Лекция 1. Сущность государственной политики социальной защиты детства

Тема 1. Социальная защита детства в современных условиях

 

Лекция 1. Сущность государственной политики социальной защиты детства

В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из важнейших функций социального государства являются поддержка и защита наиболее уязвимых групп населения, к которым прежде всего относятся дети.

Предпосылки формирования и основные характеристики новой государственной политики в области социальной защиты детства

Ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах ребенка послужила главной предпосылкой определения новых приоритетных направлений в области социальной защиты детства. С целью усиления социально-правовой защищенности детей, обеспечения их конституционных прав на выживание, защиту и развитие были разработаны «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ. (Национальный план действий в интересах детей)», утвержденные указом Президента РФ № 942.

Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации реализуются в контексте стратегии социально-экономического развития страны, определяют государственную политику по улучшению положения мира детства. В соответствии с Национальным планом действий в интересах детей основными направлениями развития государственной политики в интересах детей являются: охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни; обеспечение качественного образования, воспитания и развития детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей.

Принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — основной документ в области социальной защиты детства.

Согласно этому закону целями государственной политики в интересах детей являются:

- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма и гражданственности.

Этим законом определены также принципы государственной политики защиты детства:

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, зашиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Организационные основы государственной политики по социальной защите детства

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» права ребенка обеспечиваются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями (организациями) и иными некоммерческими организациями граждан, осуществляющими деятельность по защите прав и законных интересов детей. Федеративное устройство Российской Федерации, важность и признание государством местного самоуправления обусловливают распределение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере социальной защиты несовершеннолетних.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, связанным с обеспечением прав ребенка, относятся:

 

- установление основ федеральной политики в интересах детей;

- выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

- формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных органов, учреждений и организаций за исполнение таких программ;

- установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

- исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

В компетенцию федеральных органов исполнительной власти (одного из видов органов государственной власти РФ) входят:

- осуществление гарантий прав ребенка;

- реализация государственной политики в интересах детей, в том числе в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей;

- обеспечение их занятости и охраны труда, профилактика безнадзорности и правонарушений;

- организация детского и семейного отдыха;

- государственная поддержка общественных объединений (организаций) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

- реализация государственной политики в интересах детей;

- социальная поддержка и социальное обслуживание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулируется законодательством этих субъектов.

Органы местного самоуправления могут принимать решения о проведении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с действиями органов государственной власти в поддержке федеральных, региональных, местных программ защиты прав и законных интересов детей. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты детства определены Законом РФ № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, статья 53 данного законодательного акта гласит, что поселковая, сельская администрации предоставляют в пределах своих полномочий установленные льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей; принимают меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан. Аналогичные полномочия установлены для районной (ст. 64) и городской (ст. 75) администраций в области социальной защиты населения.

Финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством.

Важное место в организационной структуре государственной социальной политики в области детства принадлежит государственным и муниципальным органам, защищающим права и свободы ребенка, к которым на основании Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел;

- другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, призванных защищать права и свободы ребенка, направлена на реализацию государственной политики, взаимодействие органов и учреждений с целью поддержки несовершеннолетних, обеспечения их потребностей в личной безопасности, жилье, образовании, здравоохранении, создания необходимых

условий для эффективной социализации ребенка. Система социальной защиты детства выступает гарантом эффективной социализации личности в современных условиях при непосредственном участии всех ее субъектов.

Вместе с тем непосредственно функцию защиты прав и свобод каждого ребенка выполняют компетентные органы и министерства (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ), комитеты (Комитет по социальной политике, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи), комиссии (Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ), организации, учреждения и ведомства, наделенные соответствующими полномочиями. В субъектах РФ создаются соответствующие отделы по делам семьи и детей, например: Отдел медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, Отдел социальной защиты и охраны прав детства и др.

Надзор за исполнением законодательства в области защиты несовершеннолетних осуществляют органы прокуратуры в соответствии с Федеральным законом РФ № 22021 «О прокуратуре Российской Федерации».

Применительно к практике защиты несовершеннолетних прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод детей различными министерствами и ведомствами, органами, учреждениями и их должностными лицами;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних;

- надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- надзор за розыском пропавших детей, своевременной выдачей пособий, пенсий, стипендий, соблюдением предоставления льгот, за оказанием бесплатных образовательных и медицинских услуг детям, наличием лицензий на ведение образовательной и иной деятельности, соответствием уставов учебных заведений установленным требованиям и др.;

- проверку законности сделок с жильем, в результате которых оказываются незащищенными права и законные интересы детей.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел несовершеннолетних судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, принимают непосредственное участие в производстве следствия по делам несовершеннолетнего; совместно с органами опеки и попечительства рассматривают дела о лишении и ограничении родительских прав.

Система государственных и муниципальных органов, призванных защищать права и свободы детей, создавать условия для их полноценного безопасного существования и развития, находится в стадии становления. Ведется поиск оптимальной структуры социальной защиты детства. Об этом свидетельствует активный процесс приведения российского законодательства в соответствие с обязательствами, которые взяла на себя Российская Федерация в связи с исполнением норм международного права (Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, — «Пекинских правил», Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, других важнейших международно-правовых документов в области защиты прав несовершеннолетних), а также вступлением России в Совет Европы.

Концепцией судебно-правовой реформы в РФ предусмотрено введение особого порядка судопроизводства с участием несовершеннолетних, формирование системы ювенальной юстиции. Необходимость создания в нашей стране ювенальной юстиции (правосудия по делам несовершеннолетних) и востребованность специфической защиты прав детей через суды ставят эту проблему в России в разряд актуальных.

Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» рекомендовал руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, касающимися уголовной ответственности несовершеннолетних, предупреждения подростковой преступности, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних. В постановлении отмечено, что специализация судей предполагает их профессиональную компетентность, опыт, обучение и повышение квалификации не только в области права, но и по вопросам педагогики, социологии, психологии.

В России осуществляются различные пилотные проекты (Внедрение любых нововведений связано со значительным риском. В случае неудачи не только не удастся заработать деньги, но и придется попрощаться со всеми вложениями. Еще хуже обстоит дело, если средства были заемными. Пилотный проект – это способ оценить риски и перспективы перед непосредственным началом преобразований. Если данное предварительное исследование доказывает целесообразность растраты денежных средств и времени, то начинается внедрение масштабных изменений), позволяющие отрабатывать ювенальные технологии. В регионах в порядке эксперимента реализуются модели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, приближенные к мировым стандартам. Важное место в этих проектах отведено деятельности социального работника и социального педагога как помощника федерального судьи. Таким образом, становление ювенальной юстиции в России связано с расширением сферы деятельности социального работника и социального педагога, которые становятся востребованными специалистами при осуществлении правосудия в отношении несовершеннолетних.

Современная российская модель социальной защиты детства, обусловленная процессами интеграции России в мировое сообщество, включает в себя практику внедрения института Уполномоченного по правам ребенка. Это новый социальный феномен, хотя в ряде стран имеется уже многолетний опыт функционирования института омбудсмана. «Омбудсманом (или омбудсменом) называют одновременно самостоятельный государственный орган, основным назначением которого является защита прав человека, нарушаемых действиями или бездействиями административных органов и должностных лиц, и должностное лицо, обеспечивающее решение этой задачи».

В России, подобно многим странам, институт Уполномоченного по правам ребенка создается на уровне центральных органов государственной власти и на региональном уровне. Министерством труда и социального развития РФ совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в соответствии со сводным планом действий Правительства РФ и ЮНИСЕФ реализуется пилотный проект «Формирование в Российской Федерации института Уполномоченного по правам ребенка». Он представляет собой независимый механизм защиты и обеспечения прав детей с целью придания проблемам детства приоритетного значения. Уполномоченные по правам ребенка подотчетны органам государственной власти, представляют им ежегодные доклады о фактах нарушения прав детей и мерах по их восстановлению.

В основу деятельности детских омбудсманов положены следующие функции:

- обеспечение гарантий защиты прав и свобод ребенка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав, осуществление контроля за соблюдением прав детей;

- проведение разъяснительной работы с целью детального ознакомления общественности, официальных структур, должностных лиц с правами детей и способами их защиты;

- организация научно-практических конференций, правовое просвещение детей и взрослых путем привлечения СМИ, проведение анкетирования детей и подростков на предмет знания ими своих прав, помощь в решении проблемы трудоустройства и обеспечения выпускников детских домов и школ-интернатов жильем;

- прием детей и (или) их законных представителей, рассмотрение жалоб и обращений, выявление причин нарушения прав детей и принятие мер по их восстановлению;

- оказание юридической помощи в написании исковых заявлений в суд, обращений в компетентные органы;

- анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка, участие в законотворческой деятельности;

- содействие в международном сотрудничестве по обеспечению защиты прав и свобод детей.

В процессе реализации пилотного проекта предполагается разработать в Российской Федерации эффективную модель института Уполномоченного по правам ребенка, «предназначенную для улучшения положения российских детей в соответствии с требованиями Конвенции ООН «О правах ребенка» и ориентирующую государство на последовательное применение принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка при решении всех без исключения вопросов жизнедеятельности детей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: