Нестандартные формы проведения уроков
(на основе Письма Министерства образования РФ от 20.04.01 № 408/13-13
"Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период")
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. № 309*, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 мин каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" сказано: "... в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.
|
|
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
В письме говорится, что при проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 - по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 уроков-театрализаций по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.
|
|
Исходя из данного письма с учетом учебного плана МКОУ «Бобровская СОШ» учителям 1 классов рекомендовано включить в календарно-тематический план уроки в нестандартной форме. Первая четверть по учебному плану длится 9 недель, что равно 45 урокам в нестандартной форме:
- физическая культура
-окружающий мир
- изобразительное искусство
- технология
- музыка
Количество часов по каждому предмету определяет учитель в соответствии с планированием и расписанием занятий (учебным планом).
Для проведения уроков выбраны разнообразные формы: урок-игра, урок-соревнование, урок-эстафета, урок-спортивный марафон, урок-сказка, урок-путешествие, урок викторина, урок-экскурсия, урок – виртуальная экскурсия, урок-путешествие и другие.
Распределение уроков в нестандартной форме в 1 б классе по предметам
№п\п | № урока | Тема урока в календарно-тематическом планировании | Нестандартная форма | дата |
Физическая культура | ||||
1 | 1 | Урок – сказка. Понятие о физической культуре | Урок – сказка | |
2 | 2 | Раздел «Легкая атлетика» Ходьба Урок – путешествие | Урок – путешествие | |
3 | 3 | Сочетание различных видов ходьбы. Спортивный калейдоскоп | Спортивный калейдоскоп | |
4 | 4 | Спортивный марафон. Обычный бег, бег с изменением направления движения. | Спортивный марафон | |
5 | 5 | Спортивный марафон. «Бег с преодолением препятствий». | Спортивный марафон | |
6 | 6 | Спортивный марафон. Бег по размеченным участкам дорожки. | Спортивный марафон | |
7 | 7 | Урок – игра Челночный бег. | Урок – игра | |
8 | 8 | Спортивный марафон Совершенствование навыков бега. | Спортивный марафон | |
9 | 9 | Подвижные игры во время прогулок | Урок – игра | |
10 | 10 | Эстафеты. Бег с ускорением. | Эстафеты | |
11 | 11 | Броски большого мяча на дальность двумя руками из-за головы. Урок-игра | Урок – игра | |
12 | 12 | Спортивный марафон Совершенствование навыков бега. | Спортивный марафон | |
13 | 13 | Эстафеты с мячами. | Эстафеты | |
14 | 14 | Прыжок в длину с места, с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Эстафеты | Эстафеты | |
15 | 15 | Раздел «Подвижные игры» Игры на закрепление и совершенствование навыков бега | Урок – игра | |
16 | 16 | Игры на закрепление и совершенствование развития скоростных способностей | Урок – игра | |
17 | 17 | Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках | Урок – игра | |
18 | 18 | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность | Урок – игра | |
19 | 19 | Урок – путешествие «Упражнения на внимание». | Урок – путешествие | |
20 | 20 | Спортивный калейдоскоп «Упражнения на ловкость и координацию». | Спортивный калейдоскоп | |
21 | 21 | Ведение и передача баскетбольного мяча. Урок игра | Урок – игра | |
22 | 22 | Подвижные игры с баскетбольным мячом. | Урок – игра | |
23 | 23 | Подвижные игры с баскетбольным мячом. | Урок – игра | |
24 | 24 | Спортивный марафон «Внимание, на старт». | Спортивный марафон | |
25 | 25 | Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человекаУрок -викторина. | Урок -викторина. | |
26 | 26 | Урок – путешествие «Возникновение первых соревнований. | Урок – путешествие | |
27 | 27 | Построения и перестроения. Урок-игра | Урок – игра | |
Окружающий мир | ||||
28 | 2 | Что такое Родина? Урок-экскурсия | Урок-экскурсия | |
29 | 3 | Что мы знаем о народах России? Урок-викторина | Урок -викторина. | |
30 | 15 | Кто такие птицы? Урок-викторина | Урок -викторина. | |
31 | 6 | Что у нас над головой? Урок-путешествие | Урок – путешествие | |
32 | 15 | Кто такие птицы? Урок-викторина | Урок -викторина. | |
Изобразительное искусство | ||||
33 | 1 | Изображения всюду вокруг нас. Урок-экскурсия | Урок-экскурсия | |
34 | 3 | Изображать можно пятном. Урок-сказка | Урок – сказка | |
35 | 6 | Разноцветные краски Урок-сказка | Урок – сказка | |
36 | 8 | Художники и зрители Урок- виртуальная экскурсия(обобщение по теме) | Урок- виртуальная экскурсия | |
Технология | ||||
37 | 2 | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Урок-викторина | Урок -викторина. | |
38 | 3 | Что такое технология. Урок- экскурсия в мастерские | Урок- экскурсия | |
39 | 4 | Природный материал. Урок-игра Изделие: «Аппликация из листьев». | Урок – игра | |
40 | 5 | Пластилин.Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Изделие «Мудрая сова». Урок-сказка | Урок – сказка | |
Музыка | ||||
41 | ||||
42 | ||||
43 | ||||
44 | ||||
45 |
|
|