«Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика» - конспекты лекций, которые Аристотель читал в Ликее своим слушателям – перипатетикам (прогуливающимся)
Возможные современные трактовки:
- Четыре состояния вещества в природе – твердое, жидкое, газообразное, плазма и их взаимное превращение
- Четырехмерное пространство – время.
- Космологическая концепция существования тёмной материи и тёмной энергии
- Земля в первом приближении – шар.
- Земля как одна из систем отсчёта (физика геоцентризма)
- Энергия и её взаимное превращение
| |
Творческое наследие в области естественных наук
Идеи:
- Первооснова всех вещей - элементы, из которых состоят стихии земля, вода, воздух, огонь, создаются за счёт объединения качеств (сухость и влажность, тепло и холод)
- Взаимосвязь пространства времени и материи; невозможность существования одного без другого.
- Невозможность существования пустоты в природе.
- Земля имеет форму шара.
- Геоцентрическая система мира.
- Энтелехия как способ бытия вещи
(ошибочное, но общепринятое в течение 1,5 тысячелетий до эпохи Возрождения)
| |
Основное учение о движении.
Движение
Естественное Насильственное
|
| § Происходит под действием других тел «двигателей», в том числе и прямолинейное равномерное (телеги под действием лошади), и полёт тел в воздухе (стрелы, подталкиваемой перетеканием к её оперению воздуха, отсюда идея «боязни пустоты»).
§ Движение небесных тел происходит за счет «перводвигателей».
§ Скорость движения пропорциональна действующей силе и обратно пропорциональна сопротивлению среды.
§ Скорость падения тел на Землю прямо пропорциональная их массе (тяжести). Чем больше масса, тем быстрее падает тело.
| |
Отвесное
На Земле «стремление тел к своему месту»
| |
Круговое
Самое совершенное присущее только небесному миру (вечно и неизменно)
| |
| | | | | |
| |
| | § Вниз «абсолютно тяжелых».
| |
|
| | |
|
Заслуга – желание основать физику на наблюдении
– постановка проблем механики и физики в целом, решение которых привело к созданию ньютоновской механики
– попытка построения и обоснования геоцентрической системы мира
– создание учебно-научного заведения Ликей в Афинах