double arrow

Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.

Ход мастер-класса

     (1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим представить вам мастер – класс «Современные педагогические технологии как средство совершенствования качественного образования»

     СЛАЙД 2 Сегодня вокруг школьной программы все чаще и чаще кипят страсти о том, какие произведения стоит изъять из курса, а какие добавить, по каким учебникам обучать детей. Но для нас гораздо актуальнее стоит вопрос о том, как добиться от школьников чтения программных произведений. Да и вообще, чтения чего-либо.  Многие учителя сетуют, что современные дети не понимают литературу совсем и не желают учить историю. Мы ищем  способы сделать уроки интересными для школьников, чтобы привлечь их к чтению и изучению истории и литературы.

(2)  СЛАЙД 3 Каждый из нас знает, что в  основе инновационного обучения лежит огромное количество технологий. Сегодня хотелось бы остановиться на некоторых, которые мы используем в своей практике на уроках литературы и истории. Элементы данных технологий мы рассмотрим на примере интегрированного урока истории и литературы в 10 классе.

 Итак, это технология критического мышления (прием Кроссенс),  «Кейс-технология» и  технология «Интеллект-карты».

Наш мастер-классе могут посмотреть педагоги разных школьных предметов. Поэтому технологии, которые сегодня будут представлены, можно использовать на любом уроке.

(1) СЛАЙД 4 Первый прием, с которым мы работаем на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления. По требованиям ФГОС каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся.

Что же такое "Кроссенс"?

Этот метод представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

(2) Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо. Далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

      Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

                   (пример кроссенса)

 

 

 

 

 

 

 

(1) У вас на столах лежат конверты. Достаньте их содержимое и разложите картинками вверх.

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

      

 

 

Я предлагаю составить и разгадать кроссенс, части которого лежали у вас в конвертах. После того, как вы сложите все квадраты, ваша задача – объяснить кроссенс: определить, о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку посредством взаимосвязи изображений. (На выполнение 2 минуты).

Вы поняли, о чем идет речь? Что мы можем рассказать о теме сегодняшнего мастер-класса, используя кроссенс? (Ответы участников) 

СЛАЙД 5 Тема: «Личность Петра и петровская эпоха». Это тема  интегрированного урока истории и литературы.
(2) Мы определили тему урока. Трудно вам было? Конечно, с первого раза не получается, но это оправдывается. У детей  появляется желание отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.

Применять кроссенс можно

· при изучении нового материала;

· установка проблемной ситуации;

· при закреплении и обобщении изученного материала.

Надо заметить, что  наряду с логическим мышлением развивается зрительная память и связная речь учащихся.

(1) Среди инновационных технологий обучения всё большую популярность получает кейс - технология.

Данная технология имеет многоплановые цели:

· научить учащихся анализировать информацию;

· выявлять ключевые проблемы;

· выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

    На данном уроке мы применяли  Кейс - стади или метод ситуационного анализа.  Это разбор ситуации или конкретного случая, это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе учебную деятельность с игрой.    

(2) Приведем пример, как реализуется на уроке метод ситуационно-ролевой игры. (СЛАЙД 6)

Итак, после слова учителя о личности Петра Первого ученики (педагоги) разыгрывают сценку о введении реформ Петром Первым. (выходят 3 ученика)

    Встречаются на рынке дворянин, солдат и купец. Между ними завязался разговор о переменах в царствование Петра.
1 ученик (дворянин): Несладко пришлось  нам, дворянам. Наряд изменился до неузнаваемости: обязательно носить белую рубашку и галстук в виде ленты, поверх надевали камзол и кафтан. Кафтан носили незастегнутым – нараспашку. Мужские штаны стали короткими, к ним полагались белые шелковые чулки. На ногах тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты. Обязательно собираться на ассамблеи, знать политес, учиться танцевать, кланяться, вести разговор, понимать языки. Обучаемся военному и морскому делу за границей, служим в армии и флоте.   
2 ученик (солдат): У нас, у солдат,  армия стала регулярная, на основе рекрутской повинности, служим практически пожизненно, научил различать лево и право, носим форму нового образца. Только число построенных кораблей составило 900.

3 ученик (купец): А нами, купцами, с позволения Петра были открыты металлургические заводы для производства чугуна, пушек, ядер для нужд армии. Мы были уверены в получении государственного заказа и гарантированном сбыте товаров. Работали на наших предприятиях посессионные крестьяне.

(1) Учитель литературы:

- Нововведения в штыки воспринимается большинством людей. Как народ сопротивляется реформам?

(2 )Учитель истории: назовите варварские средства борьбы против варварства.

 Ученики (педагоги) работает. Они должны предположить, как поступит народ. Предлагают варианты.

(1) Учитель литературы: Ситуация в стране заставляла Петра быть жестоким и беспощадным (часто сверх меры); страшное воровство, запустение, отсталость вызывали у него жуткий гнев. 
А теперь обратимся к книге и посмотрим, как Толстой раскрыл варварство Петра?
   СЛАЙД  7 Ученики получают карточки с указанием глав, где Толстой прописывает жестокость Петра.

Ответы (цитаты из романа):

 В Голландии Петр работает на верфи матросом, не боится любого труда, учится кораблестроению. Активно формируется личность Петра, раскрывается его деятельный, государственный ум, все подчинено в нем главной цели: повернуть свою страну на путь, ведущий из прозябания и изолированности к прогрессу, к введению русского государства в круг передовых государств в качестве великой державы. Он нацеливается на войну с сильным противником — Швецией, чтобы иметь выход к Балтийскому морю. Понимая, что для этого нужно быть хорошо оснащенным и вооруженным, он решает строить на Урале заводы.     
Поражение под Нарвой не сломило Петра, а заставило действовать: "...воевать еще не научились... чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить". Он начинает тщательную подготовку и через три года, выступив с новой армией, с новыми пушками против шведов, побеждает, твердо встав на берегу Балтийского моря.
Кн. 1, гл. V, 2: во время веселья в новом танц-зале Лефортова дворца, куда были приглашены иностранцы, заинтересованно слушает англичанина Сиднея, который говорит ему о том, «что у нас плохо».      
Во время сватовства Саньки Бровкиной задумывается и том, что нужно своих бояр «учить политесу и танцам».   
Кн. 1, гл. VI: «Никто не думал, что можно было работать с таким напряжением, как требовал Петр. Но оказалось, что можно».  
Кн. 1, гл. VII, 2: после взятия Азова: «Нужно было искать союзников, со всей поспешностью улучшать и вооружать армию и флот, перестраивать насквозь проржавевшую государственную машину на новый, европейский лад и добывать денег, денег, денег...»    
Кн. 1, гл. VII, 9: «Нет, теперь нам не до шуток. В два года должны флот построить, из дураков стать умными! Чтоб в государстве белых рук у нас не было».)

После ответов учеников (педагогов)  сравниваем их предположения с тем, как это представлено в романе А. Толстого. (представляет учитель литературы)

   (2) Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Что дает использование кейс - технологии?

Учащемуся:

· Работа с дополнительными материалами.

· Возможность самому готовиться к ОГЭ, ЕГЭ.

СЛАЙД 8 Следующая технология, с которой мы хотели бы вас познакомить- Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.

(1) Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.

На уроках литературы и истории карты помогают ребятам составлять рассказ о жизни писателей или исторических личностях.

СЛАЙД 9 Алгоритм составления интеллект-карты:

1.В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

2.Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

3.На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

4.Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы


















Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.

Данный метод дает возможность учителю:

· повышать мотивации

· развивать творческие способности

· активизировать деятельность

· изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений

  (2)  Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

Мы предлагаем вам составить интеллект- карту «Личность Петра Iи Петровская эпоха», которая поможет обобщить изученный материал.

У вас на столе лежат заготовки карт и конверты с набором слов, рисунков, символов для заполнения карты. Приступаем.

Слова для интеллект – карты:

Семья: Алексей Михайлович, брат Иван, царевна Софья, Немецкая слобода, двоевластие, Наталья Кирилловна Нарышкина, дело царевича Алексея

Образ Петра: обучение фортификации, увлечение военным морским делом, целеустремленность, осматривал музеи, фабрики, учился делать гравюры, трудолюбие.

Реформы: создание регулярной армии, флота, создание Сената, Священного Синода, системы коллегий, принятие Табели о рангах, реформа местного управления, цехи, подушная подать, гражданский шрифт, Кунсткамера, ассамблея

         
 

 

 


- Представление результата.

 

СЛАЙД 10  (1)  В заключении предлагаем рецепт приготовления хорошего занятия.
Учитель литературы: Перечислите самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы и созданию ситуации успеха на протяжении всего занятия.

Предлагаем рецепт приготовления.
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день. Добавьте в каждое занятие по одной порции:

· мудрости;

· терпения;

· храбрости;

· работоспособности;

· оптимизма;

· преданности своему делу;

· доброты;

· отдыха и заботы о здоровье;

· доброго юмора;

· такта;

· веры в каждого ребёнка.

Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Долейте любви к детям. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

 СЛАЙД 11       Спасибо за работу. Успехов в вашей работе.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: