Лабораторная работа №1.
Цель: научиться определять цену деления прибора, убедиться, что из-за неточностей при изготовлении линейка как измерительный прибор имеет погрешность.
Оборудование: две ученические линейки длиной 20-30 см с миллиметровыми делениями.
Краткие теоретические сведения:
Цена деления шкалы измерительного прибора – важная физическая величина. С ней вы будете сталкиваться очень часто. Поэтому сформулируем правило для ее вычисления. Чтобы подсчитать цену деления шкалы, нужно:
1. выбрать на шкале два ближайших оцифрованных штриха;
2. сосчитать количество делений между ними;
3. разность значений возле избранных штрихов разделить на количество делений.
В физике погрешностью называют отклонение результата измерения от истинного значения величины. Инструментальная погрешность измерения – составляющая погрешности измерения, обусловленная погрешностью применяемого средства измерений. Инструментальная погрешность может возникнуть из-за изнашивания деталей, лишнего трения в механизме прибора, неточного нанесения штрихов на шкалу и т.д. Во многих случаях инструментальная погрешность проявляется как систематическая погрешность и равна половине цены деления.
|
|
Ход работы:
1. П риложить линейки перпендикулярно одну до одной так, как показано на рисунке:
2. Сдвинуть линейки так, чтобы соединились их штрихи "0 см".
3. Посмотреть, совпадают ли друг с другом штрихи 10 см и 20 см.
4. Описать свои наблюдения:______________________________________
5. Сделать вывод относительно инструментальной погрешности данного прибора.
6. Определить цену деления прибора:
1. выбираем оцифрованные штрихи 1 см и 2 см;
2. между ними Х делений (промежутков)
3. в ычисляем: (2 см – 1 см): Х делений = 2 см/дел.
7. Измерить длину карандаша.
8. Высчитать абсолютную погрешность измерений в виде , считая погрешность отсчета равной половине цены деления.
9. Записать результат измерений в виде , – данные измерения.
10. Сделать общий вывод.
На самом деле ошибки вычисляются для того, чтобы
- выявить (путем сопоставления относительных ошибок), погрешность какого из измерений вносит наибольший вклад в суммарную ошибку, с тем, чтобы попытаться ее уменьшить путем изменения методики проведения опытов или замены измерительных приборов;
- убедиться (путем сопоставления абсолютных ошибок измерений) в независимости отдельных результатов (т.е. установить, не перекрываются ли области их ошибок) с тем, чтобы изменить число или условия проведения опытов;
- оценить возможность выявления определенной закономерности в полученных экспериментальных данных.