Доклад Беляевой М.Г. – учителя начальных классов на ШМО 05. 04. 2017 г.
Требования к уроку по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
2. В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
3. - признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования;
4. - признание того, что развитие личности зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
5. - развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
|
|
6. - разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
7. - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат образования;
8. - реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
9. - разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
10. Урок по ФГОС – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;
- на уроке реализуется деятельностный подход;
- организация урока динамична и вариативна;
- на уроке используются современные педагогические технологии.
|
|
11. Урок по ФГОС – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, для формирования ее нравственных основ.
12. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры.
Опорный конструктор урока
• Организационный этап
• Контроль за усвоением пройденного материала
• Подготовка учащихся к работе на основном этапе
• Этап усвоения новых знаний и способов действий
• Первичная проверка понимания изученного
14.
• Этап закрепления новых знаний и способов действий
• Применение знаний и способов действий
• Обобщение и систематизация
• Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
• Коррекция знаний и способов действий
• Подведение итогов занятия
• Рефлексия.
15. Степень эффективности применяемых методов:
• Лекция -5%
• Самостоятельное чтение-10%
• Аудио и видео просмотр-20%
• Демонстрация-30%
• Групповое обсуждение-50%
• Выполнение практических заданий-75%
• Обучение других (применение знаний на практике)-90%
16. Принципы деятельности педагога:
• пересмотр схемы и требований к уроку;
• изменение психологических условий обучения;
• создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
• создание психологической комфортности;
• равенство всех участников учебного процесса;
• привлечение детей к деятельности на добровольной основе;
17.
• возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
• вера в каждого ребенка;
• способствовать речевому развитию;
• максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка уроку | Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока. | Учитель пользуется сценарным планом урока. |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. | Деятельность обучающихся. |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: ü по поиску и обработке информации; ü обобщению способов действия; ü постановке учебной задачи; |
19.
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Формулировка заданий для обучающихся | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д. | Формулировки: докажите, измените, придумайте. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и /или индивидуальная |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Родители не включены в образовательный процесс. | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. |
20.
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся. | Создается обучающимися. Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации своих работ. |
Результаты обучения | Ø предметные результаты; Ø нет портфолио обучающегося; Ø основная оценка- оценка учителя; Ø важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Ø не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; Ø создание портфолио; Ø ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; Ø Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
21.
|
|
Этапы урока | Традиционный урок | Урок по ФГОС |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся при помощи наводящего вопроса учителя или картинки. |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учитель предлагает детям варианты домашнего задания с учётом индивидуальных возможностей |
22.
Параметры, которые не должны являться главными показателями качества современного урока.
• Объём написанного учениками в тетрадях.
• Количество выставленных ученикам отметок.
• Количество упражнений, выполненных за урок.
• Устная или письменная форма выполняемых заданий.
• Однотипность или разнотипность содержания урока.
• Наличие традиционных этапов урока.
|
|
• Распределение времени по различным этапам.
• Использование большого (малого) количества наглядных пособий.
• Использование для работы на уроке учебника.
23. Специфические правила обучения
24.
• не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
• поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
• используйте проблемные ситуации в образовательной деятельности;
• проявляйте заинтересованность в успехах обучающихся;
• самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».
• при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов.
25. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
26. Древняя китайская мудрость гласит:
Расскажи мне - и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – я научусь.
Главное в обучении по ФГОС – это деятельностный подход.
27. А теперь посмотрите, пожалуйста, фотоматериалы о деятельности учащихся 1 класса «А» на уроках.
27-30. «Уроки чтения» (четыре слайда)
31-32. «Уроки русского языка» (2 слайда)
33-37. «Уроки математики» (5 слайдов)
38. «Динамические паузы, сюрпризные моменты» (1 слайд)
39-40. «Уроки труда» (2 слайда)
41. «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!»