Правовые основы безопасности на железнодорожном транспорте

Тема №1-2 Правовое регулирование распоряжением имуществом и обеспечение безопасности на ЖТ.

  В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная формы собственности.

  В связи с этим субъектами права собственности могут быть любые субъекты гражданского права: граждане, юридические лица (кроме унитарных предприятий и финансируемых собственником учреждений), государственные и муниципальные образования.

Право собственности дает возможность обладателю-собственнику определять содержание и направление использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное «хозяйственное господство», т.е. осуществлять определенные правомочия.

В п. 1 ст. 209 ГК РФ эти правомочия определены как права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Под правомочием владения имуществом понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве, т.е. фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.

Правомочие пользования имуществом представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.    

Правомочие распоряжения имуществом означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т.д.).

Все три названных правомочия концентрируются у собственника одновременно.

Железнодорожный транспорт, составляющий основу транспортной системы Российской Федерации, является единым производственно-технологическим комплексом, в связи с этим он находится в ведении государства, а имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с особенностями приватизации имущества железнодорожного транспорта и для обеспечения права собственности законом установлено, что учредителем единого хозяйствующего субъекта ОАО «РЖД» является Российская Федерация.

 Уставный капитал ОАО «РЖД» сформирован путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.

  Государственное управление имуществом осуществляется федеральным органом исполнительной власти в лице Министерства транспорта РФ.

  Операции по продаже находящегося у предприятий железнодорожного транспорта на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, сдача его в аренду или распоряжение этим имуществом иным способом, осуществляемые без изменения права федеральной собственности на это имущество, могут производиться хозяйствующим субъектом только с согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

  Подвижной состав и контейнеры, находящиеся в федеральной собственности, могут продаваться, обмениваться, предоставляться безвозмездно во временное пользование, списываться с баланса без изменения права этой собственности применительно к специфике деятельности железнодорожного транспорта только уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

  Аналогичные операции с подвижным составом и контейнерами для граждан и юридических лиц, но с изменением права федеральной собственности на это имущество осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

  Особый случай прекращения права собственности представляет собой приватизация имущества железнодорожного транспорта, онаможет производиться только в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

  В соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте» железные дороги, а также объекты железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс и проведение аварийно-восстановительных работ, не подлежат разгосударствлению и приватизации.

Правовые основы безопасности на железнодорожном транспорте.

Основные положения, касающиеся безопасности деятельности железнодорожного транспорта, закреплены в главе 4 «Безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях» Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств возложена на федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет:

- правовое и техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

- устанавливает классификацию транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий;

- устанавливает порядок служебного расследования и учета указанных происшествий и событий;

- осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изготовления, приемки и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств.

Функция государственного контроля (надзора) возложена на специальную службу федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, ее структура, задачи и полномочия, а также полномочия ее государственных ревизоров определяются Правительством Российской Федерации.

Закон возлагает обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте и на участников перевозочного процесса. В соответствии с п. 2 ст. 20 владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса в пределах, установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:

- безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;

- безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;

- безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

- экологическую безопасность.

Установлены обязанности и ответственность для участников перевозочного процесса, таких как:

- владельцы инфраструктуры, перевозчики, грузоотправители и грузополучатели в связи с обеспечением безопасности перевозок.

  Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие объекты железнодорожного транспорта связанные с движением поездов и маневровой работой отнесены к зонам повышенной опасности.

В связи с этим к перечисленным зонам предъявляются повышенные требования.

В соответствии со ст. 21 нахождение граждан и размещение объектов в зонах повышенной опасности, выполнение в этих зонах работ, проезд и переход через железнодорожные пути регулируются правилами, которые утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

  Гарантией соблюдения их положений является возложение на лиц, нарушивших правила, ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

  Объекты, на территориях которых осуществляется производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасное функционирование железнодорожного транспорта.

  Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений, пересечений железнодорожных путей общего пользования линиями связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводами и другими наземными и подземными сооружениями устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

  Порядок пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами, определение таких пересечений, правила пересечений, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия,  устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Экологическую и пожарную безопасность, а также вопросы санитарно- эпидемиологического благополучия населения, осуществляют владельцы инфраструктур, перевозчики и организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом.

Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

Государственный контроль за обеспечением экологической безопасности, а также за обеспечением санитарно- эпидемиологического благополучия населения на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта через свои санитарно-гигиенические и эпидемиологические учреждения.

Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или другими организациями.

Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями.

  Обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования и борьбы с преступностью, то эта функция возложена на органы внутренних дел на транспорте.

  При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в принятии необходимых участвуют не только владелец инфраструктуры и перевозчик, но также грузоотправитель и грузополучатель. Они должны обеспечить немедленное направление мобильного подразделения или своих представителей на место транспортного происшествия в зависимости от его тяжести.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: