Наставления ученикам Иисуса Христа о следовании за Ним продолжаются. Мы рассмотрели притчу о милосердном самарянине, в которой говорится о деле любви к ближнему. Продолжение - в рассказе о Марии и Марфе, в котором говорится о слушании Слова Иисуса. Этот рассказ тоже относится к собственному преданию Луки, и его нет у других евангелистов.
В то время как любовь к ближнему представлена как некое общечеловеческое свойство, возможное и у не иудея, вообще у человека любой религии, как это показал случай с милосердным самарянином, слушание Слова Иисуса типично для Его учеников и представлено в рассказе как отличительная характеристика последователей Иисуса Христа, то есть христиан. Но почему? И отчего это так важно? С этим надо разобраться.
Евангелист вводит рассказ указанием на то, что Иисус продолжает свой путь в Иерусалим. В некоем селении Его гостеприимно приняла в свой дом женщина именем Марфа. Вообще говоря, тот факт, что женщина приняла Его, мужчину, известного Учителя, и Он дозволил ей Его принять, такой факт в Иудее того времени был очень необычным и даже воспринимался как нечто соблазнительное, недостойное. Далее сказано, что сестра Марфы Мария «села у ног Иисуса». Нам сейчас трудно вообразить, насколько неприличным тогда это казалось: некая женщина села у ног Учителя! Это уже превосходило все, что мог себе представить приличный иудей. Ситуация «сидения у ног» типична для традиционного отношения «учитель - ученик». Но никакому иудейскому учителю совсем не понравилось бы, да и не пришло бы в голову иметь среди своих учеников какую-то женщину. Невозможно! Однако здесь это так.
|
|
Обе женщины упомянуты евангелистом Иоанном как сестры Лазаря (Ин 11:1). Там называется и селение - Вифания. В то время как активная Марфа озабочена своими хозяйственными обязанностями гостеприимства («заботилась о большом угощении», или, точнее в церковно-славянском переводе «о мнози службе», по-гречески «о большой диаконии», то есть «заботилась, как бы побольше и получше служить»), созерцательная Мария посвящает себя гостю своим внимательным слушанием, с верою принимая Его Слово. И это должно нам напомнить притчу о семени. На какую почву оно упало? - Марфу раздражает то, что она должна выполнять всю работу одна, и она просит Иисуса, чтобы Он призвал Марию помочь ей в ее работе. Но Иисус критикует ее: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно». Такова внешняя канва рассказа.
Вообще говоря, напряженное отношение между вниманием к Слову Божьему и человеческими заботами - тема, постоянно возникающая в писаниях евангелиста Луки. Например, когда говорится о толпах народа, которые стекаются к Иисусу «врачеватьсяу Него от болезней своих», но «Он уходил в пустынные места и молился» (Лк 5:15-16). Или в известной истории из Книги Деяний, когда апостолы вынуждены были назначить специальных работников для заботы о благотворительных обедах, чтобы самим «пребывать в молитве и служении Слова» (Деян 6:1-4). - А если вдуматься в нашу евангельскую историю и посмотреть на нее с психологической стороны, то нечто подобное мы находим и в ней. Вот Иисус направляется в Иерусалим, где Его ждет страдание и смерть. Он сосредоточен на мысли о том, что ему предстоит исполнить волю Бога Отца. Его приход в Вифанию был для сестер радостным днем, и Марфа старалась угодить: она и заботилась, и суетилась, и варила. Но как раз этой суеты Иисус в те дни и не желал. Видя ожидающий Его впереди крест, внутренне напряженный, Он зашел в Вифанию, чтобы найти спокойное место, удалившись от вечно требующей и просящей толпы. Покой дала Ему Мария. Марфа же, в своей доброте, всеми силами пыталась нарушить Его покой. Мария поняла Его лучше Марфы.
|
|
Но все это лишь физическая или психологическая поверхность рассказа. Суть же его лежит глубже:
«Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно». В этом ответе Иисуса Христа важно противопоставление «многое - одно». Предполагается, что это «одно» состоит из внимательного вслушивания в Слово Иисуса и сосредоточенного размышления над ним. Но ведь и то «многое», о котором заботится Марфа, то есть служение ближнему, только что в истории о милосердном самарянине получило свое оправдание и было представлено как очень важное. Сказано ведь: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37). И еще:
Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?
Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их...
подобен человеку, строящему дом, который... положил основание на камне (Лк 6:46-48).
Вот это «многое», о котором печется Марфа, ее добрые дела должны стоять в должном отношении к «одному», которому посвятила свое время Мария, то есть к слушанию Слова Иисуса. Ведь сказано же «слушающий слова Мои и исполняющий их»! Сначала слушать, а потом исполнять, делать. Именно в слушании Слова Иисуса укоренено все существование учеников Иисуса Христа.
Об этом было сказано уже в самом начале Евангелия, когда «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2:19). Это о словах Божьих, возвещенных ангелами. И еще: «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк 2:51). Это уже о словах двенадцатилетнего отрока Иисуса. Притча о семени, то есть о Слове Божьем в устах Иисуса, завершается словами: «наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк 8:18). А позже в Евангелии Иисус произнесет: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11:28). Слово Божье, Слово Иисуса должно определять дело, поступки Его ученика, то есть христианина. В ином случае его деятельность может стать суетной активностью или диктоваться заботами, которых не должно в принципе быть у последователей Христа. Иначе они будут подобны тем, о которых сказано, что они «слушают слово, но, отходя, заботами... подавляются и не приносят плода» (Лк 8:14). Иисус учил:
Говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться... не ищите... и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк 12:22-31).
И еще: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались... заботами житейскими» (Лк 21:34).
Это ведь давний и бесконечный спор о том, что важнее: материальные или духовные ценности? Этот спор время от времени возникает и сегодня. Например, стоит ли тратить средства на строительство или реставрацию какого-нибудь храма, или, скажем, на какой-нибудь музей, или лучше те же средства пустить на злободневные нужды? Упрощая ситуацию: на том участке, где предполагается строительство дорогого храма, вскопать землю, посеять морковь, высадить картофель, снять урожай и накормить морковью и картофелем детей в ближайшем детском доме.
|
|
Тот же вопрос поднимался и в евангельские времена. И мы помним, как на него ответил Иисус Христос в подобной ситуации: «нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить» (Мк 14:7). Но есть вещи и задачи временные и скоро преходящие, а есть вещи вечные, пребывающие. Да, у Церкви Христовой, у верующих всегда есть, что делать. Но верующие при этом никогда не должны отрываться от того источника воды живой, из которого они, собственно, и живут. Этот источник - Слово Божье, Логос, придающий непреходящий смысл всякой деятельности.
Поэтому Слову, внимательному проникновению в него, изучению его, евангельской проповеди принадлежит исключительный приоритет перед всякой иной религиозной активностью, хотя, конечно, при этом не ставится под сомнение служение Марфы или дело милосердия доброго самарянина. Марфа занята горшками и кастрюлями, Мария мыслит и молится. Но обе по-своему служат Богу. Богу нужны и Марии, и Марфы. Все это так. Но чтобы иметь смысл, дела милосердия и социальное служение, так сказать, «горшки и кастрюли», как в нашем случае, должны постоянно получать внутренний импульс и питаться от этого самого смысла, который выражен в Слове Евангелия Христова. И в этом отношении слушающая Иисуса «Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нее». То есть она избрала лучшее, не временное, не суетное, но пребывающее, продолжающееся в вечность, Слово Божье. - Важно и материальное, и духовное. Более того, эти два начала неразлучно связаны. В реальной же повседневной жизни вопрос о том, что в каждый момент важнее, решается человеческим здравым смыслом. Но еще лучше, если бы этот здравый смысл руководствовался Духом Святым, который всегда подсказывает верное решение проблемы.
|
|
Итак, некая женщина из толпы слушавших Иисуса Христа выкрикнула радостное приветствие Иисусу в принятой у иудеев форме благословения Его матери: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Однако Иисус исправляет этот возглас благословением тех, кто слушают слово Божье и соблюдают его. Надо при этом вспомнить, что нечто подобное Иисус уже говорил: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8:21). Какова логическая связь с предыдущим рассуждением о бесах, овладевающих человеком, в душе которого не поселилось добро? Эта связь напрашивается сама собой. Чтобы снова не стать пристанищем нечистых духов, следует слушать Слово Божье в проповеди Иисуса Христа, и не только слушать, но и следовать ему. Вот чем прежде всего следует занимать свою душу - словом Евангелия. Божье слово, как писал апостол Павел, «действует в вас, верующих» (1 Фес 2:13). Оно есть спасительная сила, способная вырвать человека из заколдованного демонического круга.
Мы знаем, что в нашей литургической традиции это место из Евангелия читается во время праздничных дней памяти Пресвятой Богородицы. И это правильно. Ведь Дева Мария в этом Евангелии уже была названа блаженной: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк 1:48). Но сам евангелист Лука в данном месте вряд ли имел в виду особенно подчеркнуть величие матери Иисуса Христа. Это не тема ни предыдущего, ни последующего текста. Цель евангелиста была иной: засвидетельствовать крепкую веру в спасительную силу Слова Божьего в человеке. Поэтому к возгласу женщины из толпы и добавлена как бы приподнимающая коррекция, выраженная словами Иисуса: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Да, Дева Мария была послушна Слову Божьему, и она блаженна, но отныне блаженны последователи Иисуса. А следование Ему начинается в слушании Его спасительного слова и продолжается в исполнении Его слова, то есть в реализации Его слова в своей жизни.
Евангелие на литургии — Лк. 10:38-42; 11:27-28 — читается почти на все Богородичные праздники (кроме Благовещения и Сретения Господня), так как здесь в заключительной части содержится явное прославление Богоматери, пусть даже Она не названа по имени: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (11:27). Интересно, что уже в VII веке в древнейшей известной нам богослужебной традиции — иерусалимской — литургийное евангельское чтение на праздник Рождества Богородицы (и на другие Богородичные праздники) начиналось этим стихом, но имело иной состав: Лк. 11:27-32. Уже в константинопольской соборной традиции чтение приобрело привычный нам вид: двум заключительным стихам 11:27-28, имеющим непосредственную связь с прославлением Богоматери, был предпоставлен рассказ о посещении Христом Марфы и Марии. Просматривается идейная связь между основной по объему частью евангельского чтения и заключительным двустишием: сестра Марфы Мария как раз в своем поведении наглядно продемонстрировала, как нужно исполнять заповедь Христа, которая выражена в заключительной фразе: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Кроме того, неслучайный выбор Церковью рассказа о Марфе и Марии для чтения на праздники Богородицы может быть связан с тем, что сестра Марфы, главная героиня эпизода, имеет то же имя, что и Пресвятая Дева, так что ее внимание к слову Божию может быть образом того, с каким вниманием и любовью слушала Своего Сына Пресвятая Богородица.