Тот полного веселья не вкушал

От первых лет поклонник бранной славы,

Люблю войны кровавые забавы,

И смерти мысль мила душе моей.

Во цвете лет свободы верный воин,

Перед собой кто смерти не видал

Тот полного веселья не вкушал

И милых жён лобзаний не достоин! [1, с. 49] [1]

6. С этими строчками Пушкина удивительным образом перекликаются записи в дневнике двадцатилетнего бойца отдельного взвода снайперов-девушек 3-го Белорусского фронта, кавалера ордена Славы Шаниной Розы Егоровны (записи сделаны в Восточной Пруссии в конце 1944-го – начале 1945-го годов):  

«Я жажду боя.., горячего бояв этом в настоящие минуты

заключается счастье моей жизни Вперёдвперёд!

твердит моё сердце, стремясь туда, куда ведёт его красота...

Будь, что будет » [2]настоящие бойцы не покидают

«праздник боя» до полной победы!

7. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» [3]?..

 

 

Тематизация военных побед, их отражение в различных видах русского искусства носит традиционный, особо замечательный характер. Испокон веку в культурном пространстве России присутствует некая, порой едва уловимая мистика победоносного существования, что теоретически может быть представлено как устремлённость к сверхпривлекательному или суператтракторному (на языке социальной синергетики) будущему, нетленному космосу Красоты, Разума и Доброй Воли. Эта мистика победоносного существования наиболее ярко и полно выражена в знаменитых дворцах – Большом Екатерининском в Царском Селе, Большом петергофском, в Зимнем, Русском музее, в других шедеврах отечественной архитектуры. Это исторические вехи победоносного пути нашей жизни – что необходимо понять и по достоинству оценить! − и Русского проекта мироздания, суть которого – освоение прекраснейшим (каким оно представляется на каждом конкретном этапе нашего исторического развития) космической данности, в которой все мы находимся от рождения до самой смерти! Проект этот непрерывно обновляемый, мировоззренческо-эстетический. Его обновления происходят в контексте конкретных достижений искусства и философии, экономики и политики, науки и техники, расширения связанных с ними возможностей и технологий, а также мировоззренческой культуры в целом, включая и процесс космической деятельности в широком смысле. А учитывая наш исторический путь – сложный, трудный, «боевой, кипучий» (вспомним ужасы не раз организованной великой бойни народов, уничтожение их культуры; но ни один народ в истории человечества не выдерживал такого геноцида, как русские!) – это ещё и вновь возрождающийся Проект[4], как неуклонно воплощающаяся, бесконечно возрождающаяся и обновляемая идея! Её обновление подобно существованию суператтрактора [2; 3][5] или вечно юной, бесконечно обновляемой Вселенной, что является залогом её истинности и верности! Человечество, по всей видимости, ещё не осознало в полной мере этой гениальной догадки основателя мировой космонавтики – Циолковского. Каждый раз, сталкиваясь с очередным кризисом, предсказанием «конца света» и тому подобным, весьма полезно ещё раз обратиться к наследию великого учёного [4][6] и русскому космизму в целом как Проекту [5][7]. Чтобы не сбиться с пути, важно всегда и везде, при любых обстоятельствах, различать приемлемые и неприемлемые ценности, растворяющие нас не в том «человечестве», о котором мечтали наши великие предки, оставившие нам эти удивительные, прекрасные памятники духовно-культурного развития России, на которое они работали, за которое сражались и умирали. Необходимо раз и навсегда усвоить, что проективная идеология актуальна во все времена, от неё никуда не денешься – либо мы выдвигаем и воплощаем свой Проект, либо участвуем и растворяемся в чужом – таков «постав» геополитической реальности. Но сегодня, в век гибридных, нечётких войн, компьютерных технологий и зарождающегося искусственного интеллекта, это проявляется особенно. Происходит нарастание «борьбы без правил» и появление «мира без правды» [6, 24-ая мин.][8], истина же в таком мире вообще становится табуированным понятием. В такой ситуации, чтобы не пасть жертвой сознательного тоталитарного управления, необходимо приобрести знание культурных контекстов, превосходящее по формам и содержанию не только тот уровень, с которого нами пытаются управлять (манипулировать), но и все прежние уровни. Именно такое мировоззренческое знание и дают нам подлинная русская история и культура, призывающие к продолжению борьбы и вере, что в «нас… обитают вечные силы всего мироздания» [7, с. 118–119][9], которые рано или поздно победят! Если мы утратим стратегический, государственный, национальный, культурный, духовный суверенитет и приоритет, а вместе с ними и русскую идентичность – о каком «смысле жизни» и «назначении нашей истории» может идти речь, о какой «свободе», если эта дорога ведёт не к свободе, а к изощрённому рабству! Уроки Истории надо выучить наизусть: в мире, в котором мы находимся, никто нас так просто вперёд, в так называемое «царство свободы» и благополучия, не пропустит, не даст уйти в космос Добра, Разума и Красоты!

От общего предисловия, задающего определённый контекст рассмотрения конкретного материала, попадающего в поле нашего зрения, перейдём к дворцам и дворцово-парковым комплексам, прежде всего, интересующим нас в этой статье. Дворцы – особенно дворцово-парковый ансамбль Петергоф с его знаменитыми победоносными символами − фонтами или [Большой Екатерининский дворец] Большой Царскосе́льский дворец – символизируют культуру победителей, как её понимали в России в начале и в конце XVIII века, соответственно. Более того, они сами представляют собой культ победы, передающийся из поколения в поколение – это очень важный момент, который ни в коем случае нельзя упускать из виду. Создание этих удивительных творений рук человеческих с их уникальной неповторимостью, и не только на уровне сравнения отдельных произведений большого зодчества, но и убранства на первый взгляд мелких, но великих по своей сути элементов, в конечном итоге и может рассматриваться – а мы полагаем, и является – тем духовно-культурным суператтрактором в контекстах живой речи, неологизмах современного человека, особенно молодёжи, что и получает своё выражение в матрице данности духовно-культурного богатства в формах его непосредственного культурно-предметного существования. Искусство даёт нам всеобщее в предметно-конкретных формах его существования в нашем мире. Эта всеобщая значимость духовно-культурного развития, через существующие институты сохранения, преумножения, передачи опыта от одних поколений к другим, и решает задачу саморазвития культуры человека, причастного к государствообразующему народу и его историческому пути, в конкретных пространственно-временных и причинно-следственных отношениях, в каузохронотопах нашего существования во Вселенной. Понятие каузохронотопа вводится нами для обозначения онтологического единства пространства, времени и причинности [5, т. 3, с. 21–31, 96–97] [10]. Это единство в общих чертах может быть пояснено и проиллюстрировано на конкретном историческом материале. Так, вспоминая победоносное взятие русскими войсками неприступной крепости Измаил во второй половине  XVIII века или штурм Берлина весной 1945-го, мы начинаем всё более отчётливо понимать – уже за пределами контекста В.С. Соловьёва [7, с. 118–119][11], расширяя и обобщая его до философского или научно-мировоззренческого уровня, – что во всех этих событиях действовала некая вполне реальная космическая или даже вселенская сила, действие которой выносить за скобки рассуждений ни в коем случае нельзя. Поэтому описывая эти события, совершенно недостаточно указывать, где это происходило и когда, то есть обозначать место и время, необходимо ещё иметь в виду и действующую силу, её объективные и субъективные составляющие. Иначе говоря, все события следует рассматривать в конкретно-историческом, реально действующем каузохронотопе, тогда возникает более полная и ясная картина происходящего и наступающего.

Итак, гром побед, раздающийся из глубин нашей цивилизации и культуры, вещает о том, что путь нашей жизни исторически успешен, достоин, обладает рядом выдающихся преимуществ, мы обязательно победим! Всё утраченное вернём и восстановим в ещё более устойчивом и прекрасном состоянии!

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Пушкин А.С. Стихотворения. 1820. Т. 1. Стихотворения 1813−1820.

2. Бранский В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. — 704 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vixri.ru/d3/Branskij%20V.P.%20-%20Iskusstvo%20i%20filosofija%20-%201999.pdf (дата обращения: 19.05.2019).

3. Синергетическая философия истории. Коллективная монография под редакцией В.П. Бранского и С.Д. Пожарского. Рязань: Копи-принт, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.spbu.ru/bransky/sinergetics_philosophy_of_history.

4. Школа Русского Космизма как мировоззренческая основа Русского Космического общества // Сайт РКО. Статьи. URL: https://vk.com/@cosmatica-shkola-russkogo-kosmizma-kak-mirovozzrencheskaya-osnova (дата обращения 02.05.2019).

5. Малышев Ю.М., Семенов А.Г., Семёнов О.П., Сергеев В.М. Русский космизм как проект. В 3 т. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та Петра Великого, 2018.

6. Вечер с Владимиром Соловьевым. Эфир от 24.05.2020. URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/21385/episode_id/2393803/video_id/2301801/

7. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда,1989. — 738 с.


[1] Пушкин А.С. Стихотворения. 1820. Т. 1. Стихотворения 1813-1820. С. 49.

[2] Из дневника бойца отдельного взвода снайперов-девушек 3-го Белорусского фронта, кавалера ордена Славы Шаниной Р.Е. от 27.11.1944; 06.12.1944; 17.01.1945. URL: https://warhead.su/rosa_diary?page=4 (дата обращения 08.07.2020).

[3] Тютчев Ф.И.

[4]  Показать слайды разрушенных дворцов и парков.

[5] См.: Бранский В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999 (www.vixri.ru/d3/Branskij%20V.P.%20-%20Iskusstvo%20i%20filosofija%20-%201999.pdf; дата обращения 19.05.2019).

[6] Школа Русского Космизма как мировоззренческая основа Русского Космического общества // Сайт РКО. Статьи. URL: https://vk.com/@cosmatica-shkola-russkogo-kosmizma-kak-mirovozzrencheskaya-osnova (дата обращения 02.05.2019).

[7] Малышев Ю.М., Семенов А.Г., Семёнов О.П., Сергеев В.М. Русский космизм как проект. В 3 т. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та Петра Великого, 2018. — 1366 с.

[8] Вечер с Владимиром Соловьевым. Эфир от 24.05.2020. 24-ая мин. URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/21385/episode_id/2393803/video_id/2301801/

[9]   Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда,1989. — 738 с. С. 118–119.

[10] Малышев Ю.М., Семенов А.Г., Семёнов О.П., Сергеев В.М. Русский космизм как проект. В 3 т. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та Петра Великого, 2018. Т. 3. С. 21–31, 96–97.

[11]   Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда,1989. С. 118–119.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: