Принципы русской орфографии как основа ее преподавания

Психолого-методические понятия методики обучения орфографии.

 

Орфография (от древнегреческого ὀρθογραφία — ортографи́а — «орфография», от ὀρθός — ортóс — «прямой, вертикальный; правильный, справедливый», и γράφω грáфо — «писать») система правил написания слов, сложившаяся исторически и принятая в качестве нормы письменной речи.

Эти правила представлены пятью разделами:

1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) перенос части слова с одной строки на другую;

5) графические сокращения.

 

Первый раздел является наиболее важным для русского письма, и именно к этому разделу относится большинство правил, изучаемых в начальной школе (правописание безударных гласных, непроизносимых и парных согласных и т.п.).

 

Орфографическая грамотность человека — отражение его общей и языковой культуры. Основы безошибочного письма закладываются в период обучения грамоте. "Орфографическая подготовка — это важный компонент общего речевого и языкового развития; ее успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении — словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения речи ребенка, в результате овладения им системой языка, его богатством", — отмечает М. М. Разумовская. (Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе: Книга для учителя. М., 1996. С. 7.)

 

Современные директивные документы определяют тот содержательный минимум из области орфографии, которым должны овладеть младшие школьники для дальнейшего успешного усвоения курса русского языка в основной школе. В результате освоения курса русского языка (содержательная линия "Орфография и пунктуация") "выпускник начальной школы научится: применять правила правописания (в объеме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой; при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действия, помогающие предотвратить се в последующих письменных работах".

 

Для организации обучения правописанию на уроках русского языка учителю необходимо "иметь ясное понимание того, что представляет собой наше правописание, в чем заключаются его основные закономерности, как увязываются отдельные его элементы в единую систему, какое место в этой системе занимают те или иные виды написаний. Только широкое понимание общего характера нашего правописания дает возможность учителю точно ставить конкретные задачи по проработке отдельных орфографических тем, предвидеть имеющиеся трудности, осознавать причины разнообразных ошибок, допускаемых учащимися, и находить меры к их предупреждению"[6], — писал А. Н. Гвоздев.(Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии // Избранные работы по орфографии и фонетике. С. 27.)

 

 

Сущность понятия "орфограмма"

Понятие "орфограмма" трактуется в современной лингвистике как такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определенному орфографическому правилу. На месте орфограммы может быть допущена орфографическая ошибка.  Достаточно часто в лингвистических и методических источниках орфограмма характеризуется только как написание, которое определяется правилом или словарем. Такое понимание орфограммы как языкового понятия сужает набор его опознавательных признаков, игнорируя важный для методики — наличие выбора написания. На месте орфограммы всегда есть не менее двух возможных написаний; неверный выбор одного из вариантов приводит к орфографической ошибке.

 

Орфографическая ошибка – это не соответствующие орфографическому правилу написание слова (неправильное написание слова)

 

Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется.

 

Принципы русской орфографии как основа ее преподавания

 

Орфографическая система русского языка может быть описана с помощью морфологического, фонематического, фонетического, смыслового (дифференцирующего) и традиционного принципов.

Принципы орфографии — "закономерности, лежащие в основе орфографической системы, общие основания написания слов..."

 

Морфологический принцип орфографии регулирует единообразное написание морфем (корня, приставки, суффикса, окончания) независимо от фонетических изменений, которые могут происходить при образовании родственных слов или форм слова: позиционных чередований звуков или других несоответствий письма и произношения. К таким несоответствиям относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах, оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухим согласным, озвончение глухого согласного перед звонким согласным, некоторые традиционные произношения. Например, в корне -глаз- гласный звук должен быть обозначен буквой А независимо от того, как он произносится в разных фонетических позициях: гл[а]за, гл[ъ]зомср, гл[л]застый, гл[а]з. Написания в соответствии с морфологическим принципом сохраняют буквенный состав морфем независимо от произношения. Если обучение правописанию строится на морфологическом принципе, то оно связывается с понятием "морфема", поэтому орфографическая работа возможна только в связи с изучением темы "Состав слова". Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, использование прописной буквы в именах собственных, изучаемые в первом классе, не связаны с морфологическим принципом.

 

Фонематический принцип объясняет выбор одной буквы для обозначения фонемы (ряда позиционно чередующихся звуков) в сильной и слабой позициях.

Поскольку русская графика (система русского письма) — фонемная, следует иметь в виду, что буква обозначает не звук (элемент фонемы), а фонему по сильной ее позиции.

Сравните записи (в квадратных скобках указаны звуки, а в прямых — фонемы):

тр[а]вы — тр[а]ва — тр[ъ]вяиой — |а| — а;

др[о]в — др[а]ва — др[ъ]вяной —— о;

ду[б]ы- ду[п] — ду[п]ки — |б|-б;

су[п]ы — су[п] — су[п]чик

Как видим, в слабых позициях фонем (для гласных — в безударном положении, для парных по глухости (звонкости) согласных — на конце слова и перед другими согласными, кроме сонорных и [в, в']) звуки из разных фонемных рядов (принадлежащие разным фонемам) нередко оказываются одинаковыми (сравните второй и третий столбцы слов). Буквы же, выбираемые по сильной позиции фонемы (в данном случае по букве на месте ударного гласного или парного по глухости (звонкости) согласного в положении перед гласным), могут быть разными. Иначе говоря, для обозначения одного и того же звука, находящегося в слабой позиции, при письме правильными могут быть разные буквы. Пишущий должен выбрать нужную букву. Способ выбора подсказывается тем или иным правилом. В результате неверного выбора возникает орфографическая ошибка.

"Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, что и морфологический принцип, но по-иному, с другой точки зрения, и это позволяет глубже понять природу орфографии. Он более определенно обосновывает, почему при написании... безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы [краты] — [крот]"[2]. Так, фонематическая теория не только объясняет идею подбора проверочного слова — нахождения буквы для обозначения сильной позиции фонемы, но и помогает понять причину единообразного написания морфем, т.е. действие морфологического принципа. "Морфологический и фонематический принципы орфографии не противоречат один другому, а углубляют друг друга. Проверка гласных и согласных в слабых позициях — от фонематического принципа; опора при письме на морфемный состав слова, на части речи и их формы — от морфологического", — писал М. Р. Львов.

Фонематическая теория активно внедряется в практику начального обучения правописанию, потому что позволяет начать знакомство детей с орфографической системой языка уже с периода обучения грамоте.

 

Традиционный принцип регулирует написание слов так, как принято в соответствии с традицией русского языка (собака, корова и др.) или в родном языке (для слов иноязычного происхождения — шоссе, касса, солдат и др.). Такие слова с непроверяемыми написаниями усваиваются запоминанием, с предварительным обращением к орфографическому словарю, поскольку не могут быть проверены обращением к сильной позиции фонемы согласно фонематическому принципу. Однако подобные слова сохраняют действие морфологического принципа в родственных словах и словоформах.

 

Принцип дифференциации значений еще называют смысловым, потому что орфографический образ слова может разграничить понятия: туш (музыкальное произведение) — тушь (разновидность краски), компания (группа людей) — кампания (мероприятие) и др. К числу дифференцирующих написаний принадлежит и употребление мягкого знака после шипящих в именах существительных (дочь — врач, вещь — плащ и т.д.).

Указывая на важность принципа дифференциации значений для обучения правописанию, М. Р. Львов писал: "На примере дифференцирующих написаний можно показать учащимся, что орфография — активное средство выражения мысли пишущего. Дифференцирующие написания демонстрируют учащимся значение орфографии во взаимопонимании читающего и написавшего. Они связывают орфографию не только с грамматикой, с составом и способом образования слова, но и с его значением. А иногда со значением предложения и целого текста".

 

Фонетический принцип указывает на то, что буквенная запись слова максимально соответствует его звуковому составу. В современном русском языке достаточно много слов, где не возникает расхождения между их звучанием и написанием (например, луна, крыло, крупа, синий, лысый, рулить, вымыть и др.)- Такие написания, по мнению М. Р. Львова, можно считать фонетико-графическими. Они не противоречат ни морфологическому, ни фонематическому, ни другим принципам правописания и обычно не вызывают трудностей у учащихся. Однако основные правила правописания, регулирующиеся этим принципом (правописание приставок на 3 (С), правописание О (А) в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) и др.), в начальной школе не изучаются, так как противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях. Избежать таких слов в речи младших школьников невозможно, поэтому их правописание усваивается практически на основе запоминания.

 

Рассмотрение принципов русской орфографии приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода в работе с орфограммой определенного типа. Так, опора на морфологический принцип предполагает создание прочной грамматической основы в работе по обучению правописанию, опора на фонематический принцип предусматривает использование в обучении хорошо развитого умения слышать звучащее слово, традиционный принцип предполагает применение приема осмысленного запоминания, реализация принципа дифференциации значений требует точного понимания и разграничения лексического значения слов.

 

Задание 1:

1. Сделать анализ орфограмм, изучаемых в начальной школе

2. Соотнести изучаемую орфограмму с принципом орфографии

 

 Результаты оформить в таблицу:

 

Название орфограммы В каком классе изучается С каким принципом орфографии соотнесена
     

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: