Инструментальная музыка

Музыка древней Руси

В 4-6 веках сформировалась единая группа славянских племен, называвшихся вначале анты, затем россы. Древние славяне были язычниками и поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы: Ярило, Купала – Солнце, Перун – громовержец, покровитель воинов, Стрибог – ветер, погода, Сварог — бог  неба, Велес – бог плодородия (скота), Мокошь - богиня земли, урожая и женской судьбы, есть русалки, домовые, лешие, водяные. Чтобы умилостивить богов, заставить их быть щедрыми к людям, они совершали магические обряды. Эти ритуалы сопровождались обрядовыми песнями.

Песенные жанры древних славян:

1. Календарные песни – связанные со сменой времен года;

2. Трудовые песни – сопровождали земледельческие работы, рубку леса, строительство;

3. Семейно-бытовые песни – связанные с рождением, смертью и другими семейными событиями (колыбельные, плачи-причитания, свадебные);

Инструментарий: гусли, гудок, рожок, кувиклы, бубны, сопель, свирель, цевница, колокольчики.

                   Музыкальная культура Киевской Руси

В 9 веке сложилось феодальное государство Киевская Русь. В 10в. (988г.) было принято христианство, что укрепило связи ее с Византией, центром православия. Были завезены образцы византийской культуры – храмы, монастыри, фрески, иконопись, церковное пение. Появилась письменность (Кирилл и Мефодий). Были написаны летописи «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве».

Церковное пение на Руси называлось знаменное или крюковое, т.к. ноты тогда назывались крюки или знамя. Для знаменного пения характерно хоровое мужское 1-голосие суровое и аскетичное по характеру.

В народной музыке родился новый жанр – былинный эпос, в котором народ прославлял богатырей и тружеников-хлебопашцев. Их создавали певцы-сказители (Баян).

Широкое развитие получила и светская музыка, звучавшая на пирах, ратных походах, охоте князей, народных празднествах. Популярностью пользовалось искусство скоморохов – музыкантов, плясунов, акробатов, актеров. Церковь их преследовала.

                   Музыкальная культура Новгорода

Новгород – второй по значению город после Киева и внес много нового и самобытного в развитие русской культуры. Народная музыка. Новгородские былины по сравнению с киевскими более лиричны, герои – Василий Буслаев, Садко. Появилась разновидность былин социально-обличительного содержания с грубоватым юмором – скоморошина.

Церковное пение. Здесь сложилась мелодически богатая традиция распева и было введено многоголосие (2-3 голоса).В Новгороде утвердилась традиция колокольных звонов, которые звучали не только в церковных ритуалах, но и собирали народ на вече, возвещали о пожарах и других бедствиях.

В Новгороде впервые в России появляется театр: скоморохов, кукольный театр Петрушки и церковные представления на религиозные сюжеты.

                   Музыкальная культура Московской Руси

В 14-15 веках происходит объединение русских княжеств вокруг Москвы. Исторические события: татаро-монгольские завоевания, взятие Казани, правление Ивана Грозного, поход Ермака в Сибирь. Все они находят отражение в исторических песнях.

Рождается протяжная песня – лирический жанр в русском народном творчестве. В ней поется о тяжелой доле русских крестьян, о тоске по свободе, о любви, о красоте родной природы.

Церковное пение обогащается яркой мелодикой благодаря влиянию протяжных песен. В 16 веке в московской школе распевщиков возникает строчное пение – вид церковного 3хголосия.

На рубеже 15-16 веков создается придворный хор Государевых певчих дьяков.

Русская музыкальная культура XVII века

2 крупных восстания во главе с Болотниковым и Разиным. Возникают молодецкие песни разинского цикла. Они пронизаны чувством протеста против угнетения, воспевают мечту народа об освобождении, славят любимого героя.

Церковная музыка достигла наивысшего расцвета в партесном пении –4хголосный гармонический склад. Создавались церковные праздничные композиции, называемые концертами. Был написан 1й русский учебник музыки «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Появились первые композиторы Дилецкий, Титов.

Светская музыка. В домах богатых звучат европейские музыкальные инструменты (скрипка, клавесин, флейта). Возникает бытовая многоголосная песня – кант, рассчитанная на домашнее музицирование.

                   Русская музыкальная культура XVIII века

Переломная эпоха в истории русского искусства, когда светское содержание начало превалировать. Петр I широко вводил музыку в жизнь двора – она звучала на придворных праздниках, ассамблеях (вечерах камерной музыки), посещение которых было для приближенных царя обязательным. Входят в моду европейские танцы менуэт, гавот, полонез, на домашних концертах звучат галантные арии, песни-канты. Музыке обучают своих детей и детей крепостных крестьян. Классы музыки открывают в Московском университете и Академии Художеств.

Развивается военная музыка, появляются духовые оркестры. С военными победами и торжествами связано появление панегирических кантов-виватов, выражающих героико-патриотические настроения эпохи.

В 1702г. в Москве открылся первый общедоступный театр «Комедиальная храмина». Спектакли ставились немецким антрепренером Иоганном Кунстом. Постепенно в труппу вливались русские актеры. Появляется первая большая группа русских композиторов: Пашкевич, Фомин, Бортнянский, Березовский, Хандошкин, Соколовский.

Песня

Народные песни разделились на 2 крупных пласта:

Крестьянские - исполнялись хором (или запевалой с хором), были в диатонических натуральных ладах, подголосочная полифония; сложные, смешанные, переменные размеры; свободная текучая ритмика, нерифмованные тексты; многозвучные распевы.

Городские – переосмысливают крестьянские песни, упрощают и европеизируют их. Соло с сопровождением гитары, клавесина; функциональная гармония (Т, S, D), мажор и минор, аккордовая фактура (гомоф.-гармонический склад); простые размеры, четкий ритм.

Основной жанр – «российская песня» (произошла от канта), предшественница русского романса. Характерна любовная тематика. Сборник российских песен: Теплов «Между делом безделье на 3 голоса» (1759). Тексты Сумарокова, Елагина, Дмитриева и других поэтов-сентименталистов. Использованы ритмические фигуры европейских танцев, прежде всего менуэта. Ф.М.Дубянский писал песни в духе народных, с интонациями вздоха, задержаниями: «Стонет сизый голубочек» на слова И.И.Дмитриева (подголосок флейты). Песни О.А.Козловского – одноголосие с развитой фортепианной партией, более сложный гармонический язык. «Прежестокая судьбина» на слова неизвестного автора – песня трагического содержания с большим фортепианным вступлением и заключением; уменьшенные гармонии, альтерированные аккорды, нисходящие секунды, виолончельный подголосок.

Народная песня становится предметом изучения и собирания. В 1770-е годы появляются первые нотные сборники:

Трутовский «Собрание русских простых песен»,

Львов и Прач «Собрание народных песен с их голосами»,

Данилов «Исторические песни и былины Западной Сибири»

Хоровой концерт

Традиции партесного пения. Композиторы: Березовский, Бортнянский, Ведель.

Березовский «Не отвержи мене во время старости»

I ч.Аdagio – сурово-драматическое, имитационная полифония; II ч.Allegro; III ч.Аdagio; IV ч.Фуга – кульминация концерта. Интонационная основа – знаменный распев, а техника – европейская.

Концерты Бортнянского более камерны и лиричны. Бортнянский «Скажи ми господи кончину мою».

Опера

Ставились итальянские оперы seria и buffa. Первые русские оперы были песенными, т.е. сопровождались народными песнями: «Танюша» Волков, Дмитревский, «Анюта» Попов.

Композиторы: Пашкевич, Фомин, Бортнянский, Соколовский. Либретто: А.П.Сумароков, Н.П.Николаев, А.А.Аблесимов, Я.Б.Княжнин, Н.А.Крылов.

«Мельник – колдун, обманщик и сват» – пьеса Аблесимова, мелодии подобрал и обработал Соколовский – дирижер и скрипач Московского оперного театра.

«Ямщики на подставе» Фомина, либретто Львова. Хоровая песенная опера. Хор ямщиков «Высоко сокол летает» и песня Тимофея «Ретиво сердце молодецкое» в духе протяжных.

 «Скупой» (1782 г.). Авторы: Пашкевич, Княжнин. Монолог Скрягина – аккомпанированный речитатив, сочетание трагического и комического.

Мелодрама «Орфей». Автор –Фомин, пьеса Княжнина. Участники: драматические актеры – Орфей и Эвридика, мужской хор (возвещает решение божества), симфонический оркестр и балет. Увертюра – сонатное Allegro с медленным вступлением. Вступление – Largo, короткие мотивы, уменьшенные созвучия, нисходящие секунды. Г.П. – образ Орфея, мятежный, устремленный; тонико-доминантовые гармонии, секвенции. П.П. – образ Эвридики: 1 тема – светлая, грациозная (F-dur), 2 тема – трепетная, печальная (b-moll). Монолог Орфея – чередование реплик героя с симфоническими фрагментами.

Инструментальная музыка

В XVIII веке появляются первые образцы инструментальной музыки – вариации, сонаты, концерты. Бортнянский начал сочинять первые симфонии.

Хандошкин – скрипач-виртуоз, композитор, дирижер, педагог, фольклорист. Соната g-moll для скрипки соло в 3-х частях. Преобладают трагические, скорбные образы; виртуозный, концертный стиль.

Фортепианные сонаты Д.С.Бортнянского: изящество стиля, тонкая нюансировка, прозрачная фактура. Соната F-dur – одночастная, светлая и изящная по характеру. Соната C-dur в 3-х частях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: