К вопросу о нормализации отношений между ОАЭ и Израилем

 

13 августа 2020 г. мир узнал о нормализации отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Государством Израиль (так звучит полное название этой страны), которое состоялось при посредничестве Президента США Дональда Трампа. Мухаммад бен Заид бен Султан Аль Нахайян (наследный принц Абу-Даби) и Биньямин Нетаньяху (премьер-министр Израиля) подтвердили свое согласие на установление полноценных дипломатических отношений между двумя странами.

Это уже четвертое соглашение между Израилем и странами арабского Востока, и это четвертый раз, когда интересы конкретного арабского государства становятся выше решений так называемой «Хартумской резолюции», принятой 1 сентября 1967 г. на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) в Хартуме, столице Судана, после окончания Шестидневной войны (5-10 июня 1967 г.).

Однако, представителей ОАЭ на встрече в Хартуме не было, в нем принимали участие главы Египта, Сирии, Иордании, Ливана, Ирака, Алжира, Кувейта и Судана. ОАЭ, как независимое государство, образовались 2 сентября 1971 г. и вооруженные силы этой страны никогда не принимали участия в арабо-израильском противостоянии.

Восемь стран-членов ЛАГ некоторое время старались придерживаться утвержденного антиизраильского курса:

- продолжение состояния войны с Израилем;

- отказ от признания Израиля;

- отказ от переговоров с Израилем.

Однако, Египет и Иордания выбрали свой путь выстраивания отношений с еврейским государством.

Арабская Республика Египет (АРЕ) пошла на заключение мирного договора с Израилем в 1979 г., когда Анвар Саадат (президент АРЕ) и Менахем Бегин (премьер-министр Израиля) подписали знаменитые Кэмп-Дэвидские соглашения (по названию загородной резиденции президента США).

Договор объявлял о завершении войны между Египтом и Израилем, последний обязывался вывести все войска и гражданское население с Синайского полуострова, который вернулся под контроль Египта (был утрачен в ходе Шестидневной войны 1967 г.). В свою очередь, Израиль получал права свободного прохода через Суэцкий канал и Тиранский пролив, которые и так декларировались международным правом, что облегчало налаживание новых торгово-экономических связей.

Договору предшествовала длительная череда событий, связанная с осознанием египетским политическим руководством бесперспективности длительного противостояния с Израилем, с денонсацией советско-египетского договора о дружбе и сотрудничестве, заключенного в 1971 г., с ухудшением египетско-ливийских отношений (21-24 июля 1977 г. прошла так называемая египетско-ливийская приграничная война) и так далее…

Иорданское Хашимитское Королевство пошло на заключение мирного договора с Израилем в 1994 г., когда Абдельсалам аль-Маджали (премьер-министр Иордании) и Ицхак Рабин (премьер-министр Израиля) в присутствии короля Иордании Хусейна I и израильского Президента Эзера Вейцмана подписали «Договор о мире между Государством Израиль и Иорданским Хашимитским Королевством».

Договор устанавливал мир между двумя странами, предусматривал полную нормализацию отношений, открытие посольств, воздушного сообщения, гарантировал доступ к портам двух стран и так далее. Стороны обязались сотрудничать в борьбе с терроризмом и предпринимать совместные усилия по борьбе с нарушением границ. Каждая страна приняла на себя обязательства предотвращать враждебные действия против другой стороны и не сотрудничать с какой-либо террористической организацией.

Отдельной строкой договора стал вопрос водных ресурсов. Израиль принял на себя обязательство ежегодно поставлять в Иорданию 50 млн кубов пресной воды из озера Кинерет, кроме того, 3/4 воды реки Ярмук, образующей границу между Израилем и Иорданией, достается Хашимитскому Королевству, за что договор, по аналогии с египетским, который прошел по формуле «мир в обмен на территории», получил название «мир в обмен на воду» и потому до настоящего времени вызывает критику в испытывающем нехватку пресной воды Израиле.

Естественно, что подписание обоих мирных договоров вызвало раскол в арабском мире. Одни государства отреагировали сдержанно или нейтрально (Тунис, Йемен, Саудовская Аравия и др.), другие - резко против, оценив подписанные документы как капитуляцию и предательство палестинского народа (Сирия, Ирак, Ливия и др.).

Отдельной строкой необходимо упомянуть установление полномасштабных дипломатических отношений между Государством Израиль и Исламской Республикой Мавританией, которое произошло при посредничестве Королевства Испания в 1999 г. Документ был одобрен президентом Мавритании Маауйя ульд Сиди Ахмедом Тайя. Это событие положило конец состоянию войны, объявленной Мавританией Израилю, как и многими другими арабскими странами, в 1967 г. и привело к взаимному открытию посольств (мавританского в Тель-Авиве и израильского в Нуакшоте). Однако в 2009 г., в результате операции «Литой свинец» (27 декабря 2008 г. - 18 января 2009 г.), проводимой Израилем на территории сектора Газа с целью уничтожения военной инфраструктуры исламского радикального движения ХАМАС, Мавритания сначала отозвала своего посла из Израиля для проведения консультаций, а позже произошел окончательный разрыв дипломатических отношений.

Таким образом, опыт показывает, что установление настоящего соглашения между Государством Израиль и Объединенными Арабскими Эмиратами ещё не означает, что оно пройдет проверку временем.

Кардинальное отличие очередного признания состоит в том, что два государства не имеют общих границ, в договоре отсутствуют какие бы то ни было территориальные или иные ресурсные уступки со стороны Государства Израиль. И, естественно, что этот договор был подготовлен многолетними неофициальными контактами двух стран, которые сотрудничали в различных сферах, особенно в сфере безопасности, что было продиктовано обоюдным противостоянием иранской ядерной программе и региональному влиянию Исламской Республике Иран.

Израильские делегации неоднократно посещали Абу-Даби в рамках различных конференций по проблемам энергетики и здравоохранения, в 2018 г. в столице ОАЭ под своим национальным флагом выступали израильские дзюдоисты, участвующие в международном турнире из серии «Большого шлема». Благодаря двум победам (в категориях до 81 и до 100 кг.) впервые в арабской стране прозвучал израильский гимн «Атиква», а израильский министр культуры и спорта, Мири Регев, посетила мечеть шейха Зайда (одна из шести самых больших мечетей в мире), оставив в книге гостей запись на иврите.

Очевидно, что усиливающееся региональное противостояние между суннитскими режимами Ближнего Востока и Исламской Республикой Иран, так или иначе, сближает позиции целого ряда арабских стран с Израилем, заставляет создавать «пояс безопасности» от возрастающего шиитского влияния. Недаром, ещё в 2012 г. в прессе сообщалось о многочисленных связях правительства ОАЭ с израильскими компаниями, поставляющими вооружения и технику для охраны нефтяных месторождений и государственных границ.

ОАЭ, являясь одним из крупнейших импортеров вооружения и военной техники, продолжают усиливать свои вооруженные силы. С 2014 г. в стране введена обязательная военная служба для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет и добровольная служба для женщин в течение 9 месяцев.

Некоторые эксперты заговорили о том, что вопросы собственной безопасности оказались для суннитских режимов Ближнего Востока важнее проблем арабо-израильского противостояния, а значит можно ожидать следующих изменений на политическом ландшафте региона.

Возможно, что следующей страной, признавшей Израиль и установившей с ним полноценные дипломатические отношения, станет Королевство Бахрейн, которое активно поддерживает Королевство Саудовскую Аравию в ее противостоянии с Ираном. Большинство населения Бахрейна являются шиитами (более 60%), в то время как правящая верхушка, династия Аль Халифа, придерживается суннитского вероисповедания.

Последует ли за ОАЭ династия Саудитов, чьи вооруженные силы, несмотря на огромные военные расходы, в 1990-1991 гг. в период «кувейтского кризиса», продемонстрировали неспособность самостоятельно защитить свою территорию и союзное Государство Кувейт от армии Саддама Хусейна, а с 2015 г. по настоящее время демонстрируют неспособность переломить в свою пользу вооруженный конфликт на территории Йемена, покажет время.

Естественно, что и в этот раз появились противники договора, однако если прежде подобные соглашения критиковались в основном в рамках ЛАГ, то в этот раз наиболее жесткие заявления прозвучали со стороны Турецкой Республики и Исламской Республики Иран, которые охарактеризовали соглашение как «лицемерие», «позорный удар в спины мусульман», назвав его «стратегической глупостью». Со стороны ЛАГ максимально критично выступило Государство Катар, чье политическое руководство ещё с 2017 г. находится в состоянии разрыва дипломатических отношений с ОАЭ, Египтом, Бахрейном, Саудовской Аравией и рядом других государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: