Ход мастер-класса
(1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим представить вам мастер – класс «Современные педагогические технологии как средство совершенствования качественного образования»
СЛАЙД 2 Сегодня вокруг школьной программы все чаще и чаще кипят страсти о том, какие произведения стоит изъять из курса, а какие добавить, по каким учебникам обучать детей. Но для нас гораздо актуальнее стоит вопрос о том, как добиться от школьников чтения программных произведений. Да и вообще, чтения чего-либо. Многие учителя сетуют, что современные дети не понимают литературу совсем и не желают учить историю. Мы ищем способы сделать уроки интересными для школьников, чтобы привлечь их к чтению и изучению истории и литературы.
(2) СЛАЙД 3 Каждый из нас знает, что в основе инновационного обучения лежит огромное количество технологий. Сегодня хотелось бы остановиться на некоторых, которые мы используем в своей практике на уроках литературы и истории. Элементы данных технологий мы рассмотрим на примере интегрированного урока истории и литературы в 10 классе.
|
|
Итак, это технология критического мышления (прием Кроссенс), «Кейс-технология» и технология «Интеллект-карты».
Наш мастер-классе могут посмотреть педагоги разных школьных предметов. Поэтому технологии, которые сегодня будут представлены, можно использовать на любом уроке.
(1) СЛАЙД 4 Первый прием, с которым мы работаем на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления. По требованиям ФГОС каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся.
Что же такое "Кроссенс"?
Этот метод представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
(2) Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо. Далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
|
|
(пример кроссенса)
(1) У вас на столах лежат конверты. Достаньте их содержимое и разложите картинками вверх.
Я предлагаю составить и разгадать кроссенс, части которого лежали у вас в конвертах. После того, как вы сложите все квадраты, ваша задача – объяснить кроссенс: определить, о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку посредством взаимосвязи изображений. (На выполнение 2 минуты).
Вы поняли, о чем идет речь? Что мы можем рассказать о теме сегодняшнего мастер-класса, используя кроссенс? (Ответы участников)
СЛАЙД 5 Тема: «Личность Петра и петровская эпоха». Это тема интегрированного урока истории и литературы.
(2) Мы определили тему урока. Трудно вам было? Конечно, с первого раза не получается, но это оправдывается. У детей появляется желание отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.
Применять кроссенс можно
· при изучении нового материала;
· установка проблемной ситуации;
· при закреплении и обобщении изученного материала.
Надо заметить, что наряду с логическим мышлением развивается зрительная память и связная речь учащихся.
(1) Среди инновационных технологий обучения всё большую популярность получает кейс - технология.
Данная технология имеет многоплановые цели:
· научить учащихся анализировать информацию;
· выявлять ключевые проблемы;
· выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
На данном уроке мы применяли Кейс - стади или метод ситуационного анализа. Это разбор ситуации или конкретного случая, это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе учебную деятельность с игрой.
(2) Приведем пример, как реализуется на уроке метод ситуационно-ролевой игры. (СЛАЙД 6)
Итак, после слова учителя о личности Петра Первого ученики (педагоги) разыгрывают сценку о введении реформ Петром Первым. (выходят 3 ученика)
Встречаются на рынке дворянин, солдат и купец. Между ними завязался разговор о переменах в царствование Петра.
1 ученик (дворянин): Несладко пришлось нам, дворянам. Наряд изменился до неузнаваемости: обязательно носить белую рубашку и галстук в виде ленты, поверх надевали камзол и кафтан. Кафтан носили незастегнутым – нараспашку. Мужские штаны стали короткими, к ним полагались белые шелковые чулки. На ногах тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты. Обязательно собираться на ассамблеи, знать политес, учиться танцевать, кланяться, вести разговор, понимать языки. Обучаемся военному и морскому делу за границей, служим в армии и флоте.
2 ученик (солдат): У нас, у солдат, армия стала регулярная, на основе рекрутской повинности, служим практически пожизненно, научил различать лево и право, носим форму нового образца. Только число построенных кораблей составило 900.
3 ученик (купец): А нами, купцами, с позволения Петра были открыты металлургические заводы для производства чугуна, пушек, ядер для нужд армии. Мы были уверены в получении государственного заказа и гарантированном сбыте товаров. Работали на наших предприятиях посессионные крестьяне.
(1) Учитель литературы:
- Нововведения в штыки воспринимается большинством людей. Как народ сопротивляется реформам?
(2 )Учитель истории: назовите варварские средства борьбы против варварства.
Ученики (педагоги) работает. Они должны предположить, как поступит народ. Предлагают варианты.
|
|
(1) Учитель литературы: Ситуация в стране заставляла Петра быть жестоким и беспощадным (часто сверх меры); страшное воровство, запустение, отсталость вызывали у него жуткий гнев.
А теперь обратимся к книге и посмотрим, как Толстой раскрыл варварство Петра?
СЛАЙД 7 Ученики получают карточки с указанием глав, где Толстой прописывает жестокость Петра.
Ответы (цитаты из романа):
В Голландии Петр работает на верфи матросом, не боится любого труда, учится кораблестроению. Активно формируется личность Петра, раскрывается его деятельный, государственный ум, все подчинено в нем главной цели: повернуть свою страну на путь, ведущий из прозябания и изолированности к прогрессу, к введению русского государства в круг передовых государств в качестве великой державы. Он нацеливается на войну с сильным противником — Швецией, чтобы иметь выход к Балтийскому морю. Понимая, что для этого нужно быть хорошо оснащенным и вооруженным, он решает строить на Урале заводы.
Поражение под Нарвой не сломило Петра, а заставило действовать: "...воевать еще не научились... чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить". Он начинает тщательную подготовку и через три года, выступив с новой армией, с новыми пушками против шведов, побеждает, твердо встав на берегу Балтийского моря.
Кн. 1, гл. V, 2: во время веселья в новом танц-зале Лефортова дворца, куда были приглашены иностранцы, заинтересованно слушает англичанина Сиднея, который говорит ему о том, «что у нас плохо».
Во время сватовства Саньки Бровкиной задумывается и том, что нужно своих бояр «учить политесу и танцам».
Кн. 1, гл. VI: «Никто не думал, что можно было работать с таким напряжением, как требовал Петр. Но оказалось, что можно».
Кн. 1, гл. VII, 2: после взятия Азова: «Нужно было искать союзников, со всей поспешностью улучшать и вооружать армию и флот, перестраивать насквозь проржавевшую государственную машину на новый, европейский лад и добывать денег, денег, денег...»
Кн. 1, гл. VII, 9: «Нет, теперь нам не до шуток. В два года должны флот построить, из дураков стать умными! Чтоб в государстве белых рук у нас не было».)
|
|
После ответов учеников (педагогов) сравниваем их предположения с тем, как это представлено в романе А. Толстого. (представляет учитель литературы)
(2) Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Что дает использование кейс - технологии?
Учащемуся:
· Работа с дополнительными материалами.
· Возможность самому готовиться к ОГЭ, ЕГЭ.
СЛАЙД 8 Следующая технология, с которой мы хотели бы вас познакомить- Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
(1) Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.
На уроках литературы и истории карты помогают ребятам составлять рассказ о жизни писателей или исторических личностях.
СЛАЙД 9 Алгоритм составления интеллект-карты:
1.В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
2.Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
3.На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
4.Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы
Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
Данный метод дает возможность учителю:
· повышать мотивации
· развивать творческие способности
· активизировать деятельность
· изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений
(2) Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
Мы предлагаем вам составить интеллект- карту «Личность Петра Iи Петровская эпоха», которая поможет обобщить изученный материал.
У вас на столе лежат заготовки карт и конверты с набором слов, рисунков, символов для заполнения карты. Приступаем.
Слова для интеллект – карты:
Семья: Алексей Михайлович, брат Иван, царевна Софья, Немецкая слобода, двоевластие, Наталья Кирилловна Нарышкина, дело царевича Алексея
Образ Петра: обучение фортификации, увлечение военным морским делом, целеустремленность, осматривал музеи, фабрики, учился делать гравюры, трудолюбие.
Реформы: создание регулярной армии, флота, создание Сената, Священного Синода, системы коллегий, принятие Табели о рангах, реформа местного управления, цехи, подушная подать, гражданский шрифт, Кунсткамера, ассамблея
- Представление результата.
СЛАЙД 10 (1) В заключении предлагаем рецепт приготовления хорошего занятия.
Учитель литературы: Перечислите самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы и созданию ситуации успеха на протяжении всего занятия.
Предлагаем рецепт приготовления.
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день. Добавьте в каждое занятие по одной порции:
· мудрости;
· терпения;
· храбрости;
· работоспособности;
· оптимизма;
· преданности своему делу;
· доброты;
· отдыха и заботы о здоровье;
· доброго юмора;
· такта;
· веры в каждого ребёнка.
Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Долейте любви к детям. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
СЛАЙД 11 Спасибо за работу. Успехов в вашей работе.