Учебный курс в системе университетской подготовки бакалавров, магистрантов, аспирантов

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

Магистерский курс «Философские вопросы естествознания» (ФВЕ) изучается в первом семестре первого года магистратуры. По учебному плану на учебный курс ФВЕ выделяется 144 часа, из которых: 33 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (1 час – мероприятия промежуточной аттестации; 32 часа занятия лекционного типа, в том числе 2 часа – мероприятия текущего контроля успеваемости), 111 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.

Учебный курс заканчивается зачетом. В

Все положительные достижения обучающихся в ходе освоения материала курса будут учитываться, но все дают зачет на общих основания (так называемых, «автоматов» нет).

 

 

Тема 1. Введение в учебный курс ФВЕ

Введение во введение

В самом начале нужно дать общее представление о системно-историческом контексте учебного курса (учебный курс в контексте развития современного образовательного процесса; учебный курс в системе непосредственной профессиональной подготовки обучающихся), а также обозначить общее содержание, разработанность, системную организацию, основные блоки, темы/проблемы учебного курса. Может быть два варианта подачи этого материала. Вариант первый: данная информация дается очень кратко, и она прямо не отражается в итоговых, контрольных вопросах по учебному курсу. Вариант второй: данная информация дается в достаточном объеме, и она потом включается в итоговые, контрольные вопросы по учебному курсу. Считаем, что второй вариант более адекватен современности (в частности, из-за постоянного процесса изменений в мире, и необходимости реагировать на них).

В соответствие с этим, формируются следующие три блока тем и проблем, которые: будут отражены во введении; будут проверяться в тестовых заданиях; войдут в итоговые, контрольные вопросы по учебному курсу:

- Учебный курс в контексте изменения, развития современного образования.

- Учебный курс в системе университетской подготовки бакалавров, магистрантов, аспирантов.

- Структура, центральные темы, ключевые проблемы, степень разработанности курса.

 



Учебный курс в контексте изменения, развития современного образования

Введение

Современное образование сильно меняется – необходимо реагировать на происходящее, если есть нацеленность на то, чтобы создать достойный учебный курс.

Проблема соотнесения, конкуренции очного и дистанционного образования; увеличение времени на самостоятельную подготовку; возможные новые формы педагогической работы

Сегодня можно говорить о формировании прямой конкуренции между традиционным, очным университетским образованием и дистанционным. В историческом плане это конкуренция или исходная разность берет начало в наличие двух форм образования: очного и заочного. Заочное образование показывало, что, в принципе, можно было получить образование путем самостоятельной работы, на основе специально подготовленных педагогических средств для самостоятельной работы, с минимальным (в сравнение с очным образованием) прямым участием преподавателей. На новом качественном уровне – на основе постоянных качественных улучшений в области информационно-коммуникационных технологий – традицию заочного образования продолжило дистанционное образование. Суть вопроса, где предел развития дистанционного образования? В помощь общего понимания происходящего – дается начало нижеследующей таблицы.

Таблица 1

  Пункты, моменты образовательной деятельности   Очное образование ? >, <,  = Заочное/дистанционное образование   Возможный некий неожиданный гибрид между очным и дистанц. образ.
  Где все происходит   В основном (лекции, семинары, зачеты/экзамены) все происходит в специализированных учебных корпусах на территории университета; где во время занятий в коридорах не шумят, где родственники не отвлекают, где существует общая атмосфера для занятий     ?   В идеале, все может происходить в любом удобном для обучающегося месте, прежде всего, у него дома,   Возможно, будут некие центры, в которых можно будет получать персональную учебную информацию в комфортных условиях (тишина, не мешают домашние, нет родного холодильника с вкусняшками, …)
Лекции Реальные лекции никогда не смогут заменить видеолекции, поскольку …   Видеолекции вполне могут заменить очные лекции, поскольку …  
Контроль, тесты     Интернет тесты (автоматически проверяемые) = лучше (экономят время и ко), чем любые другие  
       
Денежные траты: - стоимость обучения (включая плату преподавателям, за образовательные помещения), - стоимость дороги до университета и обратно, - процент использования, соответственно, экономическая выгода от домашнего компьютера, домашних помещений … -        
         
         

 После заполнения этой таблицы, скорее всего, вполне обоснованно будет говорить о том, что современное очное образование – это уже очно-заочное/дистанционное.

Увеличение времени на самостоятельную подготовку. Как бы ни закончилась конкурентная борьба между очным и дистанционным образованием, но она уже привела к росту времени на самостоятельную подготовку в ущерб очным занятиям. Скорее всего, эта тенденция сохраниться. Соответственно, стоит реальная проблема обеспечения хорошего качества образования в этих условиях. Предполагаем, что для этого нужно подготовить, сделать, организовать:

- печатный текст всего учебного материала (в курсе ФВЕ много основного учебного материала будет даваться в печатном виде),

- индивидуальные задания (в частности, целые проекты) для самостоятельной (индивидуальной и коллективной) работы (в курсе ФВЕ планируются таковые),

-- частью этих заданий может быть подготовка с дальнейшей публикацией тезисов на научные очные и заочные конференции (в прошлом 2019 году один магистрант с этого потока подготовил тезисы на заочную научную конференцию в г. Вологду),

- проверочные тесты по каждой теме (в курсе ФВЕ планируются таковые),

- в прошлом году был подготовлен материал для магистерского интервью с преподавателем кафедры об общих вопросах кандидатской диссертации, науке и т.а. (возможно, что надо продолжить делать что-то подобное)

- оставшиеся часы живого общения между преподавателями и студентами использовать как-то более «живее» (другое дело, как это сделать без потери требуемой серьезности обучения),

- …

Уверены, что очень большое значение для современной образовательной работы вообще и обеспечения качества самостоятельной работы студентов имеет полноценная работа с/на eLibrary. Этот отечественный интернет-ресурс: аккумулирует огромный массив научных текстов (журналов, книг, конференций, …); представляет публицистическую активность авторов, фиксирует ссылки на их работы и многое-многое другое, крайней необходимое для полноценной научной, технической, образовательной деятельности. Надеемся, что вы знаете о library, зарегистрированы в ней и получаете там много важной для вас образовательной, научно-технической информации. Соответственно, вы также имеете представление о РИНЦ и других системах научного цитирования.

Возможные новые формы педагогической работы. Рост времени на самостоятельную работу, рост возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, угрозы коронавирусов заставляет думать о перспективном использовании всего положительного здесь и максимального учета возможных проблем. Используется электронная почта, мобильная связь …

Пример планируемого нового (правда, для бакалавров): разрабатывается проект последовательно-системного изложения и индивидуально-коллективного усвоения курса бакалаврской философии. Основой этого проекта является то, что у меня бакалаврский курс философии четко структурирован и представлен в печатном виде. В этом случае курс можно, одновременно, давать, и традиционно (последовательно и для каждого), и дополнительно – системно-коллективно. Последнее будет обеспечиваться так. На первом же семинарском занятии все девять тем бакалаврской философии будут распределены внутри группы, т.е. в целом студенческая группа уже после первого занятия будет знать весь курс философии. Это знание, в частности, будет активизироваться в случае непредвиденных обстоятельств. К примеру, если бы такое предварительное распределение было сделано с магистрами 2020-2021 годов ФизФака, то проблемы со связью на первой дистанционной лекции были бы частично (а может и вполне хорошо) решены: вместо преподавателя первую тему всему магистерскому потому могли бы представить ответственные за этот раздел магистранты.

По материалу этой учебной информации разработан тест по Илайбрери.

Пример тестового задания:

Какая из указанных статей Бориса Григорьевича Юдина (г. Москва) была опубликована в 2005 году?

(!) «От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной»;

«Социальная справедливость как проблема биоэтики»;

«Человеческий потенциал как критический ресурс России»;

«Человеческие ориентиры науки в обществе знания»;

«Субкультура закрытых коллективов как объект научных исследований»


Глобализация, выделение ведущих вузов (интенсивно использующих дистанционные технологии), коммерциализация образования как тенденции и проблемы современной университетской деятельности и образования

Рассмотренная проблема трансформации традиционного очного образования в сторону очно-заочно/дистационного – насущная, прямая педагогическая проблема, требующая непосредственного решения. Но эта проблема не является единственной. Существует целый ряд проблем, оказывающих влияние на современный образовательный процесс. Дадим общее представление об этой ситуации.

Всю совокупность современных проблем образовательного процесса можно условно свести к более и менее общим, значимым. Примером последних можно взять область аспирантуры, подготовки кандидатских и докторских диссертаций (уменьшается число аспирантов; поднимается вопрос, о переходе от отечественной системны научных званий к зарубежной, как менее временно емкой, и др.). Общие проблемы, по определению, охватывают общие и определяющие всю ситуацию образования проблемы.

Исходной общей современной проблемой образования можно считать современный процесс глобализации образования. Глобализация образования отражает, по крайней мере, два феномена: во-первых, университеты всего мира начинают открыто сравниваться друг с другом, во-вторых, люди достаточно активно используют возможность получать образование в различных университетах мира.

Глобализация образования фиксирует общую тенденцию. Более точно и проблемно глобализация образования начинает выглядеть, если эта глобализация соотносится с процессом выделения небольшого числа ведущих вузов, которые интенсивно используют дистанционные технологии. Отмечается, что эта тенденция ведет к значительному разрыву между ведущими и «неведущими» вузами, к потере значимости национальных университетов.

Если формирование ведущих глобальных вузов должно быть прямо связано с экономической целесообразностью, то из этого вытекает и такая существенная тенденция современного образования, как стремление к коммерциализации образования. В этом плане целесообразно не только сокращения числа вузов, но и числа преподавателей (в частности, через интенсивное использование автоматизированных информационно-коммуникационных средств образования), времени на общую, гуманитарную, культурную подготовку.

Все указанные общие тенденции могут быть отражены в теории становления новой третьей формы/поколения университетской жизни и образования, предпринимательского университета.

Подытоживая. Нет сомнения в том, что новые реалии образовательной университетской деятельности оказывают свое существенное влияние на процесс образования, на формирование и изучение любого университетского учебного курса. Соответственно, знать об этой ситуации, иметь свое мнение по данным вопросам, видеть и способствовать тому, что современное образование было адекватно реальным вызовам современного времени – элемент общей культуры (теории и практики) современного студента. Соответственно, данная проблематика выносится на итоговое, экзаменационное обсуждение.

 

Пока не планирую по данному материалу делать тесты и углубленно спрашивать.

Но вопрос – интересный; если будет желание расширить знание по этой проблематике, то можно посмотреть следующий материал.

Воронкова О.В. Трансформация системы образования в условиях глобализации // Глобальный научный потенциал. 2016. № 10 (67). С. 59-60.

Палей Е.В. Онтологические основания и цели образования: противоречия трансформации // Известия высших учебных заведений. Серия: «Гуманитарные науки». 2015. Т. 6. № 1. С. 21-25.

Ридингс Б. Университеты в руинах. – Минск: БГУ, 2009. 248 с.

Щелкунов М.В. Университеты нового поколения // Вестник ТИСБИ. 2017. № 2. С. 17-26.




Учебный курс в системе университетской подготовки бакалавров, магистрантов, аспирантов

Введение.

Образовательные задачи любого философского курса двуедины, с одной стороны, давать и углублять философское знание и подготовку, с другой стороны, способствовать получению качественного итогового профессионального образования. В норме, эти задачи теснейшим образом связаны, но этим не отменяется их специфичность. Рассмотрим данную проблематику.

 

Курс в системе общефилософской подготовки

Значимость философии в университетском образовании ведет к ее присутствию на всех трех уровнях подготовки: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Важность философского образования еще раз подтверждают новые образовательные стандарты, многие прописанные там общекультурные компетенции, которыми должны обладать выпускники вуза, формируются, именно, в ходе освоения философской теории и практики.

Значимость философии обосновывается в рамках бакалаврского курса философии. Здесь указывается главное: философия – это обоснованное мировоззрение свободного, современного человека. Это определение философии постепенно выводится, по мере освоения основных разделов философского знания, к каковым можно отнести; введение в философию, историю философии, онтологию, гносеологию, философию человека, философию общества и будущего человечества.

Суть раздела «Введение в философию»: органично выйти на специфику философии; показать отличие философии от всех других видов мировоззрений (мифологического, религиозного, эстетического, обыденного, научного); представить ход исторических изменений в мировоззренческой сфере; показать, что формирование современного научно-философского мировоззрения является наиболее адекватной формой мировоззрения для выпускников вуза и человечества.

Суть раздела «История философии»: показать последовательное историческое развитие мысли по всем направлениям философских исследований, формирующее основу достижений современной философии, и способствующее ее дальнейшему творческому развитию в плане адекватных ответов на современные мировоззренческие вызовы. (Самое общее деление в области огромного историко-философского материала следующее: начала истории философии и древняя философия; история западной философии XVII-XIX вв.; история новейшей и российской философии.)

Суть раздела «Онтология»: представить общее системное видение всего существующего: рассмотреть вопросы бесконечности, боге (в полемике материализма, объективного и субъективного идеализма), всеобщем в мире (бытие, материя, пространство, временя, движение, детерминизм, развитие и др.), как условие общего историко-системного понимания происходящего, среды/условий/контекста нашего существования.

Суть раздела «Гносеология»: дать системное и перспективное видение познавательного процесса через рассмотрение вопросов о природе (необходимости) и общественной обусловленности познания, специфике познавательного процесса (специфика и взаимоотношении чувственного, рационального, иррационального познания; методы познания; научное познание и научная теория как высшие формы познавательной деятельности) и результатов познания (знание, истина).

 Суть раздела «Философия человека»: рассмотреть две основные группы вопросов: что есть человек (происхождение человека; человек в системе общественных связей; биологическое и социальное, сознательное и бессознательное в человеке и др.) и смысл его жизни (свобода, счастье, индивидуализм или этатизм и др.).

Суть раздела «Философия общества и будущего человечества»: раскрыть вопросы, что есть общество (происхождение общества, структура общественной жизни) и показать основные тенденции и проблемы общественного развития (скорость общественных изменений; коммунизм; постиндустриальное общество; ноосфера, глобализм или антиглобализм; постчеловеческое общество и др.), в целом, создать основу для сознательной ответственной и перспективной социальной деятельности человека.

Суть раздела «З аключение» - подведение итогов и указание планов развития/совершенствования курса.

Бакалаврская философия обязана дать общее представление о философии. Соответственно, любой другой философский курс всегда будет только, так или иначе, обогащать, углублять, оригинально трансформировать информацию, основы которой уже даны в бакалаврской философии. Базовый характер бакалаврской философии делает целесообразным актуализацию основных моментов бакалаврской философии перед изучением любого нового философского курса.

Помощью в этой актуализации будут соответствующий тест по данной проблематике. Пример тестового вопроса.

Автор высказывания: «Относительно всех наук, изящных и прикладных искусств, ремесел распространено убеждение, что для овладения ими необходимо затратить большие усилия на их изучение и на упражнения в них. Относительно же философии, напротив, в настоящее время, видимо, господствует предрассудок, что – хотя из того, что у каждого есть глаза и руки, не следует, что он сумеет сшить сапоги, если ему дадут кожу и инструменты, – тем не менее каждый непосредственно умеет философствовать и рассуждать о философии, потому что обладает этой меркой в виду природного ума, как будто он не обладает точно такой же меркой для сапога в виде своей ноги.»

! Г. Гегель

Л. Фейербах

Протагор

К. Ясперс

П. Фейерабенд

В идеале, все бакалавры пойдут в магистратуру, а затем в аспирантуру. Соответственно, в принципе, можно планировать последовательное философское образование, когда окончательная глубина и сложность философского материала дается на аспирантском курсе. В реальности, не все бакалавры пойдут в магистратуру, и не все магистранты пойдут в аспирантуру. Отсюда, дилемма. Либо продолжать давать магистрантам тот философский материал, который предназначен, именно, для магистрантов (а не для аспирантов), т.е. предполагать, что та часть магистрантов, которая не пойдет в аспирантуру, не будет ознакомлена с окончательной глубиной и сложностью философии. Либо учитывать, что часть магистрантов не будут аспиратами, и планировать в магистерских курсах давать в общем виде и аспирантский философский материал. Второе решение кажется справедливым, но возникает проблема повторов философского материала для тех магистрантов, которые продолжат обучение в магистратуре.

В идеале, существует строго продуманная система поступательного философского образовании бакалавров, магистрантов, аспирантов. В реальности этого трудно достичь. Не в последнюю очередь это связано с тем, что магистерские философские курсы достаточно разные у разных специальностей, к тому же до сих пор продолжают меняться названия (содержание) этих курсов. Основное направление решения данное проблемы – продолжать работу по согласованию бакалаврского, магистерского, аспирантского философского образования.

 

 


Курс в системе профессиональной подготовки

В идеале, философское и профессиональное, научно-техническое знание, деятельность довольно органично дополняют друг друга. Соответственно, в итоге: университетская философия выполняет свою функцию быть мировоззренческой, общеметодологической частью успешной профессиональной деятельности и жизненного пути выпускника вуза. (В норме, это обеспечивается тем, что философия не привязана жестко только, например, к автомобильной или химической специфике, а обогащает общим видением любую конкретную профессию.)

В реальности бывает по-разному. (В неидеальных случаях, как правило, философская тематика кажется слишком общей для конкретной профессиональной деятельности.)

Предполагаем, что одним из направлений утверждения гармоничных взаимоотношений между философией и все другой университетской подготовкой может быть реализация совместных, междисциплинарных проектов. В общем, все это может быть частью трансформации современного университетского образования в адекватную современным общественным потребностям форму, устойчиво функционирующих национальных университетов, органично сочетающих традиции и новации. Формирование этой формы университета выступает формой противопоставления глобальным, предпринимательским университетам, уничтожающим национальные университеты и культуру.

Предполагаемые междисциплинарные проекты могу быть разных форм и масштабов. Главное здесь, конкретная междисциплинарная работа, наглядно демонстрирующая важность философской подготовки выпускника вуза. Примером небольшого проекта может быть проект подготовки рекламного материала для абитуриентов по своей специальности. Примером устойчивых, больших проектов может быть взята идея «образовательной гуманитарной экспертизы».

Сейчас активно обсуждаемая идея гуманитарной экспертизы выводится из конкретной истории применения биотехнологических, медицинских новаций. Возникающие здесь новые, сложные вопросы (распределение дефицитных средств; опасения, связанные с самим фактом новизны), вызвали к жизни специфические этические комитеты, в которых обсуждались и давались прямые рекомендации по решению этих новых, сложных вопросов. В теории гуманитарной экспертизы указанные медицинские этические комитеты выступали передовой формой общей тенденции в практике применения новейших технологий. Представляется, что гуманитарная экспертиза будет средством осмысления и решения сложнейших проблем общественного развития. Логично считается, что гуманитарная экспертиза должны быть междисциплинарной. Наряду с конкретными профессионалами, в гуманитарной экспертизе должны принимать участие специалисты широкого профиля, других областей научно-технической деятельности, представители философского, социально-гуманитарного знания. Обязательными участниками гуманитарной экспертизы должны быть обычные люди, которых может или прямо затрагивает обсуждаемая проблема применения инноваций (возможные пациенты медицинских учреждений; жители определенной местности).

Гуманитарная экспертиза во много созвучна известным усилиям по развитию современной демократии, становлению непосредственной, прямой демократии. В русле создания новой формы университета гуманитарная экспертиза может и должна играть важную роль. Каждое из направлений подготовки обучающихся в университете будет проверять итоговое качество своего образования, связи своей теории с практикой через гуманитарную экспертизу. Точный выбор объекта для гуманитарной экспертизы позволяет провести объективную проверку наличия всех тех компетенций, которые должны быть у выпускника вуза. В идеале, получаемый в ходе серьезной образовательной гуманитарной экспертизы результат доказательно свидетельствует для преподавателей, обучающихся, работодателей, что выпускник готов к непосредственной профессиональной деятельности.

Нет сомнений, что опыт образовательной гуманитарной экспертизы прямо продемонстрирует значимость философии для продуктивной, перспективной профессиональной деятельности.


Структура, центральные темы, ключевые проблемы, степень разработанности учебного курса.

 

Курс состоит из следующих шести тем (разделов):

 

1. Введение в учебный курс ФВЕ

Суть: введение в проблематику курса; историко-системный контекст основной проблематики курса … все это дано выше, там же обоснована необходимость такого введения; ниже идет завершение введения.

 

2. Общие проблемы определения науки, естествознания.

Суть: обращаться сразу к теме естественных наук в следующих условиях неправильно: тему «науки» затрагивали давно и чуть-чуть на бакалаврском курсе; в науке есть много и много проблем. Целесообразно постепенно спускаться к непосредственной философской специфики непосредственных естественных наук постепенно, одновременно, разъясняя наличные проблемы науки вообще (соответственно, естественных наук, в частности.

Здесь будут рассмотрены проблемы: определение науки; появления новых наук; специфика позитивистского взгляда на науку: историческое развитие типов научной рациональности.

+ Скорее всего, уже к следующему занятию будем организовывать современное, преподаватель+магистр изложение материала по «определению науки».

 

3. Актуальные проблемы науки, естествознания

Суть: коснуться тех проблем, которые возникли недавно, но носят очень значимый характер. Примером такой проблемы является проблема визуализации (предварительно можно посмотреть эту проблематику по списку работа В.М. Маслова на Илайбрери). Также здесь будут представлены темы личности (ученого как личности), научно-технического творчества.

 

4. Естествознание в системе научного знания: естествознание и синергетика.

Суть: показать исходную специфику естествознания в сравнительном контексте с математикой, социально-гуманитарном знании, техническими науками, и потом с синергетикой.

Важнейшим моментом этой темы будет сравнение естественных наук с техническими. Будет дано современное отношение науки с техническими науками и далее с техникой. Будет показано, что все это ведет к теме современности как техногенной цивилизации и здесь же поднимаются самые главные вопросы современной этики науки, вообще, современного техногенного мира.

В идеале здесь будет планироваться интернет дискуссия по теме бессмертия. Общая проблематика этого в тезиса Маслова, Флегонтова на Илайбрери.

 

5. Философские проблемы физики, космологии, химии, биологии.

Суть: рассмотрение конкретных философских проблем конкретных естественных наук

 

6. Заключение. Итоги, проблемы и перспективные планы курса ФВЕ.

Суть: подвести итоги, отметить, что удалось, а что нет, и наметить дальнейшие перспективы развития курса.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: