Лекция 7. Слагаемые качества взаимодействия школы и семьи (2 ч)

Цель: формирование представления о качестве взаимодействия школы и современной семьи, обеспечение осознания студентами ценности устремления педагогов к развитию качества взаимодействия с родителями.

План лекции:

1. Целостный подход к оценке качества процессов. 

2. Качество потенциала, качество процесса и качество результатов: составляющие качества взаимодействия школы и семьи.

3. Внешняя оценка качества взаимодействия школы и семьи и внутренняя самооценка педагогами качества взаимодействия с родителями.

Литература:

1. Директору школы о сотрудничестве с родителями/Под ред. А.С.Роботовой, И.А.Хоменко, И.Г. Шапошниковой. М.: Сентябрь, 2001.- 176 с.

2. Недвецкая М.Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи: Монография. – М.: АПКиППРО, 2006. - 126 с.

3. Родители и школа – партнеры // Новые ценности образования. М., Институт педагогических инноваций РАО, 2004, выпуск 1 (16).- 125 с.

4. Институт семьи и воспитания - http://www.niisv.ru/

5. Интер-педагогика – сайт для учителей и родителей www.inter-pedagogika.ru

 

Необходимое оборудование. Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска, экран (на штативе или навесной), компьютер, ММ-проектор.

Используемые образовательные технологии: лекции проблемного характера.


1. Целостный подход к оценке качества процессов. 

Целостный подход в образовании – интегративный подход, направленный на изучение формирования качеств личности в их совокупности, а также влияние внешних и внутренних факторов на их формирование.

Целостный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого.

Стандарт ISO 9001:2008 (утвержден в 2009 г.) - устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

- нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

- ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.

 

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции.

Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить вследствие специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.

Качество образования - это интегральная характеристика показателей и признаков, отражающих высокий уровень процесса и результатов образования, которые соответствуют требованиям образовательных стандартов или превосходят их (В.И. Андреев).

В основе Политики в области качества лежат основные принципы менеджмента:

ü Лидерство и персональная ответственность руководства, что позволит достичь единства целей и видения будущего образовательного учреждения и создать новую корпоративную культуру, основанную на принципах мотивации, всеобщей информированности и преданности персонала школы.

ü Вовлечение сотрудников к достижению целей в области качества, что способствует повышению удовлетворенности работой, непрерывному повышению знаний и опыта, способствует стремлению к улучшению имиджа образовательного учреждения.

ü Подход к управлению и к своей деятельности как к процессу, что позволит эффективнее управлять всеми видами деятельности и ресурсами за счет единого понимания зависимости качества работы в целом от качества работы каждого.

ü Ориентация на потребителя, обеспечивающая качество сбалансированного подхода при удовлетворении запросов всех заинтересованных сторон: учащихся, их родителей, выпускников, персонала образовательного учреждения, местного сообщества и общества в целом.

ü Обеспечение качества образования на научной, системной основе с учетом инновационных процессов, происходящих в муниципальной и общероссийской системах образования.

ü Совершенствование системы поддержки и сопровождения управленческих решений на основе мониторинга показателей эффективности и результативности деятельности школы.

ü Строгая формализация, документальное и практическое отслеживание системы качества образования во всех основных процессах организации и реализации обучения.

ü Учреждение зависит от своих поставщиков и наоборот. Установление взаимовыгодных отношений повышает способности обеих сторон создавать то, что имеет ценность.

 

 


Заинтересованная сторона - лицо или группа лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации (ISO 9000-2011).

Заинтересованные стороны школы:

внутренние:, учащиеся, преподаватели, администрация школы.

внешние: государство, общество.

пограничные: родители.

Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ISO 9000-2011).

Основные процессы школы: образовательный (проектирование и реализация), воспитательный (проектирование и реализация), научно-методический процесс (проектирование и реализация); стратегическое планирование, формирование контингента, мониторинг требований заинтересованных сторон, социальная поддержка, кадровое обеспечение, оценка результатов реализации процессов высшим руководством.

Качество образовательного процесса –определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

Школа, которая ориентируется на предполагаемые потребности и периодически проводит анализ требовании внутренних и внешних потребителей к качеству, в принципе должна иметь в своем арсенале перечень нормативно закрепленных и корректно обоснованных характеристик (модель выпускника, модель образованности, требования к подготовке и деятельности учителя, характеристики образовательных и учебных программ и т.п.), а также соответствующий инструментарий для оценки их выполнения (критерии, показатели, шкалы, квалиметрические методики, процедуры и технологии).

Идея качества актуальна для всех без исключения компонентов и уровней системы образования. Она в одинаковой степени применима для оценки материально-технической, кадровой, содержательной, нормативной и других подсистем, в состоянии отразить вклад субъектов деятельности того или иного иерархического уровня в формирование совокупного эффекта.

Уровни управлени я: стратегический (дирекция школы), тактический (завучи, руководители структурных подразделений), операционный (учителя, учебно-вспомогательный персонал).

 

Взаимодействие школы и семьи отражено в процессах:

- проектирование и реализация воспитательного процесса – планирование и проведение совместных мероприятий триады Педагог-Учащийся-Родитель.

- формирование контингента – в рамках «Дня открытых дверей», др. предварительных встреч перед зачислением учащихся в школу.

- мониторинг требований заинтересованных сторон – оценка качества обучения детей.

 

2. Качество потенциала, качество процесса и качество результатов: составляющие качества взаимодействия школы и семьи.

Качество потенциала ОУ – совокупность свойств субъектов и объектов образовательной системы школы, в их статистическом выражении.

Качество «образования-процесса» - совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обуславливающих приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности.

Критерии:

- условия организации ОП;

- компетентность педагогического состава;

- сбалансированность учебного плана;

- деятельность поддерживающих структур (библиотека, столовая, кабинет психолога, мед. кабинет и пр.);

- организация внеклассной деятельности учащихся;

- организация научной деятельности учащихся.

 

Качество «образования-результата» - совокупность качеств личности, фиксируемых через категории «культуры личности», социально-гражданственной зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивацию (А.И. Субетто).

Критерии:

- ЗУН;

- сформированность личностных качеств;

- результаты обучения, выраженные в абсолютных значениях (оценки в четвертях, итоговые);

- призовые места в научных, спортивных, творческих и пр. мероприятиях различного уровня;

- балл ЕГЭ;

- статистика поступления в вузы и ссузы.

Средства оценки качества процесса и результата:

- мониторинг

- наблюдение

- тестирование

- анализ документов

- интервью/беседа.

3. Внешняя оценка качества взаимодействия школы и семьи и внутренняя самооценка педагогами качества взаимодействия с родителями.

Цель любой оценки – выявление сильных и слабых сторон процесса, проектирование и проведение корректирующих действий.



Внешняя оценка

Субъектами, не входящими в структуру ОУ Субъектами, входящими в структуру ОУ
Субъекты оценки –районная/областная администрация; Минобрнауки РФ. Субъекты оценки: администрация школы, учащиеся, педагоги, родители.
Формы и методы проведения оценки:аттестация, аккредитация в соответствии с З-ном об образовании, ФГОС ОО, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Проф. стандартом руководителя ОУ, проф. стандартом педагога. ЕГЭ. Анализ документов. Формы и методы проведения оценки: аттестация педагогов в соответствии с проф. стандартом педагога; контрольные работы, тестирование; мониторинг требований/удовлетворенности учащихся и родителей получаемым образованием, условиями организации ОП; мониторинг удовлетворенности преподавателей условиями работы в ОУ.

Внутренняя оценка

Субъект – носитель анализируемой деятельности (в нашем случае - учитель).

Формы и методы проведения оценки: анализ достижения поставленных целей; анализ реакции и восприятия родителями/и/или/детьми предложенной формы и содержания взаимодействия (психологический, эмоциональный аспект).

 

Задание:

1. Сформулировать критерии внешней / внутренней оценки качества взаимодействия школы с родителями (не менее 5). Требование – измеримость.

2. Сформулировать основные проблемы, с которыми могут столкнуться педагоги при организации мероприятий с родителями.

3. Сформулировать основные требования, предъявляемые родителями к школе.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Почему на современном этапе развития образования возник интерес к качеству процессов и его оценке?

2. В чем состоит целостный подход к оценке качества процесса взаимодействия школы и семьи? 

3. Каковы составляющие качества взаимодействия школы и семьи?

4. В чем состоит внешняя оценка качества взаимодействия школы и семьи и внутренняя самооценка педагогами качества взаимодействия с родителями?

 

 

Задание на семинар «Методика организации и проведения родительских собраний»:

1. Типы родительских собраний.

2. Методы и формы проведения родительских собраний.

3. Планирование родительского собрания.

4. Анализ результатов родительского собрания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: