На ознакомительную практику

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

(вид и тип практики)

 

Для Глуховой Дарьи Дмитриевны

(Ф.И.О. обучающегося)

 

Обучающегося _____2_____ курса                          учебная группа № __3-19-01__

Место прохождения практики: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга. Фактический адрес 196143, Санкт-Петербург, улица Ленсовета, дом 49, корпус 2, литера А

(указывается полное наименование структурного подразделения Института/профильной организации и ее структурного подразделения, а также их фактический адрес)

Сроки прохождения практики: с «1» сентября 2020 г. по «28» сентября 2020 г.

Цель прохождения практики: сформировать представление об основных направлениях практической работы психолога в определенном учреждении; выявить особенности психологической работы с клиентами этого учреждения.

Задачи практики: Выявить специфику психологических проблем различных категорий клиентов (воспитанников, педагогов, родителей). Составить представление о деятельности специалистов-психологов, основных видах, направлениях и методах оказания психологической помощи. Проанализировать особенности профессионального поведения и этики профессионального общения. Оформить отчет о результатах ознакомительной практики в соответствии с требованиями, на основании полученных знаний.

                                     

Руководители практики:

От института                              ___Федоренко В. В.___ доцент, кандидат психологических наук.

                                                                                        (Ф.И.О.)                                          (должность)                                                                            

От профильной организации ____Лукашова О. В.___                            Воспитатель                

                                                                                        (Ф.И.О.)                                           (должность)                                                                           

Задание принято к исполнению _____________________ «1» сентября 2020 г.

(подпись обучающегося)

 

 

Оглавление:

§ Введение.

§ Детский психолог.

§ Основные сведения о дошкольном образовательном учреждении.

§ Проблемы детей с ОВЗ. Психологическая, консультативная помощь воспитанникам с ОВЗ и их родителям.

§ Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с ТНР.

§ Трудности в деятельности специалиста.

§ Заключение.

§ Используемая литература.

§ Приложения.


 

 

Введение.

Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. Функция современного детского сада — не подготовить детей к успешному прохождению теста для поступления в школу, а найти их собственное место в жизни. Вопреки распространённому мнению, что ребенок — это чистый лист, на котором можно написать что угодно, психологические исследования последних лет доказывают, что на самом деле дети с раннего возраста имеют устойчивые и очень различные предпочтения, которые редко кардинально меняются в течении жизни. Однако, в силу возраста, ограниченности самостоятельности, да даже просто в силу отсутствия опыта редкий дошкольник может чётко и уверено обозначить свой интерес для взрослых. Очень важно знать и понимать, кто ты такой и чего ты хочешь, и это можно было бы назвать лучшей подготовкой и к школе, и к жизни, и ко всему, что встретится на пути ребенка.

 

В настоящее время почти каждое дошкольное учреждение нуждается в наличии педагога-психолога, главное задачей которого является создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

 

Детский психолог.

Детская психология изучает особенности психики детей разного возраста, процесс формирования личности и умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов поступков и т.д. Деятельность психолога в детском саду направлена на благо детей, на их удобное и комфортное пребывание в дошкольном учреждении, на оказание необходимой психологической помощи. Психолог выступает посредником между детьми и взрослыми, находя и объясняя причины того или иного поведения. Психолог в детском саду осуществляет контроль над детьми, психологическое состояние которых находятся «на грани нормы», для того чтобы совместно с родителями и сотрудниками дошкольного учреждения оказать им помощь в преодолении возникающих проблем, еще до момента поступления в школу. В дошкольном возрасте у детей образуются первые проблемы, которые могут остаться с ними на всю жизнь, психолог делает всё во избежание подобных ситуаций. Психолог отвечает за формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов, участвует в продвижении социальных качеств личности ребёнка.

 

Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями. Вопреки распространенному заблуждению, детский психолог не лечит психические расстройства или заболевания - этим занимаются детские психиатры.

 

Основные сведения.

В период прохождения ознакомительной практики в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 17 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга я узнала много нового о психологической помощи, которая порой необходима не только ребенку, но и его родителям, а порой и воспитателю.

Фактический адрес ГБДОУ: 196143, Санкт-Петербург, улица Ленсовета, дом 49, корпус 2, литера А. Режим работы детского сада: с 7.00 до 19.00 с понедельника по пятницу. Суббота, воскресение, праздничные дни — выходные. Заведующий — Большакова Екатерина Владимировна.

 

В настоящее время в детском саду реализуется современный подход к развитию ребенка. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста носит сложный характер. Так, дошкольник легко подвергается аффективным состояниям. В то же время идет формирование высших чувств – интеллектуальных, нравственных, эстетических… Ребенок в этом возрасте любознателен. Он испытывает большое удовлетворение от познания мира, часто задает вопросы. При неправильном воспитании быстро формируются негативные установки, изменить которые будет трудно. Дошкольный возраст – это важный этап в развитии личности ребенка.

Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей

детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению

новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.

Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями,

умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную

образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. «Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог». Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебновоспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Руководителем практики была назначена воспитатель старшей логопедической группы ГБДОУ детского сада № 17 Московского района Санкт-Петербурга Лукашова Ольга Владимировна.

 

Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и действующим Уставом.

Управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательной организации являются: Общее собрание работников образовательного учреждения, Педагогический совет образовательного учреждения. Органы самоуправления действуют в соответствии с действующим Уставом и положением об органе самоуправления, утвержденном в соответствии с Уставом о порядке.

В данном детском саду функционируют 6 групп для детей с нарушениями речи в возрасте от 4 до 8 лет. Общее количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья — 113. Из них — 4 ребенка-инвалида по речи. В группах реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи, ведь в дошкольном возрасте по-новому проявляется потребность в общении со взрослыми, которые все знают, все умеют, все могут, а также со сверстниками, игры с которыми становятся разнообразней, имеют огромное воспитательное значение: нужно следовать правилам игры, сдерживать проявление эмоций, сосредоточивать внимание, правильно воспринимать и понимать ход игры и многое другое.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

 

Проблемы детей с ОВЗ. Психологическая, консультативная помощь воспитанникам с ОВЗ и их родителям.

Основная проблема, с которой сталкиваются эти дети – это закрытость. Не имея возможности в полной мере общаться с другими людьми, когда в дошкольном возрасте это так необходимо, ребенок начинает испытывать разные сильные чувства, контролировать которые пока не в силах. Это может быть чрезмерная ранимость или же наоборот агрессивность. У них может отмечаться критичность к собственной речевой недостаточности. В любом случае, не найдя поддержки в этом возрасте, дошкольник маловероятно будет прояснять эти моменты позже, что вызовет необратимые для психики последствия, справляться с которыми ему придется всю жизнь. Родители таких детей часто отказываются принимать наличие проблемы, закрывать на нее глаза, считая, что делают лучше, что все само пройдет – но это не так. В подобных, а также в любых других сложных ситуациях поможет разобраться психолог.

 

Психологическая, консультативная помощь воспитанникам с ОВЗ и их родителям (законным представителям) организуется в ДОУ в рамках социального сотрудничества по договору о взаимодействии с Центром социальной помощи семье и детям Московского района Санкт-Петербурга и ЦППМС Московского района Санкт-Петербурга. Психолог, направленный в ГБДОУ детский сад № 17 Московского района Санкт-Петербурга, по соглашению о сотрудничестве, обязан осуществлять взаимодействие в соответствии с законодательством РФ, Санкт Петербурга и на основании Устава по следующим направлениям:

1. Оказание различных видов социальной помощи и социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми

2. Организация профилактики и раннего выявления неблагополучия в семье.

3. Содействие организации отдыха и досуга детей.

4. Организация мероприятий просветительской направленности

5. Организация работы по выявлению детей с ОВЗ, детей инвалидов, составление рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и по организации их обучения и воспитания.

6. Оказание психолого-педагогической помощи в конфликтных ситуациях, возникающих в ГБДОУ.

7. Консультативная помощь участникам образовательных отношений по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с ТНР.

Так как у данного детского учреждения нет постоянного наличия психолога, программа ГБДОУ № 17 построена так, чтобы воспитатель или логопед оказывал ребенку с ограниченными возможностями необходимую психологическую поддержку. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 17 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга обеспечивает разностороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности в возрасте от 4 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, предусматривает обязательное включение ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс осуществляемый в детском саду.

Цель Программы - проектирование социальной ситуации развития, развивающей предметно-пространственной среды, осуществление коррекционно-развивающей деятельности, обеспечивающую позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи: с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью.

Задачи Программы:

1. Коррекция недостатков психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия.

3. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

4. Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

7. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР.

8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР.

9. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

 

 В соответствии со ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:

Общие принципы и подходы к формированию Программы:

§ – поддержка разнообразия детства;

§ – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

§ – позитивная социализация ребенка;

§ – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей;

§ – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

§ – сотрудничество ДОУ с семьей;

§ – возрастная адекватность образования (подбор педагогами содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей).

 

Специфические принципы и подходы к формированию Программы:

§ – сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, использование ресурсов вариативных программ образования детей для обогащения детского развития;

§ – индивидуализация дошкольного образования детей с ТНР, построение образовательной деятельности с учетом интересов, способностей и психофизических особенностей каждого ребенка;

§ – развивающее вариативное образование, образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;

§ – полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей, (в соответствии с ФГОС ДО) всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.

§ – Программа разработана с учетом выбора способов достижения целей Программы и средств её реализации; выбора комплексных, парциальных образовательных программ педагогами с учётом разнородности состава воспитанников, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

 

В результате освоения Программы ребенок с ТНР, преодолевая речевые нарушения, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Он положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам. Он достаточно хорошо, при необходимости взаимодействуя со взрослым, владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Таким образом, коррекционная работа по преодолению недоразвития речи у детей осуществляется в результате комплексной психолого-педагогической помощи. Данная программа, работающая в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 17 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга, обеспечивает социально-коммуникативное развитие каждого воспитанника, развитие общения и взаимодействия ребенка с ТНР со взрослыми и сверстниками.

 

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с ТНР

включает следующие направления работы:

· – формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира и людей;

· – воспитание правильного отношения к людям, вещам и т. д.;

· – обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей («хочу – не хочу», «могу – не могу», «нравится – не нравится»).

Обучение игре проводится в форме развивающих образовательных ситуаций, направленных на преодоление у детей речевого и неречевого негативизма. Для этого все педагоги стремятся придать отношениям детей к окружающим

взрослым и детям положительную направленность.

В ходе обучающих игр с детьми взрослые организуют игровые ситуации,

позволяющие детям с помощью невербальных и вербальных средств общения выражать радость от достижения целей, вступать в общение со сверстниками: парное или в малых группах (два-три ребенка).

 

При организации образовательной деятельности педагоги учитывают коррекционную направленность всего педагогического процесса, это отражается в подборе доступного детям речевого материала, применяемого в игровых ситуациях и трудовых процессах, которые осваивает ребенок с ТНР.

Образовательную деятельность в рамках указанной образовательной области

проводят воспитатели, согласуя ее содержание с тематикой работы, проводимой учителем-логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области «Социально-коммуникативное развитие» становятся родители детей, а также все остальные педагоги, работающие с детьми с ТНР. Психолог при необходимости корректирует их действия.

 

Трудности в деятельности специалиста.

При работе с детьми с отклонениями в развитии необходимо быть осторожным во избежание появления трудностей. Основная проблема, с которыми сталкивается детский психолог – это недоверие, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя. Также психолог может столкнуться и с другими неприятными явлениями:

- враждебное восприятие рекомендаций со стороны родителя или воспитателя

- страх раскрытия личной информации

- непонимание важности психологической профилактики

Постепенно при наличии взаимовыгодного сотрудничества психолог-родитель, трудности отходят на задний план и начинают проясняться причины необычного поведения ребенка, находятся объяснения многим поступкам и все плавно возвращается в норму.

 

Трудности также могут возникнуть и в коллективе. Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений- Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Деловое общение содействует

установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами- Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов.

Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а, следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п

 

Заключение.

Наше поколение уже не считает психолога человеком, который непременно нужен только сумасшедшим, в отличие от многих людей постарше. Психолога часто изначально принимают как врага, настраивая так не только себя, но и влияя на мнение ребенка. Конечно без официального согласия психолог не имеет права помогать, но его наличие не указывает на положительный настрой родителя, что переносится и на ребенка и, соответственно, отражается на всей терапии.

 

Моей главной задачей, при прохождении практики в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 17 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга, было как можно ближе познакомиться с системой работы детской психологической помощи в данном учреждении, и мне кажется я успешно ее выполнила.

По моей оценке, атмосфера в детском саду – благоприятная. Сотрудники – позитивные, ответственные и знающие свое дело люди. Несмотря на то, что психолог посещает данное учреждение редко, в особых случаях, нет оснований для беспокойства. Программа, действующая в этом детском саду, исключает большинство социальных проблем у детей, которым и так тяжело. Педагоги и логопеды делают все возможное для обеспечения благополучия детей, их успешного развития на данном жизненном промежутке и в будущем. Благодаря грамотному подходу воспитателей между детьми создаются крепкие дружественные отношения.

Мне понравилось наблюдать за отношениями педагог-ребенок, ребенок-родитель, родитель-педагог. Это прекрасный опыт взаимодействия с детьми, их родителями и педагогами. Я не могу с уверенностью сказать, что в будущем у этих ребят все сложится отлично, но точно знаю, что этот этап не оставит печальный след на их взрослой жизни.


 

 

Используемая литература.

При создании данной работы я пользовалась документами Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга, знаниями, полученными во время прохождения практики, а также некоторой информацией, полученной из книг:

1. Психология. Учебник для ин-ов физич. культуры под редакцией Рудика П. А., 1974 г.

2. Дети с тяжелыми нарушениями речи. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ Китик Е.Е., Томме Л.Е.

3. Детская психология. Учебник. Смирнова Е.О.

4. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/ под редакцией Лавриненко В.Н.


 

 

Приложение:

1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи. http://ds17mr.ru/wp-content/uploads/2019/06/adaptirovannaya_2019.pdf

2. Договора о взаимодействии с Центром социальной помощи семье и детям Московского района Санкт-Петербурга (соглашение о сотрудничестве http://ds17mr.ru/wp-content/uploads/2018/12/dogovor_centr.pdf) и ЦППМС Московского района Санкт-Петербурга (соглашение о сотрудничестве http://ds17mr.ru/wp-content/uploads/2018/12/dopppms.pdf).

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: