Изнесение древа священного Креста

ИЗНЕСЕНИЕ ДОСТОЧТИМОГО ДРЕВА
СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА
И ПАМЯТЬ СВЯТЫХ СЕМИ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ,
МАТЕРИ ИХ СОЛОМОНИИ, И УЧИТЕЛЯ ИХ ЕЛЕАЗАРА

ВЕЧЕР   НА ВЕЧЕРНЕ
Обычная кафизма. На Господи, воззвах: стихиры на 6. Креста 3, глас 4.   Обычная кафизма. На Господи воззвах: стихиры на 6: Кресту 3 и святым 3.
Подобен: Званный свыше:   Стихиры Креста, глас 4*. Подобен: Свыше призванный:
Днесь радуется верных множество Божественное: / является бо Небесный Крест концем, / осиявает твердь Светом неприступным, / воздух озаряет / и земли лице украшает. / Поет Божественными песньми Церковь Христова, / служит, почитающи / свыше ю соблюдающий Крест Божественный и пречудный. / Егоже силою укрепляеми, / Владыце приступим, зовуще: / умири мир и просвети души наша.   Всей день радуется верных множество Божественное: / ибо является Небесный Крест концам земли, / освещает твердь светом неприступным, / воздух озаряет, / и лицо земли украшает. / Поет божественные песни Церковь Христова, / служение совершает, почитая / свыше ее охраняющий Крест, / Божественный и пречудный. / Его силою укрепляемые, / к Владыке приступим, взывая: / «Умиротвори мiр и просвети души наши!»
Да радуется тварь и играет: / днесь бо облиста Крест в концех с Небесе, / земная просвещая, / и совокуплены показа расточеныя. / Днесь ликуют с лики ангельскими человецы, / ибо бранящее средоградие, Крестом разорено, / во едино вся яве совокупи. / Тем, предсияя паче солнца, / всю тварь просвещает благодатию, / и уясняет, и спасает / верно того чтущия.   Да радуется все творение и торжествует: / ибо заблистал сегодня Крест в концах вселенной с небес, / земных просвещая, / и явил соединенными рассеянных. / В сей день ликуют люди с хорами Ангелов: / ведь разделявшее их средостение Крестом разрушено / – он все явно воедино сочетал. / Потому, сияя пред нами ярче солнца, / он все творение просвещает благодатию, / и украшает и спасает / с верою его почитающих.
Паче солнечныя зари / хотяй мирови, якоже скиптр честный, / Царя Христа и кончину показати, / Крест Божественный се предсияет ясно в концех. / Сей возведе из ада род человеч, / ада вельми пленив, врага низложив, / демонов гордыню до конца погуби. / Ныне же проявляет воскресение Спасово / и спасает зовущия: / умири мир и просвети души наша.   Ярче солнечного сияния / должен будет и конец мiра показать Крест Божественный, / как священный скипетр Царя Христа: / вот, он пред нами сияет ясно во всех концах. / Он возвел из ада род человеческий, / ад решительно пленив, врага низложив, / демонов гордыню до конца погубил. / Ныне же воскресение Спасителя являет / и спасает взывающих: / «Умиротвори мiр и просвети души наши!»
И святых 3, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы:   Стихиры святых, глас 1 Подобен: Всехвальные мученики:
Закона верх, седмию столпы возвышен, / мучительство не поколеба, / ибо скотский гонителя гнев мужески претерпеша, / тело предавше секущим, / благороднии юноши и братия, / Моисейским преданием хранителие.   Закона кровлю, семью столпами возвышаемую, / власть тирана не поколебала, / ибо безрассуднейшую ярость гонителя / мужески претерпели, предав тело рассекающим, / благороднейшие юноши и братья, / хранители Моисеевых установлений.
Паче зримых ум воистинну возвысивше, / уды плотския отсецаху / благочестивии и доблии отроцы / с материю Богомудрою, / великими надеждами вжиляеми, / яже ныне получиша, / у Авраама почивше на лонех, праотца своего.   Выше видимого ум воистину возвысив, / терпели телесных членов отсечение / благочестивейшие и доблестные отроки / с матерью богомудрою, / величайшими надеждами укрепляясь, / которых достигли ныне, / упокоившись в недрах Авраама, / праотца своего.
Душевною доблестию твердо себе вооруживше / и ярость яко преобидевше, / противу борцу крепко прилежаху / благочестия ради / и закона отеческаго хранением / священнейший Елеазар и премудрии юноши / с материю Богомудрою.   С юностью душевной твердо себя вооружив / и как бы гневом возгоревшись, / против неприятеля твердо действовали / ради благочестия / и отеческого закона соблюдения / священнейший Елеазар и премудрые юноши / с матерью богомудрою.
Слава, глас 8. Иоанна монаха:   Слава, глас 8, преп. Иоанна Дамаскина
Святии Маккавеи мучителю глаголаху: / нам, о Антиоше, един Царь Бог, от Негоже быхом / и к Нему обращаемся. / Мир ждет ин нас, / видимаго высочайший и твердейший, / отечество же нам – Иерусалим крепкий и негибнущий, / торжество же – еже со Ангелы житие. / Господи, молитвами их помилуй и спаси нас.   Святые Маккавеи тирану возглашали: / «Для нас, о Антиох, единый Царь – Бог, / от Которого мы произошли / и к Кому обращаемся. / Мiр иной ожидает нас, / высочайший и прочнейший видимого; / отечество же нам – Иерусалим крепкий и не гибнущий; / а торжество – со Ангелами пребывание!» / Господи, по их ходатайствам / помилуй и спаси нас!

 

И ныне, глас тойже. Иоанна монаха:   И ныне, глас 8, преп. Иоанна Дамаскина
Егоже древле Моисей прообразив собою, / Амалика низложив, победи, / и Давид песнопевец / подножию Твоему, вопия, кланятися повелеваше, / Честному Кресту Твоему, Христе Боже, / днесь, грешнии, кланяемся, / устнами недостойными / Тя, изволившаго пригвоздитися на нем, воспевающе, молимся: / Господи, с разбойником Царствия Твоего сподоби нас.   Тому, что в древности Моисей прообразовал собою / и Амалика, ниспровергнув, в бегство обратил, / и чему Давид певец, зовя его подножием Твоим, повелел кланяться, / драгоценному Кресту Твоему, Христе Боже, / мы грешные сегодня поклоняясь, / и устами недостойными воспевая Тебя, / соизволившего пригвоздиться на нем, Тебе взываем: / «Господи, удостой нас с разбойником Царствия Твоего!»
На стиховне Октоиха:   На стиховне стихиры Октоиха.
Слава, глас 8. Космы монаха: Души праведных в руце Господни, / якоже Авраама, и Исаака, и Иакова, / иже прежде закона праотцы и Маккавеов прадеди, / ныне восхваляемых от нас: / сии бо крепкодушнии Авраамстии внуцы суще, / вере поревновавше своего праотца Авраама, / и даже до смерти подвизашася за благочестие. / Благочестно бо воспитавшеся / и законно пострадавше, / нечестие обличиша гордаго Антиоха / и, ничтоже предпочетше временныя жизни, / вечныя ради вся Богу возложиша: / душу, мужество, разум, / тело мягкое и воздаяния чистоты воспитанием. / О, корене благочестива, / из негоже вы прозябосте, Маккавеи! / О, матере святыя, / рождшия равночисленное седмерицы число! / Но молим вас, Маккавеи, / с материю вашею Соломониею / и мудрым священником Елеазаром, / егда предстоите Христу Богу, / Егоже ради потрудистеся, / труды плодов ваших прияти от Него, / прилежну мольбу сотворите о человечестве: / творит бо, елико хощет, / и исполнит хотения ваша, боящихся Его.   Слава, глас 8. Космы монаха:В руке Господа души праведных, / таких как Авраам, и Исаак, и Иаков, / жившие прежде закона праотцы / и прародители Маккавеев, ныне нами восхваляемых; / ибо эти, душою крепкие, / бывшие Авраамовыми потомками, / поревновали вере Авраама, своего праотца, / и до смерти боролись за благочестие. / Ведь в благочестии воспитанные / и вместе законно подвизавшиеся, / обличили они Антиоха проклятого нечестие. / И, ничего не пожалев из благ жизни нынешней, / ради вечной все Богу посвятили: / душу, мужество, чувство, / тело юное и награды в чистоте воспитанным. / О, корень благочестивый, / из которого произрасли вы, Маккавеи! / О, мать святая, / родившая равное седмице число! / Но молим вас, Маккавеи / с матерью вашей Соломониею / и мудрым священником Елеазаром, / как предстоящих Христу Богу, / ради Которого вы потрудились! / Плодами страданий ваших наслаждаясь у Него, / усердную мольбу совершите о человечестве: / ибо Он творит, что хочет, и исполняет / желания вас, боящихся Его.
И ныне, глас тойже: Глас пророка Твоего Моисея, Боже, / исполнися, глаголяй: / узрите живот ваш, висящ пред очесы вашими. / Днесь Крест воздвизается, / и мир от лести свобождается; / днесь Христово воскресение обновляется, / и концы земли радуются, / в кимвалех давидски песнь Тебе приносяще и глаголюще: / соделал еси спасение посреде земли, Боже, / Крест и воскресение, / ихже ради нас спасл еси, Блаже и Человеколюбче, / Всесильне Господи, слава Тебе.   И ныне, глас 8:Исполнился глас пророка Твоего, Боже, Моисея, возвещающий: / «Увидите Жизнь вашу, висящую пред очами вашими». / В сей день Крест воздвигается – / и мир освобожден от заблуждения; / в сей день Христово Воскресение обновляется / и концы земли радуются, / принося Тебе песнопение на кимвалах, по Давиду, и возглашая: / «Ты соделал спасение среди земли, Боже – / Крест и Воскресение, / которыми спас нас, Благой и Человеколюбец. / Всесильный Господи, слава Тебе!»
Тропарь, глас 1: Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.   Тропарь, глас 1 Страданиями святых, / которые они за Тебя претерпели, / умилостивься, Господи, / и все наши болезни исцели, / Тебе, Человеколюбец, молимся.
Слава, и ныне, глас тойже: Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.   Слава, и ныне, глас 1:Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы православным христианам над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Известно же да бывает: Яко прежде клепания входит иерей в сосудохранительницу и полагает Честный Крест на жертвеннице. И по отпущении вечерни иерей и диакон облекутся в ризы. И диакон покадит Честный Крест и речет: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш: Таже, Трисвятое. По Отче наш: тропарь Креста. Слава, и ныне: кондак. И взимает иерей Крест с блюдом на главу и вносит в олтарь, предыдут пред ним со двема лампадами. И полагает Крест на трапезе, на Евангельском месте, а Евангелие на Горнее место. И возжгут пред ним свещу на всю нощь.   Да будет известно, что прежде звона к вечерне священник входит в сосудохранительницу и возлагает священный Крест на жертвенник. И после отпуста вечерни священник и диакон облачаются в священные одежды; и диакон, покадив св. Крест, возглашает: Благослови, Владыка. Священник: Благословен Бог наш: Затем Трисвятое. ПослеОтче наш: тропарь Кресту. Слава, и ныне: кондак. И поднимает священник блюдо с Крестом на голову, и вносит его в алтарь; перед ним идут два свещеносца с лампадами. И возлагает Крест на престоле, на место Евангелия, а Евангелие ставит на горнее место. И зажигают перед св. Крестом свечу на всю ночь.

 

ИЗНЕСЕНИЕ ДОСТОЧТИМОГО ДРЕВА СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА И ПАМЯТЬ СВЯТЫХ СЕМИ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ, МАТЕРИ ИХ СОЛОМОНИИ, И УЧИТЕЛЯ ИХ ЕЛЕАЗАРА

 

НА УТРЕНИ На Бог Господь:   НА УТРЕНИ На Бог Господь:
Тропарь Креста дважды, глас 1:   Тропарь Св. Кресту, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.   Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы православным христианам над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. (2)
Слава: Тропарь мучеников, глас тойже:   Слава: Тропарь мученикам, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.   Страданиями святых, / которые они за Тебя претерпели, / умилостивься, Господи, / и все наши болезни исцели, / Тебе, Человеколюбец, молимся.
И ныне:тропарь Креста.   И ныне:тропарь Св. Кресту.
И обычныя кафизмы, и седальны Октоиха. И чтение. Канон Октоиха един на 4 и Креста на 6, глас 6, и мучеников на 4, глас 8. Аще ли случится праздник сей в субботу и аще храм Христов или Богородицы, и поем канон храма со ирмосом на 4, и Креста на 6, и святых на 4. Катавасия: Крест начертав:   И обычные кафизмы, и седальны Октоиха. И чтение. Канон Октоиха один, на 4, и Кресту на 6, глас 6, и мученикам на 4, глас 8. Если же случится этот праздник в субботу, и если храм Христов или Богородицы, то поем канон храма со ирмосом на 4, и Кресту на 6, и святым на 4.

 

Канон Креста, егоже краегранесие: Кресту покланяюся, верных спасению. Глас 6.   Канон Кресту, акростих его: Кресту поклоняюсь, верных спасению. Глас 6*.
Песнь 1 Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу победную песнь поим, вопияше.   Песнь 1 Ирмос: Как по суше прошел Израиль / по бездне стопами, / и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: / «Богу победную песнь воспоем!»
Кресту, верных спасению, покланяюся, / и тепле облобызаю, и, объемля, вопию: / Древо всеблаженное Христово, / душу мою и ум просвети, молюся.   Кресту, верных спасению, поклоняюсь, / и с теплой верою его лобзаю, / и, обнимая, восклицаю: / «Древо всеблаженное Христово, / душу мою и ум просвети, молю!»
Победоносно явися на страсти и бесы днесь знамение Креста. / Темже, вернии вси, светло просвещше души, ныне облобызаем.   Победоносное против страстей и бесов / явилось в сей день знамение Креста. / Потому, верные, / все радостью душевной просветившись, / будем ныне его лобзать.
Лучезарная облистает сияния Крест Честный / и просвещает верно покланяющияся ему днесь, / освящая души наша и телеса.   Лучезарными сияниями / блистает священный Крест, / и просвещает с верою поклоняющихся ему в сей день, / освящая наши души и тела.
Жизнодательный Крест предлежащ и зримь / световидную зарю препосылает благодатей: / приступим и приимем просвещение, веселие, и спасение, и оставление, / хваление Господеви приносяще.   Жизнь дарующий Крест, / пред нами лежащий и видимый, / световидное сияние благодати посылает: / приступим и примем просвещение радостное, / и спасение, и прощение, / хвалу Господу принося.**
Богородичен: Пресвятая Дево, Яже Христа плотию рождши, / пострадавшаго нас ради волею на Кресте, / Тя блажащия честно спасай мольбами Твоими.   Богородичен: Пресвятая Дева, / по плоти родившая Христа, / на Кресте за нас добровольно пострадавшего! / Тебя прославляющих благоговейно / мольбами Твоими спасай.
Ин канон мучеников на 4, глас 8. Песнь 1   Иной канон мученикам, глас 8 Песнь 1
Ирмос: Воду прошед, яко сушу, / и египетскаго зла избежав, / израильтянин вопияше: / Избавителю и Богу нашему поим.   Ирмос: По воде пройдя, как по суше, / и египетского развращения избежав, / израильтянин взывал: / «Избавителю и Богу нашему воспоем!»
Лик седмочисленных страдалец, явлься единым нравом в лютых, / по утверждению отеческаго закона, умрети не отрекошася.   Сонм седьмочисленных страдальцев, / явившихся едиными нравом среди тяжких бед, / ради утверждения отеческого закона / не отказался умереть.
Славу презревше, яже на земли, желанием Божественнаго Царствия, / всяку болезнь претерпеша Божественнии Маккавеи, / темже достойно ныне чтутся.   Презрев славу, ту, что на земле, / по любви к Божественному Царству, / всякую муку претерпели божественные Маккавеи; / потому достойно ныне чтутся.
Закона хранителие Моисеева, воистинну доблии Маккавеи, / братия друг со другом явишася, / внегда попрати им Антиохово безбожие.   Закона Моисеева хранители, / поистине доблестные Маккавеи, / братьями по духу друг для друга явились, / когда попирали они Антиоха безбожие.
Богородичен: Чини Тя Ангел и человек, Безневестная Мати, восхваляют непрестанно: / Зиждителя бо всех, яко Младенца, на руку Твоею понесла еси.   Богородичен: Полки Ангелов и людей / Тебя, брака не познавшая Матерь, / восхваляют непрестанно: / ибо Ты всех Создателя, как Младенца, / носила на Своих руках.
Катавасия: Крест начертав, Моисей / впрямо жезлом Чермное пресече, / Израилю пешеходящу; / тоже обратно фараоновым колесницам, / ударив, совокупи, / вопреки написав непобедимое оружие. / Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися.   Катавасия: Крест начертывая, Моисей / прямо рассек Красное море жезлом / для идущего пешком Израиля, / и то же море ударом поперек / обратно для Фараоновых колесниц соединил, / изобразив тем непобедимое оружие; / потому воспоем Христу Богу нашему: / ибо Он прославился.

 

Песнь 3 Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, / вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего.   Песнь 3 Ирмос: Нет святого, / как Ты, Господи Боже мой, / возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, / и утвердивший нас на камне / исповедания Твоего.
Оружие древле жизни блаженное древо даровася хранити / за преслушание первозданнаго Адама, / Крест же сему путь сотвори.   В древности Херувимам / было вручено оружие / для охраны блаженного древа жизни / из-за ослушания Адама первозданного: / но Крест этот путь ему открыл.
Очима, устнами и душами, лицы и сердцы / поклонимся вси Пресвятому Кресту Жизнодавца Христа, / имже мир весь освящается.   Очами, устами и душами, / лицами и сердцами / поклонимся все Пресвятому Кресту / жизни Подателя Христа, / которым весь мiр освящается.
Храмы Богу пророчески днесь бывше, / покланяющеся древу Пресвятаго Креста, / и наследницы Его, со страхом вси того целуем.   Храмами Богу став, по пророчеству, / и Его наследниками, / в сей день поклоняясь древу Пресвятого Креста, / мы все со страхом его целуем.
Песнословим тя, Кресте, верою молящиися силе твоей: / изми нас сетей вражиих и управи нас к пристанищу всех спасения, поющих тя.   Песнями славим тебя, Крест, / и припадаем с верою, / испрашивая у твоего могущества: / избавь нас из сетей врага / и направь к пристани спасения / всех нас, воспевающих тебя.**
Богородичен: Девою родила еси Сына, / прежде Тебе рожденнаго от Отца прежде век, без матере от Бога, / распятаго плотию, да спасет прежде согрешшия.   Богородичен: Девственно родила Ты Сына, / прежде Тебя рожденного без матери / от Бога Отца прежде веков / и распятого плотию, / чтобы спасти прежде согрешивших.
Ин. Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, / и Церкве Зиждителю, / Ты мене утверди в любви Твоей, / желаний краю, верных утверждение, / Едине Человеколюбче.   Иной канон. Ирмос: Небесного свода Создатель, Господи, / и Церкви Строитель, / Ты меня утверди в любви к Тебе, / предел желаний, верных утверждение, / единый Человеколюбец.
По отеческим ходяще исправлением законным, / блаженнии Христовы страдальцы, / жизнь нестареемую вашими стяжасте кровьми, прехвальнии.   Поступая по законным отеческим уставам, / вы, блаженные Христовы страдальцы, / жизнь не стареющую стяжали / кровью вашею, всехвальные.
Ни огнь, ни меч превратити когда возможе / доблесть нрава, блаженнии, вашу, яже в вере, / в нейже упразднисте мучителей шатания.   Ни огонь, ни меч нисколько не смогли / изменить доблесть нрава вашего, блаженные, / ту, что в вере, которой вы / обессилили тиранов нападения.
Муки претерпеша за Христа Бога прехвальнии мученицы / и свыше прияша победы почести, / непрестанно молящеся спасти души наша.   Муки претерпели за Христа Бога / всехвальные мученики / и, почести за победу свыше получив, / непрестанно молятся о спасении душ наших.
Богородичен: Девою родила еси, Неискусобрачная, / и Девою пребыла еси Мати Безневестная, Богородице Марие, / Христа Бога нашего моли спастися нам.   Богородичен: Ты родила, Дева, мужа не знавшая, / и Девою осталась, Матерь безбрачная, / Богородица Мария: Христа Бога нашего моли / о спасении нашем.
Катавасия: Жезл во образ тайны приемлется, / прозябением бо предразсуждает священника; / неплодящей же прежде Церкви / ныне процвете Древо Креста / в державу и утверждение.   Катавасия: Жезл берется как образ таинства: / ибо произрастанием он указывает священника; / а для Церкви, прежде бесплодной, ныне расцвело / древо Креста к её силе и утверждению.
Кондак святых, глас 2. Подобен: Вышних ища:   Кондак святых, глас 2. Подобен: Вышних ища:
Премудрости Божия столпи седмочисленнии / и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, / Маккавеи всемудрии, / прежде мучеников превелии мученицы, / с нимиже всех Богу молитеся / спастися почитающим вас.   Семь столпов премудрости Божией / и семь светильников ярких Божественного света, / Маккавеи премудрые, прежде мучеников величайшие мученики! / С ними Бога всего мiра молите / о спасении почитающих вас.
Икос: Хвали тепле, Сионе, Бога твоего, / яко укрепил есть сей вереи врат твоих и сыны твоя благослови. / Сии бо, яко воинство непобедимое, / ополчение воистинну доблественно и крепкомудренно, / противу коварством злочестивых богомудренно сташа, / вкупе победы венцы Небеснаго Сиона приемлют / и Божественному престолу предстоят, о всех непрестанно молящеся. / Просите спастися поющим вас.   Икос: Хвали с горячим усердием, Сион, Бога твоего, / ибо Он действительно укрепил засовы ворот твоих / и сынов твоих благословил. / Ведь они, как воинство победоносное, / полк поистине доблестный и крепкий духом, / против козней нечестивцев богомудро стали. / Но как победными венцами / в Небесном Сионе наслаждающиеся / и к Божественному престолу приближающиеся, / моля непрестанно о всех, просите / о спасении воспевающих вас!
Седален святых, глас 8. Подобен: Премудрости:   Седален святых, глас 8 Подобен: Премудрости:
Благочестно наказавшеся, отроцы мудрии, мученически, / мучителей прещения мужески посрамисте, / яко закона поборницы и отцу послушницы бысте, святии, / с материю Богомудрою усердно пострадасте. / Темже и смертию живот искупльше воистинну Небесный, / вечно радуетеся, Маккавеи крепкодушнии, / молите Христа Бога согрешений оставление даровати / чтущим любовию святую память вашу.   В благочестии воспитанные отроки мудрые! / Вы с мученическим мужеством тиранов угрозы посрамили; / как ставшие закона поборниками / и отца своего сподвижниками, святые, / с матерью Богомудрою охотно пострадали. / Потому и жизнь поистине небесную смертию купив, / вечно радуетесь, Маккавеи, душою крепкие. / Ходатайствуйте пред Христом Богом / о даровании отпущения согрешений / чтущим с любовию святую память вашу.
Слава, и ныне, Креста, глас 6:   Слава, и ныне, седален Креста, глас 8:
Крест Твой, Господи, освятися, / в нем бо бывают исцеления немощным во гресех, / егоже ради припадаем Ти, помилуй нас.   Крест Твой, Господи, освящен: / ибо от него происходят исцеления / пребывающим в немощи греховной; / чрез него мы к Тебе припадаем, / помилуй нас!

 

Песнь 4 Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, / честная Церковь / боголепно поет, взывающи, / от смысла чиста, о Господе празднующи.   Песнь 4 Ирмос: «Христос – моя сила, / Бог и Господь», / – святая Церковь благоговейно поет, / возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя.
Да кропит вся земля радование, да веселятся древа дубравная, / днесь обожена Всечестным Крестом, сияющи концем.   Да кропит вся земля радостью, / да веселятся деревья дубрав: / в сей день явлено обожение / всесвященным Крестом, / сияющим концам земли.
Показавый орган умерщвления, / живоносно мирови, победотворное оружие непобедимое, преславный Кресте, / сердца наша просвети.   Явив миру себя – орудие умерщвления – / живоносным, победы приносящим, / оружием непобедимым, / Преславный Крест! / Сердца наши просвети!
Ты Божественная победа, ты соделование нашего спасения, / ты верным соодоление и Божественная жертва, / о Всечестный Кресте, поющия тя освяти.   Ты – Божественная победа, / ты – совершение нашего спасения, / ты – верным помощь в борьбе / и Божественная жертва! / О Всесвященный Крест, / воспевающих тебя освяти!
Небо всей земли свеселится, / страстотерпцы, мученицы, апостоли, души праведных радостно ныне радуются, / и вся спасает зримо предлежащее посреде жизнодательное Древо, / и верныя освящает благодатию.   Небо со всей землею веселится, / страстотерпцы, мученики, Апостолы, души праведных / ныне радостно красуются, / созерцая всех спасающее / пред нами посреди лежащее / Древо, дарующее жизнь, / и верных освящающее благодатию.**
Богородичен: Воистинну Ты явилася еси, / воистинну родила еси Сына Вышняго, / на Кресте руце простершаго, Дево Мати Марие, / и мир призвавшаго.   Богородичен: Воистину Ты явилась Богородицей, / воистину родила Сына Всевышнего, / на Кресте руки простершего, Дева-Матерь Мария, / и мир к Себе призвавшего.
Ин. Ирмос: Из горы приосененныя, Слове, пророк, / единыя Богородицы, / хотяща воплотитися боговидно усмотри / и со страхом славословяше силу Твою.   Иной канон. Ирмос: Тебя, Слово, желающего воплотиться / от горы тенистой – единственной Богородицы, / богопросвещенным взором узрел пророк / и со страхом славословил силу Твою.
Закон, блаженнии, написавше, якоже древле Моисей, / во своих скрижалех помысла не преступисте сего даже до смерти, / но твердо подвизастеся.   Закон, как в древности Моисей, / написав на скрижалях своего разума, блаженные, / вы не преступили его до смерти, / но твердо за него подвизались.
Законныя Богу приносяще жертвы и моисейскому ревнующе житию, / преобидеша всяко законоположение мучительское, / страстотерпцы Христовы.   Законные жертвы Богу принося / и завещанному Моисеем житию ревнуя, / всяким законоположением тирана пренебрегли / страстотерпцы Христовы.
Якоже камень волненное стояние, / сице многи муки, страдальцы, / мужеским умом, Маккавеи, даже до смерти претерпесте.   Как скала – бушующие волны, / так многие муки страдальцы Маккавеи / мужественным умом / даже до смерти претерпели.
Троичен: Безначальная Троице, Единице покланяемая, / сопрестольная Единице, Троице воспеваемая, / мученик мольбами избави нас от бед и напастей, воспевающих Тя.   Троичен: Безначальная Троица, / как Единица поклоняемая! / Сопрестольная Единица, / как Троица воспеваемая! / Мучеников мольбами избавь от бед и напастей / нас, воспевающих Тебя.
Богородичен: Радуйся от нас, Святая Богородице. / Радуйся, радость рождшая мирови. / Радуйся, едина заступление человеком, / благословенная Богородице Чистая.   Богородичен: «Радуйся!» услышь от нас, / Святая Богородица! / Радуйся, родившая радость миру! / Радуйся, людям единственное заступничество, / благословенная Богородица Чистая!
Катавасия: Услышах, Господи, / смотрения Твоего таинство, / разумех дела Твоя / и прославих Твое Божество.   Катавасия: Услышал я, Господи, / о таинстве Твоего промысла, / уразумел дела Твои, / и прославил Твое Божество.
Песнь 5 Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, / утренюющих Ти души любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / истиннаго Бога, / от мрака греховнаго взывающа.   Песнь 5 Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся / любовью озари, – молюсь я, – / чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / от мрака грехов / к Себе призывающего.
Подымем с радостию преблаженный Крест, / в церквах и градех сей предложенный, и поклонимся, / да долгов приимем оставление.   Примем с радостью преблаженный Крест, / когда в церквах и городах он для лобзания предложен, / и поклонимся ему, / чтобы получить долгов отпущение.
Умерщвляется змий лукавый ныне, иже тьмы начальник, / сияния не терпя, еже облистает Живоносный Крест, / Божественнаго Царя скиптро честное.   Умерщвляется ныне змий лукавый, тьмы начальник, / не вынося сияния, / которым блистает Живоносный Крест, / Божественного Царя скипетр священный.
Яко пресветла звезда и яко бисер благолепен и пресиянное солнце, / вся озаряет земли концы Крест Господень, / егоже облобызаем.   Как пресветлая звезда, / и как прекрасный жемчуг / и солнце, ярко сияющее, / озаряет все концы земли / Крест Господень, который мы лобзаем.
Воскликните, языцы, воспойте, играйте, колена, и пойте Богу, / давшему Креста нерушимое утверждение, еже ныне предлежит; / вси вернии, радуемся, яко того ради благая приемлюще.   Воскликните народы, / воспойте, торжествуйте, племена, / и играйте Богу, давшему Крест – неколебимое основание: / ныне, при изнесении его / все мы, верные, ликуем, / чрез него наслаждаясь благами.**
Богородичен: Спасению Тя начало, вси вернии, ведуще, ублажаем, Чистая: / Ты бо прежде Сущаго плотию родила еси, / хотением Своим пригвожденна на Кресте.   Богородичен: Зная что Ты – начало спасению, / все мы, верные, блаженной Тебя именуем, Чистая: / ибо родила Ты по плоти Предсуществующего, / по Своей воле пригвожденного на Кресте.
Ин. Ирмос: От нощи неведения / Боговедением просветивый концы, / просвети мя утром человеколюбия Твоего, Господи.   Иной канон. Ирмос: После ночи неведения / Богопознанием просветвший мiра концы, / просвети меня утром человеколюбия Твоего, Господи.
Якоже отеческий закон не разорших, святии мученицы, / венцы праведными Христос вас Сам венча.   Как закон отеческий не нарушивших, / вас святые мученики, / венцами праведности Сам Христос увенчал.
Елеазару равностатни в разуме явльшеся, блаженнии дети, / и принесостеся со онем Христу, духовное всесожжение.   Явившись равными Елеазару разумом, / блаженные отроки / с ним были и принесены Христу / как духовное всесожжение.
Иже святыми свобождаяй от лести всяческая, / спаси нас, Господи, тех молитвами, яко Благоутробен.   Святыми мiр освобождающий / от всяческого обольщения! / Спаси нас, Господи, их молитвами, / как милосердный.
Богородичен: Херувимов явльшися честнейши, Дево Всепетая, / молися Сыну Твоему спасти души поющих Тя.   Богородичен: Честью высшей Херувимов явившаяся, / Дева всепрославленная! / Молись Сыну Твоему о спасении душ / Тебя воспевающих.
Катавасия: О треблаженное Древо, / на немже распяся Христос, Царь и Господь! / Имже паде древом прельстивый, / Тобою прельстився, / Богу пригвоздившуся плотию, / подающему мир душам нашим.   Катавасия: О трижды блаженное Древо, / на котором был распят Христос, Царь и Господь, / чрез которое пал обольстивший древом, / сам уловленный Богом, / на тебе пригвожденном плотию, / дарующим мир душам нашим!
Песнь 6 Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве.   Песнь 6 Ирмос: Житейское море видя / поднимающееся волнами искушений, / я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: / «Возведи от гибели жизнь мою, / Многомилостивый!»
Яко Божествен сосуд, яко светильник светел, в церквах днесь, / и в храмех, и градех Крест предлежащ видяще, / и Уяснившаго сего воспоем.   Как Божественный сосуд, / как светильник светлый, / в сей день в церквах, и в храмах и городах / Крест, пред нами лежащий, видя, / и Соделавшего его светоносным воспоем.
Умерщвляется смерть, и уморяется тление, и бесовстии полцы отбегают, / победный и страшный днесь предлежащ видяще Крест Христов, / не смеюще прикоснутися ему.   Умерщвляется смерть, / и истребляется тление, / и бесовские полки убегают, / видя в сей день пред нами лежащий / победоносный и страшный Крест Христов, / и не смея прикоснуться ему.
Воспевающе Тя, Бога, и Царя, и Господа, яко даровал еси нам Крест стену нерушиму, / егоже ныне облобызаем радостию и лютых отбегаем.   Воспеваем Тебя, Бога, и Царя и Господа, / ибо даровал Ты нам Крест, как стену нерушимую: / его мы ныне лобызаем с радостию / и бед страшных избегаем.
Богородичен: Ядом змииным прабаба пищею, яже во Едеме, помазася, / Дева же, рождши Начальника жизни, / источи миру нетление и воскресение.   Богородичен: Чрез вкушение, бывшее в Эдеме, / прародительница ядом змия запятналась; / Дева же, жизни Начальника родив, / источила мiру нетление и воскресение.
Ин. Ирмос: Ризу мне подаждь светлу, / одеяйся светом, яко ризою, / Многомилостиве Христе Боже наш.   Иной канон. Ирмос: Ризу мне даруй светлую, / одевающийся светом как одеждою / многомилостивый Христе Боже наш.
Ризою себе мученическою одеявше, святии, / сию труды страдания вашего испестристе.   Одеждой мученичества облекши себя, святые, / вы ее трудами вашего страдания / соделали многоцветной.
Желающе быти со Христом, всеславнии мученицы, / течение страдания неуклонным помыслом преидосте.   Желая быть со Христом, всеславные мученики, / вы прошли страдания путь / с помыслом неуклонным.
Закон, иже предаде Моисей, храняще, святии, законно пострадаша, / посрамльше Антиоха мучителя.   Закон, который передал вам Моисей, храня, / вы, святые, законно пострадали, / посрамив Антиоха-тирана.
Богородичен: Едина словом плотию Слова рождшая, / избави, молимся, от сетей врага души наша.   Богородичен: Одна через слово / по плоти Слово Родившая! / Избавь, молимся, от сетей врага / души наши.
Катавасия: Воднаго зверя во утробе / длани Иона крестовидно распростер, / спасительную Страсть проображаше яве. / Тем, тридневен изшед, / премирное Воскресение прописаше / Плотию пригвожденнаго Христа Бога / и тридневным Воскресением мир просвещшаго.   Катавасия: Во утробе морского зверя / Иона крестообразно руки распростер, / ясно прообразовав спасительное страдание; / выйдя же оттуда спустя три дня, / предначертал сверхъестественное воскресение / Христа Бога, пригвожденного плотию / и восстанием в третий день мир просветившего.

 

Кондак, глас 4. Подобен:   Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую победу.   Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая им победы над врагами, / – да имеют они помощь от Тебя, / оружие мира, непобедимый знак победы.
Икос: Иже до третияго Небесе восхищен бысть в рай, / и глаголы слышав неизреченныя и Божественныя, / ихже не леть языки человеческими глаголати, / что галатом пишет, яко рачителие писаний прочтосте и познасте: / мне, глаголет, хвалитися да не будет, / токмо во едином Кресте Господни, на немже страдав, уби страсти. / Того убо и мы известно да держим, Крест Господень, хвалу вси: / есть бо нам спасительное сие Древо / оружие, мира непобедимая победа.   Икос: До третьего неба вознесенный в рай / и услышавший неизреченные и божественные слова, / которые невозможно пересказывать языками человеческими, – / что он Галатам пишет, / как прочли и узнали вы, любители Писаний? / «Чтобы я, говорит он, хвалился, – да не будет, / разве только одним Крестом Господним, / на котором пострадав, Он убил страсти». / Так и мы все будем твердо держать его, / Крест Господень, как похвалу; / ибо для нас это спасительное Древо – / оружие мира, непобедимый знак победы.
Песнь 7 Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших.   Песнь 7 Ирмос: Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, / а Божие веление, халдеев опалявшее, / мучителя убедило взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Спасительному древу поклонимся, Кресту пресвятому, / емуже служат ангельская вся воинства, / предлежащ видяще, вернии, источающ нам освящение и жизнь.   Спасительному Древу – Кресту пресвятому, / которому служат все ангельские воинства, / поклонимся, видя его пред нами лежащим, верные, / и источающим нам освящение и жизнь.
Победоносный явися пресвятый Крест Животодавца Христа, / свыше же бесом всем множество отгоня, варварское шатание, / и победителя являя воинство наше.   Победоносным явился пресвятой Крест / жизни Подателя Христа, / все бесов множество свыше отгоняя, / и низлагая варваров превозношение, / и победителем являя царя нашего.
Яко одушевленну, тебе, припадая, взываю: / Кресте мой пресвятый, ты ми просвети душу, и ум, и слух, и устне, / и язык, и дыхание, и очи к путем Царства Христова.   Как к одушевленному припадая к тебе, взываю: / «Крест мой Пресвятой! Ты мне просвети / душу, и ум, и слух, и уста, / и язык, и дыхание, и очи, / направляя меня к путям Царства Христова!»
Поем, славим, и покланяемся, и величаем Твою, Христе, державу, / яко подаде нам, рабом Твоим, Крест Божественный, / сладость неисчерпаемую и хранилище душам и телом нашим.   Воспеваем, и славим, / и поклоняемся, и величаем / Твое, Христе, могущество, / ибо Ты дал нам, рабам Твоим, Крест Божественный, / – усладу неистощимую, / и хранителя душ и тел наших.**
Богородичен: Юноши три пещь не опали, Рождество прообразующи Твое, / ибо Божественный огнь Тя не опали, вселився в Тя и вся научив пети: / благословен Бог отец наших.   Богородичен: Трех юношей не опалила печь, / прообразуя рождение от Тебя: / ибо Божественный Огонь Тебя не опалил, / вселившись в Тебя, и всех петь научив: / «Благословен Бог отцов наших!»
Ин. Ирмос: В начале землю основавый / и Небеса словом утвердивый, / благословен еси во веки, Господи, Боже отец наших.   Иной канон. Ирмос: В начале землю Основавший / и Небеса словом Утвердивший! / Благословен Ты во веки, Господи, / Боже отцов наших.
Мученическими пострадавше болезньми, / мучительских не устрашистеся прещений, Христу вопиюще: / благословен Бог отец наших.   Свойственные мученикам страдания претерпев, / не устрашились вы угроз тиранов, / возглашая Христу: / «Благословен Бог отцов наших!»
Терпения пождавше болезней, / вражия лютая победисте коварства, Христу вопиюще: / благословен Бог отец наших.   Стойко выдержав мучения, / победили вы врагов лютые коварства, / возглашая Христу: / «Благословен Бог отцов наших!»
Богородичен: Иже во утробу Девыя вселивыйся / и Тоя ради Адама обновль, / благословен Бог отец наших.   Богородичен: Во чрево Девы Вселившийся / и чрез Нее Адама Обновивший / благословен – Бог отцов наших!
Катавасия: Безумное веление / мучителя злочестиваго люди поколеба, / дышущее прещение и злохуление богомерзкое, / обаче три отроки не устраши ярость зверская, / ни огнь снедаяй, / но противодышущу росоносному Духу, / со огнем суще, пояху: / препетый отцев и нас Боже, благословен еси.   Катавасия: Безумное веление тирана нечестивого, / дышащее угрозою и хулою богомерзкою, / в смятение народы привело; / однако трех отроков не устрашили / ни зверский гнев, ни огонь шумящий, / но, находясь в огне, / против которого веял росоносный ветер, они пели: / «Прехвальный Боже отцов и наш, благословен Ты!»
Песнь 8 Ирмос: Ужаснися, бояйся, Небо, / и да подвижатся основания земли: / се бо в мертвецех вменяется в Вышних Живый / и во гроб мал странноприемлется. / Егоже, отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.   Песнь 8 Ирмос: Изумись в трепете, небо, / и да потрясутся основания земли; / ибо вот, к мертвым причисляется / на высотах Живущий / и в тесном гробе помещается; / Его отроки благословляйте, / священники воспевайте, / люди превозносите во все века.
Твой Крест прообразуя Иаков иногда, на внуки положь длани пременно / и благословив их, благодати во языцех научая: / отроцы, благословите, священнии, пойте, / людие, превозносите Его во веки.   Твой Крест некогда прообразуя, / Иаков на внуков руки возложил в ином порядке, / и их благословил, / явлению благодати среди всех народов научая. / Отроки, благословляйте, / священники, воспевайте, / люди, превозносите Его вовеки.
О, неизреченнаго Твоего, Христе, снития и неизглаголанных благих! / Воплотися и, распят быв, смерть прием, / и решиши человеки от клятвы, источив нетление на треблаженнем Древе, / препрославленный Крест сей во веки.   О неизреченное Твое, Христе, сошествие, / и несказанные блага! / Воплотился Ты, был распят и принял смерть, / и людей освобождаешь от проклятия, / источив нетление на трижды блаженном Древе. / Это – Крест, препрославленный вовеки!
Пресвятый Крест, Божественную победу, жизни начальника, / лести потребителя, днесь похвалим Крест всесвятый Господень, / бесов губителя и варваров прогонителя, верных победотворца и покровителя.   Пресвятой Крест – Божественную победу, / жизни начало, заблуждения истребителя, / в сей день восхвалим. / Крест Всесвятой Господень – / бесов губителя, и варваров прогонителя, / дающего царям победы / и их покровителя.
Богородичен: Гвоздьми пригвождена Христа, копием прободена в нетленная ребра, / тростием в главу биема, желчь вкушающа, зрящи, Дева вопияше: / где Твоя доброта зайде, прекрасное Слово, / Препрославленне паче сынов человеческих?   Богородичен: Гвоздями пригвожденного Христа, / копьем пронзенного в нетленные ребра, / по голове удары тростью принимающего, / желчь вкушающего видя, Дева возглашала: / «Куда красота Твоя зашла, прекрасное Слово, / препрославленный более сынов человеческих?»
Ин. Ирмос: Безначальнаго Царя славы, / Егоже трепещут Небесныя силы, / пойте, священницы, / людие, превозносите во вся веки.   Иной канон. Ирмос: Единого Безначального – Царя Славы, / Которого благословляют Небесные Силы / и пред Кем трепещут Ангелов полки, / воспевайте, священники, / люди, превозносите Его вовеки.
Истины рачителие и закона известнии хранителие бывше, прехвальнии мученицы, / поете Христа во веки.   Став Истины почитателями / и закона верными хранителями, / вы, мученики прехвальные, / воспеваете Христа вовеки.
Седморасленный плод святаго корене яко воистинну, / седмь Маккавеи, мученики Господни, почтим достойно.   Седмеричный плод, / воистину от святого корня произросший, / семь Маккавеев, мучеников Господних, / почтим достойно.
Закону ревнители, единодушныя страдальцы, вернии, / седмь Маккавей с рождшею их почтим достойно.   Закона ревнителей, / страдальцев единодушных, / семь Маккавеев с родившею их, / верные, почтим достойно.
Троичен: Троице Неразделимая, Единице, / в Божестве славлю Едину / и в триех пою Тя лицех, Едину силу.   Троичен: Троица, Нераздельная Единица! / Славлю Тебя, единую в Божестве, / и воспеваю в трех Лицах / единое Владычество!
Богородичен: В последняя нас ради от Девы воплощеннаго Бога, / священницы, пойте и превозносите Его во веки.   Богородичен: В последние времена / нас ради от Девы воплотившегося Бога, / священники, воспевайте / и превозносите Его вовеки!
Катавасия: Благословите, отроцы, / Троицы равночисленнии, / Содетеля Отца Бога, / пойте снизшедшее Слово / и огнь в росу претворшее / и превозносите всем жизнь подавающаго / Духа Всесвятаго во веки.   Катавасия: Благословляйте, отроки, / Троице равночисленные, / Бога Отца Создателя, / воспевайте Слово, сошедшее / и огонь в росу претворившее, / и превозносите всем жизнь подающего / Духа всесвятого, вовеки!
Песнь 9 Ирмос: Бога / человеком невозможно видети, / на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою бо, Всечистая, явися человеком / Слово воплощенно, / Егоже величающе, / с Небесными вои Тя ублажаем.   Песнь 9 Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, / на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; / но чрез Тебя, Всечистая, / стало видимым для смертных Слово воплощенное. / Его величая, / мы вместе с небесными воинствами / Тебя восхваляем.
Тленни от преслушания быхом, Божия заповеди преступницы явльшеся: / сего ради смерть прииде человеком. / Темже безсмертия процвете днесь победный Крест Христов, егоже целуем.   Тленными мы стали за ослушание, / преступниками Божией заповеди явившись, / от чего и пришла к людям смерть. / Но бессмертие произрастил победный Крест Христов, / который мы в сей день целуем.
Се Древо пресвятое крепкая надежда верным явися, клятвы избавление, / человеком радость предлежит, обличая тьмы начальника, / сему поклонимся, вернии, с веселием.   Вот, явилось Древо Пресвятое / крепкой надеждой верным, / от проклятия избавлением. / Он, радость людям, пред нами лежит, / обличая тьмы начальника. / Ему поклонимся, верные, с веселием.
Начало благословения, и утверждение христиан, и стена, и твердое заступление, / и клятвы избавление явися нам Древо вожделенное, оружие непобедимое, / просвети и освяти нас, покланяющихся тебе.   Начало благословения / и утверждение христиан, / и стена, и крепкая защита, / и избавление от проклятия явилось нам / – Древо вожделенное, оружие непобедимое! / Просвети и освяти нас, / поклоняющихся тебе.
Богородичен: Храме и двере освящения, Престоле Божий, / облаче и свещниче всесветлый и ковчеже благодати, Всенепорочная, / честне покланяющияся образу честному Единороднаго Твоего Сына покрый и сохрани.   Богородичен: Храм и дверь освящения, престол Божий, / облако и светильник светлейший, / и ковчег благодати, Всенепорочная! / Благоговейно поклоняющихся священному образу / единородного Твоего Сына, / покрой и сохрани!
Ин. Ирмос: Величаем Тя, Матерь Божию, / и славим Тя, Богородице Дево, / яко Спаса рождшую душ наших.   Иной канон. Ирмос: Величаем Тебя, Матерь Божию, / и славим Тебя, Богородица Дева, / как родившую Спасителя душ наших.
Сокровище Божественных дарований воистинну показастеся, / богатство неотъемлемое, всехвальнии мученицы.   Сокровищем Божественных дарований / воистинну вы явились, / и богатством неотчуждаемым, / всехвальные мученики!
Молитвенницы доблии к Зиждителю всех суще, / испросите невлаемую жизнь душам нашим.   Молитвенники доблестные / к Создателю всего! / Испросите безмятежную жизнь / душам нашим.
Иже Божественною ревностию и теплотою души творящия вашу память / сохраните неснедаемы от лукаваго.   С Божественною ревностью / и с горячностью души / творящих вашу память сохраните / от поглощения лукавым.
Троичен: С Сыном Отцу и Духу правому поклонимся, со Ангелы зовуще: / слава в Вышних Богу.   Троичен: С Сыном Отцу / и Духу правому поклонимся, / со Ангелами взывая: / «Слава в вышних Богу!»
Богородичен: Радуйся, двере святая, Богу отверстая, единому Премудрому, / Юже осени Дух Пресвятый.   Богородичен: Радуйся, дверь святая, / одному Богу премудрому отверстая, / – Та, Которую осенил / Дух Пресвятой!
Катавасия: Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже Крестное Живоносное на земли насадися Древо; / тем, ныне возносиму, / покланяющеся ему, Тя величаем.   Катавасия: Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь ему, мы Тебя величаем.

 

Светилен Октоиха Слава, мучеников: Чудныя воспоем Маккавеи, Елиазара, отроки и Соломонию: / сии бо низложиша шатания началозлобнаго змия / и, закона служителие бывше, венчашася.   Светилен октоиха Слава, мученикам:Чудных Маккавеев воспоем: / Елеазара, отроков и Соломонию: / ибо они низложили превозношение / змия, зла начальника, / и за служение Закону / сделались венценосцами.
И ныне, Креста: Крест – хранитель всея вселенныя, / Крест – красота Церкве, / Крест – наша держава, / Крест – верных утверждение, / Крест – Ангелов слава и демонов язва.   И ныне, Кресту:Крест – хранитель всей вселенной, / Крест – красота Церкви, / Крест – царей могущество, / Крест – верных утверждение; / Крест – Ангелов слава / и демонов поражение.
На хвалитех стихиры на 6, Креста 3, глас 1. Подобен: Небесных чинов:   На «Хвалите:» стихиры на 6. Стихиры Кресту, глас 1* Подобен: Небесных полков:
Небесная шествия / Крест Честный готовит всем, / тому покланяющимся верою несумненною, / и ликом невещественных сил / Иже на нем Пригвоздивыйся / сочетает любовию поющия того.   Шествие на небеса / Крест священный уготовляет всем, / ему поклоняющимся с верою, чуждою сомнений. / И с хором невещественных Сил / на нем Пригвожденный сочетает / с любовью воспевающих его.
Кланяющеся верою Кресту Честному, / на нем распеншагося воспоем Владыку, / Того мановением, / устне вкупе и душу очищающе, / и сиянии сего мысленными уяснимся, / хваляще его.   Поклоняясь с верою Кресту священному, / воспоем на нем распятого Владыку, / по мановению Его / уста и вместе душу очищая; / и сияниями его мысленными озаримся, / восхваляя его.
Горесть древле услаждая, Моисей / избави Израиля, / образ Креста написуя, / мы же сего, вси вернии, / тайно и Божественно воображающе в сердцах наших, / всегда спасаемся державою его.   Горечь в древности в сладость претворив, / Моисей избавил Израиль, / начертывая образ Креста; / мы же, все верные, / таинственно и божественно его изображая в сердцах наших, / всегда спасаемся силою его.
И святых 3, самогласны, глас тойже:   Стихиры святым самогласные, глас 1
Многострадальная мати, / к подвигом созвавши своя дети, глаголаше: / авраамстей седине последуйте, / да заколению Исаакову причаститеся. / Тии же приимаху наставляющую, / предпостизаху учащую, / друг по друзе томления муки видяще, / ихже молитвами, Боже, помилуй нас.   Многострадальная матерь, / к подвигам созывая детей своих, возглашала: / «Авраамовой седине последуйте, / чтобы закланию Исаака приобщиться!» / Они же предваряли наставляющую, / побуждали вразумляющую, / взаимными увещаниями при виде мук. / Их молитвами, Боже, помилуй нас!
Глас 4: Седмь столпи избраннии / от единаго камене словеснаго усечени быша, / непоколебим показаша закона столп. / Темже благоволи, Спасе, / в мире сохранитися душам нашим.   Глас 4: Семь избранных столпов, / из одной скалы разумной вытесанных, / Закона твердыню явили непоколебимой. / Ради них, Спаситель, благоволи / сохранить в мире души наши.
Глас 5: Иже закона хранителие / и Соломонии сынове, / на судищи страждуще, ко Антиоху вопияху: / мы, Антиоше, за отеческий закон терпим. / Не отлучит же нас ни огнь, ни меч, ни зверие, ни раны, / но вкупе умрем с материю старицею / и учителем отцем, / живуще и срадующеся в некончаемыя веки.   Глас 5: Закона хранители и Соломонии сыны, / во время подвига своего страдая, ко Антиоху взывали: / «Мы, о Антиох, стоим крепко за отеческий закон, / и от него не отлучит нас ни огонь, ни меч, / ни звери, ни бичи, / но умрем вместе с матерью-старицею / и учителем-отцом, / чтобы с ними жить и радоваться / в бесконечные века!»
Слава, глас 4: На Маккавеи собравшуюся рать, / приидите, узрим, вернии, мужество: / мучитель бо царь, вся языки удержав, / держим беяше от старца и детей седьми / и единыя жены. / Темже молитвами их, Боже, / помилуй нас.   Слава, глас 4:Против Маккавеев собравшуюся брань / давайте узрим, верные, и их мужество: / ибо царь-тиран, все народы одолевший, / сам был побеждаем старцем / и семью отроками и одною женой. / Потому молитвами их, Боже, / помилуй нас!
И ныне, Креста, глас тойже: Пособивый, Господи, кроткому Давиду покорити иноплеменника, / верному нашему воинству споборствуй / и оружием Креста низложи враги наша. / Покажи, Благоутробне, на нас древния милости Твоя, / и да разумеют воистинну, яко Ты еси Бог, / и, на Тя надеющиися, побеждаем, / молящиися обычно Пречистей Твоей Матери / дароватися нам велией милости.   И ныне, Кресту, глас 4:Господи, Ты помог кротчайшему Давиду / победить иноплеменника, / и верному нашему царю содействуй в битвах, / и оружием Креста врагов наших низложи; / яви на нас, Милосердный, древние милости Твои, / и да познают истинно, что Ты – Бог, / и мы, на Тебя надеясь, побеждаем, / при обычных пречистой Твоей Матери ходатайствах / о даровании нам великой милости.
Славословие великое, тихо, со гласом. Иерею же оболчену сущу во всю одежду священническую, приходит с кадилом к святей трапезе, предходящу ему диакону с лампадою, и кадит святую трапезу и Честный Крест, и тако взимает Честный Крест с блюдом на главу, и исходит северными дверьми из олтаря, предъидущим ему со двема лампадами и с кадилом; приходит же прямо царских дверей и стоит, ожидая конца трисвятаго. Кончаваему же трисвятому, возглашает иерей: Премудрость, прости. И клирицы поют тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя: трижды. И тако приходит иерей, нося на главе Честный Крест, пред святыя царския двери ко аналогию, емуже украшену сущу, полагает на нем Честный Крест. И творит поклонение Честному Кресту, трижды, поя тихогласно: Кресту Твоему / покланяемся, Владыко, / и святое воскресение Твое славим. И ликове тоже поют велегласно, трижды. Таже целуют Честный Крест и покланяются паки единою.   И поем славословие великое тихим гласом. Священник же в полном облачении подходит с кадилом к святей трапезе, предшествуемый диаконом со свечой, и кадит св. трапезу и св. Крест. Затем возлагает его вместе с блюдом на голову и выходит северными вратами из алтаря, предшествуемый двумя свещеносцами и диаконом с кадилом. Дойдя же до царских врат, стоит перед ними, ожидая конца Трисвятого. Затем же возглашает: Премудрость! Станем благоговейно! И хор поет тропарь: Спаси, Господи, людей Твоих: трижды, а священник идет, неся на голове св. Крест, к украшенному аналою перед царскими вратами и полагает св. Крест на него. И совершает трижды поклонение св. Кресту, воспевая тихим гласом: Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, / и святое воскресение Твое славим. И оба хора поют то же трижды, громким голосом. И целуют все св. Крест, и снова поклоняются единожды, воспевая стихиры самогласные.
Поюще стихиры самогласны, глас 2:   Стихиры самогласные, глас 2
Приидите, вернии, / Животворящему Древу поклонимся, / на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, / вознесе нас на первое блаженство, / яже прежде враг сластию украд, / изгнаны от Бога сотвори. / Приидите, вернии, Древу поклонимся, / имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. / Приидите, вся отечествия языков, / Крест Господень песньми почтим: / радуйся, Кресте, падшаго Адама совершенное избавление, / о тебе бо вернейший царие наши хвалятся, / яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряюще. / Тя ныне со страхом христиане целующе, / на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: / Господи, на том пригвоздивыйся, помилуй нас, / яко Благ и Человеколюбец.   Придите, верные, / животворящему Древу поклонимся, / на котором Христос, Царь славы, / добровольно руки распростер / и возвысил к прежнему блаженству / нас, которых враг, услаждением ограбив, / соделал изгнанными от Бога. / Придите, верные, поклонимся Древу, / благодаря которому мы удостоились / сокрушать головы невидимых врагов. / Придите, все племена народов, / Крест Господень песнопениями почтим. / Радуйся Крест, падшего Адама совершенное искупление! / Тобою вернейшие цари наши хвалятся, / ибо они твоею силою / народ измаильтян могущественно покоряют. / Ныне тебя со страхом целуя, / мы, христиане, славим / пригвожденного на тебе Бога, возглашая: / «Распятый на нем, Господи, помилуй нас, / как благой и Человеколюбец!»
Глас 5: Зрящи Тя тварь вся, на Кресте нага висяща, / Содетеля и Зиждителя всех, / изменяшеся страхом и рыдаше, / солнце же свет омрачи, / и земля колебашеся, / камение же разседашеся, / и храма светлость раздирашеся, / мертвии восташа от гробов, / и ангельския силы ужасошася, глаголюще: / о, чудесе! Судия судится / и страждет хотя за спасение мира и обновление.   Глас 5: Все творение, видя нагим, на Кресте висящим, / Тебя, Творца и Создателя всего, / изменялось в страхе и рыдало: / солнце же свет свой помрачило, / и земля колебалась, / а камни распадались, / и светлая завеса храма раздиралась, / мертвые восстали из гробниц, / и ангельские Силы ужаснулись, возглашая: / «О чудо! Судия судится, / и страдает по Своей воле / за спасение мiра и обновление!»*
Глас 8: Днесь Владыка твари / и Господь славы / на Кресте пригвождается / и в ребра прободается, / желчи и оцта вкушает / сладость Церковная, / венцем от терния облагается. / Покрываяй небо облаки / одеждею облачится поругания, / и заушается бренною рукою / рукою создавый человека; / по плещема биен бывает / одеваяй небо облаки. / Заплевания и раны приемлет, / поношения и заушения / и вся терпит мене ради, осужденнаго, / Избавитель мой и Бог, / да спасет мир от прелести, яко Благоутробен.   Глас 8: В сей день Владыка творения и Господь славы / ко Кресту пригвождается / и в ребра пронзается; / желчи и уксуса вкушает Услада Церкви; / венец из терний возлагается / на Покрывающего небо облаками; / в одежду посмеяния облекают / и бьют по лицу созданной из земли рукою / Создавшего Своей рукою человека; / по спине бичуют / Одевающего небо облаками; / принимает оплевания и раны, / оскорбления и удары / и все терпит ради меня, осужденного, / Искупитель мой и Бог, / да спасет мир от заблуждения, как Милосердный.
Слава, и ныне, глас тойже: Днесь неприкосновенный существом / прикосновен мне бывает, / и страждет страсти / свобождаяй мя от с

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow