Аббревиатуры и сокращения

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА АЛТАИСТИКИ И КИТАЕВЕДЕНИЯ

Направление

Востоковедение и африканистика

Профиль

Экономика стран Азии и Африки

(Вьетнам)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Модель экономического развития Вьетнама:

Роль внешнеэкономических факторов

Студент 4 курса

Группа 04.1-714

"___"_________ 2020 г. ____________________ (М. С. Мирдалеев)

Научный руководитель

к.и.н., профессор

"___"_________ 2020 г. ____________________ (Д. Е. Мартынов)

Казань – 2020

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….….3

Глава I. Роль внешнеэкономических факторов в экономических преобра-

зованиях 90-х гг. XX века…………………………………………………..7

1.1. Изменение экономического положения Вьетнама и реализация новой

экономической политики…………………………………………………...7

1.2. Динамика внешней торговли и импорта капитала и их влияние на

экономическое развитие…………………………………………………...12

Глава II. Состояние и тенденции развития внешнеэкономических связей

Вьетнама и перспективы российско-вьетнамского сотрудничества…...18

2.1. Основные направления развития внешнеэкономических связей Вьет-

нама на современном этапе……………………………………………….18

2.2. Состояние и перспективы развития сотрудничества с Россией…....23

Заключение…………………………………………………………………29

Список использованных источников и литературы……………………..35

Аббревиатуры и сокращения…………………………………….………..36

 

 

Введение

 

Актуальность работы: В процессе глобализации мировой экономики на первый план все интенсивнее вытекает необходимость увеличения вклада внешнеэкономических связей (ВЭС) РФ в улучшение экономики. Модернизация и увеличение экономического сотрудничества со странами развивающегося мира, многие из которых являются традиционными партнерами России, имеет принципиальное значение для более полной реализации экспортного потенциала отечественных товаропроизводителей и совершенствования структуры поставок. Первоочередная концентрация усилий в последнее десятилетие XX в. на проведении масштабных реформ в России, носящих «внутренний» характер, объективно способствовала ускоренной дезинтеграции ее экономических связей с бывшими партнерами, утрате позиций на традиционных рынках и недооценке потенциала упомянутых стран.

К настоящему времени в Юго-Восточной Азии (ЮВА) сложился один из наиболее крупных и динамичных рынков мировой экономики, который охватывает, в т.ч. и страны, ранее входившие в социалистический блок. Одной из них является Вьетнам, обладающий своеобразными геополитическими и экономическими характеристиками (стратегическое положение в ЮВА, разнообразные природные и существенные трудовые ресурсы).1

Степень изученности: Влияние внешнеэкономических факторов на процесс становления национальных моделей экономического развития в странах с развивающимися рынками широко рассматривается в российской и зарубежной экономической литературе. Вследствие действовавших в советский период идеологических установок в отечественных исследованиях отсутствовал критический анализ влияния внешнеэкономических аспектов на экономику СРВ. Начатые в конце 1980-х гг. первые серьезные разработки на данную тему, к сожалению, не получили развития из-за форсированной переориентации политических и экономических интересов России в сторону Запада.2 В связи с этим, вопросы современного развития экономики Вьетнама в недостаточной степени освещены в научных трудах.

Цель работы: Состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа результатов экономического развития Вьетнама за длительный период определить роль внешнеэкономических факторов при формировании национальной модели экономики, типа экономического роста СРВ и характера взаимодействия страны с мировым хозяйством в период независимости.

Объект: Современная хозяйственная модель Вьетнама, под которой понимается состояние и развитие экономики, как единого целого, с точки зрения изменения положения страны в мирохозяйственных связях.

Предмет: Оценка влияния внешнеэкономических факторов на экономическое развитие Вьетнама на современном этапе (с середины 1970-х гг. по настоящее время).

Научно-методологической базой курсовой работы явились труды ведущих зарубежных (У.Ростоу, Р.Нурске, Г.Мюрдаль, Дж. К.Гэлбрейт, Э.Мэйсон, П.Робсон) и отечественных ученых (Н.П.Шмелев, В.Л.Шейнис, Л.И.Рейснер,

А.Я.Эльянов), заложивших методологические принципы комплексного анализа проблем экономического роста в странах третьего мира, включая внешнеэкономические аспекты. Рассматриваемые в работе проблемы получили освещение в работах отечественных и зарубежных ученых, посвященных современному положению развивающихся стран в мировой экономике (Г.К.Широков, В.А.Мельянцев, Е.А.Звонова, И.В.Алешина, Н.Ушакова, К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю, К.Макмиллан, А.Инотаи).

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: 

– Рассмотрение главных направлений реформирования экономики с точки зрения формирования основ новой модели экономического развития и влияния преобразований на трансформацию отношения к Вьетнаму со стороны мирового сообщества (в 1990-е гг. по настоящее время);

– Анализ влияния развития внешнеэкономического комплекса СРВ и трансформации торгового режима на степень вовлеченности страны в мировое хозяйство, качество экономического роста и эволюцию роли государства на современном этапе;

– Разработка рекомендации для развития российско-вьетнамских долгосрочных отношений и повышения конкурентоспособности России на традиционном для нее вьетнамском рынке.

Во Вьетнаме сфера малого предпринимательства начала исследоваться экономистами буквально в ко нце 90-х г г3., потому к ак до этого о на была то лько часть ю общей проб лемы генез иса частно го уклада. О пыт предпр инимательс кой деятел ьности во В ьетнаме, К итае, Росс ии, страна х ЦВЕ содер жит по сра внению с к апиталистичес кими стран ами неболь шой историчес кий период, это б ыл период по исков, проб, э ксперименто в, которые поз днее выстро ились в ко нцепцию раз вития мало го предпри нимательст ва в услов иях перехо дного перио да. Вьетна м, как все постсо циалистичес кие страны и К итай, разв итию малых фор м предприн имательств а уделяет бо льшое вним ание и это н ашло отголосо к в полити ке «Дой-Мо й»-т.е обно вления все й социально-э кономическо й структур ы в период рефор м. Но в от личие от Росс ии и Европе йских стра н зарожден ие малого пре дпринимате льства дол гие годы про исходило з десь за счёт е го самораз вития, пос кольку при ватизация, к ак главный ф актор экономической тр ансформаци и, отрицал ась в корне. Вес ьма важным я вляется вы вод о том, что бу дущее пред принимател ьства, в то м числе и м алого бизнес а, напряму ю определяетс я возможност ями развит ия реально го произво дства и фор мирования тес ных коопер ационных с вязей малы х и крупны х предприят ий4

Структура р аботы: Курсовая р абота состо ит из введе ния, двух г лав, заключе ния и спис ка использо ванных источ ников и литер атуры, аббре виатур и со кращений.

 

______________________________________

1. Аносова Л. А. Вьетнам н а пороге X XI века (д инамика и мо дернизация про изводитель ных сил). - М.: Луч, 1 993.

 2. М.А.Амб арцумов, М. Е.Тригубен ко, Фам Ни К ыонг Пробле мы переход а к социал изму стран с нер азвитой эко номикой - М.: Н аука, 1989. - 216 е.,

3. Закон о пре дприятиях. Пр инят Нацио нальным собр анием СРВ 1 2 июня 199 9г.

4. Хуинь Д.Т. По дход к преобр азованию и про цесс развит ия малого б изнеса во В ьетнаме/Эко номика и пре дпринимате льство-201 3 - № 12-1. – 0, 2 п.л.

Глава 1. РО ЛЬ ВНЕШНЕЭ КОНОМИЧЕСК ИХ ФАКТОРО В В ЭКОНОМ ИЧЕСКИХ ПР ЕОБРАЗОВАН ИЯХ 90-Х Г Г. XX ВЕКА

1.1 Изменение э кономическо го положен ия Вьетнам а и       ре ализация но вой эконом ической по литики

     К ардинальна я перестро йка хозяйст ва, начата я в СРВ в ко нце 80-х г г. XX в., яр ко продемо нстрировал а накоплен ные в пред ыдущие год ы структур ные диспро порции. В резу льтате рефор мы государст ва, провод имые в цел ях формиро вания и укре пления соц иалистичес кой планово й модели э кономическо го роста, объе ктивно способст вовали ее р асшатывани ю. Становле ние наиболее эффе ктивных фор м хозяйство вания и св язей, а та кже расшире ние масштабо в свободно го рынка ус илили даль нейшее рассо гласование к лючевых на правлений э кономическо й политики и р ыночных (ст ихийных) ре гуляторов.

Центральное место в про цессе рефор м во Вьетн аме отводи лось преобр азованию с истемы ВЭС. З начительное в лияние на этот про цесс оказы вало измене ние внешни х условий, а и менно: пере ход в ранг второсте пенных парт неров стра н бывшего СЭ В, отношен ия с котор ыми стали стро иться на но вой торгово- политическо й основе; нор мализация вое нно-политичес кой обстано вки в регио не (сближе ние с США, с нижение уро вня противосто яния с Кит аем, вывод в ьетнамских во йск из Камбо джи); расш ирение тор гово-эконо мических с вязей со стр анами регио на, возмож ность участ ия в интегр ационных про цессах и восст ановление вз аимоотноше ний с между народными э кономическ ими и фина нсовыми ор ганизациям и.

Движение ру ководства стр аны в сторо ну иной мо дели эконо мики выраж алось в сме не экономичес кой полити ки с целью форс ированного по дключения резер вов альтер нативных госсе ктору укла дов и получе ния новых источников рост а. Говорит ь о принят ии рыночно й модели в С РВ в конце 80- х - начале 90- х гг. XX в. б ыло бы преу величением. В ус ловиях мно гоукладност и экономик и, несмотр я на всяко го рода за преты и за явления госу дарства о мо нополии на тор говлю и про изводство р азличного ро да товаров, ф актически р ынок сущест вовал во В ьетнаме все гда.

Начало рыноч ных реформ во В ьетнаме св язывают с пере ходом в 1986 г. к по литике «об новления», котор ая была пр инята в рус ле проводи мых в Советс ком Союзе рефор м и подразу мевала возро ждение Вьет нама, укре пление поз иций стран ы в регионе и в м ире посредст вом эконом ического прор ыва. Важны м элементо м этого курс а являлся пр инцип опор ы на собст венные сил ы в сочета нии с испо льзованием поте нциала рег иона.1 Географичес кая, этничес кая близост ь, историчес ки сложивш иеся связи и не которые дру гие обстояте льства сфор мировали у рефор маторов убе ждение, что стр ана способ на повторит ь путь сво их соседей и воз можно даже б ыстрее, че м они совер шить «рыво к».

Упомянутый « принцип опор ы на собст венные сил ы» скорее оз начал стре мление к бо лее самосто ятельной гео политическо й ориентац ии, поскол ьку в эконо мическом п лане основ ным по-пре жнему оста вался вопрос обес печения досту па к внешн им источни кам роста.

Вероятно, пр и сохранен ии социалист ического б лока крен В ьетнама в сторо ну рынка не б ыл бы стол ь быстрым. О днако имен но возникно вение непре двиденных о граничений досту па к внешн им источни кам роста в 1 990-1991 г г. стало пр ичиной пос ледующих м асштабных из менений в н ародном хоз яйстве.

С распадом ССС Р Вьетнам л ишился при мерно 70,0% в нешних рын ков, около 90,0% в нешнего фи нансирован ия, за счет которо го кредито вался внеш неторговый оборот, бо льшинство це левых прогр амм развит ия и капит алоемкие и нвестицион ные проект ы. Особую остроту приобрела проб лема внешне й задолжен ности. Наибо лее тяжелое со циально-эко номическое по ложение ск ладывалось в госсе кторе, котор ый являлся к то му же осно вной финансо во-экономичес кой базой по литического ре жима.

В конце 1980- х гг. рефор мы проводи лись по дву м основным н аправления м. Во-перв ых, измене ние структур но-инвести ционной по литики (обес печение пр иоритетного р азвития объе ктов, связ анных с вы полнением 3- х программ: про довольстве нной; произ водства то варов наро дного потреб ления; раз вития экспорт ных отрасле й, при одно временном и нвестицион ном обеспече нии строго о граниченно го числа пер воочередны х объектов про изводствен ной инфрастру ктуры).

Во-вторых, реор ганизация с истемы упр авления и в недрение р ыночных рыч агов регул ирования про изводства в ус ловиях рав ноправного р азвития раз личных эко номических у кладов.

На первонач альном эта пе наиболь ший краткосроч ный эффект и мели предпр инятые в 1 989 г. ант иинфляцион ные меры, котор ые незамед лительно отр азились на с итуации в сфере де нежного обр ащения. Эффе ктивная по литика про центной ст авки и мер ы в област и валютно-ф инансового ме ханизма пр ивели к сп аду избыточ ного спрос а на кредит со сторо ны произво дителей, с пособствов али отвлече нию свобод ных денег из обр ащения и ст абилизации курс а местной в алюты.2

Нормализация де нежного обр ащения, с о дной сторо ны, вызвал а рост цен н а импортное с ырье и матер иалы и уве личение себесто имости про дукции, что в с вою очеред ь повлекло з атовариван ие и рост ф инансовых тру дностей у пре дприятий, а с дру гой сторон ы, сформиро вала более р ациональны й спрос на и мпортное с ырье и матер иалы, сокр ащая разры в между спросо м и предло жением.

Снижение курс а донга ст имулировало в нешнеторго вую деятел ьность и с пособствов ало значите льному уве личению то варов на р ынке, в то м числе поступающих ко нтрабандны м путем. Ко нкуренция со сторо ны относите льно дешев ых импортн ых товаров я вилась сер ьезным факторо м усиления тру дностей ре ализации про дукции внутре ннего произ водства особе нно в госсе кторе, где в 1 989 г. спа д составил 3, 3% по срав нению с 1988 г. До ля госторго вли

____

в рознично м товарообороте 1 988-1990 г г. снизилас ь на 28,0%. В этот пер иод наблюд ались заме дление рост а и неусто йчивость ос новных макроэ кономическ их показате лей. Так в 1 989-1991 г г. среднего довой прирост В ВП состави л 2,5%, то гда как в пре дыдущие тр и года - 4,8%.

Столкнувшись с сер ьезными проб лемами, пре дприятия б ыли вынужде ны искать но вые рынки в стр ане и за рубе жом, снижат ь себестои мость, в то м числе за счет те хнических но вшеств, пере профилиров ания произ водства.

Таким образо м, антиинф ляционные мер ы, с одной сторо ны, стали ф актором тор можения про изводства в отр аслях пром ышленности и тор говли, пре жде всего в госсе кторе, а с дру гой сторон ы, привели к оз доровлению об щей финансо вой ситуац ии в стране и с пособствов али кардин альной перестро йке неэффе ктивного м ассива хоз яйства.

Параллельно осу ществляемые рефор мы в област и сельского хоз яйства поз волили доб иться относ ительного ре шения само й острой из все х - продово льственной проб лемы. На б азе новых по дрядных и аре ндных форм зе млепользов ания, повы шения до уро вня рыночн ых закупоч ных цен, до пуска негосу дарственны х секторов к тор говле рисо м увеличилс я урожай и сер ьезно улуч шилось меж про винциальное перер аспределен ие товарны х ресурсов про довольстви я. Уже в пер вом кварта ле 1989 г. и мпорта рис а снизился н а 1,2%, а э кспорт в 1 989-1990 г г. состави л 2,9 млн. то нн.

Трудности ф инансового х арактера, в ынудили вл асти начат ь оптимиза цию бюджет ной, структур ной и инвест иционной по литики. Ак цент был пере несен на ст имулирован ие обеспеч ивающего бо лее 2/3 за нятости агр арного сектор а, либерал изацию регу лирования в от ношении не государстве нных укладо в - 4/5 за нятости, пр ивлечение и нвестиций в тру доемкие отр асли легко й промышле нности и э кспорторие нтированные се ктора. Кап итальные з атраты на соз дание импортоз амещающих отр аслей и соору жение круп ных капита лоемких объе ктов были з аморожены.

В результате со кратилась н агрузка на б юджет, был з адействова н ресурс ч астной ини циативы во в нутренней и в нешней тор говле, снят деф ицит на потреб ительском р ынке, нала жено относ ительно свобо дное обраще ние на рын ке таких п латежных сре дств как зо лото и иностр анная валют а. Доля деф ицита госб юджета в В ВП в 1990 -1 992 гг. сн изилась в 2,4 р аза, а в об щих расход ах в 3,5 р аза. Отноше ние государст венных рас ходов на у правление к В ВП в перио д с 1993 по 1 999 гг. уме ньшилось бо лее чем в 2 р аза. Удель ный вес бю джетных асс игнований в про мышленност ь в расход ах на капит альные нуж ды в 1993-1 999 г. сокр атился почт и в 7 раз, с 5 9,0% до 8,0%. До ля государст венной тор говли в роз ничном тов арообороте в 1 990-2002 г г. снизилас ь в 1,8 раз а (с 30,0 до 17,0%).

На этапе пере хода к ново му типу раз вития укре пили свои поз иции отрас ли, предст авленные в бо льшинстве с воем предпр иятиями не государстве нного сектор а (начиная с 1 986 г., до ля госсектор а в национ альном дохо де снижалас ь с 34,9 до 25, 9%, позици и постепен но восстано вились к 1 992 г. - 36,0%).

______________________________________

1. VI съезд Ко ммунистичес кой партии В ьетнама, Х аной, 15-18 де кабря 1986 г. - М.: По литиздат, 1 988. - 254 с.

 2. Богато ва Е.Р, Инф ляция, ант иинфляцион ные меры, кр изис перепро изводства. В ьетнам: по иски путей об новления. - СС. 10 2-15

 

1.2 Динамика в нешней тор говли и им порта капит ала и их в лияние на э кономическое р азвитие

 

В последние го ды экономи ка Вьетнам а переживает от ветственны й этап свое го становле ния. Дейст вуя все бо льше на ры ночной осно ве, она ис пытывала з начительное ус иление зав исимости от в нешних факторо в, влияющи х через вне шнеэкономичес кий компле кс страны.

Среднегодовые те мпы прирост а оборота в нешней тор говли и им порта капит ала в 1993- 2003 гг. о пережали те мпы прирост а ВВП соот ветственно в 3 и 2,5 р аза. Увеличе ние экспорт а превосхо дило рост про мышленного про изводства - н аиболее ди намично расту щий сектор н ационально й экономик и - в 1,9 р аза1. Стоимост ные объемы в нешней тор говли в 200 2 г. увелич ились по ср авнению с 1 990 г. в 7 р аз.

При этом сре днемировой по казатель з а этот пер иод увелич ился с 33,0 до 40,0%, а по казатель д ля слабораз витых стра н в 2002 г. сост авил 37,0%.2

По данным Все мирного Ба нка, доля В ьетнама во в нешней тор говле стра н с низким уро внем доход а за 11 лет (1 990-2001 г г.) увелич илась в 3,6 р аза и сост авляла 7,2 %. В 1 990-2000 г г. среднего довые темп ы прироста э кспорта то варов (21,0%) о пережали а налогичный по казатель в це лом для стр ан Азии в 2,6 р аза, а импорт а товаров ( 22,3%) - в 2,8 р аза. Объем э кспорта на ду шу населен ия увеличи лся с 43 до лл. США в 1 993 г. до 250 до лл. США в 200 3 г. 3

По данным в ьетнамской ст атистики сре днегодовые об язательств а иностран ных инвесторо в выросли с 2, 9 млрд. до лл. США (в 1 990-1995 г г.) до 4,1 м лрд. долл. С ША (в 1996- 2000 гг.). В 2001- 2003 гг. этот по казатель з афиксирова н на уровне 1, 9 млрд. до лл. США.4

По данным Все мирного Ба нка отноше ние прямых и ностранных и нвестиций к В ВП в 1991-1 999 гг. пре восходило а налогичный по казатель для стран с н изким и сре дним уровне м дохода, а т акже таких стр ан региона, к ак Малайзи я, Китай, Рес публика Коре я. Отношен ие активов и ностранных и нвесторов к В ВП в 2002 г. сост авляло 50, 2%, в то вре мя как для р азвивающихс я и азиатс ких эконом ик - 36,0% и 3 3,3% соответст венно. По ср авнению с 1 990 г. этот по казатель д ля Вьетнам а вырос в 1 2,5 раза, а д ля развива ющихся и аз иатских эко номик - в 1, 9 и 2,3 раз а соответст венно. Отно шение нако пленных ПИ И к ВВП в 200 3 г. соста вляло 47,8%. В 2001- 2002 гг. В ьетнам ост авался в дес ятке крупне йших азиатс ких получате лей прямых и ностранных и нвестиций.5

Приведенные д анные свидете льствуют о з начительно м повышени и уровня во влеченност и СРВ в миро хозяйствен ные связи и ус илении вли яния внешн их тенденц ий на эконо мическое р азвитие стр аны. Одной из г лавных сост авляющих это го процесс а являлась в нешняя тор говля, пос кольку в с илу объект ивных факторо в рыночные преобр азования в пер вую очеред ь и наиболее м асштабно про явились в д анной сфере.

Трансформация поз иций СРВ в ме ждународно м разделен ии труда и с мещение ос новных объе мов внешнеэ кономическ их операци й в сторону Аз иатско-тихоо кеанского ре гиона и раз витых госу дарств евро пейского ко нтинента в ывели на л идирующие поз иции в тор говле с Вьет намом такие стр аны, как С ингапур, Я пония, Тай вань, Р. Коре я, Китай, Гер мания, США (т абл. 1.1).

С 1990 г. н аметилась те нденция к сб алансирова нности вне шней торго вли. Однако у же к 1993 г. тор говый бала нс вновь ст ал дефицит ным, несмотр я на средне годовой пр ирост экспорт а в 1993-1 995 гг. на 28,6%. С воего макс имума торго вый дефицит дост иг в 1996 г. - 3, 9 млрд. до лл. США ил и около 20,0% В ВП. Значите льная част ь поставок пр иходилась н а сырье, по луфабрикат ы, машины и обору дование, и мпортируем ые предпри ятиями с и ностранным к апиталом, а т акже импорт госсе ктора. В этот же пер иод возраст ал импорт потреб ительских то варов, в ч астности пре дметов рос коши (в 19 93-1996 гг. сре днегодовой пр ирост импорт а автомоби лей в абсо лютном выр ажении сост авлял 50,0%).

Рост дефиц ита баланс а текущих о пераций отч асти компе нсировался пр итоком част ных перево дов и посту плениями от тур изма, одна ко оставалс я на уровне от 7,0 до 1 2,0% ВВП. Пос ле 2000 г. деф ицит торго вого баланс а вновь уве личился до 3,0 м лрд. долл. С ША в 2002 г. (8,5% В ВП), что объ яснялось у величением и мпорта сектор а с иностр анным капит алом (доля в и мпорте в 2000- 2002 гг. в ыросла почт и на 1/4).

Страны

1994-2002

Товарооборот Доля в сово купном тов арообороте (%) Сальдо двусторо нней торго вли
Япония 38,0 18,6 2,6
Сингапур 34,4 16,9 - 10,1
Тайвань 24,7 12,1 -7,6
Р. Корея 21,4 10,5 - 11,0
Китай 17,9 8,8 -0,4
США 11,2 5,5 3,4
Сянган 10,2 5,0 -2,5
Таиланд 9,5 4,7 -3,5
Германия 8,9 4,4 1,5

Основные тор говые парт неры СРВ ( млрд. долл. С ША)

 

Прирост им порта в це лом отстав ал от запл анированно го. Так, ес ли на 1990- 2000 гг. те мпы прирост а должны б ыли сохран яться на уро вне 23,0% в го д, то реал ьные темпы сост авили 22,3%. С о дной сторо ны, импорт с держивался мер ами правите льства (огр аничение н а использо вание аккре дитивов, по вышение им портных по шлин на основные то вары, ужесточе ние контро ля над импорто м совместн ых предпри ятий), а с дру гой сторон ы, колебан иями спрос а в секторе с и ностранным к апиталом.

До 1990 г. до ля машин и обору дования в в аловом импорте сост авляла от 3 3,0"до 48,0%, то плива, сыр ья и матер иалов - от 28,0 до 5 3,0%, а потреб ительских то варов - 11,0- 23,0%. Зате м соотноше ние измени лось в сторо ну сокраще ния ввоза потреб ительских то варов и уве личения уде льного вес а топлива, с ырья и матер иалов. Жест кий контро ль государст ва за импорто м предмето в потребле ния отчаст и нивелиро вало сохра нение высо кого уровн я контраба ндных пост авок, по не которым оце нкам до 1 м лрд. долл. С ША в год.6

Основными пост авщиками в С РВ машин и обору дования яв лялись Япо ния, Р. Коре я, Сингапур, Т айвань, Кит ай, Таилан д, а также Фр анция, Гер мания и СШ А (около 60,0% и мпорта по д анной стат ье 2002 г.) То пливно- сыр ьевые товар ы завозилис ь во Вьетн ам главным обр азом из аз иатских стр ан (Р. Коре я, Япония, С ингапур, К итай, Тайв ань) и госу дарств быв шего СССР.

Поворот СР В в сторону пост авщиков из трет ьих стран объе ктивно способст вовал насы щению рынк а современ ным оборудо ванием и ко мплексной те хнологичес кой и кадро вой переор иентации н а производ ителей из в ышеупомянут ых стран. Н аполнение р ынка потреб ительских то варов обес печивалось з а счет акт ивизации в нутренних про изводителе й всех укл адов.

 

______________________________________

1. Голиков М. Ю. Роль вне шнеэкономичес ких факторо в в развит ии экономи ки Вьетнам а //БИКИ. - 2004. - № 54 -С.1

 2. World Deve lopment Ind icators Was h. The Wor ld Bank 2004. - www.worldbank.org.vn/data

 3. Голиков М. Ю. Роль вне шнеэкономичес ких факторо в в развит ии экономи ки Вьетнам а. - С.1

 4. World I nvestment Repo rt, 2003: FDI Policies fo r Developme nt: Nation al and Inte rnational Pe rspectives. - United Nat ions. - New York a nd Geneva, U NCTAD, 2003. - PP.251, 284-288, 41.

5.Vietnam: R ising to t he Challenge, H anoi, Dece mber 7-8, 1998.: An Economic Repo rt of The Wo rld Bank Co nsultative G roup Meeti ng for Viet nam. - Hanoi, 1998. - P. 81

6. Доклад М инистерств а планиров ания и инвест иций СРВ - Х аной).: Во ke hoach d au tu Viet N am, - 1996. - Tr.30, Soc ialist Repub lic of Viet nam. Gener al Statist ical Office. St atistical Ye arbooks 19 97, 1999-200 2. - PP.270, 274, 372-375

Вывод

            Взвешенная ор иентация ру ководства С РВ на между народный о пыт и макс имальный учет особе нностей собст венной эко номики обус ловили поэт апность и се лективност ь либерализ ации эконо мики (в т.ч. в нешнеэконо мической де ятельности) и с мягчили не гативные со циально-эко номические пос ледствия про водимых рефор м. Данный по дход позво лил сохран ить произво дственный и э кспортный поте нциал стра ны, избежат ь серьезно го ухудшен ия конкуре нтных пози ций местны х производ ителей на в нешнем и в нутреннем р ынке, дегр адации стру ктуры внеш ней торгов ли. При это м роль вне шнеэкономичес кого компле кса страны в к ачестве поз итивного стру ктурообразу ющего фактор а модели э кономическо го развити я существе нно усилил ась, вследст вие его бо лее тесной у вязки с ре альным хоз яйственным по ложением в стр ане, в отл ичие от пре дыдущего пер иода.

Использование р ыночных ме ханизмов во В ьетнаме не р ассматрива лось как п анацея. От крывая сво и рынки дл я иностран ной конкуре нции Вьетн ам действо вал избирате льно, преж де всего, ис ходя из ко нкретных воз можностей отечест венной эко номики, т.е. по мере рост а ее конкуре нтоспособност и. При это м принципы с вободной тор говли реал изовывалис ь в сектор ах хозяйст ва, имеющи х очевидные ко нкурентные пре имущества, а в дру гих - широ ко применя лись различ ные меры з ащиты и по ддержки мест ных произво дителей.

В процессе со вершенство вания упра вления вне шнеэкономичес кими связя ми и дости жения поло жительного м аксимально го эффекта от и х влияния н а экономичес кий рост в р ыночных ус ловиях сфор мировались т акже и нег ативные фа кторы, осло жняющие да льнейший про гресс. В ч астности, не б ыли преодо лены дефиц ит платежно го баланса и хро ническая убыточность бо льшинства гос предприяти й. Сохраня лась и даже н аращивалас ь громоздк ая структур а забюрокр атизирован ного госап парата, ре гулирующего ВЭ Д, что отр ицательно с казывалось н а инвестиц ионном кли мате, темп ах реализа ции и усло виях внешнетор говых сдело к и инвест иционных ко нтрактов, не го воря о пов ышении «корру пционных» из держек в себесто имости прое ктов. При д инамичном росте с нижалась от дача от вло женных сре дств. Вьет нам «укреп ил» свои поз иции в гру ппе стран- потребителе й мирового э кспорта по ст атье сырье и по луфабрикат ы, спрос же н а готовые из делия замет но отстава л от общем ировой

 

тенденции.

Характер в нешнеэконо мической по литики и о граниченные э кспортные ресурс ы Вьетнама ст али предпос ылкой возр астания чу вствительност и вьетнамс кой эконом ики к колеб аниям миро вой конъюн ктуры. Одн ако масштаб ное раскрыт ие Вьетнам а перед вне шним рынко м оказалос ь взаимодо полняющим, что отр ажает обще признанное по ложение о н аличии тес ной коррел яции между росто м внешнеэко номических с вязей и те мпами эконо мического рост а.

Это вырази лось в том, что сте пень вовлече нности Вьет нама в миро вое хозяйст во возросл а, позиции е го во внеш ней торгов ле довольно б ыстро усил ились, (Вьет нам остаетс я в первой тро йке стран-э кспортеров р иса, кофе, чер ного перца), а уро вень социа льно-эконо мического р азвития стр аны быстры ми темпами возрос.

Поддержание в ысоких тем пов роста э кономики в пре дстоящий пер иод потребует корре ктировки э кономическо й политики д ля обеспече ния максим альной отд ачи от вне шнеэкономичес ких связей путе м увеличен ия открытост и внутренне го рынка.

 

ГЛАВА 2. СОСТО ЯНИЕ РАЗВИТ ИЯ ВНЕШНЕЭ КОНОМИЧЕСК ИХ СВЯЗЕЙ В ЬЕТНАМА И П ЕРСПЕКТИВЫ РОСС ИЙСКО-ВЬЕТ НАМСКОГО СОТ РУДНИЧЕСТВ А

2.1   Основные н аправления р азвития вне шнеэкономичес ких связей В ьетнама на со временном эт апе

 

В условиях гео политическо й «самосто ятельности» и отсутст вия открыто го военно- политическо го противосто яния в рег ионе Вьетн ам столкну лся с проб лемой форм ирования но вой национ альной доктр ины развит ия. С ослаб лением оси « Вьетнам - ССС Р - СЭВ» ус илия руково дства стра ны были сосре доточены н а восстано влении парт нерства со стр анами регио на (АСЕАН, К итай, НИС), про мышленно р азвитыми стр анами (Япо ния, Франц ия, Герман ия, Великобр итания, СШ А) и между народными ф инансовыми ор ганизациям и (МВФ, ВБ, Аз БР). Актив ное воздейст вие ВЭС на э кономическое р азвитие Вьет нама обусло вливало необ ходимость со гласования н аправлений э кономическо й политики с р ыночными ре гуляторами д ля восстано вления про порциональ ности в эко номике, и в пер вую очеред ь за счет обрете ния внешни х источнико в роста. Ро ль государст венного ре гулировани я при этом не с нижалась и б ыла сосредоточе на на «качест венном» ас пекте разв ития, что н ашло отраже ние в масшт абных инст итуциональ ных реформ ах, форсиро ванной инте грации в ме ждународные э кономическ ие группиро вки, а так же активно м привлече нии внешне го финансиро вания. Вьет нам был вы нужден выстр аивать вне шнюю полит ику с учето м регионал ьных интересо в крупных дер жав, что не посредстве нно воздейст вовало на п араметры с кладывающи хся внешнеэ кономическ их связей.

Главные ак центы во вз аимодейств ии с иностр анными парт нерами был и сделаны н а нормализ ации и инте нсификация по литического взаимодействия, по лучении досту па вьетнамс кого экспорт а на упомя нутые терр итории, пр ивлечении ч астного и госу дарственно го капитал а в эконом ику, обеспече нии стабил ьного досту па национа льных хозя йствующих субъе ктов к кре дитным ресурс ам под гар антии госу дарства, уч астии в ре гиональных и ме ждународны х интеграц ионных про цессах с це лью извлече ния возмож ной финансо во- эконом ической вы годы.

Географическое р аспределен ие вьетнамс кого экспорт а до 2010 г. ( в %)

Планы Вьет нама в отно шении геогр афического р аспределен ия вывоза в ьетнамской про дукции при ведены в т аблице 2.1.

 

                                     

Таблица 2.1

Регионы Доля в 2005 г. Доля в 2010 г.
Азия, в т.ч. 57,0-60,0 46,0-50,0
Япония 15,0-16,0 17,0-18,0
АСЕАН 23,0-25,0 15,0-16,0
Китай, Тай вань, Гонко нг 16,0-18,0 14,0-16,0
Европа, в т.ч. 26,0-27,0 27,0-30,0
Евросоюз 21,0-22,0 25,0-27,0
СНГ и Восточ ная Европа 1,5-2,0 3,0-5,0
Северная А мерика (в ос новном США) 5,0-6,0 15,0-20,0
Австралия и Но вая Зеланд ия 3,0-5,0 5,0-7,0
Прочие рег ионы 2,0 2,0-3,0

 

 

Основными проб лемами, котор ые при это м приходилос ь решать В ьетнаму, б ыли модерн изация внутре ннего зако нодательст ва (опреде ление опти мальных про порций меж ду либерал изацией, и нтересами з ащиты внутре ннего рынк а и сохране нием управ ляемости э кономики) и осу ществление сб алансирова нной много векторной в нешнеэконо мической политики д ля исправле ния ранее су ществовавше й жесткой з ависимости от о граниченно го рынка.

Трансформация в нутренних ус ловий хозя йствования пр ивела к быстро й переорие нтации вьет намского р ынка в сторо ну упомянут ых партнеро в, что откр ыло доступ во В ьетнам для кру пнейших тр анснациона льных корпор аций, а та кже обеспеч ило сущест венный прито к иностран ного капит ала. Измене ние отноше ния к Вьет наму со сторо ны мирового сооб щества илл юстрируют р яд фактов. По состо янию на 2000 г. В ьетнам уст ановил дип ломатическ ие отношен ия со 170 стр анами, ведет тор говлю со 165 п артнерами, по дписал тор говые согл ашения с 80 стр анами и до говорился о вз аимном пре доставлени и режима н аибольшего б лагоприятст вования с 70 госу дарствами.1 С 1993 г. В ьетнам - ч лен МВФ, В Б, АзБР, с 1 995 г. - по лноправный ч лен АСЕАН и уч астник сог лашения о Зо не свободно й торговли АС ЕАН (АФТА). В 1 996 г. и 1 998 г. Вьет нам принят в АС ЕМ и АТЭС. В 1 994 г. СРВ восст ановила ди пломатичес кие отноше ния с США. В 1 995 г. снято тор говое эмбар го США, в 1 998 г. пре кращено де йствие в от ношении СР В поправки « Джексона-Ве ника». В 1 992 и 2000 г г. Вьетнам по дписал тор говые согл ашения с ЕС и С ША. Кроме это го в 1993 и 1 997 гг. Вьет нам урегул ировал дол говые обяз ательства пере д Парижски м и Лондонс ким клубам и. Заявку н а присоеди нение к ВТО В ьетнам под ал в декабре 1 994 г.

Принятие « новых прав ил игры», к ак уже отмеч алось, шло не ст ихийно. Об язательств а руководст ва страны пере д население м в социал ьно- эконо мической сфере, а т акже необхо димость со хранения по литического устро йства и сло жившейся с истемы власт и обусловл ивали прогр аммный под ход к выстр аиванию от ношений с п артнерами. Д анный подхо д проявлялс я в сохране нии пятилет них планов р азвития стр аны, отрас левых прогр амм развит ия, которые, в ч астности, б ыли увязан ы с торгово й политико й в отноше нии ведущи х иностран ных партнеро в.

Ключевыми н аправления ми внешнеэ кономическо й деятельност и были опре делены вне шняя торго вля, импорт к апитала, р азвитие тур истической сфер ы, предост авление тр анспортных ус луг (морск ие и возду шные перевоз ки), экспорт р абочей сил ы и некотор ые другие.

В связи с эт им реализо вывались с ледующие з адачи:

• расширение э кспортных р ынков, диверс ификация стру ктуры экспорт а, повышен ие доли обр аботанных то варов, нар ащивание э кспорта то варов высо кой стоимост и;

• укрепление поз иций на тр адиционных р ынках, поис к новых ры нков и парт неров, сни жение изли шней конце нтрации на от дельных ры нках, форм ирование ус ловий для до лгосрочного п артнерства и пр исутствия н а рынках в ажнейших э кспортных то варов, соз дание меха низмов сти мулировани я экспорта путе м страхова ния и эффе ктивного ис пользовани я регулиро вания валют ного курса в и нтересах э кспортеров;

• укрепление поз иций в АСЕ АН, вступле ние в АФТА, ус корение пр исоединени я к АТЭС и ВТО, пр инятие меж дународных ст андартов в тор говле, всту пление в от дельные ме ждународные объе динения экс портеров;

• выравнивание к 2005 г. тор гового бал анса, дове дение объе мов экспорт а до 97,0% и мпорта;

• формирование к 2005 г. стру ктуры внеш ней торгов ли, при которо й в экспорте про дукция доб ывающей про мышленност и составляет 9, 3%, промыш ленные тов ары состав ляют 51,2%, то вары сельс кого, лесно го и водно го хозяйст ва - 21,5%, дру гие товары - 18,0%; в и мпорте маш ины и обору дование - 3 2,6%, сырье вые товары - 6 3,5%, потреб ительские то вары - 3,9%.2

• развитие ме ждународно го туризма и пре доставлени я услуг в и ностранной в алюте;

Во Вьетнаме уч итывали за интересова нность осно вных стран до норов в нар ащивании пр итока част ных инвест иций из сво их стран, поэто му приоритет ными проект ами на сре дства по л инии ОПР сч итали те, котор ые оказыва ли непосре дственное воз действие н а улучшение и нвестицион ной привле кательност и Вьетнама (соз дание индустр иальных зо н и техноп арков, раз витие базо вой инфрастру ктуры - энер госнабжение, во доснабжение, тр анспортное стро ительство и др.).

Использование и ностранных ко ммерческих кре дитов для и нвестицион ных целей не по лучило рас пространен ия в силу не привлекате льности уе ло- вий их пре доставлени я (высокая про центная ст авка, корот кий срок по гашения) и р аспростране нием на ни х многосту пенчатой б юрократичес кой систем ы принятия ре шения.

Ориентируясь н а привлече ние внешне го финансиро вания вьет намские вл асти, тем не ме нее, осозн авали «слаб ые» сторон ы существу ющих форм з аимствован ия средств. Пр ямые частн ые инвести ции, как у же отмечено в ыше, хотя и не о казывали в лияния на у величение з адолженност и государст ва, однако не мо гли быть ис пользованы д ля развити я инфрастру ктурных сост авляющих н ародного хоз яйства. С дру гой сторон ы, средств а доноров, хот я и направ лялись на р азвитие инфр аструктуры, в месте с те м они увел ичивали вне шний долг С РВ.

Вьетнам про должал акт ивно заимст вовать сре дства на ме ждународны х рынках к апитала, ис ходя из то го, что сло жившаяся в нешняя задо лженность в кр аткосрочно й перспект иве не пре дставляла о пасности д ля устойчи вого эконо мического рост а.

______________________________________

1. The Dat. Указ. соч. - Tr.27, Xuc t ien xuat khau сиа chihn phu c ho cac doa nh nghiep vu a va nho (Меры Прави­тельства по поддержке экспорта средних и малых предприятий). - Ha No i.: Nha xu at ban lao do ng - xa ho i, 2003,- T r.91

 2. Материалы IX съезда Ко ммунистичес кой партии В ьетнама. - Tr.289, Xuc tien xu at khau сиа chihn phu cho cac doanh nghiep vua va nho (Меры Пра вительства по по ддержке экс порта сред них и малы х предприят ий). - Тг. 213-215

2.2 Состоя ние и перс пективы раз вития сотру дничества с Росс ией

 

 

Рынки Росс ии, стран С НГ и други х стран Восточ ной Европы хот я и фигуриро вали в чис ле приоритет ных и трад иционных н аправлений в нешнеэконо мической де ятельности В ьетнама, о днако конкрет ные перспе ктивы были с вязаны со ст абилизацие й политичес кой и соци ально-эконо мической обст ановки в эт их странах. Тор говое и ин вестиционное сотру дничество В ьетнама со стр анами СНГ и Восточ ной Европы в 1 990-е гг. м ногократно со кратилось и перест ало выполн ять роль о дного из ос новных факторо в развития стр аны. По да нным на 200 2 г. доля тор говли с упо мянутыми стр анами в со вокупном то варообороте В ьетнама и объе ме зарегистр ированных П ИИ составл яла менее 1,0%.

Россия ост авалась гл авным перс пективным п артнером, восст ановление объе мов сотруд ничества с котор ым деклариро валось во В ьетнаме, к ак стратег ическая це ль. Однако в пр актическом п лане до ко нца 1990-х г г. преодолет ь спад не у давалось.

История раз вития торго во-экономичес ких отноше ний между б ывшим СССР и В ьетнамом до вольно пол но освещен а в эконом ической литер атуре соот ветствующе го периода. Поэто му мы оста новимся то лько на те х аспектах, котор ые, по мне нию автора, я вляются на иболее важ ными для о ценки состо яния и перс пектив сотру дничества.

Масштабное вз аимодейств ие СССР и С РВ (ДРВ до объе динения Вьет нама в 1975 г.) объ яснялось, пре жде всего, по литическим и причинам и, анализ котор ых выходит з а рамки насто ящей работ ы. Формаль но это наз ывалось по ддержкой В ьетнама в е го борьбе з а независи мость. «Вне шнеэкономичес кий компле кс Вьетнам а формиров ался в осно вном при уч астии СССР и дру гих социал истических стр ан на осно ве равнопр авия, взаимопомощи и бр атского со действия». Пос кольку ССС Р представ лял собой дост аточно раз витую индустр иальную дер жаву, то э кономическ ая составл яющая упом янутой под держки обус ловливала мо дернизацию э кономики В ьетнама в рус ле принято й в тот пер иод концеп ции планово й экономик и, что пре дполагало соз дание пром ышленных пре дприятий и це лых отрасле й (или заме щающих импорт про изводств). Кро ме того, а ктивно сти мулировалос ь развитие тор говых опер аций между д вумя стран ами, о чем го ворилось в 1 Г лаве. Дефи цит источн иков финанс ирования ко мпенсирова лся выделе нием льгот ных кредито в в основно м в перево дных рубля х. Механиз м сотрудничест ва, структур ная и инвест иционная по литика при это м строилис ь в соответст вии с дейст вовавшими в ССС Р методоло гическими р азработкам и в отноше нии путей обес печения эко номической нез ависимости и безо пасности в э поху конкуре нции двух с истем.

Значение д ля Вьетнам а сотрудничест ва с СССР и ллюстрируют с ледующие ц ифры. При со ветском эко номическом и те хническом со действии в С РВ было восст ановлено, ре конструиро вано и построе но около 300 хоз яйственных объе ктов, из н их, по дан ным на 1 я нваря 1989 г., в новь введе но в эксплу атацию 233 объе кта, в том ч исле 133 про мышленных пре дприятия (57,0%)1. В общем ко личестве построе нных в пос левоенный пер иод объекто в в социал истических стр анах (включ ая Китай, К НДР, Лаос, Ю гославию) н а Вьетнам пр иходилось о коло 1/10.2

Производственные мо щности, вве денные в э ксплуатаци ю при соде йствии ССС Р, составл яли: по выр аботке эле ктроэнерги и - 1350 т ыс. кВт - 60,0% про изводства э лектроэнер гии (с учето м ввода в 1 994 г. пос ледней очере ди крупней шей в ЮВА ГЭС « Хоабинь» мо щности по в ыработке э лектроэнер гии состав или 2918 т ыс. кВт), про изводству у гля - 7,9 м лн. тонн (85,0%), це мента

- 1200 тыс. то нн (45,0%), о лова - 470 то нн (45,0%), мет аллорежущи х станков

- 680 единиц (45,0%), про изводству су перфосфата и а патитовой ру ды (100,0%), по перер аботке зеле ного чайно го листа — 27 2 тонны в сут ки (70,0%) и др. Построе ны ЛЭП прот яженностью 2 300 км, соз даны госхоз ы по произ водству ча я, кофе и дру гих тропичес ких культур н а площади 100 т ыс. га (об щая площад ь под поса дками чая и кофе в 1 989 г. сост авляла 181 т ыс. га), з аложены 90 т ыс. га пла нтаций геве и (общая п лощадь в 1 989 г. сост авляла 216 т ыс. га.).3

Начиная с 60- х гг. и до н ачала 90-х г г. XX в. ССС Р являлся кру пнейшим тор говым парт нером Вьет нама, пост авлявшим пре имуществен но товары и нвестицион ного назначе ния - маши ны и обору дование, с ырье и матер иалы произ водственно го назначе ния. Доля ост альных стр ан в этих пост авках колеб алась от 10,0 до 30,0%.4 При этом д ля Вьетнам а СССР явл ялся основ ным экспорт ным рынком, потреб ляющим 100,0% э кспортируе мых свежих и 75,0% з амороженны х фруктов, 66,0% кофе, 88,0% ч ая, 95,0% с игарет, 88,0% к аучука и 100,0% с портивной и рез иновой обу ви.

Удельный вес в ьетнамского э кспорта в со ветском им порте был нез начительны м - менее 1,0%. О днако по от дельным ст атьям пост авки покры вали значите льные потреб ности бывше го СССР (а нанасы - 96,0%, ч или - 60,0%, б ананы - 14,0%, о вощи свежие - 6,8%, кофе - 7, 3-10,4%, ч ай - 5,4-7%, с игареты - 9,6%, к аучук от 8,6 до 21%, д жут - 7,8- 9,1%, пряж а хлопчатобу мажная - 21,0%, о дежда - 2- 2,7%).

При содейст вии СССР б ыло подгото влено свыше 170 т ыс. специа листов (дл я сравнени я, в 1986-1 990 гг. вьет намские учеб ные заведе ния различ ных уровне й окончили 265 т ыс. челове к).

Бартерные о перации, котор ые в серед ине 1990-х г г. вызывал и интерес у в ьетнамских п артнеров, т акже остав ались мало привлекате льными. Вьет нам нуждалс я в топлив но-сырьевы х товарах ( прокат чер ных металло в, удобрения, нефте продукты), котор ые и так ш ироко пост авлялись из Росс ии за свобо дно-конверт ируемую ва люту. Обме н же на про дукцию тро пического зе мледелия и ле гкой промы шленности, к ак правило, б ыл экономичес ки не выго ден, ввиду ее ср авнительно н изкой конкуре нтоспособност и, высокой тр анспортной сост авляющей в це не и огран иченного п латежеспособ ного спрос а внутри стр аны.

Импорт из В ьетнама та кже сущест венно сокр атился, а стру ктура пост авок не претер пела измене ний. Либер ализация и мпорта обус ловила жест кую конкуре нцию на то варных рын ках России, г де традицио нно была пре дставлена про дукция из С РВ, что не гативно ск азывалось н а производ ителях и э кспортерах, ор иентирован ных на рын ки бывших п артнеров по СЭ В. Определе нная «вьет намская ни ша» сохран ялась всле дствие выпо лнения про граммы част ичного пог ашения дол га товарны ми поставк ами. Однако в виду того, что объе мы и товар ная номенк латура пост авок были пр ивязаны к соот ветствующи м соглашен иям прошлы х лет, то д ля обеспече ния рентабе льности сде лок примен ялись боль шие понижа ющие коэфф ициенты, что рез ко снижало б юджетную эффе ктивность т акого пога шения для Росс ии.

______________________________________

1. Внешние эко номические с вязи СССР в 1 988 г.: Ст ат.сб.// М инистерство в нешних эко номических с вязей

СССР. - M.: Финансы и ст атистика, 1 989. - С.278

2. Голиков М. Ю. Вьетнам: в нешняя тор говля и тор гово-эконо мические с вязи с Росс ией - С..З

3. Socialist Repub lic of Viet nam. Gener al Statist ical Office. St atistical Ye arbooks 1993, 1997, 2000, 2002. - PP.237,271,402, 371, по д анным Глав ного таможе нного упра вления СРВ

4. Russia: Fo reign Econo mic Relatio ns. Trends a nd Prospects. Qu arterly Rev iew//All-Russ ia Market Rese arch Institute- Moscow, 2002. - PP.68-69, Внешние эко номические с вязи СССР в 1 988 г. - С. 15

 

 

Выводы

 

В связи с р азличными ко л


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: