Лекция 1. Понятие об агрессивном поведении
В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) написано: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации…, простейшим навыкам самоконтроля, культурой»
Проблеме агрессивного поведения посвящено много фундаментальных теоретических исследований отечественных и зарубежных ученых. Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, А. Бандура, А. А. Реан, Г.Э. Бреслав, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, Л. М. Семенюк, Л. С. Выготский систематизировали знания о причинах возникновения агрессивного поведения.
Агрессия (от лат. Agressio- нападение, угроза) – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие – это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.
Несмотря на то, что интуитивно смысл агрессивного поведения понятен каждому, по поводу терминологических определений до сих пор среди ученых идут споры. Дело в том, что агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных, до тяжелых и умышленных. Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим. Школьной агрессией можно назвать всякое умышленное действие учителей или учеников, причинившее душевную или физическую травму другим.
Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность – качество больше положительное, чем, отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались не способными отстаивать свои права? Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.
Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрессивности. Первая исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от своих врагов и выживает. Вторая теория утверждает, что агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания. Третья теория считает агрессию естественной реакцией организма на состояния депривации и фрустрации.
Депривация (позднелат. deprivatio - потеря, лишение) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.
В научной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения. А. Басс отмечает 3 вида агрессии:
– аутоагрессия - это механизм направления агрессии на самого себя (самоунижение, самообвинение);
– спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других;
– реактивная агрессия - проявляется в недоверчивости к людям.
А. Дарки выделяет пять видов агрессии:
– физическая агрессия – использование физической силы против другого лица (драки);
– вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
– косвенная агрессия – направленная (сплетни, шутки);
– ненаправленная (крики в толпе, топание ногами);
– раздражение (вспыльчивость, грубость);
– негативизм – оппозиционная манера поведения [8, с. 45].
Э. Фромм подразделяет агрессию на пять основных видов:
– доброкачественная - способствующую поддержанию жизни;
– злокачественная - реакция на угрозу интересам индивида;
– инструментальная - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности;
– псевдоагрессия (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения;
– оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер.
Американский психолог А. Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая последствия этих действий.
Как подтверждают ученые, сильные боли, жара, теснота усиливают агрессивное поведение. Такое поведение нарастает и в группах. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает.
Провоцирует агрессивное поведение массовая культура: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные инстинкты людей. Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору: ведет к усилению агрессивности, повышает порог нечувствительности к насилию, формирует взгляды на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем, вводит насилие в норму социальной жизни.
Группа ученых выделяет следующие причины и виды детской агрессивности.
1. Естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная агрессивность. Поведение ребенка провоцируется обстоятельствами. Если будут устранены породившие ее причины, исчезнет и сама агрессивность.
2. Следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка. Возникает агрессивная реакция ребенка. Исправляется легко и быстро, если правильно поняты причины и найден индивидуальный подход к ребенку.
3. Проявление соперничества между детьми (в семье, классе, школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Это весьма распространенный вид проявления агрессии. Корректируется педагогом, если правильно установлены причины.
4. Проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество. Эти дети терроризируют класс.
5. Результат депривации и фрустрации – гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели. Таким способом ребенок пытается освободиться от угнетающих его переживаний, отомстить другим за свои неудачи. Вид счастливых, удачливых детей его раздражает.
Как показывают изучение психолого-педагогической литературы, агрессивное поведение педагогов особо сильно влияет на ухудшение физического, психического и нравственного здоровья школьников.
Профессионально непригодным считает известный педагог Ш. Амонашвили каждого десятого учителя начальной школы. Комментируя его оценку, директор школы из Казани подтверждает, что в его школе, наоборот, только 10% профессионально пригодных учителей. Страдают дети. Им очень трудно с некомпетентным, а порой и злым, агрессивным учителем. Сама по себе школа «в невроз не вгоняет». Это всегда вина конкретного человека – недоброго, раздраженного, морально ущербного, некомпетентного. Боязнь учителя, учения, школы, нежелание что-либо делать, неверие в свои силы –очевидные следствия дидактогении.
Дидактогения (от греч. didaktikos – поучительный, genos – происхождение) – вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов.
Как отмечают ученые, агрессивное поведение учащихся младших классов может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлечённости: ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция); агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации); устойчивое агрессивное поведение личности.
2. По степени активности: пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ); активное агрессивное поведение (разрушение, ущерб окружающим).
3. По эффективности: конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации к школе, успеху и совладению со стрессовыми ситуациями); деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим).
4. По структуре нескольких взаимосвязанных уровней: поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия); аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства - гнев, злость, ярость); когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки); мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер [18, с. 105].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно выделить уровни агрессивного поведения: высокий, средний и умеренный; критерии агрессивного поведения: драки, швыряние предметов, раздражительность, вспыльчивость, грубость; вербальное (словесное) оскорбление, провокации, сплетни, ябедничество; низкий уровень школьной мотивации и показатели такого поведения.
Показателями высокого уровня агрессивного поведения являются осуществление физического действия, направленные против одноклассников и других лиц, либо наносящие вред предметам, выражение агрессии в словесной форме – он кричит, угрожает, оскорбляет окружающих, а также проявляет косвенную агрессию: сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников.
Показатели среднего уровня агрессивного поведения ребенка: может осуществлять физические действия, направленные против одноклассников, либо наносящие вред предметам, выражать агрессию в словесной форме, проявлять косвенную агрессию, но во всех случаях повышенная агрессивность у учащегося не наблюдается, он пытается контролировать свое агрессивное поведение, но не всегда это ему удается.
Показатели умеренного уровня агрессивного поведения: отсутствуют признаки агрессивного поведения. Ребенок уверенный в себе. Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и к другим, высокая мотивация к школьной жизни.






