Содержание музыки – это внутренний духовный облик произведения, то, что она выражает

В период введения режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите участников образовательного процесса от новой коронавирусной инфекции с 07.09.2020 по 13.09.2020.

  Программа «Подростковый хор» Музыкальная литература Модуль 1 (4 класс) Педагог дополнительного образования Иванова Ю.В.

Задание: посмотреть конспект занятия (с ссылками на видеоролики и музыкальный материал) и выполнить задание.

Содержание музыкальных произведений.

В произведениях искусства автор говорит о том, что он видит и чувствует, об окружающем его мире.

При помощи живописи можно нарисовать картину природы, передать движение, а также настроение, чувства и переживания человека. Это же самое можно сделать музыкальными звуками, МУЗЫКОЙ.

 Представить содержание песни, романса несложно, так как музыка звучит вместе со словами. В опере и балете на сцене происходят видимые события. В инструментальных, написанных для музыкального инструмента или оркестра, произведениях, содержание раскрывается только в музыкальных звуках. Это – музыкальные образыусловный персонаж музыкального произведения.

 

 

Содержание музыки – это внутренний духовный облик произведения, то, что она выражает.

Музыка способна более богато и разнообразно передавать переживания человека, эмоциональное состояние. Это делает музыку особым искусством среди других искусств. Бывают же минуты, когда не нужны слова, когда они мешают. Вот почему говорят, «там, где кончаются слова, начинается музыка».

На наших занятиях мы будем знакомиться с важнейшими средствами музыкальной выразительности (при помощи чего те или иные мелодии западают в душу, остаются в памяти надолго, как это удалось сделать композитору?). Музыкальных средств выразительности существует много, причём среди них есть очень сложные, о которых вы подробно узнаете позже. Сейчас мы перечислим главные из них.

Мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, темп, тембр, модуляция, секвенция, тональное сопоставление и др.

Одно понятие, с которым мы встречаемся в жизни, тесто связано с музыкой. Есть хорошее слово – ЛАД. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье ладят, когда платье сидит ладно. Недаром лад – это согласие, мир, стройность, порядок – так читаем мы в толковом словаре русского языка.

Музыка – искусство, в котором звуки располагаются упорядоченно, согласованно. Попробуйте нажимать клавиши как попало. Получилась музыка? Конечно, нет. Ведь в музыке между звуками существует определённый порядок, определённая система. И слово ЛАД означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность.

Для каждого музыкального произведения, в зависимости от его характера, композитор выбирает определённый лад. Если вы слышите музыку светлую, жизнерадостную, то чаще всего это произведение написано в МАЖОРЕ. Музыка мягкая, с оттенком грусти обычно пишется в МИНОРЕ. Интересно, что на латинском языке мажор обозначается durus, что значит твёрдый, а минор – mollis – мягкий.

В европейской музыке наиболее распространены мажор и минор. Но в музыке разных народов есть и другие лады. Вообще их в музыке более тридцати. Среди них есть те, что распространены в народной музыке, рождённые многовековым опытом и практикой искусства, которые используются и в профессиональной музыке. Существуют также лады искусственные, созданные композиторами. Например, в 19 веке М.И. Глинка для того, чтобы подчеркнуть фантастический характер «злых сил» в опере «Руслан и Людмила», придумал целотонную гамму. Вспомните, как располагается звуки в мажорном ладу –2 тона, полутон, 3 тона, полутон. В целотонной гамме расстояние между всеми звуками – целый тон.

В сцене похищения главной героини оперы «Руслан и Людмила» в оркестре медленно и грозно проходит целотонная гамма, обозначая таинственное присутствие длиннобородого волшебника Черномора, ложное могущество которого пока ещё не разоблачено. Эффект звучания гаммы усиливается благодаря последующей сцене, в которой композитор мастерски показал, как потрясённые произошедшим чудом, участники свадебного пира, постепенно выходят из охватившего их странного оцепенения. Посмотрите этот эпизод оперы – https://www.youtube.com/watch?time_continue=131&v=zvMElkUATX0&feature=emb_logo

А теперь сыграем в музыкальную игру «Мажор-Минор»: https://www.youtube.com/watch?v=zxY0NcS4sTo

В мелодии звуки следуют друг за другом. Если сыграть несколько звуков одновременно, то получится созвучие – аккорд. Последовательность аккордов вместе с мелодией называется ГАРМОНИЕЙ. Это одно из главных средств выразительности. Она придаёт музыке красочность, а иногда и несёт на себе большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки. Благозвучные аккорды создают гармонию, оставляющую впечатление стройности, красоты, наполненности. И иногда она играет даже большую роль, чем мелодия. Послушайте знаменитую Прелюдию № 20 Ф. Шопена. В ней практически нет развёрнутой мелодии. Общее настроение создаёт именно гармония. Перейдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=_TuFXeZGxmQ

 

На этом наше занятие завершается. Сегодня мы обсудили два выразительных музыкальных средства – лад и гармонию. Попрошу Вас завести тетрадь по музыкальной литературе 12 или 18 листов. И заданием будет записать в тетрадь определения двум этим терминам.

 

 

P.S. Для расширения музыкального кругозора предлагаю посмотреть мультфильм «Видеть музыку»:

https://www.youtube.com/watch?v=TuuVHOmM1Zc&t=5s


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: