Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды группы и кабинета дефектолога

 

       Создание предметно-развивающей среды является одним из условий успешной реализации рабочей программы. Предметно-развивающая среда организуется нами на принципах комплексирования, свободного зонирования и подвижности в соответствии с рекомендациями В.А. Петровского «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении».

     Чтобы обеспечить психологическую защищенность, развитие индивидуальности ребенка с нарушением зрения, необходимо учитывать основное условие построения среды — личностно-ориентированную модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребенка и перспектив его развития.

В соответствии с ФГОС ДО:

1) Насыщенность среды кабинета тифлопедагога соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими игровыми и дидактическими материалами (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования обеспечивают:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

 2) Трансформируемость пространства предусматривает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

4) Вариативность среды предполагает:

• наличие в логопедическом кабинете различных пространств (центров) (для непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы, игры, конструирования), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость игрового и дидактических материалов, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

• доступность для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Оснащение кабинета тифлопедагога:

1. Парты (столы).

2. Стол канцелярский.

3. Стул, детские стульчики.

4. Шкаф для пособий.

5. Мольберт (магнитный).

6. Зеркало для логопедических занятий.

7. Зеркала для индивидуальной работы.

8. Компьютер, магнитофон.

9. Шпатели, вата, бумажные салфетки.

10. Разрезные азбуки и кассы к ним.

11. Альбом с картинками для исследования зрительных возможностей.

12. Наглядный материал (предметные, сюжетные, серии картинок и т.д.)

13. Настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специальные лото и др.) и игрушки

Также основанием для создания предметно-развивающей среды в группе является соблюдение офтальмо-гигиенических условий, удовлетворяющих потребностям возрастной категории детей с ориентацией на опережение развития.

 

Работая с детьми с нарушением зрения необходимо соблюдать следующие требования к организации учебного процесса:

1. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места.

2. При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего попадании света в глаза.

3. При расходящемся косоглазии место ребенка на занятиях в центре.

4. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру.

5. Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся - вертикальной, при миопии, глаукоме - вертикальной.

6. Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.

7.Темп занятий должен быть снижен.

8. Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.

9. Во время занятий использовать специальную наглядность.

10.При демонстрации цветных изображений использовать яркие, насыщенные, натуральные цвета.

11.Учитывать контрастность фона (чѐрно-белый, зелѐный, коричневый или оранжевый)

12. Поверхность пособий должна быть матовой (чтобы не было бликов от света)

13.Ограничивать непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.

14. На прогулке ребенка с низкой остротой зрения ставить в паре с лучше видящим ребенком: при разной остроте зрения глаз ребенка ставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза; ребенку со светобоязнью – солнцезащитные очки обязательны.

15.Занятия с детьми, имеющими нарушение зрения проводятся по подгруппам и индивидуально, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную, речевую и зрительную нагрузку с двигательной.

 16. Обязательным этапом на занятиях, являются гимнастики для глаз, игры и упражнения на развитие зрительных функций, цветоощущение, цветовосприятие и др. Оборудование кабинета является неотъемлемой частью комплексного воздействия на развитие детей с нарушением зрения. Весь используемый в работе дидактический материал адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушениями зрения.

Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий, формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме «Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и фруктов, их запахи, вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.

 Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности предполагает следующее:

 1.Четкое выделение общего контура изображения.

2.Усиление цветового контраста изображения.

3.Выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.

 4.Уменьшение количества второстепенных деталей.

5.В многоплановых сюжетных изображениях - выделение переднего, среднего и заднего планов. В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов. Величина раздаточного материала: Острота зрения - Размер пособий 0,4 и выше - 2 см 0,2-0,3 - 2—3 см 0,05-0,1 - 3-4 см 0,01-0,04 - 4-5 см. При рассматривании картины рекомендуется рассадить детей таким образом: -в 2-3 ряда, соблюдая окклюзию глаз -полукругом -«каре» - параллельно-справа и слева от воспитателя по одному ряду детей (расходящееся косоглазие-в центре, сходящееся - по краям+соблюдение остроты зрения). Условия эффективности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения:

1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

 2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.

 3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.

5.Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

 6.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

7.Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.

       Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями СанПиН. Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в группе согласовывается с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Для достижения комфортности и безопасности обстановки продуманы детали интерьера, созданы условия достаточной освещенности в понятие которого входит: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, устранение сияющего источника света, а также резких глубоких теней, приближение спектра излучения искусственных источников к спектру дневного света. При оформлении группы используется реалистическое изображение предметов, животных и явлений.

    Цветовой дизайн и оформление помогают сенсорному развитию

дошкольников, создают дополнительные зрительные горизонты. Задачи оформления:

- реализовать личностно-ориентированную модель воспитания: дефектолог строит общение с детьми на равных «глаза в глаза»; ребенок может взглянуть на взрослого сверху, т.е. ломается традиция, когда ребенок смотрит на нас, взрослых, снизу вверх;

- стимулировать развитие игровой деятельности детей (игрушки, атрибуты, модульная мебель, нестандартная архитектура позволит придумывать новые сюжеты игр);

- решать задачу коммуникативного развития ребенка (развитие диалогового общения);

- реализовать потребность в движении (лазанье, прыжки, ловля, ползание);

- развить самостоятельность (вмешательство взрослых сведено до

минимума).

         Такой подход к организации жизненного пространства в группе создает у детей благоприятное эмоциональное состояние, желание общаться друг с другом и взрослыми.

       Предметная среда строится с учетом организации деятельности детей:

а) в непосредственно-организованной деятельности — подбор

дидактического материала, который будет соответствовать изучаемой теме;

б) для совместной деятельности педагогов с детьми. Взрослый дополняет, насыщает, изменяет предметную среду материала ми для игры, рисования, конструирования и других видов деятельности в соответствии с возникшими у детей интересами;

в) для самостоятельной деятельности детей.

             Создаются условия для развития, творческого самовыражения, осознания себя, кооперации с равными без взрослых посредников, для свободного упражнения в способах действия и умениях, домысливании и реализации собственных задач.

Материалы многослойны, многофункциональны, обеспечивают занятость детей с разной степенью освоения того или иного вида деятельности.

Ребенок в предметной среде свободно выбирает материалы, а предметы, в свою очередь, наталкивают его на новые формы активности и стимулируют рождение новых замыслов, без навязывания учебных задач и регламентации деятельности.

        Ведется постоянная работа над модернизацией среды, поиск более

 совершенных форм:

- оборудование кабинета дефектолога современными средствами ТСО (компьютер);

- обогащение лаборатории для экспериментально-исследовательской

деятельности детей;

- дизайн освещения (возможность менять освещение по желанию детей — цвет, интенсивность, разные горизонты);

- пополнение кабинета современным дидактическим многофункциональным материалом, офтальмотренажерами;

- целесообразное размещение атрибутов в групповых помещениях и

специализированных кабинетах; изготовление подвижных и полифункцио-нальных модулей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: