Использование нетрадиционных материалов и техник на уроках изобразительного искусства

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Спасская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Использование нетрадиционных материалов и техник на уроках изобразительного искусства

                                                   Косьяненко Елена Юрьевна,

                                                   учитель изобразительного искусства                                    

                                                                       

                                                                

П. Спасский 2020

Использование нетрадиционных материалов и техник на уроках изобразительного искусства.

В последнее время большую популярность получили нетрадиционные техники рисования, и педагоги стараются использовать их на своих уроках. Ведь, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным.

Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Существует много нетрадиционных техник рисования:

· рисование пальчиками;

· рисование ладошками;

· печать из ниток;

· печать из овощей;

· отпечатки-картинки;

· печать пластилином;

· масляная пастель + акварель;

· отпечатки листьев;

· рисунки из ладошки;

· рисование ватными палочками;

· волшебные ниточки;

· монотипия;

· рисование мыльными пузырями;

· рисование мятой бумагой;

· рисование солью;

· кляксография;

· пластилинография;

· граттаж;

· фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

В результате использования нетрадиционных способов рисования обучающиеся приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа;  не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования может  происходить в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;

- от использования готового оборудования и  материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Мы рассмотрим такую технику как способ печатания листьями на бумаге. Эту технику я очень часто применяю на своих уроках. Не только младшим, но и старшим школьникам очень нравится работать в данной технике, ведь результат работы всегда положителен. Даже у самых неуверенных художников получается прекрасная композиция. Для всех обучающихся на уроке создается ситуация успеха.

Лист является частью любого растения. В привычном понимании - листьямогут быть использованы для составления гербариев, флористических композиций, картинных коллажей. Оказывается, что обычный лист (клена, тополя, дуба или березы) может превратиться в инструмент для художественного творчества не хуже, чем кисточка.

Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги, затем аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.

Листья для такой техники рисования сушить не нужно. Можно использовать не только листья, но и различные травы, цветы, веточки. На кисточку нельзя набирать слишком много воды, иначе изображение расплывётся. Поэтому, смочив кисточку в баночке с водой, нужно убрать излишки воды, приложив несколько раз кисточку к краю банки. С нее стекут лишние капли воды. И только после этого на влажную кисть можно набирать густую гуашевую краску.

Самые неожиданные образы могут возникнуть в сочетании данного приема и техники “по - сырому”. Для этого надо взять лист бумаги, смочить его при помощи губки, а затем закрасить лист растения краской нужного оттенка и сразу же пропечатать на фоне. Для выразительности отпечатка, лист стоит смазать краской тоном выше, чем фон. А прикладывание чистого листик а, дает мягкие и плавные очертания.

Такой незамысловатый вид художественного творчества, как нетрадиционное рисование отпечатками листьев, замечательно подойдет для уроков изобразительного искусства в школе. В этой технике можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные композиции. Кроме того, эту технику можно использовать на открытках и конвертах, на плакатах и этикетках, на обложках, при изготовлении различных поделок.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Рекомендуется использовать на занятиях по нетрадиционному рисованию музыкальное сопровождение, чтобы создать выразительность художественного образа и развивать творческие способности.

Имея опыт рисования разными способами, дети уже сами могут предлагать, им стоит только предложить тему рисования.

Таким образом, практика показывает, что творчество ребёнка безгранично, только стоит правильно направить его возможности и фантазию,  как творческий потенциал возрастёт.

          «Ночь».                                     Работа ученицы 6 класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: