О краеведческом конкурсе

ПОЛОЖЕНИЕ

" Экологические традиции народов, проживающих в Тункинской долине".

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ФБГУ "Национальный парк "Тункинский" проводит в районе краеведческий конкурс «Экологические традиции народов, проживающих в Тункинской долине» (далее - Конкурс).

2. Организацию, проведение и методическое сопровождение Конкурса осуществляет ФБГУ "Национальный парк "Тункинский".

3. Настоящее Положение определяет цели и задачи, порядок организации и проведения районного этапа Конкурса, требования к конкурсным материалам и критерии их оценки.

4. Цель проведения Конкурса:

1) исследование и изучение эколого-исторического прошлого этносов, населяющих Тункинскую долину (экологические понятия, знания и навыки), необходимые для приложения знаний прошлого в современной жизни,  а также толерантности и уважения к культурам других этносов, проживающих в районе;

 2) способствование развитию ценностного отношения к природному и культурному окружению через не писанные и негласные правила поведения наших предков по взаимосвязи с миром природы;

3) формирование экологической культуры, важной составной части культуры XXI века.

5. Задачи Конкурса:

1) поиск путей формирования экологической культуры через обращение к вековому опыту предков, к ценнейшим культурным традициям;

2) поддержка творческой инициативы взрослых и детей, изучающих взаимосвязь человека и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;

3) распространение этического отношения к природе:  осознанно-бережного обращения в суждениях и поступках с объектами и явлениями окружающего мира, как природного, так и рукотворного, основанного на общечеловеческих и этно- нравственных ценностях;

4) привлечение внимания к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия, национального ландшафта, содействие духовной привязанности к ней через формирование потребности видеть, понимать и сохранять прекрасное в природе;

5) поддержка природоохранного движения, как действенной формы экологического воспитания и развитие чувства причастности к решению экологических задач малой родины.

6. Обратная связь. Участники районного Конкурса через обращение к ценнейшим культурным традициям, выработанными предками, приобретают понятия, навыки и умение формулировать и решать экологические вопросы родного края, анализировать и предвидеть ситуации состояния окружающей среды. Они станут активными распространителями экологических знаний.

Конкурс будет способствовать формированию деятельных, думающих личностей, граждан, понимающих свою ответственность за сохранение мира природы, их взаимоотношение и взаимосвязь.

7. Основные этапы Конкурса:

1) Информирование и рассылка материалов.

2) Прием документов, конкурсных работ от участников.

3) 1 этап Конкурса – по муниципальным образованиям сельских поселений Тункинского района. 

4) Обработка материалов и отбор рабочей комиссией конкурсных работ участников (не менее 5 работ, то есть по одной от каждой номинации).

5) Направление конкурсных работ участников рабочей комиссией МО сельских поселений в ФБГУ "Национальный парк "Тункинский" на 2 этап конкурса (финал).

 6) 2 этап Конкурса – ФБГУ "Национальный парк "Тункинский», АМК

7) Работа жюри по отбору конкурсных работ участников- победителей.

8) Подведение итогов.

9) Награждение участников-победителей Конкурса.

10) Публикация материалов Конкурса.

II. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

8. К участию в районном Конкурсе приглашаются взрослое население, обучающиеся образовательных учреждений, средних специальных учебных заведения, учреждения дополнительного образования и другие организации. Приветствуются семейные коллективы и все желающие, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своего района.

9. Допускается коллективное и семейное участие.

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

10. Отбор участников конкурса осуществляется на основе поданных заявок (Анкеты-заявки, Приложение № 1), предоставляемых на добровольной основе.

11. По усмотрению участника конкурса он может приложить дополнительные материалы в виде альбомов, различных вариантов художественных работ,, старинных предметов, видео-, аудио- и других информационных материалов и др.

12. Конкурсные материалы и заявку направлять по адресам:

1) 671010, с. Кырен, Тункинского района, ул. Ленина, 69, ФБГУ "Национальный парк "Тункинский" с пометкой на Конкурс " Экологические традиции народов, проживающих в Тункинской долине";

2) в администрацию МО сельского поселения по проживанию, с пометкой на Конкурс   " Экологические традиции народов, проживающих в Тункинской долине";

3) электронные версии материалов и заявки направлять  по адресу:

tyrizm-park@mail.ru с пометкой на Конкурс "Экологические традиции народов, проживающих в Тункинской долине".

IV. НОМИНАЦИИ КОНКУРСА

13. Конкурс проводится по следующим номинациям:

1). "Этнографические исследования (гуманитарно-экологического характера)":

- рассматриваются работы (сбор и исследование), направленные на изучение истории во взаимосвязи и взаимоотношения этноса с окружающей природой в далеком прошлом и в настоящем Тункинской долины, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций по отношению к природе и природопользованию.

2). "Традиционная культура этноса".

 Рассматриваются работы по изучению и анализу культуры этносов, отражающих взаимосвязь с природой:

1. материальная культура с использованием природных материалов, отражающих природные объекты и явления в хозяйстве, ведения хозяйства, предметах быта - одеждах, утвари, и др.

 2. нематериальная культура, отражающая взаимоотношения этноса с природным окружением по сохранению и воспроизведению – легенды, мифы, народные обряды, песни, танцы, игры и др.

3). "Особенности и символы нашей долины".

 Рассматриваются интересные факты, живописные и другие художественные работы, находки, экспонаты (старинные предметы и вещи), рисунки и другое в которых авторы представляют особенности и символы нашей долины. Дать письменное обоснование своего выбора (в виде сочинения, рассказа), где аргументированно изложить свое предпочтение - в чем заключается его уникальность или характерность для края.

4). "Взаимоотношения жизни этноса и природной среды в публицистике".

 Рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия своего района. Личное понимание вопросов взаимоотношения, взаимосвязи жизни этноса и окружающей природной среды.

5). "Путеводитель. Эколого-краеведческие маршруты (тропы) в тункинской долине".

 Рассматриваются эколого-краеведческие путеводители Тункинской долины, в которых описываются маршруты (троп), знакомящие с культурным и природным наследием Тункинской долины.

14. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи природного и культурного окружения этноса:

1). природные объекты и явления в культуре этноса, его религия, верования, обряды, фольклор, топонимика, символика, народные орнаменты и др.;

2). традиционное природопользование и окружающая среда;

3). природа долины  творчестве писателей, поэтов, художников и композиторов Тунки;

4). сакральные природные объекты;

5) лекарственные растения, иные природные средства и их применение;

6). природные промыслы, изделия из природных материалов;

7). достопримечательности Тункинской долины (природные и культурные) в рекреационной значимости территории;

Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут выбирать ее свободно. Однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.

15. Конкурс проводится в два этапа:

1 этап (в МО сельских поселений) – с 2 июля по 12 октября 2020 года.

2 этап (финал Национальный парк «Тункинский», с.Кырен, ул. Ленина, 69 административно-музейный комплекс) – 19 октября 2020 года.

 

16. Формы представления конкурсных работ:

1).  "Этнографические исследования (гуманитарно-экологического характера)"

- Сбор и исследование материала путем беседы, личных контактов с информаторами среди населения, у старожилов, указывать данные собеседников (Ф.И.О., г.р., место проживания). Текстовой материал, фотографии отдельно от текста в приложении.

 2). "Традиционная культура этноса"

- фотографии предметов материальной культуры с краткой характеристикой, видеозаписи исполнения народных произведений с кратким изложением, в текстовом материале фотографии отдельно от текста - в приложении.

3). "Особенности и символы нашей долины"

- находки, экспонаты (старинные предметы и вещи), живописные и другие художественные работы, рисунки и др. Оригиналы или копии предметов, вещей с кратким изложением. Текстовой материал должен быть без изображений (фотографии), фотографии с надписями отдельно от текста в приложении.

Натуральные экспонаты (подлинники, копии), старинные предметы и вещи Музей НП "Тункинский" примет на экспозиции (с пояснительной запиской Ф.И.О и контактными данными - номер телефона, адрес проживания).  

4). "Взаимоотношения жизни этноса и природной среды в публицистике"

- текстовой материал, фотографии (если имеются) отдельно от текста в приложении.

5). "Путеводитель. Эколого-краеведческие маршруты (тропы) в Тункинской долине"

-  карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии, легенды, мифы и др. иллюстративный материал может быть дан в основном тексте и отдельно в приложении.

17. Требования к оформлению конкурсных работ (см. Приложение № 2)

18. На Конкурс не принимаются работы:

1) не соответствующие тематике Конкурса (работы, не связанные с сохранением природного  и культурного наследия);

2) не соответствующие требованиям по оформлению конкурсных работ;

3) занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях;

4) нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам.

19. Оценка конкурсных работ проводится в соответствии с критериями (Приложение № 3). Конкурсным преимуществом пользуются работы, рассматривающие природное и культурное и наследие во взаимосвязи.

20. Работы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются. Поступление работ на Конкурс расценивается как согласие автора на их возможную полную или частичную публикацию с соблюдением авторских прав.

21. От каждого поселения на 2 этап направляются работы победителей от МО сельских поселений (1 этап не менее 5, то есть по одной в каждой номинации).

22. Работы вместе с аннотациями, анкетой – заявкой (Приложение №1) и протоколом рабочей комиссии Конкурса направляются в НП "Тункинский" с пометкой "На конкурс " Экологические традиции народов, проживающих в Тункинской долине".

23. Конкурсный материал должен быть представлен на электронном носителе и бумажном (листы пронумерованы), аудио- и видео- материалы,  к ним прилагаются предметы материальной культуры (если имеются).

24. Итоги Конкурса проводятся по результатам финального районного этапа.

V. ЖЮРИ КОНКУРСА

 

25. Состав Жюри конкурса утверждается организаторами Конкурса.

26. В состав жюри конкурса входят специалисты отдела образования МО администрации района и МО администрации поселений, руководители и педагоги муниципальных образовательных учреждений, представители общественности, творческих союзов и центров, деятели искусства, культуры и науки.

27. Жюри действует на основании данного Положения.

28. Жюри оценивает работы участников, обеспечивает равенство и соблюдение прав всех участников конкурса.

29. Председатель жюри назначается организаторами Конкурса из состава жюри конкурса.

30. Система оценки на конкурсе — пятибалльная по каждому критерию.

31. В связи с участием в конкурсе разных категорий, жюри подводит итоги, выделяя внутри каждой номинации три группы:

1). взрослое население (индивидуальное участие);

2). студенты и учащиеся образовательных учреждений;

3) семейное и коллективное участие.

Категория участников определяется на момент подачи заявки.

32. Решение жюри считается окончательным и обжалованию не подлежит, если оно не противоречит данному Положению о конкурсе.

VI. ИТОГИ КОНКУРСА

33. Участники Конкурса награждаются грамотами, сертификатами, подарками.

34. Победители (из каждой номинации) награждаются денежными призами

5 тысяч рублей.

35. О времени награждения будет сообщено дополнительно.

 

 

Приложение №1

 

АНКЕТА-ЗАЯВКА

участника краеведческого конкурса

" Экологические традиции народов, проживающих в Тункинской долине".

 

Название работы

Предполагаемая номинация

 

Фамилия, имя, отчество автора (полностью), год и дата рождения

(если учитесь или работаете - место учебы, работы)

 

Домашний адрес, индекс, телефон, электронная почта.

 

Дата заполнения «­­­­­ ­­­­­­_____» __________ 2020 г.

 

Подпись

 

Приложение № 2

                        

                    Требования к оформлению конкурсных работ

1. Общие требования к конкурсным работам

На каждую конкурсную работу необходимо заполнить анкету-заявку (Приложение №1).

Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке, набраны на компьютере в системе Word. В исключительных случаях принимается разборчивый рукописный текст. Листы конкурсных материалов в текстовом варианте форматом А4 должны быть  скреплены (стиплером, в скоросшивателе и т.п.), страницы пронумерованы.

Каждая работа должна иметь:

- титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): 

- тема работы;

- ФИО участника;

- название населенного пункта района и дата.

 

2. Требования к работам номинации «Этнографические исследования (гуманитарно-экологического характера).

2.1. Структура по сбору и исследованию предусматривает:

- титульный лист и содержание с указанием глав и страниц;

- введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта, обоснованием актуальности темы, указанием места, срока;

- результаты сбора, исследование их обсуждение в основной части;

- в заключении выводы по теме, перспективы, рекомендации;

- список использованных источников и литературы.

2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративный материал может быть дан в основном тексте или в приложении.

 

3. Требования к работам номинации "Традиционная культура этноса".

3.1. Работы по материальной культуре (национальные костюмы, предметы быта, рукоделия, культа и др.) представляются в виде фотографий в разных проекциях. Если работа будет участвовать в финале, она должна быть представлена членам жюри. Работы по нематериальной культуре (легенды, мифы, песни, танцы, обряды, игры и др.) – в виде видеозаписей на электронных носителях.

Натуральные экспонаты (подлинники, копии), старинные предметы и вещи Музей НП "Тункинский" примет на экспозиции (с пояснительной запиской ФИО и контактными данными - номер телефона, адрес проживания).  

 

3.2. Пояснительный текст к работам по материальной и нематериальной культуре должен содержать:

- историю художественного промысла, обычая, обряда, легенд, мифов  и т.д.;

 - особенности и характерные отличия технологии (для художественных промыслов, рукоделия и др. составляющих материальной культуры);

- цели и традиционные приемы (для игр, обрядов и пр. проявлениях нематериальной культуры);

- символику предмета, обряда и т.д. (особое внимание уделить отражению природных объектов и явлений).

 

4. Требования к работам номинации «Особенности и символы нашей долины".

Под "особенностями и символом нашей долины" следует понимать объект природы характерный и уникальный для данной местности. Достоинства и секреты своего тоонто (родной деревни, местности), в которой проживает участник Конкурса. (например: животное - символ, растение - символ, птица-символ и.т.д)

4.1. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения, являющегося символом местности. Это может быть рисунок, аппликация, подделки из дерева, камня, глины и из других материалов, а также миникомпозиции-скульптурные, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.

4.2. От каждого участника и коллектива ожидается не менее 1-2 работ и обоснования – сочинения.

Работы на Конкурс посылать в электронном виде с приложением фотографий.

4.3. К каждой работе прилагается сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более трех страниц формата А4 (стандартный шрифт 12-14 размер) и фотографии, в которой нужно повторить информацию об авторе Ф.И.О., место проживания, почтовый адрес, возраст, название работы).

 

5. Требования к работам номинации "Взаимоотношения жизни этноса и природной среды в публицистике".

Публицистические произведения пишутся в свободной форме, количество листов А4 не должно превышать 20 страниц.

5.1. К работе прилагается сопроводительный текст (объем – не более 1 стр.), содержащий сведения об авторе помимо анкетных данных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был в публикации, то указать выходные данные,  можно отклики на публикацию (если были).

 

6. Требования к работам номинации "Путеводитель. Эколого-краеведческие маршруты (тропы) в Тункинской долине".

6.1. Изложение в виде рассказа, содержание которого поведает об интересных особенностях природы и культуры долины, его своеобразии.

6.2  Наглядный картографический материал  с обозначением маршрута должен быть обязательным. Изображение должно быть четким, точным и  с легендой.

6.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, информативность и точность.

6.4. В тексте могут раскрываться следующие вопросы:

- история, археология, топонимика, возникновение и развитие;

- природа Тункинской долины (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, топонимика природных объектов, особо охраняемые природные территории и объекты);

- сакральные природные объекты (места с легендой, скалы, священные источники, деревья и т.п.);

- этнос и традиции (основные занятия этноса, старожилы, интересные люди, фольклор, духовная жизнь и досуг, праздники, гуляния, обряды и т.д.);

- основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);

При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.

 

Приложение № 3

 

Критерии оценки конкурсных работ

 

1. Критерии оценки  по сбору и исследовательской работе:

- постановка цели и задач, актуальность темы;

- обоснованность и достаточность собранного материала;

- глубина проработанности и осмысления материала;

- обоснованность выводов;

- практическая значимость и новизна исследования;

- качество оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал и др.).

Ваши предложения  практических действий по оздоровлению или сохранению окружающей природы, среды опираясь, на результаты своих проведенных работ.

 Просьба к авторам проекта написать в произвольной форме, что лично им дало участие в процессе выполнения данного проекта Конкурса. Какие приобрели знания, навыки, привычки, изменилось ли их мировоззрение.

 

2. Критерии оценок работ по традиционной культуре этноса:

- соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, информативность;

- объем и глубина проработки изученного материала;

- наличие и уместность комплексного взгляда на традицию;

- соотнесение представленного материала с традициями этноса;

- знание истории этноса, возникновения традиции (промысла, использования предметов);

- техника исполнения предмета или произведения;

- полнота и точность воспроизведения;

- качество оформления материалов;

-  фотографии, их качество и композиционное решение;

- видеофрагменты (режиссура и операторская работа).

Ваши предложения  практических действий по оздоровлению или сохранению окружающей природы, среды опираясь, на результаты своих проведенных работ.

 Просьба к авторам проекта написать в произвольной форме, что лично им дало участие в процессе выполнения данного проекта Конкурса. Какие приобрели знания, навыки, привычки, изменилось ли их мировоззрение.

 

3. Критерии оценок работ по особенностям и символам местности:

- художественная выразительность и качество работ,

- оригинальность работ,

- информативность, убедительность и художественность сопроводительного текста,

- значимость объекта и обоснованность выбора,

- перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местного производства, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристических мероприятиях туроператами и т. д.

Ваши предложения  практических действий по оздоровлению или сохранению окружающей природы, среды опираясь, на результаты своих проведенных работ.

 Просьба к авторам проекта написать в произвольной форме, что лично им дало участие в процессе выполнения данного проекта Конкурса. Какие приобрели знания, навыки, привычки, изменилось ли их мировоззрение.

Ваши предложения  практических действий по оздоровлению или сохранению окружающей природы, среды опираясь, на результаты своих проведенных работ.

 

4. Критерии оценки публицистического произведения

- компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;

- наличие и уместность комплексного взгляда на проблему;

- актуальность поднятой проблемы;

- оригинальность концепции и изложения;

- глубина осмысления темы;

- информативность.

Ваши предложения  практических действий по оздоровлению или сохранению окружающей природы, среды опираясь, на результаты своих проведенных работ.

 Просьба к авторам проекта написать в произвольной форме, что лично им дало участие в процессе выполнения данного проекта Конкурса. Какие приобрели знания, навыки, привычки, изменилось ли их мировоззрение.

5. Критерии оценки разработок путеводителя  эколого-краеведческого  маршрута (тропы).

- стиль изложения, выразительность;

- степень информативности описания;

- достоверность и уровень подачи сведений о природе;

- достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;

--оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);

- качество картографического материала;

- возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;

- использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.

Ваши предложения  практических действий по оздоровлению или сохранению окружающей природы, среды опираясь, на результаты своих проведенных работ.

 Просьба к авторам проекта написать в произвольной форме, что лично им дало участие в процессе выполнения данного проекта Конкурса. Какие приобрели знания, навыки, привычки, изменилось ли их мировоззрение.

 

                   

 




double arrow
Сейчас читают про: