФИО;

2) штатный/совместитель/почасовик (/штатный вуза – для филиалов);

3) должность;

4) учебная нагрузка в рамках образовательной программы (ак. часов);

5) преподаваемые дисциплины в рамках образовательной программы;

6) специальность и квалификация в соответствии с дипломом.

1.Тарасенко Павел Алексеевич:

 - штатный;

- профессор;

- 108 ак.ч.;

-Преобразование измерительных сигналов;

 НИР

 - 0624 - Системы автоматического управления; инженер-электрик.

2.Бурков Валерий Дмитриевич:

- штатный;

 - профессор;

- 360 ак.ч;

- Оптоволоконные измерительные системы;

- Приборное обеспечение экологического мониторинга

НИР, Практика

- Радиотехника инженер –радиотехник

3. Потапов Владимир Тимофеевич:

- совместитель;

 - профессор;

- 108 ак.ч;

- Системы измерений параметров физических сред;

НИР

- Общая физика, инженер-физик.

4. Комаров Евгений Генадиевич:

- совместитель;

- доцент;

- 108 ак.ч;

 - Планирование эксперимента;

НИР, Практика

- 0624 - Системы автоматического управления; инженер-электрик.

 

 

5.Козлитина Ольга Михайловна:

 -штатный;

-доцент;

- 108 ак.ч;

- Экономический анализ и управление приборостроительным производством

.Экономика и управление промышленными предприятиями, инженер-экономист.

6.Чернобровина Ольга Константиновна:

- штатный;

- доцент;

- 432 ак. ч;

- Информационные технологии в приборостроении

- Математическое моделирование в приборных системах;

- 0606 – Автоматика и телемеханика, инженер-электрик.

7. Поярков Николай Геннадьевич:

- штатный;

- доцент;

- 108 ак.ч;

- Экспертные системы в приборостроении;

Практика

 - 0608 Вычислительная техника, системы и сети, инженер- электрик.

8.Козлов Александр Ильич:

- совместитель;

- доцент;

- 216 ак.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow