Лекция № 3. Проблемы социальных групп в социально-психологической науке

      Проблемы социальных групп, в том числе и малых, являются важным направлением исследования социальной психологии и смежных наук. Этой проблематике посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых разных лет (Г.М. Андреева, Т.Ю. Базаров, Е.П. Белинская, М.Р. Битянова, Н.Н. Богомолова, А.В. Быков, Дж.Брунер, А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, Ю.М. Жуков, О.Т. Мельникова, У.Найсер, П.Н. Шихирев, А.В. Петровский, Л.А. Петровская, Е.А. Петрова, Т.Г. Стефаненко, Р.Л. Кричевский, М.Г. Ярошевский, С.Милгрэм, М.Вудкок, Д.Фрэнсис, Дж.Морено и др.). Рассмотрим основные понятия этого феномена.

Вначале необходимо выделить понятие «социальная группа».

      В социально-психологической науке под социальной группой понимается   произвольное (специально или стихийно созданное) объединение людей, имеющее определенные признаки и свойства, цели, задачи и ценности, разновидности совместной деятельности и пр. (Белобрагин В.В. Социальная психология музыкальной сферы: Учебно-метод. пособие. – М.: Научный консультант, 2017).

М.Р. Битянова подчеркивает, что «группа — это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур» (Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001).

Существуют мнения, что «социальные группы различаются по разным основаниям, и в том числе по уровню сплоченности и организованности. Высшим уровнем организации обладают коллективы, в которых действуют принципы ответственной зависимости между людьми, общественно-значимых целей деятельности и четкой структурной организации» (Ковалевич В.Т., Шайдурова О.В., Гончаревич Н.А. Социально-психологические основы управления: Курс лекций. – Красноярск, 2008).  

Научная школа Г.М. Андреевой выделяет большие и малые социальные группы.

Основные характеристики социальных групп:

1) композиция группы (ее состав);

2) структура группы;

3) групповые процессы;

4) групповые нормы и ценности;

5) система санкций [Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2014].

Большая социальная группа — это либо случайно, стихийно возникшая, кратковременная общность людей (толпа, публика и пр.), либо - группа, сформированная в процессе исторического, социального развития общества (социальные классы, этнические группы, профессиональные союзы и т.п.).

По мнению Л. И. Красноплахтовой, «большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей» (Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие/ Л. И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015).

Неким проводником с точки зрения социального влияния общества (больших социальных групп) на отдельную личность являются малые группы.

Малая социальная группа - небольшая по составу группа людей, объединенная общей социальной (профессиональной и пр.) деятельностью. Члены такой группы находятся в непосредственном взаимодействии, личном контакте, в результате которых возникают эмоциональные отношения, групповые нормы и различные групповые процессы. Это может быть производственный или творческий коллектив, семья, спортивная команда, студенческая группа и пр. Размер малой группы - от 2-3-х человек и более.

Л.И. Красноплахтова указывает, что малые группы «могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами; по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, а индивидуальный состав группы – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно–эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы» (Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие/ Л. И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015).

Г.М. Андреева и представители ее научной школы делят любые малые группы на:

- первичные — это малые группы, состоящие из людей, имеющих общую систему ценностей, общие цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты (семья, группа друзей и т.д.);

  - вторичные - группы, состоящие из людей, которые имеют сравнительно мало общего друг с другом, разделяют лишь некоторые общие ценности и формы стандартного поведения (соседи и др.);

- формальные - официально организованные, здесь четко заданы все позиции ее членов, они приписаны групповыми нормами (студенческая группа, рабочая группа, бригада, отдел, спортивная команда и пр.);

- неформальные - они возникают и формируются стихийно, здесь не заданы статусы и роли, отсутствует строгая структура власти (небольшая группа людей, случайно образовавшееся в определенном месте или группа, созданная внутри формальной);

- лабораторные - малые группы, которые создаются с целью проведения различных исследований учеными;

- случайные - такие группы образуются из случайно оказавшихся в том или ином месте людей, стихийно;

- стационарные (постоянные) группы - такие группы функционируют длительное время, постоянно существующие для решения различных задач;

- группы членства — это такая социальная группа, в которой его члены реально к ней принадлежат (например, журналистские или писательские союзы, академии и т.п.);

- референтные малые социальные группы - группы, наиболее значимые для его членов, оказывающие наибольшее психологическое влияние и поддержку [Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2014].

В социальной психологии принято выделять структуру малой группы — это ее связи (отношения), существующие между членами группы. В любой малой группе могут быть, как официальные деловые отношения, так и неофициальные эмоциональные отношения (симпатии-антипатии).

Сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами называют каналами межличностных или групповых коммуникаций (М.Р. Битянова и др.).

Следует особо выделить понятие «межличностные отношения в группе». По мнению Л.И. Красноплахтовой, – «это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают:

- восприятие и понимание людьми друг друга;

- межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

- взаимодействие и поведение (в частности, ролевое)».

Ученый выделяет следующие компоненты межличностных отношений: когнитивный (все познавательные процессы), эмоциональный (положительные или отрицательные переживания, возникающие в результате непосредственного общения людей) и поведенческий (вербальные и невербальные сигналы, выражающие отношение человека к другим людям) (Красноплахтова Л.И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие / Л.И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015).

      Следующая наша лекция будет посвящена проблемам и структуре организации как социальной группы.

    

  Домашнее задание для подготовки к семинару: проанализируйте, в какие социальные группы Вам приходилось и приходится входить в разные периоды жизни, дайте краткую характеристику этим социальным группам, опираясь на представленный лекционный материал.

Домашнее задание присылайте в день (часы) семинарского занятия пока на мой личный адрес электронной почты: vvbelobragin@mail.ru

Желаю всем успешной работы!

С уважением – В.В. Белобрагин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: