Словарь терминов и понятий по общественным наукам

А

АБСОЛЮТИЗМ — форма государственного правления, при которой монарх обладает неограниченной, абсолютной властью в государстве («государство — это я» — изречение французского короля Людовика XIV). Для абсолютизма характерно объединение в одном лице законодательной, исполнительной и судебной властей.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - исчерпывающее, полное, достойное знание об объективном мире. Это цель познания, к которой стремятся люди. Одновременно это и бесконечный процесс, своеобразный горизонт познания, который отодвигается по мере приближения к нему. Абсолютная истина складывается из сумм относительных истин, т.е. знаний, теорий, положений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отражение действительности.

От абсолютной истины следует отличать так называемые вечные истины, которые являются достоверным знанием уже совершившихся единичных фактов (например, факты и даты жизни человека).

АВТОНОМИЯ — самостоятельность части государства в решении внутренних проблем. Автономия обычно закрепляется в конституции, предоставляющей той или иной государственно-территориальной единице право самостоятельно решать определенный круг вопросов. Автономия предполагает развитие местного самоуправления.

Автономия бывает политической и административной. Политическая автономия характеризуется сравнительно широким кругом прав и полномочий, наличием самостоятельной конституции, не противоречащей конституции всего государства, собственных органов власти. Политической автономией обладают субъекты федерации. Административная автономия ограничивается сферой управления; объем функций, которые передаются на места, определяется вышестоящими органами власти. А. такого рода обладают административно-территориальные единицы (районы, города областного подчинения, поселки, села), имеющие местные органы самоуправления.

АВТОРИТАРИЗМ — один из основополагающих типов политических систем (государств), власть в которых принадлежит одному человеку или группе лиц. Для авторитаризма характерны неограниченность власти высших правителей, запрет политической оппозиции и вместе с тем отсутствие у государства претензий жестко контролировать всю, прежде всего экономическую и духовную, жизнь общества и личности. Этим авторитаризм отличается от тоталитаризма, стремящегося установить всеобъемлющий контроль власти над гражданами. Авторитарная власть не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе, ввести централизованное директивное планирование. Она занимается в первую очередь вопросами собственной безопасности, обеспечения обороны и общественного порядка, хотя может проводить и активную экономическую и социальную политику, осуществлять общественные реформы, обычно не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования либо оставляя автономию личности в других сферах жизни.

Авторитаризм не признает народ верховным источником власти и свободные конкурентные выборы высших органов государства.

Авторитарные политические системы чрезвычайно разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские, в т.ч. националистические режимы, военные хунты и т.д. Авторитаризм обладает достаточно высокой способностью обеспечения общественного порядка и политической стабильности, решительного проведения общественных реформ и подавления сопротивления консервативных сил, концентрации больших усилий и ресурсов для решения определенных вопросов. В то же время авторитарная власть может противиться назревшим переменам, развязывать массовые репрессии, жестоко подавлять всякое публичное выражение свободомыслия, систематически нарушать права человека.

АВТОРИТЕТ ЛИЧНОСТИ — степень признания достоинств личности.

АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ - все те, кто осуществляет социализацию или способствует ей, целенаправленно воздействуя на ход это процесса. Агентами социализации являются родители, воспитатели, учителя, друзья, коллеги, воспитательные учреждения, школы, вузы, предприятия, руководители трудовых коллективов, средства массовой информации и др.

АНКЕТА социологическая - опросный лист, список вопросов, составляемый исследователем-социологом, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам и служащий после этого источником социальной информации в социологическом исследовании.

АНТРОПОЛОГИЯ - наука о сущности, происхождении и эволюции человека. Естественно-научная и медицинская антропология изучает биологическую природу человека, ее развитие, определяет место человека в царстве живых существ. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т.п. Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, в самом общем виде призванное ответить на вопрос «Что такое человек?», определить его место и назначение в существующем мире.

 

 

Б

БЕЗРАБОТИЦА - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе работу, которую эти люди способны выполнять. Безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА — наиболее общее понятие, обозначающее: 1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.

БЮРОКРАТ — 1) лицо, принадлежащее к бюрократии; 2) должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу, волокитчик.

 

В

ВЛАСТЬ — 1) способность и возможность отдельного человека или группы распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, права, принуждения. Это общественные отношения между носителем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при которых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и социальным общностям с целью заставить их поступать определенным образом.

Власть возникла одновременно с появлением общества (родовая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она получила в государстве.

В структуре государства власть различается: по иерархическому (выше-, нижестоящие) принципу — центральная, региональная, местная; по сферам общественной жизни — экономическая, политическая, духовная, гражданская, военная, церковная.

2) Политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облеченных властными полномочиями.

Власть — это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение и сознание людей прежде всего словом, подкрепленным волей, авторитетом, законами, традициями, насилием, санкциями, элементами зрелищности и устрашения, даже личным примером субъектов власти. Власть — это степень свободы от контроля со стороны других лиц; показатель неравенства социальных статусов, при котором один ценится и стоит выше другого; способность влиять на жизненные шансы других людей; возможность навязывать свою версию порядка вопреки сопротивлению других людей. Власть исходит от позиции (должности) или от самой личности. В первом случае речь идет о формальной власти руководителя, во втором — о неформальном авторитете лидера. Одну из первых типологий власти, используемых в науке до сих пор, создал в начале XX в. немецкий социолог и политолог М.Вебер. Он полагал, что власть может основываться наличных качествах, традициях и обычаях, формальном законе. Во всех трех случаях власть является легитимной, т. е. социально одобренной.

Соответственно этим трем источникам различают власть харизматическую, традиционную и легальную.

В случае харизматической власти люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту, главе корпорации, учреждения) в силу его исключительных личных качеств. Такие лидеры появляются обычно в периоды великих потрясений. Они бросают вызов существующему порядку, воплощая либо доброе, либо злое начало (Христос, Ленин, Гитлер).

В случае традиционной власти люди подчиняются лидеру в силу сложившихся традиций и обычаев (королевские и царские династии античности, средневековья, Нового времени).

В случае легальной власти люди подчиняются лидеру, группе лидеров, политической, управленческой элите потому, что их наделил правом приказывать, управлять, распоряжаться какой-либо законодательный орган. Руководство здесь основывается на законе и является не только служением обществу, но и работой.

В демократическом государстве люди подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству государства.

В реальной жизни чаще всего наблюдается та или иная комбинация типов власти.

ВОЛЮНТАРИЗМ — направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия, движущей силой общественного развития. Термин употребляется также в политике для характеристики социально-политической практики, пренебрегающей объективными законами общественного развития и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц (то же, что и политический произвол).

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — правовой документ, впервые в истории международных отношений определивший и провозгласивший круг основных неотчуждаемых (естественных, неотъемлемых) прав человека, принадлежащих ему от рождения, а не дарованных свыше государственной властью.

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Подписавшие ее государства брали на себя обязательства сотрудничать «в поощрении и развитии уважения к правам человека... для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3). Советский Союз подписал Декларацию в 1988 году.

Декларация состоит из преамбулы (вводной части) и 30 статей. В круг прав человека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению, входят элементарные права личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и др.); гражданские, политические, а также социально-экономические и культурные права. Иначе говоря, Декларация охватывает весь круг жизнедеятельности человека.

В основе всех прав человека лежит принцип равенства. Согласно Декларации, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.

Декларация — это рекомендация, совет, обращение ко всем государствам и гражданам. Она не обладает юридической обязательной силой (подобно закону, принятому государством). Но, как показал многолетний исторический опыт, содержание Декларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, идеала права, к которому должны стремиться все государства.

Декларация оказывает решающее влияние на национальное законодательство многих стран, а конституции некоторых из них имеют прямые ссылки на нее.

День принятия Декларации отмечается во всем мире как день прав человека.

 

Г

ГЕГЕМОНИЯ — господство, первенство, превосходство в силе, влиянии, активности; господствующее положение какой-либо социальной группы в обществе, государства в мире; отсюда — гегемонизм — политика, направленная на завоевание первенствующего положения, господствующей, руководящей роли в той или иной сфере социальных отношений.

ГЕНЕЗИС — происхождение, возникновение и развитие, становление чего-либо.

ГЕНДЕРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - вид социологического исследования, в основе которого лежит изучение особенностей поведения людей, отличающихся по полу, т.е. мужчин и женщин, в рамках данной культуры.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — в современном обществознании термин, обозначающий придание каким-либо факторам всемирного значения. Чаще всего употребляется в экономическом смысле: проникновение капитала в «нужные» страны с помощью современных технологий, организация рабочих мест с учетом потребностей сферы услуг в различных регионах мира и т. д. Термин «глобализация», производный от понятия «глобалистика» — научного направления, изучающего происхождение, проявление и динамику решения глобальных проблем.

Глобализация — противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на структурную дифференциацию мира (страны богатые — страны бедные), взаимоотношения стран и взаимодействие их культур. В частности, с процессами глобализации связано обострение проблемы равенства и равноправия всех стран и народов в мировом хозяйстве.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы человечества. Особенно ярко выявились во второй половине XX века в условиях научно-технической революции и возрастания угрозы ядерной катастрофы. Главнейшие из них: предотвращение опасностей войн (в том числе локальных) и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, международным терроризмом, стихийными бедствиями, избавление человечества от наиболее опасных болезней; стабилизация демографической ситуации на планете; борьба с голодом и обеспечение продовольствием всех народов мира; преодоление экономической и культурной отсталости ряда регионов. Все эти проблемы взаимодействуют, проявляются в общемировом масштабе, угрожают гибелью всему человечеству; их эффективное решение требует систематических, коллективных усилий всех государств и народов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — 1) система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.

Органы государства — организационно и хозяйственно обособленные части государственного аппарата, состоящие из государственных служащих. Признаки государственных органов: бюджетное финансирование; наличие собственной компетенции, наличие властных полномочий, обеспечение выполнения стоящих перед органом задач принудительной силой государства.

По охвату территории государственные органы подразделяются на федеральные, органы субъектов федерации, местные органы.

По ветвям власти выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы. Властные полномочия осуществляются государственным аппаратом в трех формах: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. Особенную нагрузку по правотворческой деятельности несет в себе законодательная власть в лице парламента; частично ею занимается исполнительная власть, создавая подзаконные нормативные акты (постановления министерств и ведомств для своих нижестоящих структур), а также в некоторых случаях — судебная. Исполнительной деятельностью занимаются исполнительно-распорядительные (административные) органы во главе с правительством. В России правоохранительная деятельность осуществляется судами, прокуратурой, Счетной палатой, органами юстиции, МВД, ФСБ;

2) совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу по управлению обществом.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - это единство и целостность государства (страны), которое имеет возможность самостоятельно, без вмешательства извне определять свою внешнюю и внутреннюю политику.

ГОСУДАРСТВО — основной институт политической системы общества, осуществляющий управление им, охрану и обеспечение его экономической и социальной структуры. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеющий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования; развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества; социальные, культурно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.

ГРАЖДАНИН — 1) в юридическом (правовом) смысле — лицо, обладающее правом гражданства. Говоря иначе, это принадлежность лица к государству.

Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их — гражданина и государства — взаимных прав и обязанностей. Быть гражданином — значит иметь определенную правоспособность, т. е. обладать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обремененным теми обязанностями, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией — основным законом, а также другими правовыми документами.

Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покровительство, в том числе и за пределами страны;

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.

Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: социально-экономические, социокультурные, социально-политические. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют негосударственные социальные институты: рыночная экономика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм собственности, свободе труда и предпринимательской деятельности; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессиональные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны — местное самоуправление и др.), общественно-политические движения и политические партии. Наряду с политическими партиями, общественно-политическими движениями заинтересованные группы, включаясь в политику, осуществляют связь гражданского общества с правовым государством. Правовое государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества; оно подконтрольно этому обществу, являясь одним из его институтов.

ГУМАНИЗМ — 1) в широком смысле — совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, ее прав на свободу и справедливость, на благополучие. Гуманизм признает ценность человека как индивидуальности, свободное развитие которой подразумевает создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. В соответствии с этими идеями лишь благо человека может быть критерием оценки справедливости общества. Идеи гуманизма предполагают большое внимание общества к проблемам личности, ее запросам, интересам; особое значение имеет нравственное воспитание, изучение общественных дисциплин; 2) в более узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения (середина XIV — середина XVI в.), противостоящее духовному господству церкви и утверждающее достоинство человеческой личности, веру в ее возможности и способности.

 

Д

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или их групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.

ДЕМОКРАТИЯ — форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Ее характеризуют следующие признаки: выборность основных органов государства; равноправие граждан, равенство избирательных прав; политический плюрализм; решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гласность и т. д.

Различаются демократия прямая (непосредственная) и представительная (опосредованная).

К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п., а представительной — выборные органы и учреждения. В первом случае народ сам, без посредников, выносит то или иное решение, во втором — через депутатов и иных своих представителей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Основное ее содержание — изменение и преобразование мира в интересах людей, направленность на создание того, чего нет в природе, на производство продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность всегда связана с определенной потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как сознательность, продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков.

Исходя из различных оснований, понятие деятельности трактуют по-разному. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от общественных сфер, в которых она протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Ее можно соотносить с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. Понятие деятельности можно конкретизировать и в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, индивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная, изобретательская, творческая или рутинная).

Деятельность человека, с одной стороны, является условием существования и развития общества, а с другой — единственным эффективным способом стать личностью.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ — сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Для удобства часто отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества] охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей. Для деятельности, производимой в этой сфере, характерно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ (ценностей). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление (освоение) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

К духовной жизни личности (или духовному миру личности), как правило, относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т.е. освоение культуры. Степень овладения ими характеризует духовную культуру человека.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА — часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику. Духовная культура — это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий.«мыслящей головы» и «исполняющей руки».

 

З

ЗНАНИЕ — результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики. Знания определяются потребностями общества и фиксируются в языке. Существует обыденное знание повседневной жизни и научное знание. Обыденное (повседневное) знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Научное знание вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Различают также явное знание, выраженное в языке, и неявное знание, связанное с навыками и умениями.

Знание же результат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний. Знания различаются по объекту познавательной деятельности. Наиболее общими объектами познания являются природа, общество и человек, которым соответствуют естественно-научное, социальное и гуманитарное знания.

Антипод знания — незнание: в науке оно осознается как задачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание выражается понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др.

 

И

ИДЕОЛОГИЯ — в широком смысле — система взглядов и идей (политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология выражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, ценностей, программ поведения. Творцами идеологий являются идеологи — представители определенных классов, социальных групп, партий, государств.

Идеология может опираться на данные науки, но может, отражая интересы определенной социальной группы, создавать искаженные представления о действительности. Идеология всегда ориентирована на человеческие практические потребности, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ.

ИНТЕРВЬЮ - опросный способ социологического исследования, осуществляемый в форме целенаправленной беседы социолога по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным источником социальной информации.

ИСКУССТВО — форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах — живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. В основе искусства как одного из важнейших способов эстетического осознания мира лежит воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах. Именно создание художественного образа является отличительной чертой искусства. В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различают разные виды искусства. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством слова, в скульптуре — через объемно-пространственные формы, в живописи — через зрительные образы и т. д.

Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его узкое значение — изобразительное искусство.

ИСТИНА — подкрепленное практикой (научным экспериментом) утверждение, точно отражающее действительность; истина — цель и результат познавательной деятельности.

Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и общества на данном этапе их развития. Этим объясняется относительный характер истины — ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта. Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.

 

К

КОММУНИКАЦИЯ - наиболее употребительный термин в социологии, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия на людей в их трудовой и познавательной деятельности. Не менее распространенным является другое значение этого термина - «путь, сообщение, связь одного места с другим».

КОМПРОМИСС — соглашение между противоположными, различными мнениями, направлениями, достигнутое путем взаимных уступок.

КОНСЕНСУС — 1) согласие между субъектами политики (или другой деятельности) по тем или иным вопросам, основывающееся на наличии у них некоторых базовых ценностей и норм, разделяемых всеми основными социальными и политическими группами общества; 2) принятие решений без голосования при проявлении всеобщего согласия. В политической сфере консенсус означает всеобщее согласие относительно процесса принятия решений.

КОНСЕРВАТИЗМ — разновидность политической идеологии, ставящей в качестве главного требования к власти сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев. Главное в консерватизме — идея сохранения традиционных ценностей (традиционализм), связанных с семьей, религией, распределением привилегий, особой ролью государства. Прошлое как исходный мировоззренческий принцип консерватизма рассматривается в качестве символа морального долга, исторических обязательств перед будущими поколениями.

Кризисное развитие индустриальных держав в XX веке вызвало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, шовинизма и др., которые отрицали идеи демократии и выступали за социальную и этническую дискриминацию. Попытки обосновать в отличие от социализма и капитализма другой путь эволюции общества породили разнообразные национальные, технократические и иные типы консерватизма. Однако новые явления в экономике, социальной и политической жизни (развитие акционерных обществ, демократизация) способствовали сближению консерватизма с либеральными идеями — неоконсерватизм, который выступает с позиций ограничения роли государства, государственных социальных программ, в защиту прежде всего крупного капитала.

Общая установка консерватизма на сохранение традиционных ценностей человека в постиндустриальном обществе, ориентация на эволюционность изменений и бережное отношение к сложившемуся порядку вещей, резкое неприятие общественных потрясений и искусственных реформ обусловливают его авторитет и влияние в мире.

КОНСОЛИДАЦИЯ — 1) упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления их борьбы за общие цели; 2) слияние, объединение государств, политических сил в более крупные общности в ходе развития социально-экономических и культурных связей.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — теория и практика ограничения всевластия государства с помощью права, важнейшие нормы которого обычно выражены в едином своде законов, называемом конституцией. Идеи ограничения всевластия и произвола правителей возникли еще в концепциях естественного права, обосновывавших их наличием у каждого человека от рождения естественных и неотъемлемых прав: на жизнь, безопасность, свободу и др. Эти права не должны нарушаться государственными законами. Наиболее полное воплощение и развитие конституционализм нашел в правовом государстве.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ведущая отрасль права, регулирующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения. Ими охватываются: конституционный строй; формы и способы осуществления государственной власти; основы правового положения личности; национально-территориальное государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

КОНСТИТУЦИЯ — закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основа государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.

Конституция — политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ, она отражает соотношение социальных и политических сил в обществе. Юридические свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Идеологический характер конституции заключается в том, что в ней отражается в той или иной степени определенное мировоззрение.

КОНФЕССИЯ (то же, что и вероисповедание) — какая-либо религия, церковь, религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и организационную структуру.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ - одно из направлений в социологии, политологии, философии и других науках, исследующее возникновение, становление, развитие и разрешение социальных, политических и иных конфликтов и признающее их решающим или очень важным фактором общественного развития.

КОНФОРМИЗМ — приспособление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пассивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, нежелание противостоять преобладающим тенденциям и отстаивать собственную позицию.

КУЛЬТ — 1) один из основных элементов религии, совокупность определенных обрядов, ритуалов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного общения с Богом и святыми; 2) слепое преклонение, чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (культ личности, культ вещей).

КУЛЬТУРА — все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества. В основе ее лежит преобразующая человеческая деятельность, поэтому культура включает в себя как материальные результаты деятельности людей по преобразованию окружающего мира (машины, постройки, произведения искусства, результаты познания и т. д.), так и человеческие способности и силы, которые он приобретает и реализует в этом процессе (знания, умения, навыки, мировоззрение, формы общения людей и т. д.). В связи с этим различают материальную и духовную культуру. К материальной относят все, что создается в процессе материального производства (техника, материальные ценности, производство и т. д.); к духовной — все созданное человеком в процессе духовного творчества (совокупность знаний, форм мышления, сфера мировоззрения и т. д.).

Культура создается, с одной стороны, путем накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций; с другой стороны — путем приращения культурного богатства в процессе творчества, т. е. новаторства. В процессе освоения культуры, культурной деятельности, человек формируется как культурно-историческое существо.

Часто под культурой понимают только специфическую эстетическую деятельность, обогащающую сферу духовной жизни людей.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, изучающая культуру как целостное и уникальное явление (теория культуры), а также исследующая культуры различных народов во всей их неповторимости и многообразии.

 

Л

ЛЕГИТИМНОСТЬ - признание подавляющим большинством граждан законности официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.

ЛИБЕРАЛИЗМ — политическая идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности, гражданских и политических прав индивида и ограничения сферы деятельности государства.

Основу политической программы либерализма, составляют представления, связавшие свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также системой частного владения, свободной конкуренцией, рынком, предпринимательством. Ведущими политическими ценностями либерализма были и остаются идеи правового равенства граждан, договорной природы государства, политического плюрализма и конституционализма.

В XX веке наряду с традиционным либерализмом сформировались течения, пытающиеся соединить его основные ценности то с более «государственническими» представлениями, то с более социально ориентированными идеями, а то и с прямо противоположными взглядами, полностью отрицавшими социальную направленность деятельности государства. Во второй половине XX века развитие либерализма привело к возникновению неолиберализма, в котором переосмысливается экономическая и социальная роль государства, признается необходимость участия государства в регулировании экономических отношений и проведения социальной политики. Неолиберализм сближается с неоконсерватизмом.

ЛИЧНОСТЬ — это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.). Возникновение этих качеств связано с тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания и этих изменений одновременно является процессом становления личности.

Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.

Личность характеризуется активностью, т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности. Личность открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Различные исследователи рассматривают развитие личности в ходе социализации индивида, его воспитания, его деятельности; непохожесть одного человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность. В поле внимания и деятельности личности не только внешний мир, но и она сама. Подчеркивая способность личности к самосовершенствованию, философы говорят о неисчерпаемости личности, ее бесконечном содержании.

ЛОББИЗМ - способ решения тех или иных вопросов (в том числе и политических) в пользу чьих-либо интересов путем воздействия на законодателей, правительственных и иных должностных лиц, вплоть до их подкупа.

ЛОГИКА — 1) философская наука о законах и формах правильного мышления;

2) совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира («логика событий», «логика каких-либо действий»).

ЛЮМПЕН — общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Это морально опустившиеся, материально и духовно нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного места жительства и существуют за счет попрошайничества, воровства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных социально-культурных связей, социальная незащищенность граждан, деструктивные (разрушающие) процессы в общественной жизни.

 

М

МАКРОЭКОНОМИКА - наука о хозяйстве в целом. Рассматривает вопросы развития экономики в целом (тенденции развития, объем произведенного продукта, совокупный доход и др.). Она изучает вопросы о том, как увеличить производство товаров и услуг, доход и т.д.

МАРГИНАЛЫ («marginal» — «находящийся на краю») — представители социальных, групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим культурам, образу жизни устойчивых социальных, общностей.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ — промежуточность, пограничность положения человека между какими-либо социальными группами.

МАРКЕТИНГ - предпринимательская деятельность от того момента, как продукт произведен, до того момента, как он попал к потребителю. Маркетинг помогает покупателю и продавцу встретиться на рынке. Это купля и продажа, транспортировка и складирование, исследование рынка и реклама, обслуживание потребителя и страхование и т.д. Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — явление культуры XX века, связанное с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриально развитого общества. Массовая культура является коммерческой формой производства и распространения с помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ. Это в первую очередь коммерческая культура, поскольку ее содержание выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой культуры — ориентация на вкусы и запросы массового потребителя.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ — споры, столкновения, возникшие либо внутри страны между большими группами людей разных национальностей, либо между государствами. Основные причины межнациональных конфликтов — ограничение прав человека по национально-этническим признакам; насилие (принижение, вытеснение, подавление этнических объединений, преследование и запрещение религии, искусства, пользования родным языком, отрицание самобытности этноса и т. п.); территориальные претензии.

МЕНТАЛИТЕТ, МЕНТАЛЬНОСТЬ — образ мышления, мировосприятие, общая духовная настроенность социальной группы или индивида. Менталитет, как индивидуальный, так и коллективный, является совокупностью мыслей, верований, навыков, способов чувствовать и воспринимать окружающий мир определенным образом. Он может быть представлен как единый сплав всех итогов познания и оценки их на основе опыта всей предшествующей культуры, практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека.

МИКРОЭКОНОМИКА - наука о потребителях и фирмах. Она исследует экономический выбор людей, предприятия, общества в целом, исследует производство и потребление, цены и их влияние на развитие хозяйства.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА — 1) мировое хозяйство; 2) раздел экономической науки, рассматривающий экономические вопросы с точки зрения взаимодействия различных стран.

Мировая экономика изучает проблемы и формы международных экономических отношений: международной торговли товарами и услугами, международного разделения труда и специализации мирового рынка.

Мировоззрение — система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл его жизни и деятельности. Исходные мировоззренческие понятия — «мир» и «человек» Из их соотношения вытекает основной мировоззренческий вопрос.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это идеи, концептуальные образы, создающие определенную картину мира и человека. На этой основе осуществляется оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в окружающем мире; выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы, т е. всеобщие принципы, представления о благе, пользе, истине и др. Идеалы соединяют идеи с реальной жизнью.

Мировоззрение предполагает выработку человеком своей жизненной позиции на основании своего жизненного и духовного опыта. Ее составляющие — личностные убеждения и принципы, являющиеся сущностной характеристикой личности.

Мировоззрение определяет самочувствие человека в социуме, его неповторимый образ мышления, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение.

Мировоззрение человека — это относительное единство побуждений и действий, мыслей и чувств, слов и дел, сознательного и бессознательного.

Развитие системы мировоззрения связано и обусловлено возрастными особенностями личности, т. е. жизненным опытом.

Известны следующие типы мировоззрения: религиозно-мифологическое, естественнонаучное, философское, обыденно-практическое (житейское).

В повседневной жизни люди, как правило, пользуются отдельными идеями и положениями, связанными с каждым из этих типов и ориентированными на решение конкретных жизненных проблем.

МОНАРХИЯ - форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства - наследного монарха.

МОНИТОРИНГ социально-политический - постоянный, систематический сбор информации средствами массовой коммуникации в целях наблюдения, контроля за ходом развития какого-либо социально-политического явления или процесса и его прогнозирования.

МОТИВАЦИЯ социальная - внутреннее побуждение к активности и деятельности личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее направленность этой активности и деятельности.

 

Н

НАУКА — сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о закономерностях развития природы, общества и мышления. Как одну из важнейших форм человеческого познания, ее отличает стремление к достоверному отражению реальности.

Наука включает в себя: ученых с их знаниями, способностями и опытом, научные учреждения, специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы, особый научный язык. Наука охватывает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — систему научных знаний, которая лежит в основе научной картины мира.

Система наук условно делится на естественные, общественные и технические.

Науку также можно рассматривать как социальный институт, который выполняет в обществе культурно-мировоззренческую, производительную и социальную функции. Культурно-мировоззренческая функция науки состоит в том, что она обеспечивает основу для развития человеческой культуры и, как один из важнейших факторов, участвует в формировании мировоззрения. Производительная функция определена практическим использованием в материальном производстве результатов научных исследований: научно-технический прогресс превратил науку в непосредственную производительную силу современного общества. Социальная функция заключается в том, что наука, непосредственно включаясь в процессы экономического и социального развития, участвует в системе общественного разделения труда, своими выводами и рекомендациями способствует решению социальных проблем. Повышение роли науки в современном мире связано с развертыванием научно-технической революции.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ — высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой общества. Научное познание существенно отличается от обыденного.

Результаты научного познания — знания, представленные в общепринятых формах научной деятельности (понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, анализ конкурирующих теорий или гипотез, система теорий и др.).

Его отличает стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, каков он есть вне и независимо от человека. Оно достигается применением специальных приемов (техник и методологий), требующих особой подготовки, навыков и сочетания личных качеств (наблюдательность, последовательность, терпеливость, добросовестность, критичность, пытливость, страсть к приобретению новых знаний и др.).

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) — это резкий скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы). Он вызван коренными изменениями в системе научных знаний, превращением науки в середине XX века в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг).

В НТР выделяют два этапа. 1-й этап (1950— 1970-е гг.) связан с автоматизацией производственных процессов, 2-й этап (конец 1970-х гг. по настоящее время) связан с развитием микроэлектроники, широким использованием компьютеров, прогрессивных технологий, включая биологические.

Основные направления НТР: автоматизация и компьютеризация производства; внедрение современных информационных технологий; разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов; освоение новых источников энергии и изменения в средствах коммуникации и связи.

НТР радикально меняет положение человека в процессе производства: он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Изменяется характер труда в направлении его усложнения; повышаются требования к квалификации и образованию работника. В то же время обостряются проблемы занятости населения. С НТР связаны и экологические проблемы.

НАЦИОНАЛИЗМ - идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

НАЦИЯ — исторически сложившаяся социально-экономическая и духовная общность людей. Важнейшими условиями существования нации является общность территории, языка, экономического уклада, а также психического склада и культуры

Нации возникают в период преодоления феодальной раздробленности, становления капитализма, усиления экономических связей, образования внутреннего рынка, распространения грамотности и литературного языка. Процесс формирования нации объективно ведет к образованию национальной государственности.

Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности. Основное внимание уделяется признакам, отличающим нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К ним относятся: унификация (ликвидация различий) языка, развитие национальной культуры и искусства; формирование социальной структуры общества, соответствующей эпохе научно-промышленного развития.

Существует и другой подход, когда нация рассматривается как общность людей по принадлежности к тому или иному государству.

НОМЕНКЛАТУРА — это правящий класс, коллективный собственник средств производства, класс эксплуататоров, установивший свою диктатуру в обществе.

НООСФЕРА — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии природы и общества.

 

О

ОБРАЗ ЖИЗНИ — изменяющаяся совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей (индивида, социальной группы, общества в целом), свойственная исторически конкретным социальным отношениям (например, образ жизни современного российского общества). Термин «образ жизни» характеризует деятельность и положение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политической и культурной жизни, а также межнациональные отношения, материальное благосостояние, социальное обеспечение, здравоохранение, образование.

ОБРАЗОВАНИЕ — процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями. В ходе этого процесса происходит развитие и саморазвитие личности. Образование основано на получении и усвоении систематизированных знаний, умений и навыков, на развитии и совершенствовании навыков творческой деятельности. Оно охватывает процесс овладения знаниями, воспитание, самовоспитание человека. Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях и самообразование.

Образование можно рассматривать также как социальный институт, который выполняет в обществе социально-экономическую и культурную функции. Социально-экономическая функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности, воспроизводство социальной и профессиональной структуры общества и подготовка работника, владеющего необходимыми знаниями и умениями. Культурная функция заключается в том, что, используя ранее накопленные культурные ценности, образование формирует творческие способности человека.

Повышение роли образования в современных условиях тесно связано с научно-технической революцией.

ОБЩЕНИЕ — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми.

Общение включает, как минимум, три различных процесса:

• обмен информацией, ее уточнение, обогащение;

• обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;

• восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения.

Иными словами, можно сказать, что общение включает обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию поведения.

Различают познавательное, деловое и интимно-личностное общение. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.).

Общение играет важную роль в личных и деловых отношениях людей. В общении человек самовыражается, т.е. обнаруживает свои индивидуальные особенности. Можно увидеть проявления его общей культуры, характера. Не случайно все чаще говорят о необходимости обучения искусству общения.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - состояние массового сознания, отражающее в скрытой или явной форме отношение общества или его части к общественным явлениям и процессам, к деятельности отдельных личностей, их групп, организаций и т.д.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — процесс осознанного восприятия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношения социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям общественной жизни.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ — система дисциплин, исследующих различные стороны общественной жизни, обеспечивающая в своей целостности научное понимание возникновения, функционирования и развития общества. Общественные науки, являющиеся составной частью духовной культуры, развивались на основе дифференциации (разделения) социальных знаний, обусловленной потребностями изменяющегося общества. К числу общественных наук относятся, в частности, история, экономика, правоведение, этика, эстетика, политология, психология, социология, демография, этнография, культурология, религиоведение, антропология.

Эти науки (нередко их называют социально-гуманитарными) имеют общей целью увеличение и систематизацию знаний о человеке и обществе (т. е. о человечестве в его временном и пространственном единстве).

Общественные науки имеют важное значение в исследовании прошлого и современного развития общества и его перспектив, в выработке гуманистических ценностных ориентиров человека и гражданина.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — 1) взаимосвязи между группами людей, занимающих разное положение в обществе, отличающихся образом жизни. Когда говорят о социальных общностях, то различают классовые, групповые, национальные, семейные отношения. Когда говорят о той или другой деятельности, то различают производственные, учебные отношения и т. п.; 2) многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей. Общественные отношения условно разделяют на отношения материальные и духовные.

Материальные отношения (производственные, экологические и др.) возникают непосредственно в ходе практической деятельности человека независимо от его сознания. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития.

Духовные отношения (идеологические, политические, правовые, нравственные, художественные, философские, религиозные и др.) складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовных ценностей. Они являются условием культурного развития общества.

Материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения.

Отношения межличностные — взаимосвязи между отдельными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Среди межличностных отношений выделяют деловые, или официальные, и личные (знакомства, приятельские отношения, отношения товарищества, дружеские отношения).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС — развитие общества, характеризующееся совершенствованием человечества в процессе исторического развития, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершенного к более совершенному. Общественный прогресс является обобщающим, комплексным показателем главного направления развития экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества, что не исключает явлений застоя, упадка в каких-либо звеньях общественной системы.

ОБЩЕСТВО — исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения, часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.

Наука рассматривает общество как целостную, относительно устойчивую и вместе с тем динамичную систему социальных связей, отношений между большими и малыми группами. Эта система состоит из отдельных взаимосвязанных частей — подсистем. Важнейшими подсистемами являются сферы жизни общества.

В более узком смысле различают:

— исторический этап развития общества (например, первобытнообщинное общество, индустриальное общество);

— совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (например, английское общество, татарское общество);

— круг людей, объединенных общностью происхождения, положения (например, дворянское общество);

— круг людей, имеющих общие интересы, в том числе профессиональные (например, спортивное общество, общество врачей-хирургов).

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА — достоверное знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества).

ОБЫДЕННОЕ (повседневное) ПОЗНАНИЕ — одна из ступеней познавательной деятельности, в основе которой лежат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники получения истинного знания.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях. Знание всегда имеет относительный характер, так как мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии. Относительность истины обусловлена уровнем развития научного познания и практики и является составной частью процесса движения к постижению абсолютной истины.

ОХЛОКРАТИЯ — власть толпы, которая руководствуется низменными страстями, творит насилие и беззаконие.

 

П

ПЛЕБИСЦИТ - всенародный опрос.

ПЛЮРАЛИЗМ — многообразие во всех сферах жизнедеятельности общества и человека: плюрализм взглядов, точек зрения, позиций, мнений; плюрализм форм собственности и т. д. Политический плюрализм, в частности наличие многопартийности, характеризует уровень демократических преобразований и предполагает утверждение в обществе терпимого, уважительного отношения к оппонентам.

ПОВЕДЕНИЕ — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. Источник поведения — потребности живого существа.

В широком смысле понятие «поведение» включает различные формы активности (жизнедеятельности) животных и человека. В более узком — это деятельность, направленная на других людей, так или иначе затрагивающая межличностные отношения. В этом случае полагают, что поведение слагается из отдельных поступков, и соотносят его с нравственными действиями личности.

Термин «поведение» применим как к отдельным индивидам, так и к их совокупностям. Например, можно говорить о поведении животных того или иного вида, о поведении определенной социальной группы, о поведении конкретного человека.

Поведение человека всегда обусловлено личностными качествами и общественными процессами. Оно зависит от его индивидуальных качеств, характера взаимоотношений с окружающими, социальных норм, ценностей, правил и др. Поведение человека изучается психологией, социологией.

Поведение отклоняющееся — тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе социальным нормам, ценностям и ожидаемым образцам поведения.

ПОЗНАНИЕ — творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. По своему функциональному предназначению познание осуществляется в различных формах. Это — обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное, социальное познание. Природа познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, предпосылки познавательного процесса, критерии истинности, его формы и уровни изучаются теорией познания (гносеологией). Происхождение этого термина связано с греческими словами gnosis — знание и logos — понятие, учение. Центром этого учения является познающий человек.

Важнейшая проблема познавательного процесса — «субъект-объектные» отношения: людям, наделенным сознанием и волей, противостоят объекты познания — предметы и явления природы, независимые от сознания и воли. Целью познания является достижение истины, т. е. достоверной информации, соответствующей действительному положению вещей. Мера объективности познания, его истинности, находится в прямой зависимости от состояния предшествующих знаний, широты кругозора и духовной активности познающего субъекта. Познание распадается как бы на две части (ступени) — чувственное (эмоциональное) познание и рациональное познание, которые дополняют одна другую.

Некоторые виды познания:

Социальное познание — один из видов познавательной деятельности, его отличительная особенность — совпадение субъекта и объекта познания, которыми являются люди, составляющие общество и постигающие его закономерности. В качестве объекта социального познания здесь выступает деятельность самих людей — субъектов познания. В процессе социального познания общество познает себя. Поскольку получаемое социальное знание всегда связано с интересами, убеждениями, ценностями и пристрастиями индивидов — субъектов познания, постольку оно всегда носит оценочный характер; в социальном познании сильно ощущается личностный фактор. Социальная действительность, являющаяся источником получения знаний об обществе, отличается сложностью своей структуры и скоротечностью происходящих в ней процессов и явлений. К тому же направленность и результаты социального познания непосредственно затрагивают коренные интересы различных социальных групп и отдельных личностей. В социальном познании весьма ограничены возможности проведения экспериментальных исследований.

Достижениями в социальном познании обыкновенно являются оценочные суждения, гипотезы и теории. Их подтверждает (или опровергает) ход общественной жизни.

Чувственное познание — исходный пункт освоения и постижения действительности. Однако это далеко не всегда обеспечивает истинность и достоверность получаемого знания. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, дают неточную информацию о ней. Чувственное познание бессильно в социальной сфере — при столкновении с такими явлениями, как социальная общность, власть, совесть и др. Углубление знаний, достигнутых на чувственном этапе познавательной деятельности, обеспечивает рациональное познание, иногда последнее называют логическим мышлением.

ПОЛИТИКА — сфера деятельности человека, групп людей, партий, государств, направленной на реализацию социально значимых интересов с помощью власти. Политика — это также совокупность социальных отношений между людьми, группами, объединениями, нациями, классами и государственными структурами по поводу овладения, распределения, осуществления, упрочнения, удержания власти и ее использования для решения важных, с точки зрения субъектов политики, общественных задач.

Политика — это также деятельность органов государственной власти и государственного правления, выражающая социально-экономическую природу данного общества. Внутренняя политика охватывает отношения внутри государства; внешняя — отношения между государствами и народами.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — часть общей культуры народа, которая связана с деятельностью политических институтов общества и политическими процессами. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели (стереотипы) поведения человека и социальных групп. Пол


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: